Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому я составила свою программу «Азбука дорожного движения» для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ДПС, интересы детей, возрастные особенности.
Данная программа создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.
Формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Поэтому одно из направлений программы создание отряда «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма, пропаганда правил безопасного поведения на улицах и дорогах
Сроки реализации программы 2 года.
2 год 10-11 лет, 4 часа в неделю, 144 часа.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ДПС.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Данная программа направлена на формирование у школьников культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны.
В программе «Юный инспектор движения» дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся начальной школы и их родителям.
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы - анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности».
№ | Название темы | теория | практика | всего |
1 | Вводное.занятие | 2 | 1 | 3 |
2 | Правила дорожного движения Правила дорожного движения – законы улиц и дорог. Для чего нужно соблюдать ПДД. История возникновения ПДД. | 2 | 1 | 3 |
3 | Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. | 1 | 2 | 3 |
4 | Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. | 1 | 2 | 3 |
5 | ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. | 3 | 3 | 6 |
6 | ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. | 2 | 3 | 5 |
7 | Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. | 1 | 1 | 2 |
8 | Дорожные знаки. Знаки приоритета. | 1 | 1 | 2 |
9 | Дорожные знаки. Предписывающие знаки. | 1 | 1 | 2 |
10 | Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. | 1 | 1 | 2 |
11 | Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. Разбор ситуаций-ловушек. | 2 | 2 | 4 |
12 | Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика. | 1 | 1 | 2 |
13 | Дорожные знаки. Дорожная разметка. | 1 | 1 | 2 |
14 | Обязанности водителей. Движение велосипедистов. | 2 | 2 | 4 |
15 | Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. | 1 | 1 | 2 |
16 | Маневрирование, обгон. | 2 | 1 | 3 |
17 | Проезд перекрестков. | 4 | 2 | 6 |
18 | Движение через ж/д переезды, в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. | 1 | 1 | 2 |
19 | Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, применение спецсигналов. | 1 | 1 | 2 |
20 | Буксировка, перевозка людей и грузов. | 2 | - | 2 |
21 | Решение задач, повторение изученного. | 2 | 2 | 4 |
22 | Урок- игра | 1 | 2 | 3 |
23 | Решение задач, повторение изученного. | 1 | 2 | 3 |
24 | Раны и кровотечения. Оказание первой помощи пострадавшему. | 1 | 2 | 3 |
25 | Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. | 1 | 1 | 2 |
26 | Виды повязок и способы их наложения. | 1 | 3 | 4 |
27 | Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. | 1 | 1 | 2 |
28 | Комплектация индивидуальной аптечки. | 1 | 1 | 2 |
29 | Обморок, стресс. | 1 | 1 | 2 |
30 | Алгоритм оказания помощи при ДТП. Сердечно-легочная реанимация. | 1 | 1 | 2 |
31 | Отравление. Первая помощь | 1 | 1 | 2 |
32 | Устройство и вождение велосипеда Общее устройство велосипеда. | 1 | 2 | 3 |
33 | Учебная езда на велосипеде. Вводный инструктаж. | 1 | 1 | 2 |
34 | Фигурное вождение велосипеда. | 2 | 6 | 8 |
35 | Урок-игра «Моя дорога в школу» | 1 | 3 | 4 |
36 | Викторина « Светофорчик». | 2 | 2 | 4 |
37 | Агитбригада | 3 | 3 | 6 |
38 | Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | 1 | 4 | 5 |
39 | Творческая деятельность. Подготовка к выступлению на конкурсе-фестивале «Безопасное колесо». Подготовка этапа «Визитная карточка». | 6 | - | 6 |
40 | Агитбригада | 2 | 1 | 3 |
41 | Встреча с инспектором ДПС по практическим вопросам. | - | 2 | 2 |
42 | Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | 1 | 2 | 3 |
| итого | 70 | 74 | 144 |
№ | Название темы | теория | практика | всего |
1 | Вводное.занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Загородная дорога. ( экскурсия) | 1 | 1 | 2 |
3 | Перекрестки и их виды | 1 | 1 | 2 |
4 | Викторина « Веселый перекресток». | 1 | 2 | 3 |
5 | Сигналы регулировщика | 1 | 1 | 2 |
6 | Предупредительные сигналы транспортных средств. | 1 | 1 | 2 |
7 | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | 2 | 2 | 4 |
8 | Дорожная разметка и ее предназначение | 1 | 1 | 2 |
9 | Места установки дорожных знаков в микрорайоне школы. | 1 | 2 | 3 |
10 | Элементы улиц и дорог | 1 | 1 | 2 |
11 | Викторина « Светофорчик». | 1 | 2 | 3 |
12 | Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям ». | 1 | 3 | 4 |
13 | Организация движения, технические средства регулирования движения | 1 | 1 | 2 |
14 | Проезд специальных транспортных средств | 1 | 1 | 2 |
15 | Урок-игра «Моя дорога в школу» | 1 | 2 | 3 |
16 | Экскурсия по зимнему городу | | 2 | 2 |
17 | Мы покупаем велосипед | 1 | 1 | 2 |
18 | Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. | 2 | 1 | 3 |
19 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом | 2 | 1 | 3 |
20 | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | 1 | 3 | 4 |
21 | Тесты на знание ПДД. | 1 | 2 | 3 |
22 | Причины ДТП. | 1 | - | 1 |
23 | Когда ты становишься водителем | 1 | 1 | 2 |
24 | Железнодорожный переезд, железнодорожный транспорт станции Нурлат. | 1 | 2 | 3 |
25 | Государственная автомобильная инспекция | - | 1 | 1 |
26 | Агитбригада | 2 | 2 | 4 |
27 | Конкурс агитбригад. | - | 1 | 1 |
28 | Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | | 3 | 3 |
29 | Безопасность пешеходов | 1 | 1 | 2 |
30 | Детский дорожно - транспортный травматизм | 1 | 1 | 2 |
31 | Акция «Помоги первокласснику прийти в школу» | 2 | 2 | 4 |
32 | Остановочный путь. | 1 | | 1 |
33 | Скорость движения. | 1 | | 1 |
34 | Нерегулируемые перекрестки | 1 | 1 | 2 |
35 | Поездка в общественном транспорте | 1 | 1 | 2 |
36 | Перевозка детей в транспорте | 1 | | 1 |
37 | Игра « Поездка по городу» | 2 | 2 | 4 |
38 | Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице». | 1 | 2 | 3 |
39 | Дорожная разметка и ее предназначение. | 1 | | 1 |
40 | Труд водителя. За рулем – хороший человек. | 1 | | 1 |
41 | Встреча с инспектором ДПС по практическим вопросам. | | 1 | 1 |
42 | Выступление агитбригады отряда ЮИД | | 2 | 2 |
43 | Проектная работа «Баннер ПДД» | | 2 | 2 |
44 | Участие в конкурсе «Безопасное колесо» | | 1 | 1 |
45 | Проектная работа презентация «Азбука дорожного движения» | 1 | 2 | 3 |
46 | «Всем без исключения о правилах движения»(скоро лето) | 1 | 2 | 3 |
| итого | 71 | 73 | 144 |
№ | Название темы | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Оснащение занятия |
теория | Прак тика | всего | | |
1 | Вводное.занятие | 2 | - | 2 | Беседа: Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
2 | Правила дорожного движения Правила дорожного движения – законы улиц и дорог. Для чего нужно соблюдать ПДД. История возникновения ПДД. | 2 | - | 2 | История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история. Задание: прочтение пособия М.Л. Форштат «Учись быть пешеходом», энциклопедия из серии «Я познаю мир» – «Автомобили» и др. | плакаты |
3 | Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. | 1 | 1 | 2 | | |
4 | Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. | 1 | 1 | 2 | | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
5 | ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. | 2 | 2 | 4 | | |
6 | ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. | 2 | 2 | 4 | | |
7 | Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. | 1 | 1 | 2 | | методические разработки игр .плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
8 | Дорожные знаки. Знаки приоритета. | 1 | 1 | 2 | | методические разработки игр,плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
9 | Дорожные знаки. Предписывающие знаки. | 1 | 1 | 2 | | |
10 | Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. | 1 | 1 | 2 | | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
11 | Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. Разбор ситуаций-ловушек. | 2 | - | 2 | Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы и остановка маршрутных средств. Движение пешеходов. Движение организованных пеших колонн (п. 4 ПДД). Обязанности пассажиров (п. 5 ПДД). Возможные опасные ситуации, возникающие при переходе дороги. Разбор ситуаций-ловушек: «Обзор закрыт», «Внимание отвлечено», «Середина проезжей части», «Пустынная улица» и др. (Использование плакатов или стендов «Кажется безопасно?Нет – опасно!», плакатов «Улица без опасности» – изд. «Третий Рим»). | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
12 | Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика. | 1 | 1 | 2 | Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора (п. 5 ПДД). Предложить темы доклада, реферата, беседы, сообщения по правилам дорожного движения для детей. Тема определяется учителем в соответствии с желанием ребенка. С разработками учащиеся выступают перед школьниками младших классов и сверстниками. Выступления проходят в период подготовки к школьным каникулам в ходе «Недели безопасности дорожного движения». Изготовить макет светофора и продемонстрировать его работу в младших классах и детском саду. Написать рассказ или стихотворение о светофоре. Предупредительные сигналы автомобиля. Задание: изучение и тренировка подачи сигналов регулировщика Наблюдение за работой регулировщика. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
13 | Дорожные знаки. Дорожная разметка. | 1 | 1 | 2 | Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков: Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. Разметка дороги (проезжей части). | |
14 | Обязанности водителей. Движение велосипедистов. | 2 | - | 2 | Обязанности водителей (п. 2 ПДД). Правила движения велосипедистов, требования к управлению велосипедом, мопедом, возраст, разрешающий движение по проезжей части, движение колонн велосипедистов | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
15 | Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. | 1 | - | 2 | Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств (П. 14 ПДД). Виды пешеходных переходов. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Задание: начертить перекресток с пешеходными переходами и изучить с детьми Правила перехода дороги. Сфотографировать пешеходов, пользующихся подземными переходами, придумать под этим снимком интересную подпись. Сфотографировать пешеходов, нарушающих ПДД, и придумать под снимками интересные подписи. Из картона изготовить макет перекрестка с разметкой проезжей части, дорожными знаками, использовать макет при проведении занятий и игр с учащимися младших классов по безопасности движения. | |
16 | Маневрирование, обгон. | 2 | 1 | 3 | Маневрирование, обгон. Начало движения. Сигналы велосипедиста при поворотах, разворотах и остановке. | |
17 | Проезд перекрестков. | 4 | 2 | 6 | | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
18 | Движение через ж/д переезды, в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. | 1 | 1 | 2 | Движение через ж/д переезды | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
19 | Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, применение спецсигналов. | 1 | 1 | 2 | | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
20 | Буксировка, перевозка людей и грузов. | 2 | - | 2 | | |
21 | Решение задач, повторение изученного. | 2 | 2 | 4 | Решение задач, повторение изученного (решение тестов, представленных в методическом пособии «Подготовка к конкурсу-фестивалю ЮИД «Безопасное колесо» | |
22 | Урок- игра | 1 | 1 | 2 | Решение задач, повторение изученного (решение тестов, представленных в методическом пособии «Подготовка к конкурсу-фестивалю ЮИД «Безопасное колесо» | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
23 | Решение задач, повторение изученного. | 1 | 1 | 2 | Решение задач, повторение изученного (решение тестов, представленных в методическом пособии «Подготовка к конкурсу-фестивалю ЮИД «Безопасное колесо» | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
24 | Раны и кровотечения. Оказание первой помощи пострадавшему. | 1 | 1 | 2 | раны и кровотечения. Виды ран. Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Способы остановки кровотечения. Наложение повязок. Правила бинтования, виды повязок. Задание: наложить различные виды повязок. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
25 | Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. | 1 | 1 | 2 | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
26 | Виды повязок и способы их наложения. | 1 | 2 | 3 | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. | |
27 | Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. | 1 | 1 | 2 | Ожоги. Виды ожогов. Степени поражения при термических ожогах. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.Первая помощь при ожогах. | |
28 | Комплектация индивидуальной аптечки. | 1 | 1 | 2 | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
29 | Обморок, стресс. | 1 | 1 | 2 | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
30 | Алгоритм оказания помощи при ДТП. Сердечно-легочная реанимация. | 1 | 1 | 2 | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
31 | Отравление. Первая помощь | 1 | 1 | 2 | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
32 | Устройство и вождение велосипеда Общее устройство велосипеда. | 1 | 1 | 2 | Устройство и вождение велосипеда. Общее устройство велосипеда. Классификация велосипедов. Основные части велосипеда, их назначение, расположение. Техническое обслуживание, регулировка, мелкий ремонт велосипеда. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
33 | Учебная езда. Вводный инструктаж. | 1 | 1 | 2 | Ознакомление с условиями соревнований «Безопасное колесо» (трассой, системой штрафов). | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
34 | Фигурное вождение велосипеда. | 2 | 6 | 8 | Фигурное вождение велосипеда. Установка трассы для фигурной езды на велосипеде. Ускорение, замедление. Правила вождения велосипеда по пересеченной местности. Вождение велосипеда в автогородке. Отработка упражнений «Змейка», «Качели», «Узкий проезд», «Габаритные ворота», «Проезд по ребристой доске», «Проезд через песок» и др. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
35 | Урок-игра «Моя дорога в школу» | 1 | 3 | 4 | | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
36 | Викторина « Светофорчик». | | 2 | 2 | | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
37 | Агитбригада | 2 | 1 | 3 | | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
38 | Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | 1 | 1 | 2 | | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
39 | Творческая деятельность. Подготовка к выступлению на конкурсе-фестивале «Безопасное колесо». Подготовка этапа «Визитная карточка». | 6 | - | 6 | | |
40 | Агитбригада | 2 | 1 | 3 | | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
41 | Встреча с инспектором ДПС по практическим вопросам. | - | 1 | 1 | | |
42 | Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | 1 | 2 | 3 | Выступлени е в ДОУ, уч-ся 1 класса | |
№ | Название темы | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Оснащение занятия |
теория | Прак тика | всего |
1 | Вводное.занятие | 1 | | 1 | Беседа: Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
2 | Загородная дорога. ( экскурсия) | 1 | 1 | 2 | Теория: Рассказ учителя «Если мы находимся на загородном шоссе». Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы (часть загородной дороги): поиск ошибок. Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом». | плакаты |
3 | Перекрестки и их виды | 1 | 1 | 2 | Беседа «Умеем ли мы наблюдать?». Практика: Игра-конструирование «Улица города». | |
4 | Викторина « Веселый перекресток». | | 1 | 1 | Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
5 | Сигналы регулировщика | 1 | 1 | 2 | Практика: Дидактическая игра «Кто быстрее». Ролевая игра «Разговор с сотрудником ГИБДД». Роли: пешеход, водитель, сотрудник ГИБДД. | |
6 | Предупредительные сигналы транспортных средств. | 1 | 1 | 2 | Теория: Рассматривание картинок с примерами правильного и неправильного поведения детей. Практика: Дидактическая игра «Можно — нельзя». | |
7 | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | | 2 | 2 | Теория: Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы. Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро». Задания на классификацию транспорта по признакам: городской — сельский, воздушный — водный — наземный — подземный, пассажирский — грузовой. Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом). | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
8 | Дорожная разметка и ее предназначение | 1 | 1 | 2 | Теория: Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части:...»; «Проезжая часть — это ...»; «Тротуар — это ...» и т. д. Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе». | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
9 | Места установки дорожных знаков в микрорайоне школы. | | 1 | 1 | Теория: Беседа «Умеем ли мы наблюдать?». Практика: Игра-конструирование «Улица города». | |
10 | Элементы улиц и дорог | 1 | 1 | 2 | Теория: Видеофильм «Перестроения транспортного средства» (или рассматривание иллюстраций). Практика: Подвижная игра «Налево — направо». Роли: водители транспортных средств, которые совершают перестроения. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
11 | Викторина « Светофорчик». | | 1 | 1 | Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
12 | Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям ». | | 2 | | Теория: Беседа «Как мы будем переходить улицу». Практика: Сюжетные игры (в физкультурном зале, на спортивной площадке). Выбор ситуаций с ориентировкой на знаки дорожного движения. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
13 | Организация движения, технические средства регулирования движения | 1 | 1 | 2 | Практика: Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. Задание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима. Игра «Поможем кукле». | |
14 | Проезд специальных транспортных средств | 1 | 1 | 2 | Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
15 | Урок-игра «Моя дорога в школу» | | 1 | 1 | Практика: Опыт с тёмными очками (какие цвета мы различаем в тёмных очках). Игра «Ателье». Задание: выбрать одежду для передвижения в сумерках. | |
16 | Экскурсия по зимнему городу | | 1 | 1 | | |
17 | Мы покупаем велосипед | 1 | 1 | 2 | Теория: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения. Практика: Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде». | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
18 | Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. | 1 | 1 | 2 | Теория: Рассказ учителя «Что такое опасная ситуация» (с использованием иллюстраций). Беседа «Почему нельзя общаться с чужими людьми?». Практика: Сюжетная игра «Поедем к маме...». Роли: девочка, мальчик, незнако¬мец. Задание: незнакомец должен уговорить ребёнка поехать с ним, а мальчик (девочка) найти способ отказать ему. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
19 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом | 1 | 1 | 2 | Теория: Рассматривание иллюстраций «Остановка транспорта». Составление памятки «Правила ожидания автобуса». | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
20 | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | | 2 | 2 | Теория: Беседа «Как мы будем переходить улицу». Практика: Сюжетные игры (в физкультурном зале, на спортивной площадке). Выбор ситуаций с ориентировкой на знаки дорожного движения. | |
21 | Тесты на знание ПДД. | 1 | 1 | 2 | Ответы на итоговые вопросы, проведение беседы по изученному материалу. | |
22 | Причины ДТП. | 1 | | 1 | Теория: Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?». Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь — людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся». Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД). Практика: Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!». | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
23 | Когда ты становишься водителем | 1 | 1 | 2 | Теория: Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?». Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток». Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем». | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
24 | Железнодорожный переезд, железнодорожный транспорт станции Нурлат. | 1 | 1 | 2 | Теория: Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают дороги». Практика: Конструирование дороги из строительного материала (лего). Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах». Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах». | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
25 | Государственная автомобильная инспекция | | 1 | 1 | Теория: Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?». Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?». | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
26 | Агитбригада | 2 | 1 | 3 | Подготовка | |
27 | Конкурс агитбригад. | | 1 | 1 | Выступлени е в ДОУ, уч-ся 1 класса | |
28 | Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | | 1 | 1 | Теория: Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...». Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы». Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу». Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!». | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
29 | Безопасность пешеходов | 1 | | 1 | Теория: Сравнительная беседа «Улицы города и загородные шоссе» (по иллюстрациям). Практика: Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование — кто быстрее пройдёт между двумя досками, не задев их). Заполнение таблицы «Характеристика дорог». Таблица может выглядеть так. Городская дорога Загородная дорога Двустороннее или одностороннее Двустороннее движение движение Есть тротуары Нет тротуаров, есть обочина Ходить можно по правой стороне Ходить гуськом по обочине тротуара | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
30 | Детский дорожно - транспортный травматизм | 1 | 1 | 2 | Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
31 | Акция «Помоги первокласснику прийти в школу» | | 2 | 2 | Теория: Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?». Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?». | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
32 | Остановочный путь. | 1 | | 1 | Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
33 | Скорость движения. | 1 | | 1 | Теория: Беседа «Как мы будем переходить улицу». Практика: Сюжетные игры (в физкультурном зале, на спортивной площадке). Выбор ситуаций с ориентировкой на знаки дорожного движения. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
34 | Нерегулируемые перекрестки | 1 | 1 | 2 | Теория: Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают дороги». Практика: Конструирование дороги из строительного материала (лего). Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах». Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах». | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
35 | Поездка в общественном транспорте | 1 | 1 | 2 | Теория: Рассказ учителя «Что такое опасная ситуация» (с использованием иллюстраций). Беседа «Почему нельзя общаться с чужими людьми?». Практика: Сюжетная игра «Поедем к маме...». Роли: девочка, мальчик, незнакомец. Задание: незнакомец должен уговорить ребёнка поехать с ним, а мальчик (девочка) найти способ отказать ему. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
36 | Перевозка детей в транспорте | 1 | | 1 | Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
37 | Игра « Поездка по городу» | | 2 | 2 | Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
38 | Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице». | | 2 | 2 | Теория: Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе». Практика: Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД. | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
39 | Дорожная разметка и ее предназначение. | 1 | | 1 | Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. | |
40 | Труд водителя. За рулем – хороший человек. | 1 | | 1 | Теория: Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?». Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток». Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем». | методические разработки игр плакаты по ПДД. разработки проведения различных игр методические пособия для изучения ПДД |
41 | Встреча с инспектором ДПС по практическим вопросам. | | 1 | 1 | Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. | |
42 | Выступление агитбригады отряда ЮИД | | 2 | 2 | Выступлени е в ДОУ, уч-ся 1 класса | |
43 | Проектная работа «Баннер ПДД» | | 2 | 2 | Теория: Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе». Практика: Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД. | |
44 | Участие в конкурсе «Безопасное колесо» | | 1 | 1 | Теория: Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?». Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?». | |
45 | Проектная работа презентация «Азбука дорожного движения» | | 1 | 1 | Теория: Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе». Практика: Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД. | |
46 | «Всем без исключения о правилах движения»(скоро лето) | | 2 | 2 | Теория: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения. Практика: Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде». | |
1. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах. Под редакцией Р.Н. Минниханова, И. А. Хамидуллина.- Казань, 1995 год.
2. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. В. И. Ковалько.М., Вако, 2006 год.
3.«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
4.Материалы газеты «Добрая дорога детства».
5.Энциклопедия «Все обо всем».
6.Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
7.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
8. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2006.
9. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
10. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель, 2008.
11. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
12. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2008.
13. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
14. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008
Дорожные знаки.
Светофор.
- Стенд. Дорожные знаки.