kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА факультатива «Мир вокруг нас»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа содержит задания по развитию познавательных способностей младших школьников. Создаёт условия для развития у детей читательского интереса, развития логического мышления,смекалки, связной речи, творческих способностей, взаимосвязи человека и природы, привитию любви к природе и бережному отношению к ней. Расширяет кругозор  ребёнка, способствует экологическому воспитанию учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА факультатива «Мир вокруг нас»»


Солтүстик Қазақстан облысы

Тайынша ауданы әкімдігінің

«Тайынша қаласы №2 орта мектебі»

коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Северо – Казахстанская область

Тайыншинский район

КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша»









ПРОГРАММА

факультатива

«Мир вокруг нас»















2017г.
































Бекітемін

утверждаю

Директор:

Джумаева Г. Ж.

Ә/б отырысында қаралды

Рассмотрено на заседании М/О

Руководитель:

Матюнина Н.С.















ПРОГРАММА

факультатива

«Мир вокруг нас»














2017г.


ПРОГРАММА

факультативного курса

«Мир вокруг нас» по познанию мира для 4 класса общеобразовательной школы

Автор – составитель: Сидлецкая Е.В.

учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа № 2 города Тайынша»


















Данная программа содержит задания по развитию познавательных способностей младших школьников. Создаёт условия для развития у детей читательского интереса, развития логического мышления,смекалки, связной речи, творческих способностей, взаимосвязи человека и природы, привитию любви к природе и бережному отношению к ней. Расширяет кругозор ребёнка, способствует экологическому воспитанию учащихся.

Пояснительная записка.

4 класс

( 1 час в неделю, всего 34 часа)

«Природа — наш дом, и если мы будем расточительны и беззаботны, то разрушим его; природа — частица нас самих,

а равнодушие к природе — безразличие к собственной судьбе»

(В.А. Сухомлинский)

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного края, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Мир вокруг нас ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен окружающий мир. Что имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность создания авторской учебной программы «Мир вокруг нас» продиктована прежде всего обострением экологической обстановки вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства и безответственного отношения к природе. Актуальность также состоит в отсутствии образовательной программы экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения. В начальной школе есть предмет «Познание мира», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.

"Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, - говорил Сухомлинский. « Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста». Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: работа со справочной литературой; уход за комнатными растениями; создание экологических проектов; демонстрации фильмов о природе; экскурсии; исследовательская деятельность; создание буклетов экологического содержания; литературное творчество;

игровые элементы, игры, работа с дидактическим и раздаточным материалом.

Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся. Достаточно много воспитательных мероприятий посвящено трудовой и созидательной деятельности детей.

При составлении программы учтены документы об образовании, стратегические задачи правительства Р К «Казахстан 2050», Послание президента Н.А.Назарбаева.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта школьного курса «Познание мира».

Цель программы:

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

  • Формирование высоконравственной личности школьника. Развитие его индивидуальных творческих способностей.

  • Развитие креативного мышления через чтение и письмо.

  • Развитие функциональной грамотности, позволяющей использовать приобретенные знания, умения и навыки по познанию мира в различных жизненных ситуациях, в реальном общении.

  • Формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края .

Задачи курса:

  • формировать интерес к изучению природы родного края;

  • углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

  • формировать представления о природных сообществах области; иметь представления об охраняемых территориях Казахстана;

  • привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края;

  • воспитывать ответственное отношение учащихся к окружающей среде своего края и всей страны;

  • формировать в детях нравственно- эстетические качества и экологическую культуру; повышать экологическую грамотность учащихся

  • формировать основные способы учебной деятельности: развивать устойчивое произвольное внимание и память, логическое и образное мышление, интерес к учебным задачам урока, умение рационально использовать учебное время, самостоятельность в постановке и решении учебных задач;

  • формировать основные способы учебной деятельности: развивать устойчивое произвольное внимание и память, логическое и образное мышление, интерес к учебным задачам урока, умение рационально использовать учебное время, самостоятельность в постановке и решении учебных задач;

Методы и приёмы обучения:

  • словесный;

  • исследовательский;

  • поисковый;

  • наглядный;

  • практический;

  • игровой;

  • метод коллективного творчества

Содержание программы:

  • работа со справочной литературой;

  • уход за комнатными растениями;

  • создание тематических папок и стендов;

  • озеленение школы и класса;

  • экскурсии;

  • создание экологических проектов;

  • исследовательская деятельность;

  • создание буклетов экологического содержания, выставки;

  • литературное творчество;

  • демонстрации фильмов о природе.

  • профилактические диктант

Календарное планирование



Содержание

число

сроки



1 четверть (8 часов)



1

1

Что такое живая природа?

1


2

2

Что такое неживая природа?

1


3

3

Как происходит смена дня и ночи.

1


4

4

Времена года

1


5

5

Весна. Лето.

1


6

6

Осень. Зима.

1


7

7

Как растения делятся на группы.

1


8

8

Как размножаются растения.

1


2 четверть (8 часов)

9

1

Природа осенью.

1


10

2

Многообразие растительного мира.

1


11

3


Польза растений для человека.

1


12

4

Взаимосвязь растений и животны.

1


13

5

Многообразие животного мира.

1


14

6

Домашние и дикие птицы.

1


15

7

Кто живет в воде?

1


16

8

Насекомые .

1




3 четверть (10 часов)



17

1

Хищники

1


18

2

Травоядные животные

1


19

3

Домашние животные.

1


20

4

Природа зимой

1


21

5

Мы и наше здоровье.

1


22

6

Кто приносит пользу человеку?

1


23

7

Какая профессия самая важная?

1


24

8

Жизнь растений и животных весной

1


25

9

Животный и растительный мир Казахстана

1


26

10

Что такое Красная книга

1




4 четверть (8 часов)



27

1

Наша республика Казахстан

1


28

2

С чего начинается Родина?

1


29

3

Береги здоровье смолоду!

1


30

4

Моя семья

1


31

5

Жизнь в селе

1


32

6

Дороги и улицы города

1


33

7

Столица нашей родины - Астана

1


34

8

Итоговое занятие

1








Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Обучающиеся должны знать:

- основы экологической культуры;

- особенности природы своего края;

- основные признаки времен года;

- значение природы для человека;

- группы растений и животных;

- охраняемые растения и животные своего края;

- правила поведения в природе;

- полезные ископаемые, их применение человеком;

- растительный и животный мир родного края;

- современные экологические проблемы;

- о важности здорового образа жизни в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Обучающиеся должны уметь:

- различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;

- различать изученные растения, животных;

- вести наблюдения в природе ;

- подкармливать птиц в простейших кормушках;

- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;

- проводить поисково-исследовательскую деятельность;

- применять полученные знания на практике;

- работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;

-пользоваться коммуникативными умениями; высказывать свою точку зрения; выделять главное, обобщать;

- осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;

- различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;

- адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.

- отгадывать и составлять загадки, ребусы, кроссворды.

- фиксировать наблюдения, осознавать события;


Литература:

Граничкина О., Граничкин А. «Цветы в вашем доме» изд.»Эксмо» М. 2009г

Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое образование школьников. - М., 1983

Кирилинская Л.В. «Волшебное путешествие по стране Казахстан» изд.»Шикула и К» г. Шымкент 2007г

Перелыгина В.В, Куликовская Л.Н. и др. «Сборник профилактических диктантов для начальных классов» г.Тайынша 2010г.

Плешаков А. А. Изучение темы "Будем беречь здоровье" в новом курсе природоведения.//Начальная школа. -1991, N12, С. 29-32.

Плешаков А. А. Изучение темы "Сохраним удивительный мир растений и животных" в новом курсе природоведения.//Начальная школа. -1991, N11, С. 24-29.

Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе// Начальная школа. – 1988. - № 8.

Чвалюк С.Г. «Электронное учебно - методическое пособие для учителей начальных классов по познанию мира» г. Тайынша

Интернет ресурсы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
ПРОГРАММА факультатива «Мир вокруг нас»

Автор: Сидлецкая Елена Владимировна

Дата: 09.10.2017

Номер свидетельства: 431447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi"
    ["file_id"] => string(6) "221698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435557964"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства