kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекции познавательных процессов обучающихся с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов»


Пояснительная записка


Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательных процессов» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приложение к приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 286;

  • Федеральным государственным образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ МОиН РФ № 1598, утвержденный приказом МОиН РФ 19 декабря 2014 года;

  • Федеральной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения России от 24.11.2022 № 1023);

  • СанПиН организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи – СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28;

  • Постановлением «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям организации воспитания и обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 года;

  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ п. Яйва»;

  • Адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1.) МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2028 г.г. от 30.08.2023 г.;

  • Учебным планом МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2024-2025 учебный год;

  • Календарным учебным графиком МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2024-2025 учебный год;

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Данная программа будет реализована в 4 классе с обучающимися с ЗПР. При реализации рабочей программы будут учитываться индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР, такие, как: низкая активность восприятия в целом и замедленность перцептивных зрительных операций, бедность ассоциативных процессов; неустойчивость и неравномерность внимания, низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания; низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объём, точность и прочность запоминаемого материала; несформированность, неоднородность мышления; недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность; затруднения в переключении с одного приёма работы на другой, недоразвитие самоконтроля и словесной регуляции действий. Реализация программы «Развитие познавательных процессов» позволит компенсировать или смягчить данные нарушения в познавательной сфере. Хорошее внимание, память, развитое мышление - важнейшее условие успешного школьного обучения.

Цели программы: развитие и коррекция познавательных процессов обучающихся с ОВЗ с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

  • углубление и расширение знаний учащихся.

Развивающие:

  • развитие логического мышления;

  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

  • развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

  • развитие речи и словарного запаса;

  • развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

  • формирование положительной мотивации к учению.

  • формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.

Программа ориентирована на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья ребёнка с ОВЗ. Программа представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Работая по учебно-методическому комплекту, у ребёнка формируются личностные, метапредметные, предметные результаты.


Особенности реализации


Отличительной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, с применением формы игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.

В основе построения занятий лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. На каждом занятии ребёнок для формирования навыков контроля и самоконтроля учится оценивать свою работу. Занятия проводятся во вторую половину дня и имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную. Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе ребёнок отвечает на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы). Продолжительность основной части – 30 минут. Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании. Продолжительность заключительной части – 5 минут.


Формы и методы обучения


Методы, в зависимости от источника получения знаний:

  1. Словесные (рассказ, беседа, обсуждение, работа с учебником и другой литературой, инструктаж).

  2. Наглядные (демонстрация иллюстраций, фильмов, презентаций и т. д.).

  3. Практические (выполнение упражнений, моделирование).

  4. Игровые (дидактические, имитационные и другие виды игр).

Методы по характеру познавательной деятельности:

  1. Репродуктивные (объяснительно-наглядные).

  2. Метод проблемного изложения учебного материала.

  3. Частично-поисковый (эвристический).

  4. Исследовательский.

Логические приёмы:

  1. Сравнение.

  2. Противопоставление.

  3. Классификация.

  4. Систематизация.

  5. Определение причин и взаимосвязей.


Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, экскурсии.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проблемно - поисковые, личностно - ориентированные, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.


Описание места реализации программы в учебном плане


Реализация программы «Развитие познавательных процессов» проводится в рамках коррекционно-развивающей работы. На реализацию программы в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).


Содержание программы


Программа содержит три этапа.

Диагностический этап.

Начальная диагностика проводится в сентябре 2021 года, промежуточный этап диагностики - в апреле 2024 года.

Цель данного этапа - диагностика развития познавательных процессов у ребёнка с использованием следующих методик:

  • методика «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Лускановой;

  • «Методика Пьерона-Рузера» - для исследования устойчивости, концентрации, внимания и темпа деятельности;

  • методика «Тест Мюнстерберга» – для исследования избирательности и концентрации внимания;

  • методика «Расстановка чисел» - для оценки произвольного внимания;

  • методика «Числовой квадрат» - для оценки объёма, распределения, переключения внимания;

  • методика «Запомни и расставь точки» - для исследования объёма внимания;

  • методика «Узнавание фигур» - для исследования особенностей зрительного запоминания;

