kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по работе с одаренными детьми в начальной школе «Вперед в будущее!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для

современного российского общества.  Талантливые дети -  будущее России, это они во многом будут определять её судьбу в будущем, поэтому важнейшей  задачей  современной школы  является  выявление  одарённых детей,  создание  специальных  условий  для  реализации  и  развития  их потенциальных возможностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по работе с одаренными детьми в начальной школе «Вперед в будущее!»»



Программа

по работе с одаренными детьми в начальной школе

«Вперед в будущее!»





Составитель:

Миронова Нина Михайловна,

учитель начальных классов,

МАНОУ «Гимназия №2»












Мариинск

2022

Введение


В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип –

каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша задача. В этом успех России.

В.В.Путин



Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для

современного российского общества. Талантливые дети - будущее России, это они во многом будут определять её судьбу в будущем, поэтому важнейшей задачей современной школы является выявление одарённых детей, создание специальных условий для реализации и развития их потенциальных возможностей.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одной из главных задач в работе с одарёнными детьми в начальной школе является создание условий для оптимального развития способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин — «детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.

Условно можно выделить четыре категории одаренных детей:

• интеллектуальная одаренность: предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая;

• художественно-творческая одаренность: литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная;

• коммуникативная (социальная) одаренность: организационно-лидерская; ораторская;

• спортивная одаренность: общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта).

Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими за последнее время: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Начальная школа, являясь структурным подразделением в системе непрерывного образования, не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творчества учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в школе.


Результаты SWOT-анализа деятельности МАОУ «Гимназия №2» по работе с одаренными детьми в начальных классах.


Сильные стороны учреждения

  • Укомплектованность педагогическими кадрами.

  • Достаточный уровень квалификации педагогических работников.

  • Наличие некоторых результатов на муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников;

  • Результативное использование технологии развивающего обучения и технологий здоровьесбережения, способствующих интеллектуальному развитию обучающихся начальных классов и сохранению их здоровья.

  • Способность педагогов применять современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии обучения.

  • Доступ образовательного учреждения к печатным и электронным образовательным ресурсам, в т.ч. размещенным в Интернете

Слабые стороны учреждения

Отсутствие:

  • пакета диагностических материалов выявления одаренных детей по различным направлениям;

  • персонифицированной базы данных динамики личностного роста обучающихся;

  • мониторинга продвижения одаренного ребенка в социуме.

Недостаточное кадровое обеспечение вспомогательных служб.

Школа не привлекает в порядке, установленном законодательством РФ в области образования, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц

Возможности, существующие во внешней среде


Заинтересованность в результатах образовательного процесса: родителей обучающихся.


Проведение публичного отчета образовательного учреждения о результатах работы по выявлению и поддержке одаренных детей.

Угрозы, существующие вовнешней среде


  • отсутствие моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности; внешней методической и мотивационной подготовки педагогических и руководящих работников;

  • неготовность обучающихся, их родителей к реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

  • риск недостаточного финансирования школы для создания условий по выявлению и поддержке одаренных детей.


По результатам SWOT-анализа деятельности школы было выявлено, что школа обладает ресурсами, необходимыми для организации работы по выявлению и поддержке одаренных детей.


Цель:

   -  создать благоприятные условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах  личности.

Задачи:

*   создание системы целенаправленного выявления и   отбора одаренных детей;

*   создание системы учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных и городских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

*    разработка индивидуальных форм работы;

*    использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

*   внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

*    организация системы исследовательской работы учащихся;

*    обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми. 






Нормативно-правовое обеспечение

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642;

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576);

Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2019).

Сроки

Внедрение инновационного Проекта работы с одаренными детьми «Вперед в будущее!» выполнимо в течение 2022 – 2023 гг. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.

Заказчики Программы «Вперед в будущее!»

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.   Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Администрация МАНОУ «Гимназия №2».

Участники Программы «Вперед в будущее!»

Участники образовательного процесса МАНОУ «Гимназия №2».

Материально-техническое обеспечение реализации Программы

  • Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.

  • Оснащение учебных кабинетов и классных комнат.

  • Обеспечение материалами, необходимыми для работы  кружков, секций, клубов.

  • Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.

Объем и источники финансирования Программы

  • Федеральный бюджет

  • Муниципальный бюджет



Социально-психологическое обеспечение

  • Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе.

  • Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

  • Детализация основных направлений работы с одаренными детьми. Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Типичный подход к обучению одаренных – это организация углубленного и ускоренного изучения детьми содержания школьной программы.

Семейные аспекты развития одарённого ребенка:

  • создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;

  • учёт личностных особенностей одарённых детей;

  • оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.

Риски в реализации Программы и пути их преодоления
Риски в реализации Программы Пути преодоления
Недостаточный уровень личностных и профессиональных компетенций молодых специалистов. Повышение квалификации молодых специалистов с помощью обучающих семинаров и вебинаров, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта и опыта коллег.
Несформированность единого пространства жизнедеятельности семьи и школы. Включение родителей в деятельность по реализации программы «Вперед в будущее!» через личностное участие.

