Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта»
Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта
Возраст обучающихся: 6,5 – 9 лет
Автор-составитель программы:
учитель-логопед
МБОУ «Кольцовская школа № 5»
Сущенко У.С.
Кольцово -2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы по разделам
3. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи
4. Тематическое планирование логопедических занятий для группы ФФНР: нарушение звукопроизношения
5. Список литературы
Пояснительная записка
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию.
Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.
Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:
Программа разработана в соответствии с требованиями:
Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов:
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;
- Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
- Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская.
У младших школьников, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказыватьсяпо темам, доступным пониманию ребенка.
У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.
Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН). Это все обуславоивает актуальность данной программы.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся групповые занятия и индивидуальные.
Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.
Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательной организации и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.
Наполняемость групп для логопедических занятий 4 – 6 обучающихся.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы.
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
логопедического кабинета для занятий;
наглядных пособий;
дидактического материала;
учебной литературы;
зеркал;
средств ИКТ.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
Возрастной состав групп: 1 - 4 классы.
В структуру занятий может входить:
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения для развития психических процессов;
- дыхательная гимнастика;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Как и любая программа, «Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма — вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально — дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе.
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей.
В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.
Темы групповых консультаций для родителей.
1. «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».
2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи».
3. «Охрана органов речи».
Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.
Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:
1. «Учимся говорить правильно».
2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».
Содержание программы по разделам:
Первый этап: диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.
Учителя- логопеды проводят обследование с 1по 15 сентября и 15 по 25 мая.
• Исследование неречевых психических функций;
•Сбор анамнестических данных;
•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Второй этап: подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
• развитие органов артикуляции;
•развитие слухового внимания и слухового контроля;
•развитие звукового восприятия
Третий этап: постановка звука
Цель: постановка звука (изолировано).
•коррекция дефектов произношения;
• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
•развитие психических функций; •развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи.
•коррекция дефектов произношения;
•развитие психических функций;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию. •коррекция дефектов произношения;
•развитие психических функций;
•активизация и расширение словарного запаса;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Общее количество часов – 36
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).
Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 2 раза в неделю - индивидуальная.
Перспективное планирование работы с детьми страдающими
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Постановка произношения звуков
Введение поставленных звуков в речь
Речевой материал
Диагностика речевых и неречевых функций ребенка
I этап
Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение.
Диагностика по Фотековой
Формирование артикуляторной базы
II этап
Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.
Постановка звуков
III этап
Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.
Составляется из правильно произносимых звуков
Продолжение постановки звука, отработка звука
IV этап
Введение в речь первого поставленного звука;
а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;
б) устный и письменный анализ и синтез слов.
Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они)
Дифференциация звуков сходных по звучанию
V этап
Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков.
Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.
В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи. В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.
Тематическое планирование
логопедических занятий
для группы ФФНР: нарушение звукопроизношения
Предмет: курс логопедических занятий.
Класс: 1-4
Методическое обеспечение: коррекция нарушения звуков у учащихся общеобразовательной школы.
Учитель-логопед: Яковлева Лилия Александровна.
Недели
Занятия
Темыкоррекционно- развивающей
работы
Содержание коррекционно-развивающей работы
Программное содержание коррекционно-развивающей работы
Сентябрь
I
Фронтальное обследование
II
1 этап (диагностический)
III
1
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.
Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас детей. Активизировать речь детей.
Октябрь
I
5
Формирование артикуляционной базы звуков
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке».
Дыхательная гимнастика.
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.
6
Формирование артикуляционной базы звуков
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке».
Мимическая гимнастика.
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.
II
7
Формирование артикуляционной базы звуков
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Мимическая гимнастика.
Пантомимическая игра: «Приветствие»
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.
8
Формирование артикуляционной базы звуков
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.
III этап (постановка звука)
III
9
Постановка звука (по подражанию)
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
10
Постановка звука (по подражанию)
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
IV
11
Постановка звука (по подражанию)
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
12
Постановка звука (механическим или смешанным способом)
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
Ноябрь
IVэтап (автоматизация звука)
I
Каникулы
II
13
Закрепление звука (изолировано)
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения
Закрепление звука
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
14
Закрепление звука в слогах
Пальчиковая гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения
Закрепление звука в слогах
Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.
Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука.Развивать подвижность артикуляционного аппарата.Воспитание усердия
IV
17
Закрепление звука в словах
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.
Закрепление звука в слогах
Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука.Развивать подвижность артикуляционного аппарата.Воспитание усердия
18
Закрепление звука в словосочетаниях
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.
Закрепление звука в словосочетаниях.
Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту
Декабрь
I
19
Закрепление звука в словосочетаниях
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.
Закрепление звука в словосочетаниях.
Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту
20
Закрепление звука в предложениях
Игры на развитие слухового внимания.
Закрепление звука в предложениях
Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту
II
21
Закрепление звука в чистоговорках
Игры на развитие слухового внимания.
Закрепление звука в чистоговорках
Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах
22
Составление предложений с использованием изучаемого звука
Пальчиковая гимнастика
Составление предложений.
Проговаривание составленных предложений
Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Формирование умения строить предложения. Воспитывать доброжелательность.
III
23
Закрепление звука во фразовой речи
Игры на развитие слухового внимания, памяти.
Закрепление звука в чистоговорках
Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
24
Закрепление звука во фразовой речи
Игры на развитие слухового внимания, памяти.
Закрепление звука в чистоговорках
Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
IV
25
Закрепление звука во фразовой речи
Игры на развитие слухового внимания, памяти.
Закрепление звука в чистоговорках
Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
26
Закрепление звука в стихах и загадках
Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком.
Разучивание стихов с изучаемым звуком.
Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать
Январь
I
II
III
27
Закрепление звука в стихах и загадках
Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком.
Разучивание стихов с изучаемым звуком.
Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать
V этап (дифференциации)
28
Игры на развитие речеслухового анализатора
Пальчиковая гимнастика
Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук»
Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки.
Февраль
I
31
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях.
Пальчиковая гимнастика.
Проговаривание предложений.
Составление предложений.
Игровое упражнение : «Потерянная буква»
Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук
32
Дифференциация звуков […., ….´] в фразовой речи
Проговаривание текстов.
Составление рассказов по картинке и на заданные темы.
Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение.
II
33
Дифференциация звуков […., ….´](изучаемые) в фразовой речи
Проговаривание текстов.
Составление рассказов по картинке и на заданные темы.
Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение.
34
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках
Заучивание стихов, песен, загадок.
Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость.
III
35
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках
Заучивание стихов, песен, загадок.
Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость.
IV
36
Повторение изученного.
Подведение итогов.
Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора
Формировать уверенность в себе. Развивать артикуляцию. Формировать навыки правильной и грамотной речи.
Список литературы
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.
Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982.
Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.
Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1980.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2