Просмотр содержимого документа
«Программа летнего отдыха детей дворовая площадка "Дружба"»
МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Принято педагогическим советом
МОБУ «Знаменская средняя
общеобразовательная школа»
Протокол № 9 от «27» марта 2018 года
«Утверждено»
Приказ № 29/О от «02 » апреля 2018г.
______________ Г.К. Габдуллина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДВОРОВОЙ ПЛОЩАДКИ
«ДРУЖБА»
Срок реализации программы: 1 июня – 29 июня 2018г.
Руководители: Горячева Н.Г.
2018 г.
Информационная карта
Полное название программы
Программа детской оздоровительной площадки с дневным пребыванием детей
на базе МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Цель программы
Организация досуга детей и подростков по месту жительства во время летних каникул
Участники программы, количество
Дети – с 7 до 15 лет.
Количество – 34 человека
Срок реализации программы
Июнь, 2018года, суббота и воскресенье выходной.
Направленность программы
- развитие творческого и интеллектуального потенциала, индивидуальных способностей и творческой активности подростков;
- организация и проведение спортивных мероприятий;
- пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни;
- профилактика асоциальных явлений и безнадзорности в молодежной среде.
Краткое содержание программы
В рамках программы планируется проведение тематических занятий, занятий по интересам, познавательных, развлекательных мероприятий (игры, эстафеты, конкурсы, викторины, походы), диагностических мероприятий, направленных на привитие любви к малой родине.
Ожидаемый результат
- увеличение доли детей и подростков, охваченных организованным досугом;
- организация стабильной досуговой работы на детской площадке;
- полезная занятость детей и подростков;
- снижение степени социальной дезадаптации;
- снижение количества правонарушений;
- передача и усвоение социального опыта подростков через совместную деятельность детей и взрослых
Название организации
МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Почтовый адрес организации,
автор программы
п. Знаменский, ул. Победы, д. 5
Автор программы
Горячева Н.Г.
Пояснительная записка
Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание.
Сегодня Россия взяла курс на стабильное и политическое развитие, что невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности.
Основной целью воспитания является формирование духовно здоровой личности, любящей свою Родину, знающей и ценящей её культуру и историю.
Главная задача нашего времени – вернуться от идеологии к традиционной жизни. Ведь традиция – это всегда обновляющаяся жизнь, передаваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осуществлять свою особую миссию в этом мире. Вне традиции народ не может существовать, сохраняя свое лицо.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях и на дворовых площадках. Для того, чтобы отдых сельских детей сделать полноценным, была разработана данная программа.
Актуальность разработки программы обусловлена эффективностью создания в летний период среды, способствующей приобретению новых знаний, развитию творческих способностей, детской самостоятельности, получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
Одно из направлений воспитательной программы школы - патриотическое воспитание. Через это направление школа осуществляет краеведческую работу и работу по гражданско - патриотическому воспитанию. Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Да и не нужна здесь пышность фраз, когда частичка края, в котором ты родился и вырос, дает тебе силы.
Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов старожилов о народных традициях, обычаях, легендах. Мы живем в селе. Его красивая природа, леса, река, озёра привораживают жителей. Это наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи. Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Программа поможет больше узнать о крае и поселке, где мы живем, познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами, достижениями народных умельцев, сформировать самосознание. Дворовая площадка даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря с дневным пребыванием и дворовой практикой;
– модернизацией старых форм работы и введением новых; – необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Концепция программы
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен быть счастливым, активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цели и задачи:
Цели и задачи программы
Цель: Организация досуга подростков по месту жительства во время летних каникул.
Задачи:
- организовать сплоченный разновозрастный коллектив, способный самостоятельно обеспечить культурный досуг;
- развить навыки общения в разновозрастном коллективе;
-изучить интересы и потребности подростков и создать благоприятные условия для увлекательного досуга;
- развить творческий и интеллектуальный потенциал, коммуникативные и физические способности подростков посредством проведения познавательных, развлекательных, спортивных и диагностических мероприятий;
- создать атмосферу психологического комфорта;
- сформировать общую культуру и здоровый образ жизни, осуществить пропаганду семейных ценностей, профилактику асоциальных явлений и безнадзорности в молодежной среде.
