Программа летней оздоровительной смены «Фабрика добрых дел»
Программа летней оздоровительной смены «Фабрика добрых дел»
Летом 2018 года в нашей школе организована волонтёрская деятельность. Из числа учащихся 1-4 классов создан профильный отряд "Фабрика добрых дел", на базе которого будет реализована программа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа летней оздоровительной смены «Фабрика добрых дел»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
среднего общего образования «Школа № 15» пос. Биракан
Программа
летней оздоровительной смены
«Фабрика добрых дел»
Автор программы:
Брылёва Галина Ивановна
учитель начальных классов
Срок реализации:
01.06.2018 – 22.06.2018
2018 год
пос. Биракан
Пояснительная записка
«На свете, кроме тебя, есть другие люди,и они нуждаются в твоей доброте,понимании, мужестве, в твоей защите и помощи»
И. Суриков
В период летней оздоровительной кампании в школах организуются профильные отряды. Летом 2018 г. в МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан организована волонтёрская деятельность. Из числа учащихся 1 – 4 классов будет создан профильный отряд, на базе которого реализуется программа «Фабрика добрых дел».
Актуальность программы
Программа «Фабрика добрых дел» так названа не случайно. Как известно, волонтёры – люди, бескорыстно совершающие добрые дела. Волонтёры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтёрские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединённых каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодёжных волонтёрских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтёрское движение сейчас развивается активно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т. е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Программа предусматривает различные оздоровительные, досуговые, обучающие мероприятия, которые позволят детям полноценно отдохнуть и больше узнать о волонтёрском движении. Во время летней профильной смены ребята получат возможность окунуться в волонтёрскую деятельность более глубоко, апробировать новые формы профилактической работы. Работа профильного отряда выходит за пределы школы. Волонтёры будут оказывать посильную помощь ветеранам труда и одиноким пожилым людям, организовывать выступления в социальном доме для инвалидов, наводить порядок на территории посёлка, участвовать в акциях: «День России», «День памяти жертв Великой Отечественной войны». Через социальные сети будет запущена ещё одна акция «Ветеран и инвалид живёт рядом!», где любой желающий может оказать материальную помощь ветеранам, одиноким пожилым людям. На средства, собранные с благотворительной акции будут приобретены подарки для ветеранов и инвалидов.
В данной программе развиваются УУД. Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные – включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.
Регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения.
Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать, и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Направления и виды деятельности
Физкультурно - оздоровительная работа.
Физкультурно – оздоровительное направление:
Ключевые понятия: Контроль, самоопределение, нравственно - этическое оценивание и др.
Личностные УУД, Регулятивные УУД
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработку и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные и спортивные игры, эстафеты включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Ключевые понятия: Любовь сострадание, толерантность
Логика
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.
Экологическая работа.
Познавательные УУД, личностные УУД
Ключевые понятия: Бережное отношение к природе, любовь к родному краю
Экологическое направление:
Проведение интеллектуальных игр;
Проведение экологических субботников;
Уход за цветниками;
Викторины;
Игры;
Акции.
Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Ребенок ещё в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по отношению к природе. Итогом работы становится акция «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Посещая лагерь, дети активно изучают природу и экосистему родного края, происходит непосредственное общение детей с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Патриотическая работа.
Ключевые понятия: Нравственность, дружба, взаимопонимание, уважительное отношение к позиции другого, любовь к родине
Личностные УУД, коммуникативные
УУД
Патриотическое направление
Пробуждать в детях чувства любви к родине, семье;
Формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
Формирование толерантности .
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявлением любви к Родине, к родному Краю, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов.
Направления реализации программы профильного объединения
- исследовательское – осмысление и анализ существующих программ деятельности волонтерского движения. Поиск эффективных методов и приёмов для успешной деятельности волонтерского движения. Диагностическая работа: поиск путей взаимодействия и сотрудничества волонтёров с государственными учреждениями и структурами. Проведение открытых дискуссий по актуальным проблемам волонтёрского движения;
- обучающее - развитие организаторских, коммуникативных способностей; формирование лидерских качеств;
- практическое – реализация полученных умений и навыков на практике: проведение акций, тематических мероприятий;
- содержательно-обобщающее - итоговая обобщающе-проектировочная игра: разработка способов и форм реализации волонтёрских проектов.
Цели и задачи программы
Цели программы:
1.Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, посредством формирования у подростков социальной активности.
2. Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
3.Снижение уровня социальной напряженности детей посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда.
Задачи:
Развивать волонтёрское движение среди ребят начальной школы, формировать позитивные установки учащихся на добровольческую деятельность.
Сформировать сплочённый деятельный коллектив волонтёров.
Развивать личные и социальные компетенции участников, необходимые в волонтёрской деятельности, повышать социальный статус волонтёра через средства массовой информации.
Возродить идею шефства как средства распространения волонтёрского движения.
Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
Создать механизм работы отряда с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей.
Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной и гражданско-патриотической деятельности, вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно - игровую деятельность.
Этапы и сроки реализации программы
Программа реализуется в четыре этапа.
Подготовительный этап. На данном этапе ведётся подготовительная работа перед принятием детей: приведение в порядок территории лагеря, оформление комнат в соответствии с тематикой смены; подготовка необходимого для смены реквизита; инструктаж педагогического коллектива.
Организационный этап (1-3 дни). Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы. Привлечение участников для решения данного проекта.
На этом же этапе происходит заселение детей, распределение их по звеньям, первичное знакомство с тематикой смены. Проводятся мероприятия на знакомство, представление смены и звеньев.
Основной этап (4-16 дни). В течении основного этапа реализуются поставленные цель и задачи программы, определение содержания, составление плана работы, распределение обязанностей; проводятся различные лагерные мероприятия, ведётся внутриотрядная педагогическая деятельность.
Обратная связь (видеоотчеты, публикации в школьной газете).
Заключительный этап (17-18 дни). На данном этапе подводятся итоги смены, презентуется самостоятельный проект детей, выполненный в рамках тематики смены.
Акции проекта «Фабрика добрых дел»:
Благотворительная акция «От сердца к сердцу» (Дом-интернат).
Концерт «Это славное слово «Россия».
Экологические акции «Чистый двор», «Чистый родник», «Чистый посёлок».
В акциях принимают участие все отряды во главе с воспитателями и вожатыми и активные семьи ребят. В проектную, образовательную и социально-воспитательную деятельность вовлекаются все субъекты образовательного процесса: воспитанники, родители и педагоги.
Данная программа составлена для работы разновозрастной группы детей 7 – 10 лет.
Программа рассчитана на 18 - дневное пребывание в условиях пришкольного лагеря.
Ожидаемые результаты
Для детей:
Укрепление здоровья детей через соблюдение режима питания, витаминизацию организма, закаливание организма, организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.
Развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
Развитие патриотической и гражданской активности, важнейших морально-нравственных и духовно-нравственных качеств, расширение представлений детей об истории своей малой родины.
Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями, формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга.
Обогащение опыта общения с природой.
Привлечение к разнообразной общественно значимой и досуговой деятельности.
Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
Смена запомнится детям и оказанное на них педагогическое воздействие возымеет положительный эффект.
Для педагогов:
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период.
Повышение уровня педагогического мастерства.
Для родителей:
Удовлетворённость родителей летним отдыхом детей.
Критерии результативности программы
Критериями оценки результатов является:
– желание/нежелание детей принимать участие в общей социально значимой деятельности;
– активность и инициативность в ходе выполнения данной деятельности;
– проявление требуемых морально-нравственных качеств в различных сферах жизни.
Принципы реализации программы
– принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
– принцип коллективной деятельности, взаимопомощи и поддержки;
– принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
– принцип самостоятельности и творческой индивидуальности, инициативы и оптимизма;
– принцип дифференциации воспитания:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально – психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности;
– толерантность;
– безвозмездность;
– патриотизм;
Основные технологии
Проектный метод;
Метод игры (игры отбираются в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации ;
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД);
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Механизм реализации программы
Летний оздоровительный лагерь «Фабрика добрых дел» с дневным пребыванием детей и подростков - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Рефлексия: ежедневная и в конце смены.
Режим дня
8:30
Приход детей - Утро. Солнышко встает – спать ребятам не дает.
9:00
Зарядка - Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.