Программа краткосрочного курса "Волшебное зернышко"
Программа краткосрочного курса "Волшебное зернышко"
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Крупа, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов).
Краткосрочная программа курса внеурочной деятельности “Волшебное зернышко” рассчитана на 8 часов. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10-12 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 10 до 13 лет.
Цели программы
- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе выполнения панно из крупы.
- коррекция мелкой моторики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Содержание программа……………………………………………………………………………………..12
Результаты изучения программа. Критерии оценивания результатов…………………………………..13
Учебно-дидактические и материально-технические средства обучения………………………………..14
Список литература рекомендуемый родителям и ученикам……………………………………………..15
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса из бумаги» разработана в соответствии с требованиями ФГОС. В программе курса учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа «Волшебное зернышко» разработана для занятий с учащимися 4 классо. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, коррекция мелкой моторики.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам, обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, работа с линейкой и угольником и др.), окружающий мир (работа с природным материалом). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Крупа, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов).
Краткосрочная программа курса внеурочной деятельности “Волшебное зернышко” рассчитана на 8 часов . Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10-12 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 10 до 13 лет.
Цели программы
- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе выполнения панно из крупы.
- коррекция мелкой моторики.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона;
Формировать умение следовать устным инструкциям;
Сформировать знания о видах круп.
Развивающие
Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
Воспитывать интерес к искусству создания панно;
Расширять коммуникативные способности детей;
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формирование представлений:
познакомятся с видами круп;
познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
Формирование навыков:
овладеют основными приемами работы при изготовлении панно из крупы;
научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Методические указания. В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Основные формы и методы работы. Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); практический.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; выставка.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.)
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- овладеют основными приемами работы при изготовлении панно из крупы;
-научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
-научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе
№ п/п
Дата
Тема учебного занятия
Всего часов
Содержание деятельности
Формирование УУД
Теоретическая часть занятия
Практическая часть занятия
1
Вводное занятие
1
Знакомство с новым видом работы.
Знакомство с видами круп.
ТБ при работе.
Основные правила работы.
Познавательные
- овладение основными приемами работы при изготовлении панно из крупы;
- умение различать геометрические фигуры;
-формирование умений последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
Личностные
- мотивация учения;
- самоопределение;
-нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- оценка действий партнера;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Регулятивные
- волевая саморегуляция;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
2
Создание узора на бумаге
1
Знакомство с геометрическими узорами.
Создание композиции из геометрических фигур на бумаге
3
Выполнение панно из крупы
1
Знакомство с техникой изготовления панно из крупы.
Поэтапное изготовление панно из крупы
4
Выполнение панно из крупы
1
Поэтапное изготовление панно из крупы
5
Выполнение панно из крупы
1
Поэтапное изготовление панно из крупы
6
Выполнение панно из крупы
1
Поэтапное изготовление панно из крупы
7
Создание рамки для оформления работы
1
Знакомство с видами рамок из подручных материалов.
Моделирование и конструирование рамки
8
Оформление выставки работ
1
Подведение итогов
Оформление выставки работ
Всего: 8 часов
Календарно-тематический план
Результаты изучения курса. Критерии оценивания результатов.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе, – в школе,
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных правил выполнения панно из крупы - Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать. III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. - Высокий уровень – почти полное совпадение контура с намеченными линиями; - Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура по одну сторону намеченной линии; - Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону. IV. Создание панно из крупы; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы; - Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Высокий уровень- делает самостоятельно – организовать свое рабочее место, – рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы.
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей
– организовать свое рабочее место, – рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы.
Низкий уровень – не может сделать. – организовать свое рабочее место, – рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы.
Учебно-дидактические и материально-технические средства обучения.
Для демонстрации необходимы: ноутбук; проектор, готовый образец работы.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- картон белый и цветной;
- клей (наилучшим является клей ПВА);
- крупа (рис, пшено, греча, горох, манка, фасоль и т.д).
Инструменты: ножницы; карандаши простые; линейка; кисточки для клея; салфетки; клеенка.