Программа по математике разработанная соответствии с вариантом 5.2. ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Программа по математике разработанная соответствии с вариантом 5.2. ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Программа по математике отражают специфику обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, наличием тяжелой речевой патологии, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по математике разработанная соответствии с вариантом 5.2. ФГОС для обучающихся с ОВЗ»
Пояснительная записка
Предмет «Математика» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Программа по математике отражают специфику обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, наличием тяжелой речевой патологии, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности.
В структуре дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Нарушения речи отрицательно влияют прежде всего на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с тяжелыми нарушениями речи страдают не только вербальный интеллект, вербально-логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции, в частности зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие ,абстрактное восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее.
Обучение математике в 1 классе связано с формированием словесной речи учащихся. Поэтому, обучая математике, нужно развивать устную и письменную речь учащихся. От учащихся необходимо требовать (по возможности) правильного произношения математических терминов, правильной грамматической структуры предложений. Перечень основного речевого материала указан в тематическом планировании (словарь). Весь речевой материал учащиеся должны понимать и по возможности проговаривать.
Программа обучения школьников с ТНР предусматривает максимальное включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности школьника. Это обусловлено тем, что речь является средством интеллектуальной деятельности.
Изучение предмета «математика» детей с ТНР направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формировать способность к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических представлений — понимать значения величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; формировать умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитывать интерес к математике, осознавать возможность и роль математики в познании окружающего мира, понимать математику как часть общечеловеческой культуры, стремиться использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
Образовательные задачи:
-формировать систему начальных знаний и умение их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
-формировать умение вести поиск информации и работать с ней;
-формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза в процессе
формирования графической деятельности; обучение предварительному анализу при решении математических задач, формирование обобщений методом исключений с обучением правильно мотивировать ответ, формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, формирование умения планировать свою деятельность, увеличение времени прохождения учебного материала; отработка программы действий при выполнении заданий. Обязательное проведение физкультурных пауз на уроке В процессе обучения учителю следует: использовать чёткие указания, поэтапно разъяснять задания, повторять инструкции к выполнению задания, демонстрировать уже выполненное задание, использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями: поддержание спокойного темпа учебной деятельности; спокойного эмоционального фона общения с обучающимся; организация периодического отдыха в течение учебных занятий; поддержание позитивной модели взаимоотношений избегание ситуации интеллектуального и эмоционального переутомления.
Обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. (1-2 парта) Консультативная помощь семье по коррекции проблем развития обучающегося. Социально-педагогическое сопровождение.
7.Другие специальные условия:
7.1 Индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные в соответствии с вариантом 5.2. ФГОС обучающихся с ОВЗ.
7.2. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг в условиях образовательной организации
-развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления через практическую деятельность;
-развивать пространственное воображение через систему коррекционных упражнений;
-развивать математическую речь через изучение терминологии;
-развивать умение аргументировать, обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.
Воспитательные задачи:
-воспитывать ценностное отношение к своей Родине, семье, бережное отношение к окружающему миру;
-воспитывать интерес к учёбе, предмету;
-воспитывать стремление к расширению математических знаний.
Ведущие принципы обучения математике в первом классе — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные)
В результате изучения курса математики обучающиеся в конце 1 класса:
• научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
• овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
• научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
• получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
• познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин;
• приобретут в ходе работы с таблицами важные для практико- ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и
интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать
выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник 1 класса научится:
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до20;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать и записывать величины (массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (дециметр - сантиметр).
Выпускник 1 класса получит возможность научиться:
• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник 1 класса научится:
• выполнять устно сложение, вычитание однозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 20 (в том числе с нулём и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник 1 класса научится:
• анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
• решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
• находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник 1 класса научится:
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, многоугольник);
• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок) с помощью линейки;
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц;
• планировать несложные исследования, собирать и
представлять полученную информацию с помощью таблиц;
• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Место курса в учебном плане
В 1 классе предусмотрено - 132 часа (4 ч в неделю, 33учебных недели).
Содержание курса (132ч)
Пространственные и временные представления (8 ч)
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч)
Числа от 1 до 10.Сложение и вычитание (58 ч.)
Числа от 1 до 20. Нумерация. (13 ч.)
Табличное сложение и вычитание (21 ч).
Итоговое повторение 4 часа
Методическое обеспечение программы
Математика (1-4) 1 кл. в двух частях. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. –М.: Просвещение,2008.
Тетрадь по математике №1-2 для 1класса/ М.И. Моро, С.И. Волкова.-М.: Просвещение,2010.
Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение,2006.
«Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту М.И. Моро и др.»-М.:ВАКО,2007.
Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.:Экзамен,2007.
«Сборник задач по математике для младших классов (1-4)». Л.В.Верёвкина. – Минск: «Харвест», 2008.
Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 1 класс:/ Т.П. Быкова. – М.: Издательство «Экзамен»,2008.
Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Сборник упражнений и работ по математике для нач. шк. 1 -2 классы. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.
Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 1 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1 – 4): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Список литературы
Список литературы.
Программа по УМК «Школа России». М. Просвещение. 2008г.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М., 2010.