  • методика «Определение преобладающего типа памяти»;

  • методика «Изучение логической и механической памяти» - для изучения объёма смысловой и механической памяти;

  • «Методика исследования оперативной памяти»;

  • методика «Выделение существенных признаков» - для изучения возможности обучающихся отличать существенные признаки от второстепенных;

  • методика «Исследование быстроты мышления» - для изучения темпа выполнения ориентированных и операционных компонентов мышления;

  • методика «Тест на способность к классификации и анализу» - для изучения особенностей аналитической и синтетической деятельности мозга;

  • методика «Изучение саморегуляции» - для определения уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

Оценочный критерии результатов учащихся производится по пяти уровням:

Высокий уровень - можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.

Выше среднего - учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Средний уровень - учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Ниже среднего - частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.

Низкий уровень - учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.

Результаты вносятся в протокол.

Коррекционный этап.

Цель данного этапа - гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, такими, как: воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.


Структура коррекционно-развивающего занятия


Вводная часть.

Создание положительной атмосферы.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.

Основная часть.

Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, - этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений.

Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психогимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, нормализовать мышечный тонус, настроить ребенка на активную работу.

Релакс-пауза - этот этап проводится в зоне отдыха, включает в себя слушание релакс-музыки («Антистресс», «Утренние луга» и др.), инсценированных сказок.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.


Предполагаемый результат коррекционно-развивающей деятельности:


  • эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

  • чувство единства, умение действовать согласованно;

  • готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

  • целостная психолого-педагогическая культура;

  • учебные мотивы;

  • устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

  • повышение развития основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

  • адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

  • адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

  • повышение уровня развития психических функций;

  • улучшение социальной адаптации;

  • преодоление моторной неловкости;

  • расширение зоны ближайшего развития ребенка;

  • формирование и закрепление познавательных интересов, развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

  • повышение умения сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данного и искомого;

  • поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделирование ситуации, описанной в тексте задачи, использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации;

  • конструирование последовательности шагов (алгоритм) решения задачи;

  • выбор наиболее эффективных способов решения;

  • моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения задачи, использование его в ходе самостоятельной работы;

  • выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии;

  • анализ правил игры, действие в соответствии с заданными правилами;

  • включение в групповую работу: участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и его аргументация;

  • аргументация своей позиции в коммуникации, учитывание разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения;

  • сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием;

  • контроль своей деятельности;

  • повышение умения объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия, объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии;

  • развитие умения выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий.


Материально-техническое обеспечение программы


Список литературы:

  1. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – СПб., 1998

  2. Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001

  3. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973

  4. Т.Б. Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

  5. Л.В. Мщенкова «25 развивающих занятий » Академия развития

  6. Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб., 2004

  7. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И. Шевандрин. – М., 2001

  8. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004

  9. Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990

  10. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003

  11. А.В. Соколова «Наблюдаем и сравниваем» Академия развития

  12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей». – Ярославль: ТОО “Гринго”. 1995

  13. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» Москва. 1988

  14. Холодова О.А., Е.А. Моренко «Умникам и умницам»

  15. Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей - М., 2008

Дидактические материалы:

  1. Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии.

  2. Манипуляторные предметы (дидактический и раздаточный материал).

  3. Методическая литература (рабочие тетради, сборники коррекционных упражнений, тесты и т. д

  4. Магнитофон.

  5. Компьютер.

  6. Копилка упражнений и игр по развитию познавательной деятельности:

  • корректурные задания;

  • модификации методики Мюнстерберга;

  • работа с изображениями-нелепицами;

  • решение ребусов;

  • методика «Смысловые единицы» (К.П. Мальцева);

  • таблица Шульте;

  • упражнение «Мысленные образы и эмоции»;

  • техника «Анализ структуры длинных предложений»;

  • составление рисунков из счетных палочек и/или спичек;

  • упражнение «Запрещённая буква»;

  • упражнение «Спрятанное слово»;

  • упражнение «Исключение лишнего»;

  • упражнение «Составь предложение»;

  • упражнение «Четвертый лишний»;

  • упражнение «Необычное применение»;

  • упражнение «Поиск аналогов»;

  • упражнение «Чтение с помехой»;

  • упражнение «Что слышно?»;

  • упражнение «Найди ошибку»;

  • упражнение «Назови причину»;

  • упражнение «Скажи по-другому»;

  • упражнение «На что это похоже?»;

  • упражнение «Противоположности»;

  • упражнение «Поиск общего»;

  • упражнение «Дай определение»;

  • развивающие презентации на развитие познавательных процессов.