Возраст участников программы
Программа рассчитана на детей от 7 и до достижения 15 лет.
Предельная наполняемость площадки:
для обучающихся 1-4 классов – не более 25 детей,
для остальных школьников – не более 30 детей.
При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
На площадку дети принимаются при наличии медицинских документов о состоянии здоровья детей, а также сведений об отсутствии контактов с инфекционными заболеваниями.
Срок реализации программы
Июнь 2018года, суббота и воскресенье выходной.
Формы и методы реализации программы
Программа работы дворовой площадки представляет собой сочетание разнообразных методов и форм работы. Поскольку игра всегда являлась первоисточником включения подростка в социальное взаимодействие и была связующим звеном между детством и взрослой жизнью, особое значение в программе отдается методу игрового взаимодействия как организованному процессу игрового общения, а также формам работы, позволяющим подросткам проявлять собственную активность, наиболее полно реализовывая свои знания и умения.
В программе также применяются методы обучения:
словесные (беседа, дискуссия);
метод организации деятельности (упражнение),
метод стимулирования поведения и деятельности (поощрение),
методы самовоспитания (самооценка);
методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдения.
Основные виды деятельности
Коллективно-творческая деятельность:
- подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей и подростков;
- поиск нестандартных, нетрадиционных форм работы.
Продуктивная деятельность:
- участие в трудовых операциях и десантах по благоустройству п. Знаменское
Игровая деятельность:
- участие детей и подростков в деловых играх;
- ежедневное проигрывание разнообразных социальных ролей в рамках реализации программы.
Оздоровительная деятельность:
- участие детей и подростков в спортивных соревнованиях
- воздушные ванны.
Основными формами деятельности участников смены являются:
- экскурсионная;
- беседы;
- посещение музеев;
- конкурсы;
- презентации;
- проектная деятельность.
Дети наравне с взрослыми принимают участие в разработке и подготовке мероприятий. Во время реализации программы воспитанники оформляют выставки своих рисунков, поделок, уголки безопасности, информационные стенды по здоровому образу жизни, активно участвуют в реализации проектов.
Принципы, используемые при планировании
летней площадки
принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
принцип творческого отношения к делу;
принцип добровольности участия в делах;
принцип учета возрастных особенностей детей;
принцип доступности выбранных форм работы;
принцип безопасности при проведении всех мероприятий.
Тип программы
Данная программа по продолжительности является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной смены. По своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления здорового образа жизни, развития, отдыха и воспитания детей в условиях летней оздоровительной площадки с дневным пребыванием.
Направленность программы
- развитие творческого и интеллектуального потенциала, индивидуальных способностей и творческой активности подростков;
- организация и проведение спортивных мероприятий;
- пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни;
- профилактика асоциальных явлений и безнадзорности в молодежной среде.
Механизм реализации программы
Этапы реализации программы
Подготовительный:
проведение совещаний;
издание приказа по ЦДТ о проведении летней кампании;
подготовка методического материала;
разработка программы деятельности летней оздоровительной площадки;
подбор кадров для работы на летней оздоровительной площадке;
составление необходимой документации для деятельности площадки.
Организационный:
знакомство с детьми;
ознакомление воспитанников с правилами жизнедеятельности и программой летней площадки.
Практический:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
работа творческих мастерских.
Аналитический:
подведение итогов сметы;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений, поступивших от детей, родителей, педагогов по деятельности летней оздоровительной площадки в будущем.
Условия реализации программы
Программа разработана с учётом законодательных нормативно- правовых документов:
конвенцией ООН о правах ребёнка;
конституцией РФ;
законом « Об образовании»
федеральным законом « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124 – ФЗ;
трудовым кодексом Российской Федерации от2006г.№197-ФЗ;
приказом Министерства образования и науки РФ от 13.07.2001г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей с дневным пребыванием детей, лагерей труда и отдыха».
актовый зал клуба для проведения культурно-массовых мероприятий;
помещения для занятий творческих объединений;
материалы для оформления и творчества;
наличие канцелярских принадлежностей;
настольные игры, спортивный инвентарь, детские игрушки;
музыкальная аппаратура, видеотехника;
призы, грамоты для стимулирования.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
педагог-организатор;
учителя – предметники
Для реализации программы привлекаются педагоги дополнительного образования других центров, волонтеры, социальное окружение (совет ветеранов, библиотекарь, медицинские работники, работники правопорядка, работники социальной службы).
Методическое обеспечение программы:
наличие программы площадки, план мероприятий;
должностные инструкции, приказы об организации площадки на базе Знаменская СОШ
подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
разработка системы отслеживания результатов и подведение итогов.
Мероприятия по реализации программы
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации.
Режим дня
Время
Девиз
Мероприятие
9:00
«Мы вам рады!»
Прием детей.
9:10
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Зарядка.
9:20
«Все скорей сюда,
Чтоб узнать распорядок дня»
Линейка.
9:25
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
Занятия в творческих объединениях.
11:00
«Вот баранки, вафли, сушки, Подставляй скорее кружку!»
Чаепитие
11:15
«Кто-то любит танцевать,
Кто-то петь и рисовать,
Только бездельники час этот маются,
А все ребята делом занимаются»
Мероприятия по плану.
12.00
«Лишь заслышав зов игры,
Быстро на улицу выбежим мы,
Ждет нас здесь много забав интересных,
Соревнований, прогулок чудесных»
Подвижные игры, спортивные
мероприятия, экскурсии, прогулки.
14.00
«До свидания! До новых встреч!»
Уход домой.
План культурно-массовых мероприятий
№
Название мероприятий
Дата
Ответственный
1.
1.День знакомства: открытие дворовой площадки.
2. Инструктаж по технике безопасности, игры на знакомство.
3.Огонек знакомства «Расскажи мне о себе»
1 июня
Долгушева Т.В.
2.
1. Конкурс рисунков о п. Знаменский «Я люблю свой поселок»
2. Праздник «Вас вызывает Спортландия».
3. Минутки здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при солнечном ожоге»
4. Свободная игровая деятельность
4 июня
Долгушева Т.В.
3.
1. Игровая программа «Путешествие в страну
этикета».
2. Праздник «Веселые правила хорошего тона».
3. Минутка здоровья «Берегите глаза».
4. Игровая программа «Передай добро по кругу».
5. Свободная игровая деятельность.
6. Викторина «Хороший вопрос»
5
июня
Долгушева Т.В.
4.
1. Литературная композиция «Прошу прощения,
природа!»
2. Экскурсия «Шепот цветов».
3. Конкурс на лучшую икебану, эмблему цветов.
4. Конкурс на лучший агитплакат
5. Игра «По экологической тропе»
6. Викторина «Цветик- семицветик».
7. Минутка здоровья «Твой режим дня на
каникулах».
6
июня
Долгушева Т.В.
5.
1.Конкурсно – развлекательная программа.
2.Конкурс рисунков на асфальте «Моя семья».
3.Час общения: «Мои интересы, мои увлечения» (занятия по интересам).
1.День независимости России «Русь, Россия, Родина моя…»:
беседа;
викторина;
турнир по настольному теннису.
13 июня
Долгушева Т.В.
9.
1. «Я шагаю по улице» познавательная программа по названиям улиц п.Знаменский. 2.Подвижные игры на воздухе.
14 июня
Долгушева Т.В.
10.
1. Конкурс рисунков на асфальте. «Мы дружные ребята».
2. День «Рекордов Гиннеса.
3.Викторина «Дорожная азбука»
4. Подвижные игры на воздухе.
15
июня
Долгушева Т.В.
11.
1. Тематическое занятие «Мы за ЗОЖ».
2. День спорта «Сильные, смелые, ловкие!»: спортивные игры, эстафеты.
3.Час общения: «Мои интересы, мои увлечения» (занятия по интересам).
4. «Цветодневник» - рефлексия (отзывы, обмен
впечатлениями).
18 июня
Долгушева Т.В.
12.
1. Конкурсно – игровая программа «Мир кино».
2. Просмотр мультфильмов.
3.Час общения: «Мои интересы, мои увлечения» (занятия по интересам)
4.Подвижные игры на воздухе.
19 июня
Долгушева Т.В.
13.
1.Минутка Здоровья «Вредные привычки».
2. Конкурс рисунков на лучший исторический костюм наших земляков.
3. Подвижные игры на воздухе.
20 июня
Долгушева Т.В.
14.
1.Минутка Здоровья «Правильное питание»
2. Интеллектуальная игра - эстафета с элементами викторины «Внимание – дорога!»
3. «Безопасное колесо» - эстафеты на велосипедах
21 июня
Долгушева Т.В.
15.
1.День памяти и скорби:
беседа;совет ветеранов;
возложение цветов к мемориалу на Б.В.
2. Подвижные игры на воздухе.
22
июня
Долгушева Т.В.
16.
1.Конкурс юных сказочников «Жили – были…»
(Сочиняем сказки сами).
2. Подвижные игры на воздухе.
25 июня
Долгушева Т.В.
17.
1.Минутка Здоровья «Как важно сберечь зубы.
Правильный уход за зубами »
2. Операция «Поможем ветеранам»
3.Викторина «Россия – родина моя»
4. Конкурс рисунков «Нам этот мир завещано беречь!»
26
июня
Долгушева Т.В.
18.
1.Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий».
2.Конкурс загадок «Отгадай профессию»
27
июня
Долгушева Т.В.
19.
1. Конкурсно – развлекательная программа «Ах, лето!».
2. Анкетирование детей о результатах работы площадки.
28 июня
Долгушева Т.В.
20.
Закрытие смены:
итоговая выставка ИЗО и прикладного творчества;
концерт;
29
июня
Долгушева Т.В.
21.
Закрытие смены:
1. «Кто, если не мы?!»,
2.Торжественное закрытие дворовой площадки:
конкурсно-развлекательная программа; чаепитие,
вручение призов, дискотека;
июля
Долгушева Т.В.
Просмотр фильмов.
В теч. м-ца
Долгушева Т.В.
Подвижные игры на спортивных площадках: (футбол, бадминтон, пионербол).
В теч.
м-ца
Долгушева Т.В.
Творческие объединения: «Эстетика быта»; «Художественная вышивка и лоскутная пластика».
В теч.
м-ца
Долгушева Т.В.
Прогулки по поселку, парку.
В теч.
м-ца
Долгушева Т.В.
Настольный теннис, настольные игры, шашки, шахматы.
В теч.
м-ца
Долгушева Т.В.
.
Контроль и оценка результатов:
1. Степень удовлетворенности ребят пребыванием на дворовой площадке,
общением друг с другом и специалистами, оптимизм (анализ «Экрана
настроения»);
2. Групповая сплоченность (анализ и оценка умения работать в группе);
3. Отсутствие деструктивных конфликтов в группе (наблюдение);
4. Уровень асоциальных поведенческих проявлений (наблюдение);
5. Сформированность навыков решения жизненных проблем, принятия
ответственности за собственное поведение, эффективное общение
(наблюдение).
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации данной программы планируется достичь следующих
результатов:
- увеличение доли детей и подростков, охваченных организованным досугом;
- организация стабильной досуговой работы на детской площадке;
- полезная занятость детей и подростков;
- снижение степени социальной дезадаптации;
- снижение количества правонарушений;
- формирование общей культуры и здорового образа жизни;.
- передача и усвоение социального опыта подростков через совместную
деятельность детей и взрослых.
Знания и умения, полученные ребятами в ходе работы дворовой
площадки по месту жительства, будут использованы ими для дальнейшего
развития творческого потенциала, интеллектуальных, коммуникативных и
физических способностей.
Предполагается, что время, проведённое в лагере, не пройдёт бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Список литературы
1. Проект профилактической работы с детьми и подростками в период
летней оздоровительной компании «Лето – пора находок, а не потерь!»,
2. Держите курс на Детство. – 2002.
3. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя
и вожатого. Изд.2-е. –д, 2004.
4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем
лагере, 2007.
5. Игротека. Лидер XXI века. /Сост. Л.А. Побережная, 2006.
6. «Вожатый, ты – игротехник!». Методическое пособие в помощь
вожатым и организаторам досуга детских загородных лагерей / Кудашов Г.Н..
7. Психодиагностика: коллекция лучших тестов/ О.Н. Истратова, Т.В.