Программа.Психологическое сопровождение одаренных детей при внедрении ФГОС
Программа.Психологическое сопровождение одаренных детей при внедрении ФГОС
Работа с одарёнными детьми, выявление их индивидуальных способностей и сопровождение на протяжении всего периода обучения является приоритетным направлением в рамках внедрения ФОС
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа.Психологическое сопровождение одаренных детей при внедрении ФГОС»
ПРОГРАММА
«Психологическое сопровождение одаренных детей
при внедрении ФГОС»
Пояснительная записка
В условиях модернизации российского образования проблема выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей становится одной из актуальнейших сегодня.Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Ведь одаренные и талантливые дети – потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие общества. Однако проблема диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно (“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”).
Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".
Работа с одаренными детьми, выявление их индивидуальных способностей и сопровождение на протяжении всего периода обучения является приоритетным направлением в рамках внедрения ФГОС.
«Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать, как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят» (из Национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Медведев Д.А.).
В рамках инициативы «Наша новая школа» обеспечивается сопровождение и поддержка талантливых ребят в течение всего периода обучения (из выступления Левитской А.А. на пленарном заседании V Всероссийской конференции «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы»).
В связи, с этим и возникла необходимость разработки и внедрения в практику работы Программы психологического сопровождения одаренных детей при внедрении ФГОС.
1. Цели и задачи программы
Цель программы: психологическое сопровождение и разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ученика, создание системы развития одаренных и талантливых детей.
Данная цель определяет задачипсихологического сопровождения:
определение концепции одаренности,
определение критериев детской одаренности,
разработка психологического инструментария диагностики одаренности учащихся,
выявление потенциально одаренных учащихся,
создание банка данных одаренных учащихся,
психологическое сопровождение индивидуального развития личности учащихся, соответствующие их способностям и дарованиям,
развитие одаренности учащихся на каждом возрастном этапе и поиск адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности,
психологическое сопровождение родителей и педагогов, оказание им психологической и методической помощи,
определение организационных условий развития одаренности учащихся, разработка программно-методической документации,
внедрение и активное использование инновационных технологий обогащающего обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:
психодиагностика,
психопрофилактика,
коррекционно-развивающее,
психологическое консультирование,
психологическое просвещение.
Палитра одаренности:
Интеллектуальная одаренность;
Академическая одарённость;
Художественная одаренность (этот вид одаренности отражает высокий творческий потенциал человека: искусство, литература, музыка, прикладное искусство и т.д.);
Социальная одаренность (проявляется в умении разбираться в людях, устанавливать с ними эффективные отношения; основой социальной одаренности является социальный интеллект);
Спортивная (моторная) одаренность (проявляется в разных видах двигательной деятельности (спорт, танцы)).
Принципы реализации программы
1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения детей. Принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое общество, учет и реализацию социального заказа образованию.
2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для разных детей.
3. Принцип индивидуально-личностной ориентации как ведущего приоритета образовательной системы демократического общества. Право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие является основным критерием успешного образования и развития одаренного ребенка.
4. Принцип вариативности и свободы выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей.
5. Принцип единства деятельностного, оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одаренных детей.
Предполагаемые результаты от реализации программы:
построение в образовательных учреждениях эффективной системы условий развития детской одаренности;
формирование ценностного отношения к различным способностям личности, понимание ценности способной, одаренной личности;
создание банка данных по различным критериям одаренности;
увеличение количества учащихся, показавших высокие результаты в деятельности, высокий уровень реализации способности;
психологическое сопровождение индивидуального развития личности учащихся, соответствующие их способностям и дарованиям;
формирование банка психологических технологий и методик развития детской одаренности;
организация системы занятий и тренингов, способствующих творческому росту учителей и лицеистов;
4. Критерии диагностики одаренности
В качестве основного критерия способностей многие психологи рассматривают успешность деятельности. Так, в отечественной психологии С.Л.Рубинштейном и Б.М.Тепловым была сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность", "талант" по единому основанию - успешности деятельности.
Критерии одаренности. Одаренность - дар - талант - гений - способности. Все вышеприведенные понятия подразумевают различные подходы к одаренности, различные критерии выявления ее. На практике одаренность выявляется двумя способами:
По достижениям.
По результатам специальных тестов.
Ступени и степени развития одаренности.
Крайний полюс - "гений". Это, буквально, дух; частица бога в человеке. Определение, не поддающееся формализации и анализу.
"Талант" близок в своем библейском смысле к понятию дара. Дар - это нечто, данное человеку свыше, определенное преимущество, возможность.
Близок к понятию "возможность" и термин "способность". И то и другое подразумевает потенцию, возможность чего-то. Именно так и звучит определение способности в "рабочей концепции" - "определяет возможность достижения высоких результатов".
Разработанная Дж.Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров:
Мотивация.Мотив (от французского motif – побудительная причина) – психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.
При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. При всем возможном и реальном многообразии мотивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп.
По данным научной лаборатории Д.Б. Богоявленской, занимающейся данной проблемой, на определённом этапе важно вовремя менять мотивацию учения: с мотивации «на оценку» – на мотивацию «на развитие». Наличие же в ребёнке мотивации «на содержание» (предмета) есть признак одарённости.
Креативность. Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись "творить" в сфере искусства, техники или других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная, универсальная способность.
При оценке креативности учитывают обычно четыре параметра.
1. Продуктивность, или "беглость", – способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.
2. Гибкость представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Противоположное качество называют "инертностью мышления".
3. Оригинальность – один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широкоизвестных, общепринятых, банальных.
4. Разработанность. Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие – детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.
Способности выше среднего уровня. Для успешного выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом или математиком. Необходимо то, что называют обычно "способностями выше среднего уровня".
Большая часть способностей имеет универсальный характер, но есть и исключительно специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности.
В психологии известно и явление "компенсации". Недостаток развития одних способностей может быть частично восполнен, компенсирован за счет более интенсивного развития других. Иногда этого хватает, чтобы добиться высоких и даже выдающихся результатов.
Одаренность как динамическая характеристика
Важной особенностью одаренности является то, что это не статическая, а динамическая характеристика. Она эволюционирует и существенно, качественно меняется в ходе развития. Это делает особенно значимой уже не проблему обучения одаренных детей, а проблему развития детской одаренности, или, говоря иначе, проблему развития потенциала личности каждого ребенка.
5. Модель диагностики детской одаренности
Диагностические методики поделены по содержанию на три группы:
методики для выявления уровня психосоциального (личностного) развития ребенка,
методики диагностики интеллектуального уровня
уровня креативности.
Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой группы существует деление на методики: для психологов, для педагогов, для родителей, а также методики для детей.
«Определение уровня проявления способностей ребенка» (А. И. Сизанова)
Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)
Диагностика для классных руководителей
«Шкала рейтинга поведенческих характеристик» (Дж. Рензули), определение познавательных, мотивационных, лидерских и других качеств личности одаренного ребенка.
Метод наблюдения за одаренными детьми, используемый для определения выраженности способностей детей
Метод анализа продуктов деятельности одаренных учеников.
3. Психологическая диагностика учащихся:
Методика Торренса "Творческое мышление"
Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»
Опросник креативности Джонсона
Тест Гилфорда (изучение творческого мышления)
Методика Алексеева «Стиль мышления»
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)
Методика «Школьный тест умственного развития» (ШТУР)
Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)
Опросник «Учебная мотивация» для 5-8кл. Карпова
Тест -опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника (С.В. Ковалёва)
Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожков)
Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников
Тест-опросник “Способен ли ты быть лидером?”
Диагностика «Палитра интересов» (А.И. Савенков)
Рекомендовано к использованию:
Диагностика “эмоционального интеллекта” Н.Холл
Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А. И. Божович
Методика Йовайши (выявление художественной, умственной и технической одаренностей).
Диагностика уровня интеллектуального коэффициента (IQ) Айзенка
Определение творческих способностей Х.Зиверта
«Интеллектуальный портрет» (А.И. Савенков)
Портфолио личностного развития.
Перечисленные выше диагностики позволяют выявить общую одаренность учащихся и создать целостное представление об их уровне развития. В соответствии с индивидуальными темами исследований могут использоваться специфические диагностики, связанные с выявлением частных способностей и особенностей развития учащегося.
Ступенчатая стратегия диагностики включает в себя 3 этапа:
I этап – опросники, наблюдение, различные оценочные процедуры. Осуществляется учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией, родителями, педагогом- психологом и другими специалистами.
II этап – более точные и специфические диагностические процедуры. Осуществляется учителями-предметниками, педагогом - психологом, самим ребенком .
III этап – более точные и специфические психологические диагностические процедуры (тесты). Осуществляется педагогом - психологом.
Сферы деятельности психолога:
Психолого-педагогическое сопровождение родителей одарённых детей:
Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах одаренного ребенка (плакаты, стенды, брошюры, информационные фильмы, родительские собрания и т.п.);
Обучение родителей способам взаимодействия с одарённым ребенком (тренинги детско-родительских отношений);
Индивидуальные консультации и беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в работе с одарёнными учащимися:
Тематические педсоветы, деловые игры, тренинги, семинары;
Тематические памятки и рекомендации;
Индивидуальные консультации руководителей НОУ;
Разработка программ изучения («Карта одарённости» ) и поддержки одарённого ребёнка;
Совместное проведение школьной конференции, дня науки, слётов.
Психологическое сопровождение одарённых детей:
Поддержка олимпиадников;
Поддержка юных исследователей;
Развитие лидерских способностей;
Развитие творческих способностей.
БИБЛИОГРАФИЯ ПО ТЕМЕ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Адаскина А.А., Битянова М.Р., Дружинин А.Н. и др. Психология одаренности: от теории к практике/под редакцией Ушакова Д.В. − М, 2000.
Веняр Л.А., ДьяченкоО.М., АгаеваЕ.Л. и др. Программа «Одаренный ребенок»: (основные положения) – М.: Новая школа, 1995.
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка 1996.
Лейтис Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальное различие. − М., 1997.