Тематический планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего
часов

1

Начальная диагностика

2

2

Развитие памяти

5

3

Развитие внимания

4

4

Развитие мышления

5

5

Развитие восприятия

4

6

Развитие воображения

4

7

Развитие коммуникативных навыков

4

8

Повышение учебной мотивации

4

9

Промежуточная диагностика

2


Итого

34


Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия

Содержание материала

1


Вводное занятие

Что такое познавательные процессы

2


Развитие внимания, мышления, воображения

Упражнения по развитию внимания, мышления, воображения.

3


Развитие памяти, внимания, моторики

Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания.

4


Развитие мышления и слухового восприятия

Упражнения, направленные на развитие мышления, восприятия.

5


Развитие памяти, внимания, моторики

Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания.

6


Развитие мышления, самоконтроля и произвольности внимания

Упражнения, направленные на развитие самоконтроля, произвольного внимания.

7


Развитие внимания, мышления

Упражнения, направленные на развитие внимания, мышления.

8


Развитие памяти, мышления, моторики

Упражнения, направленные на развитие памяти, мышления.

9


Развитие пространственных представлений, повышение мотивации

Упражнения, направленные на развитие пространственных представлений.

10


Развитие действия моделирования, гибкости мышления, воображения

Упражнения, направленные на развитие действия моделирования, гибкости мышления, воображения.

11


Развитие внимания, мышления

Упражнения, направленные на развитие внимания, мышления.

12


Развитие мышления, внимания

Упражнения, направленные на развитие мышления, внимания.

13


Развитие внимания, мышления

Упражнения, направленные на развитие внимания, мышления.

14


Развитие памяти, мышления

Упражнения, направленные на развитие памяти, мышления.

15


Развитие мышления, внимания

Упражнения, направленные на развитие мышления, внимания.

16


Развитие мышления (процессы синтеза)

Упражнения, направленные на развитие мышления.

17


Развитие зрительного воображения, коммуникативных навыков

Упражнения, направленные на развитие зрительного воображения.

18


Развитие слухового восприятия, внимания, мышления

Упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, внимания, мышления.

19


Развитие мышления (установление закономерностей)


Упражнения, направленные на развитие мышления (установление закономерностей).

20


Развитие мышления, внимания

Упражнения, направленные на развитие мышления, внимания.

21


Развитие внимания

Упражнения, направленные на развитие внимания.

22


Развитие памяти, мышления, внимания

Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания.

23


Развитие памяти, повышение мотивации

Упражнения, направленные на развитие памяти.

24


Развитие восприятия, воображения

Упражнения, направленные на развитие восприятия, воображения.

25


Развитие воображения, коммуникативных навыков

Упражнения, направленные на развитие воображения.

26


Развитие логического мышления

Упражнения, направленные на развитие логического мышления.

27


Развитие наглядно – образного мышления

Упражнения, направленные на развитие наглядно – образного мышления.

28


Развитие памяти, внимания

Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания.

29


Развитие интеллектуальных способностей


Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей.

30


Развития умения работать по алгоритму

Упражнения, направленные на развитие умения работать по алгоритму.

31


Развитие логического мышления

Упражнения, направленные на развитие логического мышления.

32


Развитие действия моделирования, гибкости мышления, воображения

Упражнения, направленные на развитие действия моделирования, гибкости мышления, воображения.

33


Повторная диагностика

Диагностика познавательных процессов

34


Повторная диагностика

Диагностика познавательных процессов


ИТОГО


34 часа








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов

Автор: Забелина Ольга Викторовна

Дата: 22.10.2024

Номер свидетельства: 658262


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства