Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся при получении начального общего образования»
6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся при получении начального общего образования
Общие положения
Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся при получении начального общего образования (далее – Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе ОО, семьи и других институтов общества.
Программа предусматривает приобщение учащихся к культурным и базовым ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; - формирование у учащегося активной деятельностной позиции.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся содержит шесть разделов.
В первом разделе определены цель, задачи, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования; сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества. В каждом направлении раскрыты содержание и соответствующая система базовых ценностей.
Во втором разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.
В третьем разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с учащимися на уровне начального общего образования.
В четвёртом разделе определены условия совместной деятельности Учреждения с семьями учащихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся.
В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.
В заключительном, шестом разделе представлены рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности.
Предназначение Программы – помочь педагогу в реализации воспитательной деятельности, т.е. действий, направленных на развитие личности учащегося, его внутреннего мира. Изложение целей, задач, содержания этого направления педагогической деятельности представлено на понятном широкому кругу читателей языке, чтобы с данной Программой мог ознакомиться заинтересованный родитель (законный представитель).
6.1. Цель, основные задачи, направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания учащихся
Целью духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на уровне начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основными задачами духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на уровне начального общего образования являются:
- формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;
- расширение кругозора, развитие общей культуры;
- ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
- развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
- формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования классифицировано по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их учащимися.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- представления о правах и обязанностях гражданина России;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Кемеровской области, Мариинского муниципального района, города Мариинска;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
- любовь к образовательной организации, своему городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- представления о базовых национальных российских ценностях;
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым;
- умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
- представления о возможном негативном влиянии на морально психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Педагог может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности с учащимися.
Переведём все основные ценности в форму желаемых качеств личности и получим нравственный портрет идеально воспитанного выпускника:
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - семьи, класса, ОО, города, России)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Безусловно, постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.
6.2. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития, воспитания учащихся
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Принцип следования нравственному примеру.Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни учащегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении учащихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Учащийся включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли ОО должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие учащихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности учащихся. Интеграция содержания различных видов деятельности учащихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач учащиеся вместе с педагогами и родителями (законными представителями), иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений искусства;
- периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
- духовной культуры и фольклора народов России;
- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
Решение этих задач предполагает, что при разработке рабочих программ учебных предметов (курсов) в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.
Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательной деятельности и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность учащегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между ОО и семьёй, ОО и обществом, ОО и жизнью.
6.3. Виды деятельности и формы занятий с учащимися
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Кемеровской области, Мариинского муниципального района (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения учебных предметов, занятий внеурочной деятельности, предусмотренных учебным планом и планом внеурочной деятельности ОО);
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных предметов, занятий внеурочной деятельности, предусмотренных учебным планом и планом внеурочной деятельности ОО);
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных предметов, занятий внеурочной деятельности, предусмотренных учебным планом и планом внеурочной деятельности ОО);
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
- знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых ПО РДШ «Алые паруса»);
- участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
- получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
- участие во встречах и беседах с выпускниками МБОУ «Сусловская СОШ», ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
В рамках изучения отдельных учебных предметов.
Окружающий мир, 3–4 классы – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Основы религиозных культур и светской этики – равенство и добрые отношения народов России.
Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях:
– посредством технологии оценивания - опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;
– групповая работа на уроках – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;
– специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища. Например, в математике – методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов».
Во внеурочной деятельности.
Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных мероприятий:
– беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д.;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
– экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д.;
– коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п.;
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;
– ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России;
– осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности;
– ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов;
– завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных предметов, занятий внеурочной деятельности, предусмотренных учебным планом и планом внеурочной деятельности ОО), бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);
- участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
- ознакомление с основными правилами поведения в ОО, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и ОО— овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
В урочной деятельности.
Изучение материала и выполнение учебных заданий с нравственно-оценочным содержанием в учебных предметах.
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).
Основы религиозных культур и светской этики («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии.
Проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие культуры общения в режиме мозговых штурмов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать.
Продуктивное чтение (образовательная технология) – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями.
Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.
Во внеурочной деятельности.
Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных мероприятий:
– беседы и классные часы по примерным темам (по работам: «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать» и т.д.);
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;
– экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.;
– коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п.;
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;
– туристические походы и другие формы совместно деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм.
Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.
Во внешкольной деятельности.
Посильное участие в оказании помощи другим людям:
– подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями;
– строго добровольный и с согласия родителей (законных представителей) сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся;
– решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
В процессе изучения учебных предметов и проведения занятий внеурочной деятельности, внеурочных и внеклассных мероприятий учащиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
- участвуют в экскурсиях по селу, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на предприятия и учреждения, встреч с представителями разных профессий;
- узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими учащимися, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
- приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления учащимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
- учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
- приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе МБОУ «Сусловская СОШ» и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих мастерских, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);
- приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
- участвуют во встречах и беседах с выпускниками МБОУ «Сусловская СОШ», знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
В урочной деятельности.
Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей.
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов.
Получение трудового опыта в процессе учебной деятельности.
Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.
Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений.
Во внеурочной деятельности.
Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных мероприятий:
– праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» и т.д.;
– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и страны;
– коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п.;
– встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
– ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;
– совместные проекты с родителями «Труд моих родных».
Во внешкольной деятельности.
Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:
– украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, ОО, улицы;
– расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в ОО, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);
– занятие народными промыслами;
– работа в творческих мастерских;
– отдельные трудовые акции, например «Мой чистый двор» (на исключительно добровольной, сознательной основе).
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения учебных предметов, занятий внеурочной деятельности, предусмотренных учебным планом и планом внеурочной деятельности ОО, бесед, просмотра учебных фильмов);
- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
- получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).
В урочной деятельности.
Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил.
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
Сбережение природных ресурсов в ходе образовательной деятельности: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п.
Во внеурочной деятельности.
Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных мероприятий:
– экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки, заповедники, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира;
– классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?» и т.п.;
– ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;
– проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения.
Во внешкольной деятельности.
Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:
– каждодневная сортировка бытового мусора для облегчения его переработки;
– забота (в т.ч. вместе с родителями (законными представителями) о живых существах – домашних и в дикой природе;
– участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;
– создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе».
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения учебных предметов, занятий внеурочной деятельности, предусмотренных учебным планом и планом внеурочной деятельности ОО, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
- ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, занятий внеурочной деятельности, предусмотренных учебным планом и планом внеурочной деятельности ОО, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве ОО и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
- обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
- получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках труда и в системе учреждений дополнительного образования);
- участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в ОО своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
- получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека;
- участие в художественном оформлении помещений.
В урочной деятельности.
Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира.
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной деятельности:
– исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения,
- оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания.
Во внеурочной деятельности.
Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных мероприятий:
– игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.);
– посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (художественные музеи, архитектурные и парковые ансамбли, художественные производства и т.п.) с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?; «В каких художественных образах отразилась красота?»;
– классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;
– занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве;
– встречи-беседы с людьми творческих профессий;
– участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
Во внешкольной деятельности.
Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:
– участие в художественном оформлении помещений, зданий;
– опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.
6.4. Совместная деятельность МБОУ «Сусловская СОШ», семьи и общественности по духовно-нравственному развитию, воспитанию учащихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уровне начального общего образования осуществляются не только ОО, но и семьёй, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Взаимодействие МБОУ «Сусловская СОШ» и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни учащегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно‑нравственного развития и воспитания учащихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива МБОУ «Сусловская СОШ». При этом используются различные формы взаимодействия:
- участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия учащихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования;
- реализация педагогической деятельности указанных организаций и объединений с учащимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования и одобренных Педагогическим советом и Родительским комитетом ОО.
- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в ОО.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) учащихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни учащегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования.
Система работы МБОУ «Сусловская СОШ» по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и ОО, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности МБОУ «Сусловская СОШ» по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, оценке эффективности этих программ;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях: праздниках, акциях, совместных проектах (спортивный семейный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зарничка», «Лучшие друзья- взрослые и дети!», «Мой папа - военный», «Тепло маминых рук», «Цветущая школа», традиционные праздничные концерты, посвященные Дню матери, международному женскому дню и т.д.). Привлечение родителей (законных представителей) к активной деятельности в родительских комитетах классных коллективов учащихся, участие в работе жюри во время проведения школьных конкурсов. Интересной формой работы являются классные КТД, проводимые совместно классными руководителями, учащимися класса и родителями (законными представителями).
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, родительский урок, игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум и другие.
