Программа по работе с одаренными детьми в начальной школе «Вперед в будущее!»
Программа по работе с одаренными детьми в начальной школе «Вперед в будущее!»
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для
современного российского общества. Талантливые дети - будущее России, это они во многом будут определять её судьбу в будущем, поэтому важнейшей задачей современной школы является выявление одарённых детей, создание специальных условий для реализации и развития их потенциальных возможностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по работе с одаренными детьми в начальной школе «Вперед в будущее!»»
Программа
по работе с одаренными детьми в начальной школе
«Вперед в будущее!»
Составитель:
Миронова Нина Михайловна,
учитель начальных классов,
МАНОУ «Гимназия №2»
Мариинск
2022
Введение
В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип –
каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша задача. В этом успех России.
В.В.Путин
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для
современного российского общества. Талантливые дети - будущее России, это они во многом будут определять её судьбу в будущем, поэтому важнейшей задачей современной школы является выявление одарённых детей, создание специальных условий для реализации и развития их потенциальных возможностей.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одной из главных задач в работе с одарёнными детьми в начальной школе является создание условий для оптимального развития способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин — «детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.
Условно можно выделить четыре категории одаренных детей:
• спортивная одаренность: общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта).
Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими за последнее время: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Начальная школа, являясь структурным подразделением в системе непрерывного образования, не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творчества учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в школе.
Результаты SWOT-анализа деятельности МАОУ «Гимназия №2» по работе с одаренными детьми в начальных классах.
Сильные стороны учреждения
Укомплектованность педагогическими кадрами.
Достаточный уровень квалификации педагогических работников.
Наличие некоторых результатов на муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников;
Результативное использование технологии развивающего обучения и технологий здоровьесбережения, способствующих интеллектуальному развитию обучающихся начальных классов и сохранению их здоровья.
Способность педагогов применять современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии обучения.
Доступ образовательного учреждения к печатным и электронным образовательным ресурсам, в т.ч. размещенным в Интернете
Слабые стороны учреждения
Отсутствие:
пакета диагностических материалов выявления одаренных детей по различным направлениям;
персонифицированной базы данных динамики личностного роста обучающихся;
мониторинга продвижения одаренного ребенка в социуме.
Недостаточное кадровое обеспечение вспомогательных служб.
Школа не привлекает в порядке, установленном законодательством РФ в области образования, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц
Возможности, существующие во внешней среде
Заинтересованность в результатах образовательного процесса: родителей обучающихся.
Проведение публичного отчета образовательного учреждения о результатах работы по выявлению и поддержке одаренных детей.
Угрозы, существующие вовнешней среде
отсутствие моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности; внешней методической и мотивационной подготовки педагогических и руководящих работников;
неготовность обучающихся, их родителей к реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
риск недостаточного финансирования школы для создания условий по выявлению и поддержке одаренных детей.
По результатам SWOT-анализа деятельности школы было выявлено, что школа обладает ресурсами, необходимыми для организации работы по выявлению и поддержке одаренных детей.
Цель:
- создать благоприятные условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности.
Задачи:
* создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
* создание системы учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных и городских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
* разработка индивидуальных форм работы;
* использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
* внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
* организация системы исследовательской работы учащихся;
* обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642;
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576);
Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2019).
Сроки
Внедрение инновационного Проекта работы с одаренными детьми «Вперед в будущее!» выполнимо в течение 2022 – 2023 гг. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.
Заказчики Программы «Вперед в будущее!»
Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Администрация МАНОУ «Гимназия №2».
Участники Программы «Вперед в будущее!»
Участники образовательного процесса МАНОУ «Гимназия №2».
Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.
Оснащение учебных кабинетов и классных комнат.
Обеспечение материалами, необходимыми для работы кружков, секций, клубов.
Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.
Объем и источники финансирования Программы
Федеральный бюджет
Муниципальный бюджет
Социально-психологическое обеспечение
Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе.
Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.
Детализация основных направлений работы с одаренными детьми. Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Типичный подход к обучению одаренных – это организация углубленного и ускоренного изучения детьми содержания школьной программы.
Семейные аспекты развития одарённого ребенка:
создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;
учёт личностных особенностей одарённых детей;
оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.
Риски в реализации Программы и пути их преодоления
Риски в реализации Программы
Пути преодоления
Недостаточный уровень личностных и профессиональных компетенций молодых специалистов.
Повышение квалификации молодых специалистов с помощью обучающих семинаров и вебинаров, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта и опыта коллег.
Несформированность единого пространства жизнедеятельности семьи и школы.
Включение родителей в деятельность по реализации программы «Вперед в будущее!» через личностное участие.
Информационная открытость и доступность материалов программы на сайте учреждения.
Недостаточная мотивация учащихся в личностном самосовершенствовании.
Индивидуальная работа с каждым обучающимся. Создание ситуации успеха.
Ожидаемые результаты от внедрения Программы:
совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
стимулирование мотивации развития способностей;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;создание и развитие страницы «Вперед в будущее!» на школьном сайте.
Работа проводится в 3 этапа:
Диагностический.
Разработка образовательного маршрута и организация работы.
Контроль и учёт эффективности реализации данной программы, коррекция проводимой работы.
1 этап: Диагностический.
№
Использованная методика
Сроки
Ответственный
1
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.
1-2 неделя сентября
Школьный психолог
2
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».
Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.
1-2 неделя сентября
Классный руководитель
3
Методика И.И.Климова «Карта интересов»
3-4 неделя
сентября
Школьный психолог
4
Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс.
3-4 неделя
ноября
Школьный психолог
5
Социометрия. Автор - Дж.Морено.
3-4 неделя
декабря
Школьный психолог
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление индивидуальных особенностей.
2 этап: Разработка образовательного маршрута и организация работы
Образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащихся является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
1
Разработка маршрута одаренных детей.
1 неделя октября
Классный руководитель
2
Корректировка календарно – тематического планирования с учётом разработанного маршрута.
1 неделя октября
Классный руководитель
3
Составление учебного плана во внеурочной деятельности по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, физической культуре.
1 неделя октября
Классный руководитель
4
Выбор темы исследовательских работ по интересующим предметам.
2 неделя октября
Классный руководитель
5
Подбор материала
2 неделя октября
Классный руководитель
6
Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.
2 неделя октября
Классный руководитель
«Интеграция с другими специалистами»
Составление карты познавательной деятельности детей психологом, классным руководителем.
сентябрь
Карта познавательной деятельности ребенка.
Разработка индивидуального образовательного маршрута учителем-предметником.
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Психолог, классный руководитель
1 раз в месяц
Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.
Создание и развитие страницы «Вперед в будущее!» на школьном сайте. Ответственный за ведение школьного сайта.
ежемесячно
Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах. Публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.
Работа с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке, они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Цели развития и успешного обучения одаренных детей в урочной деятельности:
совершенствование предметных умений и навыков;
повышение учебной мотивации одаренных детей;
развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
ролевые игры;
консультации.
Для того чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер в учебной деятельности, необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Работа с детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала в целом.
Внеурочная деятельность является одним из важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки.
Название рабочей программы
Классы, в которых реализуются рабочие программы
«Истоки народной культуры»
1 - 4
«Подвижные игры»
1
«Радуга безопасности»
1 - 4
«Ментальная арифметика»
1-4
«Юный эколог»
4
«Волшебный квиллинг»
1 - 4
«В мир с добром»
2-4
«Юный книголюб»
1 - 4
«Декоративно – прикладное творчество»
1 - 4
«Калейдоскоп наук»
1 - 4
«Логоритмика»
1 - 2
«Развитие познавательных способностей»
1 - 4
«Театр»
1 - 4
«Тропинка к своему Я»
1 - 4
«Умникам и умницам»
1 - 4
«Спортивный калейдоскоп»
2 - 4
«Экология. Первые шаги»
1 - 4
«Шахматы»
1 - 4
«Эстетическая гимнастика»
1 - 4
«Этика: азбука добра»
1
«Весёлый английский»
2 - 4
«Волшебная паутина»
1 - 4
«Здоровейка»
4
«Люби и знай свой край»
1 - 4
«Юный Олимпиец»
3 - 4
«Планета здоровья»
1
«Основы финансовой грамотности»
2-4
3 этап: Контроль и учёт эффективности реализации данной
программы, коррекция проводимой работы
Организация контроля за реализацией программы «Вперед в будущее!» осуществляется в виде:
предметного контроля;
процессуального контроля;
контроля по результатам реализации программы.
Анализ результативности и коррекцияработы в течение года проводятся на:
совещании при директоре;
методических объединениях;
административном совещании;
педсовете.
Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы.
Эффективность программы определена успехами учащихся начальной школы на олимпиадах, марафонах и конкурсах разного уровня.
Заключение.
Одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое детство.
Одаренность - это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик- это тоже дар и испытание для учителя, т. е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.