Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности кружка "Воинские традиции кубанских казаков"»
Пояснительная записка
Актуальность разработки программы в настоящее время обусловлена необходимостью поиска путей возвращения человека в культуру вопреки разрушению духовного и культурного кода в результате некоторых процессов обновления социально-экономической и духовной сферы жизни общества.
Развитие духовности немыслимо без ощущения человека как части своего народа и его культуры. В решении задач духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения культурным традициям народа отводится сегодня более заметное место.
Педагогически направленное приобщение к богатейшим традициям культуры казаков позволяет преодолеть многие проблемные ситуации, сложившиеся сегодня в обществе: движение в сторону создания единой глобальной культуры, сглаживание культурно-этнических особенностей сообщества, отчуждение молодого поколения от культуры своих предков, угасание интереса к истории и культурным традициям своего народа, формирование музыкальных вкусов детей.
Программа курса внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению для 4 класса разработана на основе рабочей программы «Традиции родного края. История и культура казачества». Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей 1- 11 классы/ Н.В. Бурова, Д.В. Буров - Волгоград. Издательство «Учитель» 2015 г.
Цели и задачи данного кружка совпадают с целями и задачами, отражёнными в авторской программе.
Программа курса внеурочной деятельности выбрана с учётом выбора родителей (законных представителей) учащихся.
Сведения о сроках реализации программы
Год обучения
1 год
Количество учебных недель
34
Количество часов в неделю
1
Количество часов в год
34
Итого
34
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа 10-11 лет.
Периодичность проведения занятий смешанная: еженедельно и интенсивы для проведения экскурсий. Программой предусмотрено проведение 3 экскурсий
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «История кубанского казачества» соответствуют первому уровню – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Воспитанники должны знать:
- обязанности мужчины в обществе;
- народные традиции и обряды родного края;
-русскую государственную символику;
- различие традиционного мужского и женского воспитания в семье;
- воинские казачьи обряды;
- понятие «казачьего Спаса»;
- традиционную воинскую одежду и снаряжение казака.
Воспитанники должны уметь:
- пользоваться некоторыми видами снаряжения казака;
- изготовить нагайку;
- использовать элементы техники воинского мастерства.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов внеурочной деятельности.
Таблица распределения часов по разделам и классам .
№ п/п
Разделы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
По годам обучения
1 год
1.
Гендерная специфика традиционной культуры на примере культурных традиций казаков.
2
2
2.
Мужские традиции русского народа (с учетом регионального компонента). Легко ли быть казаком? Оружие казаков. Нагайка. Мужской казачий костюм.
10
10
3.
Экскурсии в старину. Русская государственная символика. Двуглавый орел со скипетром и державой в когтях. Что мы знаем о русском флаге и флаге казаков (с учетом регионального компонента)?
Слава отчего края. Славные ратные подвиги государства Российского. Подвиг воинов Великой Отечественной войны.
5
5
4.
Русская воинская культура. Мужская пляска казаков как отработка элементов техники воинского мастерства
6
6
5.
Учебная практика. Передача опыта владения традициями воинской культуры младшей группе обучения. Демонстрация и наработка элементов техники воинского мастерства.
1.Гендерная специфика традиционной культуры на примере культурных традиций казаков. 2ч.
Аудиторные.Что самое трудное в жизни мужчины? Что значит для меня быть мужчиной? Аспекты мужского и женского в казачьей культуре. Умение готовить. Защита территории. Обычаи побратимства. Умение владеть конем, оружием. Воспитание детей. Умение говорить на разных языках. Хозяйственные работы. Главенство в доме, семье. Особенности возрастного бытования в русских общинах. Три возрастных слоя. Границы.
2. Мужские традиции русского народа (с учетом регионального компонента).10ч.
Аудиторные.Легко ли быть казаком? Традиции казачества: история и современность. Уклад жизни казаков. Девиз казаков. Казак- воин Христов. Мужской казачий костюм (влияние военной формы). Оружие казаков. Нагайка, её символическое значение. Внеаудиторные. Освоение техники плетения нагайки на 4 лентах. Воинские обряды. Традиция обучения мальчика ратному делу6 при рождении – стрела «на зубок», 7-й день – крещение по святцам, 40-й день – «облачение в кольчужку», к появлению зубов, в 3 года, в 5 лет…
«Генеральные сражения». 19 лет – обучение ратному делу…Ватага – мужской коллектив. Община. Круг как место традиционного воспитания молодого человека. (Рассказ о традиции воспитания мальчика в семье с опорой на военно-патриотические традиции казачества, диалог, пение, игра). Демонстрация элементов традиционных обрядов в кругу, подтанцовок, пения, знакомство с народным календарем ( народные приметы, пословицы, поговорки, описание игр, обрядовых действ, связанных со всеми временами года.) Экскурсия.
Обучение элементам мужских обрядовых действий (ломания, игрища, уговоры), обучение песенным казачьим традициям, участие в обрядовых праздниках, игровые соревнования. Игры для мальчиков : «Уговор», «Бульдозер», «Цепи», «Строй».
3.Экскурсии в старину. 5ч.
Аудиторные. Русская государственная символика. Двуглавый орел со скипетром и державой в когтях. Что мы знаем о русском флаге и флаге казаков (с учетом регионального компонента)?Слава отчего края. Славные ратные подвиги государства Российского.
Внеаудиторные. Подвиг воинов Великой Отечественной войны.Экскурсия.
4.Русская воинская культура. 6ч.
Аудиторные. Знакомство с основами казачьего спаса. Спас оздоровительный, мироустроенческий и бойцовый и их взаимосвязь. Знакомство с элементами системы ближнего боя (освобождение от захватов, работа против оружия).
Внеаудиторные. Мужская пляска казаков как отработка элементов техники воинского мастерства. Пластунская подготовка Позиция рук как движение рук в мужской пляске и как тренинг прикрытия жизненно важных частей тела в технике ведения боя. Положение локтя – позиция ожидания. Присядка как элемент пляски и как техника нападения. Понятие «мертвой точки» при исполнении танца и в тренинге русской воинской культуры.
5.Учебная практика. 9ч.
Аудиторные.Передача опыта владения традициями воинской культуры младшей группе обучения.
Внеаудиторные Демонстрация и наработка элементов техники воинского мастерства.
Внеаудиторные. Влияние воинской культуры на песенное , танцевальное творчество, бытовую культуру. Экскурсия.
Формы организации и виды деятельности: Рассказ, опрос, эвристическая беседа, объяснение, беседа, игры, тренировки, забавы, Боевые сказки. Игры и забавы в парах, игры и забавы в кругу, игровые соревнования.
Гендерная специфика традиционной культуры на примере культурных традиций казаков.
2
2
1
Что самое трудное в жизни мужчины? Что значит для меня быть мужчиной? Аспекты мужского и женского в казачьей культуре. Умение готовить. Защита территории.
1
1
2
Обычаи побратимства. Умение владеть конем, оружием. Воспитание детей. Умение говорить на разных языках. Хозяйственные работы. Главенство в доме, семье. Особенности возрастного бытования в русских общинах. Три возрастных слоя. Границы.
1
1
Мужские традиции русского народа (с учетом регионального компонента).
10
2
8
3
Легко ли быть казаком? Традиции казачества: история и современность. Уклад жизни казаков. Девиз казаков. Казак- воин Христов.
1
1
4
Мужской казачий костюм (влияние военной формы). Оружие казаков. Нагайка, её символическое значение.
1
1
5
Освоение техники плетения нагайки на 4 лентах. Воинские обряды.
1
1
6
Традиция обучения мальчика ратному делу при рождении – стрела «на зубок», 7-й день – крещение по святцам, 40-й день – «облачение в кольчужку», к появлению зубов, в 3 года, в 5 лет…
1
1
7
«Генеральные сражения». 19 лет – обучение ратному делу…Ватага – мужской коллектив. Община.
1
1
8
Круг как место традиционного воспитания молодого человека. (Рассказ о традиции воспитания мальчика в семье с опорой на военно-патриотические традиции казачества, диалог, пение, игра).
1
1
9,10
Демонстрация элементов традиционных обрядов в кругу, подтанцовок, пения, знакомство с народным календарем ( народные приметы, пословицы, поговорки, описание игр, обрядовых действ, связанных со всеми временами года.)Экскурсия.
2
2
11
Обучение элементам мужских обрядовых действий (ломания, игрища, уговоры), обучение песенным казачьим традициям, участие в обрядовых праздниках, игровые соревнования.
1
1
12
Игры для мальчиков : «Уговор», «Бульдозер», «Цепи», «Строй».
1
1
Экскурсии в старину.
5
3
2
13
Русская государственная символика.
1
1
14
Двуглавый орел со скипетром и державой в когтях. Что мы знаем о русском флаге и флаге казаков (с учетом регионального компонента)?
1
1
15
Слава отчего края. Славные ратные подвиги государства Российского.
1
1
16, 17
Подвиг воинов Великой Отечественной войны.
Экскурсия.
2
2
Русская воинская культура.
6
2
4
18
Знакомство с основами казачьего спаса. Спас оздоровительный, мироустроенческий и бойцовый и их взаимосвязь.
1
1
19
Знакомство с элементами системы ближнего боя (освобождение от захватов, работа против оружия).
1
1
20
Мужская пляска казаков как отработка элементов техники воинского мастерства.
1
1
21
Пластунская подготовка Позиция рук как движение рук в мужской пляске и как тренинг прикрытия жизненно важных частей тела в технике ведения боя.
1
1
22
Положение локтя – позиция ожидания. Присядка как элемент пляски и как техника нападения.
1
1
23
Понятие «мертвой точки» при исполнении танца и в тренинге русской воинской культуры.
1
1
Учебная практика.
9
1
8
24
Передача опыта владения традициями воинской культуры младшей группе обучения.
1
1
25
Демонстрация элементов техники воинского мастерства.
1
1
26
Демонстрация элементов техники воинского мастерства.
1
1
27
Демонстрация элементов техники воинского мастерства.
1
1
28
Наработка элементов техники воинского мастерства.
1
1
29
Наработка элементов техники воинского мастерства.
1
1
30
Наработка элементов техники воинского мастерства.
1
1
31
Демонстрация и наработка элементов техники воинского мастерства.
1
1
32
Демонстрация и наработка элементов техники воинского мастерства.