6.5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания учащихся
Каждое из основных направлений духовно‑нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования должно обеспечиваться достижение учащимися:
- воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил учащийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта — последствий результата, того, к чему привело достижение результата (развитие учащегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности учащегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям учащегося.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, ОО, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой учащийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение учащимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у учащегося социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов за пределами ОО, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности учащихся и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются учащимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие учащихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития, воспитания учащихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты учащимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
-опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и ОО, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для учащегося видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в ОО и на его территории, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве ОО и семьи.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования является основой для проектирования и планирования воспитательной работы с учащимися, их родителями (законными представителями), классными коллективами на уровне начального общего образования в МБОУ «Сусловская СОШ» .
6.6. Рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур с использованием следующих методов: экспертные суждения (родителей (законных представителей), партнеров МБОУ «Сусловская СОШ»); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения учащихся.
Организация текущего педагогического контроля результатов урочной и внеурочной деятельности предполагает проведение:
- наблюдений за поведением, как отдельного учащегося, так и группы учащихся, учащихся всего класса во время проведения тренингов и игр в условиях урочной и внеурочной деятельности;
- тестирования и анкетирование с использованием следующих методик:
- диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой
-диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);
- изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
- диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
- диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);
Во время проведения наблюдения рекомендуется:
- обращать внимание на позицию и поступки учащихся, которые они проявляют в условиях созданной педагогом учебной ситуации, с целью определения соответствия позиции и поступков учащихся запланированным промежуточным результатам, проведения коррекции педагогических условий социального взросления учащихся класса;
- хвалить учащихся за стремление проявлять себя как активного партнера в условиях социальной практики;
- тактично корректировать поведение и позицию учащихся при наличии у них нежелательных социальных характеристик;
- следить за соблюдением учащимися оговоренных правил поведения;
- подчеркивать наличие у учащихся позитивных социальных качеств.
Во время проведения тестирования и анкетирования рекомендуется:
- не давать разъяснений на предлагаемые учащимся ситуации и вопросы;
- не позволять учащимся проговаривать ответы друг другу и задавать учителю дополнительные вопросы, направленные на получение от учителя возможного варианта ответов.
Диагностика проводится 1 раз в год. По итогам диагностики:
выявляются типичные проблемы отдельных классных коллективов, МБОУ «Сусловская СОШ» в целом;
возможно вычленение сильных и слабых сторон работы классных руководителей через сравнение результатов мониторинга;
поиск ресурсов для решения проявившихся проблем;
принятие соответствующих управленческих решений в разработке соответствующих программ действий.
К результатам, неподлежащим оценке относятся:
- ценностные ориентации учащихся, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и др.).
Оценка и коррекция развития личностных результатов учащихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьёй учащегося.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на уровне начального общего образования является основой для проектирования и планирования воспитательной работы с учащимися, их родителями (законными представителями), классными коллективами на уровне начального общего образования в МБОУ «Сусловская СОШ».
7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
7.1. Цель, задачи, результаты ценностные ориентиры деятельности
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением ФГОС — комплексная программа формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Основная цель Программы – создание условий, обеспечивающих формирование основ экологической культуры сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих, способствующих их познавательному и эмоциональному развитию, достижению планируемых результатов освоения ООП НОО.
Задачи программы:
- формировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- пробуждать в учащихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
- формировать установки на использование здорового питания;
- использовать оптимальные двигательные режимы для учащихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдать здоровьесозидающие режимы дня;
- формировать негативное отношение к факторам риска здоровью учащихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- формировать умения противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формировать потребность учащегося безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- формировать основы здоровьесберегающей учебной культуры: умения организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа предусматривает достижение следующих результатов:
- сохранение и улучшение состояния здоровья учащихся;
- создание системы мониторинга состояния здоровья учащихся, их социального благополучия;
- обеспечение систематического учета, контроля и анализа ситуации;
- повышение заинтересованности работников ОО в укреплении здоровья учащихся;
- повышение внимания учащихся и их родителей (законных представителей) к вопросам здорового образа жизни;
- повышение числа учащихся переведённых из специальной медицинской группы в подготовительную, а из подготовительной в основную;
- улучшение условий для занятия физической культурой;
- увеличение доли учащихся, участвующих в экологических и спортивно-оздоровительными мероприятиями до 100%.
В результате освоения программы формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни учащиеся должны знать:
о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы
и т.п.;
об отрицательной оценке неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
о влиянии слова на физическое состояние, настроение человека;
основные продукты питания, полезные для здоровья и вредные для здоровья;
правила поведения во время болезни, гигиены и здорового режима дня;
правила дорожного движения, поведения в школе, природе;
приобретут навыки:
сохранения своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности;
спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья;
соблюдения правил гигиены и здорового режима дня;
подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.); подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
безопасного поведения в школе, на дороге и в природе.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности учащихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
При выборе стратегии реализации Программы учитывались психологические и психофизиологические характеристики учащихся данного возраста. А также и то, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы МБОУ «Сусловская СОШ», требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни ОО, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации образовательной деятельности, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания.
Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся является просветительская работа с их родителями (законными представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с учащимися, к разработке программы ОО по охране здоровья учащихся.
В основе организации образовательной деятельности на уроке лежат дидактические принципы деятельностного метода, позволяющие системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся:
– принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее учащихся, и обеспечивает включение каждого в самостоятельную познавательную деятельность;
– принцип минимакса обеспечивает для каждого учащегося адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
– принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учащимися и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки;
– принцип вариативности создаёт условия для формирования умения делать осознанный выбор и тем самым снижает у учащихся напряжение в ситуации выбора;
– принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.
7.2.Направления деятельностипо здоровьесбережению, модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с учащимися:
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры МБОУ «Сусловская СОШ»:
- соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям СанПиН, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности: в ОО организован пропускной режим, установлена электронная противопожарная сигнализация, разработаны паспорт безопасности и безопасный маршрут движения по дорогам, на классных часах организовано обучение и инструктаж учащихся по вопросам оптимального поведения в чрезвычайных ситуациях, ежемесячно проводятся объектовые тренировки;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;
- оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности;
- обеспечение учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений для пребывания учащихся естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;
- оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
- наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил;
- наличие в ОО квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с учащимися (медицинский работник, учителя физической культуры, социальный педагог);
- сформированность культуры здоровья педагогов ОО (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).
В МБОУ «Сусловская СОШ» имеется столовая, позволяющая организовать двухразовое горячее питание учащихся и педагогов.. Имеются два оснащенных спортивных зала, спортивная многофункциональная площадка, хоккейная коробка (на территории села), футбольное поле, беговая дорожка, оснащенные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. Функционирует лицензированный медицинский кабинет. Перечень оборудования в медицинском кабинете соответствует СанПиН. Медицинское обслуживание учащихся осуществляется по договору с МУЗ ЦГБ «Сусловская участковая больница».
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Составление акта приемки МБОУ «Сусловская СОШ»
август
Директор
Организация и осуществление пропускного режима
В течение года
Зам. руководителя по БОП
Приобретение необходимого оборудования для оснащения медицинского кабинета
В течение года
Директор
Приобретение нового оборудования для кабинетов, спортивных залов, спортплощадки
В течение года
Учителя физической
культуры
Организация горячего питания
В течение года
Директор
Повышение квалификации педагогов и сотрудников ОО, в том числе по комплексной безопасности, оказанию первой помощи
В течение года
Зам. директора поУВР
2. Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности учащихся:
- системность деятельности по вопросам здоровьесбережения и экологического воспитания;
- взаимодействие ОО с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни учащихся, экологического воспитания;
- преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни, формирования экологической культуры на всех уровнях общего образования;
- непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни учащихся;
- темы, проекты, задания в программах учебных предметов, содержание которых направлено на обсуждение с учащимися проблем, связанных с экологической культурой, безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом;
- реализация внеклассных мероприятий, воспитательных программ и программ внеурочной деятельности, ориентированных на формирование экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни;
- соблюдение норм СанПиН, предъявляемых к организации образовательной деятельности (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей учащихся в двигательной активности), в том числе при ведении внеурочной деятельности;
- использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся;
- использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;
- соблюдение норм двигательной активности при организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями санитарных правил;
- соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил;
- учет индивидуальных особенностей развития учащихся при организации образовательной деятельности;
- обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды, благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие формированию у учащихся адекватной самооценки, познавательной мотивации).
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Составление расписания уроков, занятий внеурочной деятельности
Август май
Зам. директора по УВР
Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению ПДД и ТБ
В течение года
Администрация Классные руководители
Организация методических семинаров, консультаций: «Требования к результатам освоения ООП НОО»;
«Реализация внеурочной деятельности»; «Формирование культуры здоровья»; «Двигательная активность детей»
В течение года
Зам. директора по УВР
Профилактика травматизма
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Занятия по правилам дорожного движения
(выступление сотрудников ОГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков,плакатов)
В течение
года
Зам.руководителя по БОП, ВР
УНК
Месячники Безопасности
Сентябрь, май
УНК
Тематические уроки по профилактике дорожно-транспортного травматизма
учителя нач.классов
Инструктаж сотрудников ОО и учащихся по правилам техники безопасности
сентябрь, январь
Зам.руководителя по БОП,
Кл.руководители
Статистика и анализ случаев травматизма в ОО
В течение
года
Зам.руководителя по БОП
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы:
Система физкультурно-оздоровительной работы в МБОУ «Сусловская СОШ» направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима учащихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья учащихся, и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
- полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на уровне начального общего образования;
- организацию утренней гимнастики до начала занятий;
- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками и после уроков (перед внеурочной деятельностью);
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
-организация обучения учащихся здоровому образу жизни, личной гигиене;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Увеличение двигательной активности школьников в учебное и во внеурочное время через утреннюю гимнастику, динамические паузы, подвижные перемены, спортивные секции и туристические походы
В течение года
Учитель
физкультуры,
учителя начальных
классов.
Организация школьных соревнований и участие учащихся в сельских, районных и областных соревнованиях
В течение
года
Учителя физической культуры
Организация дней здоровья, дней безопасности, прогулок, экскурсий.
В течение
года
Зам.дир.по ВР
Работа спортивных секций и проведение занятий внеурочной деятельности
В течение
года
Учителя физ-ры,зам.дир по УВР
Проведение школьного конкурса «Самый спортивный класс»
В течение
года
Школьный спортивный клуб
Проведение бесед о режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни человека и др.
В течение года
УНК
Организация наглядной агитации, выпуск листов здоровья
В течение года
Учитель ИЗО
Профилактические беседы, встречи с медицинскими работниками, психологами МБОУ «ЦДК»
В течение года
УНК
Рейды:
«Утренняя зарядка»; «Внешний вид»
В течение года
Администрация
Организация конкурсов творческих работ, викторин, акций
В течение года
Зам. директора по УВР, ВР, УНК
4. Организация работы по формированию экологической культуры:
- использование местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов;
– активное вовлечение учащихся в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов (внутреннее и внешнее озеленение МБОУ «Сусловская СОШ», уход за цветниками, охрана и подкормка птиц, охрана муравейников и т.д.);
- система урочных и внеурочных форм работы:
исследовательские;
проектные;
конкурсные (выставки рисунков, викторины, эко-турнир, проведение экологического месячника, День птиц, всемирный день животных и др.);
практические (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных кабинетов и др.).
При выборе форм и методов воспитательной работы нужно помнить, что большое место в младшем школьном возрасте продолжает занимать игра. Игра как феномен культуры обучает, развивает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности учащегося. Она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность; позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие.
В экологическом образовании на уровне начального общего образования используются разнообразные игры экологического содержания: подвижные игры, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Развить творческое мышление у учащихся, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека помогают беседы, наблюденияза объектами природы, проведение простейшихопытов.В работе по формированию знаний о правилах поведения в природе широко используется метод творческих заданий.
Помимо традиционных форм экологического образования и воспитания учащихся, используются такие формы, как природоохранительные акции («Помоги птицам зимой», «Кормушка», «Скворечник»), экологические проекты, исследовательские работы. Учащиеся участвуют в сезонных уборках школьной территории, выращивают рассаду для школьных клумб, ухаживают за комнатными растениями в классе.
Проводятся экскурсии в разные времена года, с целью наблюдений за изменениями в природе, сбора гербария, сбора листьев, шишек, корней, сучков для различных поделок из природного материала, посещение тематических выставок и экскурсий МБУК «Музей –заповедник Мариинск-исторический».
4. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
Тематика родительского всеобуча
№ п/п
Название темы
Ответственный
1
Адаптационный период учащихся 1 класса
Зам. директора по УВР, социальный педагог
2
Условия воспитания здорового ребенка в семье
Зам.дир. по ВР
3
Пагубное влияние вредных привычек
Классные руководители 4-х классов
4
Микроклимат в школе и дома – как он влияет на здоровье школьника
Роль физических упражнений в профилактике заболеваний опорно-двигательной системы
Классные руководители 1-4-х классов
8
Роль семьи в воспитании здорового ребенка
Учитель физкультуры
9
Распорядок дня и двигательный режим школьника
Классные руководители 1-х классов
10
Личная гигиена школьника
Классные руководители 1-4-х классов
11
Воспитание правильной осанки у детей
Классные руководители 1-4-х классов
12
Обучение детей навыкам правильного поведения на дорогах
Классные руководители 1-4-х классов
7.3. Критерии и показатели эффективности деятельности МБОУ «Сусловская СОШ»в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры учащихся
В целях получения объективных данных о результатах реализации Программы и необходимости её коррекции проводится систематический мониторинг включающий:
аналитические данные об уровне представлений учащихся о проблемах охраны окружающей среды, своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в ОО и вне его, в том числе на транспорте;
отслеживание динамики показателей здоровья учащихся: общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата;
отслеживание динамики травматизма в ОО, в том числе дорожно-транспортного травматизма;
отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни;
включение в доступный широкой общественности ежегодный отчёт ОО обобщённых данных о сформированности у учащихся представлений об экологической культуре, здоровом и безопасном образе жизни.
Основные критерии эффективной реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся:
высокая рейтинговая оценка деятельности ОО по данному направлению в муниципальной или региональной системе образования;
отсутствие нареканий к качеству работы ОО со стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей (законных представителей) и учащихся, что является показателем высокого уровня деятельности администрации ОО;
повышение уровня культуры межличностного общения учащихся и уровня эмпатии друг к другу;
снижение уровня социальной напряжённости в детской и подростковой среде;
результаты экспресс-диагностики показателей здоровья учащихся;
положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности учащихся, анкет для родителей (законных представителей).
Развиваемые у учащихся в образовательной деятельности компетенции в области экологической культуры, здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной деятельности. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с экологическими знаниями, охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. Для оценивания знаний и действий учащихся в области экологической культуры, охраны и укрепления здоровья используются диагностические материалы (тесты, проверочные работы, анкеты, опросники).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности учащихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей учащегося.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне начального общего образования является основой для проектирования и планирования воспитательной работы с учащимися, их родителями (законными представителями), классными коллективами на уровне начального общего образования в МБОУ «Сусловская СОШ».
7.5. Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся
Основные результаты реализации программы формирования экологическойкультуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: уровня сформированности ценностей ЗОЖ; количество случаев травматизма в ОО и дома; количество случаев дорожно-транспортного травматизма среди учащихся МБОУ «Сусловская СОШ»; процент заболеваемости учащихся; показатели количества пропусков занятий по болезни; процент участия учащихся в мероприятиях экологической направленности, уровень развития личностного отношения к природе.
Инструментарий мониторинга: анкеты, тестирование, опросы, наблюдения, диагностические методики, комплексная оценка состояния здоровья учащихся, оценка функционального состояния и уровня физической подготовленности (проводит учитель физической культуры), оценка уровня социально- психологической адаптации к школе, оценка уровня тревожности ,анализ данных медицинских осмотров, анализ данных по сезонной заболеваемости, по группам здоровья, по школьному травматизму, проверка гигиенического состояния ОО перед началом учебного года, контроль учебной нагрузки при организации образовательной деятельности, контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Анкеты: «Правила безопасного поведения» (для учащихся), «Безопасное поведение в окружающей среде», «Бережное отношение к природе», «Режим дня» («Школьный режим»), «Питание в школе глазами родителей», «Здоровое питание», «Мое здоровье», «Питание в школе глазами детей», «Отношение к прививкам» (родители, учащиеся), «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни», «Изучение мнения родителей о влиянии школьного режима дня на здоровье школьника» и др.
Тесты: «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать? (А.Яссингер)», «Знаете ли вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?» «Знаете ли вы природу родного края», тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья учащегося, тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения, тест–анкета для самооценки учащимися факторов риска ухудшения здоровья и др.
Опросы: отношение к природе, отношение к своему здоровью, отношение к здоровому образу жизни, ценностные установки и др.
Педагогические наблюдения за соблюдением учащимися правил поведения на природе, в классе, на пришкольном участке, во время экскурсий.
Мониторинг: групп здоровья, физкультурных групп; мониторинг заболеваний по медицинским справкам.