Информационная открытость и доступность материалов программы на сайте учреждения.

Недостаточная мотивация учащихся в личностном самосовершенствовании.


Индивидуальная работа с каждым обучающимся. Создание ситуации успеха.

Ожидаемые результаты от внедрения Программы:
  • совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;

  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

  • стимулирование мотивации развития способностей;

  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад;

  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);

  • разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;создание и развитие страницы «Вперед в будущее!» на школьном сайте.



Работа проводится в 3 этапа:

  1. Диагностический.

  2. Разработка образовательного маршрута и организация работы.

  3. Контроль и учёт эффективности реализации данной программы, коррекция проводимой работы.



1 этап: Диагностический.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1




Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

Школьный психолог



2


Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Классный руководитель

3


Методика И.И.Климова «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

4

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс.

3-4 неделя

ноября

Школьный психолог

5

Социометрия. Автор - Дж.Морено.

3-4 неделя

декабря

Школьный психолог

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление индивидуальных особенностей.



2 этап: Разработка образовательного маршрута и организация работы

Образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащихся является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

1

Разработка маршрута одаренных детей.

1 неделя октября

Классный руководитель

2

Корректировка календарно – тематического планирования с учётом разработанного маршрута.

1 неделя октября

Классный руководитель

3

Составление учебного плана во внеурочной деятельности по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, физической культуре.

1 неделя октября

Классный руководитель

4

Выбор темы исследовательских работ по интересующим предметам.

2 неделя октября

Классный руководитель

5

Подбор материала

2 неделя октября

Классный руководитель

6

Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

Классный руководитель

«Интеграция с другими специалистами»

Составление карты познавательной деятельности детей психологом, классным руководителем.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.

Разработка индивидуального образовательного маршрута учителем-предметником.

октябрь

Образовательный

маршрут

Прохождение тестов, предметных олимпиад, посещение кружков.

учебный год

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, классным руководителем.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Психолог, классный руководитель

1 раз в месяц

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

Создание и развитие страницы «Вперед в будущее!» на школьном сайте. Ответственный за ведение школьного сайта.

ежемесячно

Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах. Публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся.


Работа с одаренными детьми в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке, они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Цели развития и успешного обучения одаренных детей в урочной деятельности:

  • совершенствование предметных умений и навыков;

  • повышение учебной мотивации одаренных детей;

  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

  • проблемный;

  • проективный.





Формы:

  • нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;

  • ролевые игры;

  • консультации.

Для того чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер в учебной деятельности, необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Работа с детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала в целом.

Внеурочная деятельность является одним из важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки.



Название рабочей программы

Классы, в которых реализуются рабочие программы

«Истоки народной культуры»

1 - 4

«Подвижные игры»

1

«Радуга безопасности»

1 - 4

«Ментальная арифметика»

1-4

«Юный эколог»

4

«Волшебный  квиллинг»

1 - 4

«В мир с добром»

2-4

«Юный книголюб»

1 - 4

«Декоративно – прикладное творчество»

1 - 4

«Калейдоскоп наук»

1 - 4

«Логоритмика»

1 - 2

«Развитие познавательных способностей»

1 - 4

«Театр»

1 - 4

«Тропинка к своему Я»

1 - 4

«Умникам и умницам»

1 - 4

«Спортивный калейдоскоп»

2 - 4

«Экология. Первые шаги»

1 - 4

«Шахматы»

1 - 4

«Эстетическая гимнастика»

1 - 4

«Этика: азбука добра»

1

«Весёлый английский»

2 - 4

«Волшебная паутина»

1 - 4

«Здоровейка»

4

«Люби и знай свой край»

1 - 4

«Юный Олимпиец»

3 - 4

«Планета здоровья»

1

«Основы финансовой грамотности»

2-4


3 этап: Контроль и учёт эффективности реализации данной  

программы, коррекция проводимой работы

  1. Организация контроля за реализацией программы «Вперед в будущее!» осуществляется в виде:

  • предметного контроля;

  • процессуального контроля;

  • контроля по результатам реализации программы.

  1. Анализ результативности и коррекцияработы в течение года проводятся на:

  • совещании при директоре;

  • методических объединениях;

  • административном совещании;

  • педсовете.

Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы.


Эффективность программы определена успехами учащихся начальной школы на олимпиадах, марафонах и конкурсах разного уровня.

Заключение.

Одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое детство.

Одаренность - это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик- это тоже дар и испытание для учителя, т. е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.

Поэтому – ВПЕРЕД В БУДУЩЕЕ!
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по работе с одаренными детьми в начальной школе «Вперед в будущее!»

Автор: Миронова Нина Михайловна

Дата: 29.01.2024

Номер свидетельства: 644890


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства