Программа дополнительного образования «Изготовление блокнота в технике скрапбукинг» является модифицированной программой социально-педагогической направленности.
Актуальность программы
Данная направленность способствует социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения.
Программа «Изготовление блокнота в технике скрапбукинг » вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, аппликация, оригами, торцевание дает возможность поверить в себя, в свои способности. Занятия с бумагой позволят детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и обрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи и отличительные особенности данной программы
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Важно обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Не подгонять развитие детей, а предупреждать возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей и корригировать имеющие отклонения. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.
Программа включает в себя создание индивидуальной сюжетно-тематической композиции, в которой используются изделия, выполненные в различных техниках
Цель программы – Организация досуговой деятельности. Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
закрепление и расширение знаний, полученных на уроках изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствование их систематизации;
· Обучение различным приемам работы с бумагой.
· Формирование умения следовать устным инструкциям.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в различных техниках.
Развивающие:
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
· Развитие у детей способности работать руками, приучение к точным движениям пальцев, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомер.
· Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к бумажному творчеству.
Гармонизация общения и взаимоотношений детей.
Расширение коммуникативных способностей детей. Содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных.
Воспитание социальных эмоций, стремления к самореализации социально адекватными способами, стремления соблюдать нравственно – этические нормы.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Условия реализации программы
(Возраст детей, сроки реализации программы, режим занятий, наполняемость групп).
Возраст детей, на который расчитана программа:7-12лет.
В связи со спецификой формирования классов срок реализации программы: одна учебная четверть.
Занятия проводятся 1раз в неделю для каждой группы, .
Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять 6-7 человек.
Формы и методы обучения
Впроцессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: •словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); •практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: •объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; •репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; •частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: •фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; •индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; •групповой – организация работы в группах; •индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Ожидаемые результаты и способы их выявления
В результате обучения в кружке в течение четверти предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с различными техниками работы с бумагой (конструирование, аппликация, оригами, торцевание и др.);
научатся основным приемам работы с бумагой;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы выявления – педагогическое наблюдение.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Проведение выставок работ учащихся.
Учебно-тематический план
№
п./п.
Наименование тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
8
Ознакомительное занятие. Знакомство с историей бумаги. Составление плана - 2 часа
Конструирование- 3 часа
Выбор цветового решения и оформление блокнота-2 часа
Оформление выставочных работ-1 час
итого
8
В зависимости от количества занятий в четверти и тематики занятий соотношение часов по разным техникам может меняться.
Содержание программы
Ознакомительное занятие (2часа)
Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и инструментами.
Знакомство с историей бумаги. Иллюстрация будущего блокнота.
Конструирование (3часа)
Беседа по теме занятия.Создание обложки для блокнота. Отработка навыков сгибания бумаги в разных направлениях, надрезания, вырезания мелких деталей, склеивания, применения инструментов.
Выбор цветового решения и оформление макета ( 2 часа)
Беседа по теме занятия. Помощь в выборе цветов для блокнота. Сшивание листов блокнота. Отработка навыков смешивания цветов. Применение различных техник оформления.
Оформление выставочных работ (1час)
Оформление выставок работ учащихся.
Критерии оценивания работ
1- Аккуратность выполненной работы ( максимум 5 баллов)
2- Своевременность завершения каждого этапа работы ( 5 баллов)
3-Завершенность (5 баллов)
4- Индивидуальный и творческий подход в оформлении ( 5 баллов)
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия: • Научная, специальная, методическая литература.
(См. Список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
Стенд «Базовые формы, условные знаки, принятые в оригами»;
образцы изделий;
таблица рекомендуемых цветовых сочетаний;
Материальное обеспечение программы
• Учебные столы и стулья
• Выставочные стенды
• Журналы и книги по работе с бумагой
• Альбом для лучших работ
• Белая бумага (Офисная)
• Цветная бумага для аппликаций
• Цветная бумага (офисная)
• Цветная бумага двухсторонняя
• Цветной картон
• Гофрированный картон
• Гофрированная бумага
• Калька
• Бумага для акварели
• Салфетки
• Линейки
• Треугольники
• Простые карандаши
• Цветные карандаши
• Стирательные резинки
• Фломастеры
• Краски акварельные
• Гуашь
• Ножницы
• Клей ПВА
• Клей карандаш
• Кисточки для клея
• Кисточки для красок
• Бумажные салфетки
• Магнитофон
• Фонотека
Циркуль
Литература
на основе, которой составлена программа и
примерное тематическое планирование занятий:
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. - М.: «Аким», 1995.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. - С-Пб.: «Химия», 2009.
Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: «Айрис Пресс», 1997.
Соколова С. Сказки из бумаги.- С-Пб.: «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998.
Соколова С. Праздник оригами. – М.: «Эксмо»,2007.
Сухаревская О. Оригами для самых маленьких. – М.: «Айрис Пресс»,2008.
Ступак Е. Оригами. Игры и конкурсы.- М.: «Айрис Пресс»,2008.
Острун Н. Оригами. Мозаика.- М.: «Айрис Пресс»,2006.
Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами.- М.: «АСТ-ПРЕСС»,2010.
Проснякова Т.Энциклопедия технологий прокладного творчества.- Самара, «Учебная литература» 2007.
Материалы интернет - курсов, 2011.
Материалы интернет сайтов по бумажному творчеству.