Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов»
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательных процессов» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приложение к приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 286;
Федеральным государственным образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ МОиН РФ № 1598, утвержденный приказом МОиН РФ 19 декабря 2014 года;
Федеральной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения России от 24.11.2022 № 1023);
СанПиН организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи – СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28;
Постановлением «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям организации воспитания и обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 года;
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ п. Яйва»;
Адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1.) МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2028 г.г.от 30.08.2023 г.;
Учебным планом МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2024-2025 учебный год;
Календарным учебным графиком МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2024-2025 учебный год;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Данная программа будет реализована в 4 классе с обучающимися с ЗПР. При реализации рабочей программы будут учитываться индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР, такие, как: низкая активность восприятия в целом и замедленность перцептивных зрительных операций, бедность ассоциативных процессов; неустойчивость и неравномерность внимания, низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания; низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объём, точность и прочность запоминаемого материала; несформированность, неоднородность мышления; недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность; затруднения в переключении с одного приёма работы на другой, недоразвитие самоконтроля и словесной регуляции действий. Реализация программы «Развитие познавательных процессов» позволит компенсировать или смягчить данные нарушения в познавательной сфере. Хорошее внимание, память, развитое мышление - важнейшее условие успешного школьного обучения.
Цели программы: развитие и коррекция познавательных процессов обучающихся с ОВЗ с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
углубление и расширение знаний учащихся.
Развивающие:
развитие логического мышления;
развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
развитие речи и словарного запаса;
развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
формирование положительной мотивации к учению.
формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.
Программа ориентирована на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья ребёнка с ОВЗ. Программа представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Работая по учебно-методическому комплекту, у ребёнка формируются личностные, метапредметные, предметные результаты.
Особенности реализации
Отличительной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, с применением формы игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.
В основе построения занятий лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. На каждом занятии ребёнок для формирования навыков контроля и самоконтроля учится оценивать свою работу. Занятия проводятся во вторую половину дня и имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную. Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе ребёнок отвечает на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы). Продолжительность основной части – 30 минут. Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Формы и методы обучения
Методы, в зависимости отисточника получения знаний:
Словесные (рассказ, беседа, обсуждение, работа с учебником и другой литературой, инструктаж).
Наглядные (демонстрация иллюстраций, фильмов, презентаций и т. д.).
Игровые (дидактические, имитационные и другие виды игр).
Методы по характеру познавательной деятельности:
Репродуктивные (объяснительно-наглядные).
Метод проблемного изложения учебного материала.
Частично-поисковый (эвристический).
Исследовательский.
Логические приёмы:
Сравнение.
Противопоставление.
Классификация.
Систематизация.
Определение причин и взаимосвязей.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, экскурсии.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проблемно - поисковые, личностно - ориентированные, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
Описание места реализации программы в учебном плане
Реализация программы «Развитие познавательных процессов» проводится в рамках коррекционно-развивающей работы. На реализацию программы в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Содержание программы
Программа содержит три этапа.
Диагностический этап.
Начальная диагностика проводится в сентябре 2021 года, промежуточный этап диагностики - в апреле 2024 года.
Цель данного этапа - диагностика развития познавательных процессов у ребёнка с использованием следующих методик:
методика «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Лускановой;
«Методика Пьерона-Рузера» - для исследования устойчивости, концентрации, внимания и темпа деятельности;
методика «Тест Мюнстерберга» – для исследования избирательности и концентрации внимания;
методика «Расстановка чисел» - для оценки произвольного внимания;
методика «Числовой квадрат» - для оценки объёма, распределения, переключения внимания;
методика «Запомни и расставь точки» - для исследования объёма внимания;
методика «Узнавание фигур» - для исследования особенностей зрительного запоминания;
методика «Определение преобладающего типа памяти»;
методика «Изучение логической и механической памяти» - для изучения объёма смысловой и механической памяти;
«Методика исследования оперативной памяти»;
методика «Выделение существенных признаков» - для изучения возможности обучающихся отличать существенные признаки от второстепенных;
методика «Исследование быстроты мышления» - для изучения темпа выполнения ориентированных и операционных компонентов мышления;
методика «Тест на способность к классификации и анализу» - для изучения особенностей аналитической и синтетической деятельности мозга;
методика «Изучение саморегуляции» - для определения уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
Оценочный критерии результатов учащихся производится по пяти уровням:
Высокий уровень - можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.
Выше среднего - учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Средний уровень - учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Ниже среднего - частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.
Низкий уровень - учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.
Результаты вносятся в протокол.
Коррекционный этап.
Цель данного этапа - гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, такими, как: воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.
Структура коррекционно-развивающего занятия
Вводная часть.
Создание положительной атмосферы.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.
Основная часть.
Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, - этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений.
Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психогимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, нормализовать мышечный тонус, настроить ребенка на активную работу.
Релакс-пауза - этот этап проводится в зоне отдыха, включает в себя слушание релакс-музыки («Антистресс», «Утренние луга» и др.), инсценированных сказок.
Заключительная часть.
Рефлексия.
Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.
Предполагаемый результат коррекционно-развивающей деятельности:
чувство единства, умение действовать согласованно;
готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
целостная психолого-педагогическая культура;
учебные мотивы;
устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
повышение развития основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
повышение уровня развития психических функций;
улучшение социальной адаптации;
преодоление моторной неловкости;
расширение зоны ближайшего развития ребенка;
формирование и закрепление познавательных интересов, развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любого человека;