«Маленькие умельцы». Программа по художественно – эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Основания для разработки программы.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным Программам – образовательным Программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- «Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 – 2020г.».
- «Программа развития МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина» на 2015 – 2020годы».
- Устав дошкольного образовательного учреждения, утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 08.08.2014г. №1269/36-п.
Заказчики программы.
Родители (законные представители) воспитанников МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина»
Организация исполнитель программы.
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83 № «Жемчужина».
Целевая группа.
Дети младшего дошкольного возраста.
Составители программы
Гиззатуллина Ляйсан Ильгизовна, воспитатель первой квалификационной категории
Цель программы.
Познакомить детей с нетрадиционными способами аппликации из различных материалов (бумажные салфетки, крупы, макаронные изделия, создания мозаики на пластилиновой основе и т.д.). Развивать творческие и мыслительные способности, воображение.
Задачи программы.
- Учить детей правильно подбирать и чередовать предметы по форме, цвету, величине.
-Учить наклеивать готовые формы, составлять единое целое.
-Учить создавать коллективные работы.
-Учить детей в совместном изобразительном творчестве со взрослыми создавать что-то новое, красивое.
- Формировать у детей интерес к созданию аппликаций.
-Развивать мелкую моторику рук.
-Способствовать развитию навыков работы с различными материалами.
-Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, творческой фантазии
- Воспитанники умеют наклеивать готовые формы, составлять единое целое.
- Воспитанники умеют создавать коллективные работы.
-В совместном изобразительном творчестве со взрослыми воспитанники создают новые, красивые изделия.
-У воспитанников сформирован интерес к аппликации.
-Воспитанники умеют работать с различными материалами.
-Воспитанники умеют доводить начатое дело до конца.
Срок реализации программы.
Ежегодно
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических(художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Аппликация (от латинского «applicatio» - накладывание) – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности. Которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, гармоничное сочетание цветовых пятен, декоративность.
Новизна данной темы заключается в использовании элементов нетрадиционных техник в аппликации с детьми младшего дошкольного возраста. Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладовая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Актуальность данной темы состоит в том, что проблема развития мелкой моторики на занятиях по продуктивной деятельности весьма актуальна, так как именно продуктивная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи. В дошкольном возрасте одним из наиболее доступных видов работы с детьми является аппликация, которая несет много возможностей для обучения и развития малыша.
Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания
иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства. Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. На занятиях по аппликации дети учатся называть, раскладывать и наклеивать в определенном порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры. При этом они должны сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания, на основу Воспитатель закрепляет представления о форме круга, четырехугольника, об основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый), некоторых оттенках (розовый, голубой), о величине в контрастных сопоставлениях (большой — маленький, высокий — низкий). У детей развивается интерес к занятиям по аппликации, формируется аккуратность и самостоятельность в использовании таких материалов, как бумага, заготовки фигур для наклеивания, клей, кисточка, тряпочка.
В младшем дошкольном возрасте дети очень чутко реагируют на предложение взрослого сделать что-либо, повторить за старшим незнакомые еще действия. И главная задача взрослого – используя это желание детей, обучить их новым действиям. Развивать стремление ребенка подражать взрослому, делать такие же движения и участвовать в создании художественных изделий и творить свои маленькие проекты.
Программа по дополнительной образовательной услуге «Маленькие умельцы» разработана на основе авторской программы Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой рекомендованной учёным Советом ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», учённым советом Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» и книги «Занятия аппликацией в детском саду» 3. А Богатеевой.
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы. Познакомить детей с нетрадиционными способами аппликации из различных материалов (бумажные салфетки, крупы, макаронные изделия, создания мозаики на пластилиновой основе и т.д.). Развивать творческие и мыслительные способности, воображение.
Задачи программы.
- Учить детей правильно подбирать и чередовать предметы по форме, цвету, величине.
-Учить наклеивать готовые формы, составлять единое целое.
-Учить создавать коллективные работы.
-Учить детей в совместном изобразительном творчестве со взрослыми создавать что-то новое, красивое.
- Формировать у детей интерес к созданию аппликаций.
-Развивать мелкую моторику рук.
-Способствовать развитию навыков работы с различными материалами.
-Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, творческой фантазии
- Воспитанники умеют наклеивать готовые формы, составлять единое целое.
- Воспитанники умеют создавать коллективные работы.
-В совместном изобразительном творчестве со взрослыми воспитанники создают новые, красивые изделия.
-У воспитанников сформирован интерес к аппликации.
-Воспитанники умеют работать с различными материалами.
-Воспитанники умеют доводить начатое дело до конца.
2.3. ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 15 минут.
Группа включает 10 детей.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Форма обучения – очная.
Срок реализации программы 1 учебный год.
На протяжения всего периода работы ведется журнал посещаемости дополнительной образовательной услуги с четкой фиксацией даты проведения, темы, содержания и техники работы.
НОД проводится вне основной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Итоги предоставления дополнительной образовательной услуги «Маленькие умельцы» - предоставляются на открытой НОД, выставках детских работ, результативных участиях в конкурсах и мероприятиях различного уровня.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Месяц
№ нед.
Тема
Задачи
Материал
Сентябрь
1.
Адаптация. Игра «Солнышко», «Давайте порадуемся»
2.
Адаптация. Знакомство с бумагой, её свойствами, с геометрическими формами, клеем.
3.
«Воздушные шары»
- формировать практические навыки аппликации (намазывание клеем, наклеивание фигуры в заданном месте);
-формировать пространственные представления – учить правильно, располагать готовые формы (одинаковые по размеру, но разные по цвету) и наклеивать их на основу.
Разноцветные воздушные шарики – крашенные ватные диски, основа для аппликации – картон формата А-4 с нарисованными ниточками, клей, кисточки для клея, салфетки.
4.
«Кубик на кубик»
-учить детей раскладывать кубики и квадраты в определённой последовательности (по размеру);
- познакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры от середины к краям;
-учить прикладывать смазанной клеем стороной к листу бумаги и плотно прижимать её тряпочкой.
Альбомный лист и 3 синих квадрата (большой, средний, маленький, вырезанных из бумаги
5.
«Ветка рябины»
-формировать умение последовательно работать с поролоном, учить выкладывать кусочки поролона на контур;
-развивать цветовое восприятие;
-учить аккуратно, выполнять работу.
Контур ветки рябины, поролон красного или оранжевого цвета, клей, кисточки для клея, салфетки.
6.
«Ковёр из осенних листьев»
-знакомство детей с обрывной техникой аппликации;
-учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки;
- формировать практические навыки аппликации (намазывание клеем, наклеивание фигуры в заданном месте);
-поддерживать, поощрять умения детей в аппликации.
Картон формата А-4, цветные салфетки (красные, жёлтые, зелёные), клей, кисточки для клея, салфетки.
7.
«Ковёр из осенних листьев» (продолжение)
-знакомство детей с обрывной техникой аппликации;
-учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки;
- формировать практические навыки аппликации (намазывание клеем, наклеивание фигуры в заданном месте);
-поддерживать, поощрять умения детей в аппликации.
Картон формата А-4, цветные салфетки (красные, жёлтые, зелёные), клей, кисточки для клея, салфетки.
-формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами;
-формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Форма груши, вырезанная из картона, мелко нарезанные нитки жёлтого и зелёного цвета, клей, кисти для клея, салфетка.
10.
Фрукты - яблоко
- формировать практические навыки аппликации (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания);
-формировать интерес и положительное отношение к аппликации
Форма яблока, вырезанная из картона, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 4см*4см красного цвета, клей, кисти для клея, салфетки.
11.
«Фрукты в вазе»
- учить детей наносить клей на деталь и наклеивать её на лист;
-продолжать знакомить с зелёным цветом, учить соотносить его с наименованием
Шаблон вазы, яблока, груши, банана, клей, кисти для клея, салфетки.
12.
«Грибная полянка»
-учить детей составлять изображение целого предмета из двух и более частей;
-закреплять умение аккуратно, по контуру рисунка намазывать бумагу клеем;
-посыпать рисунок гречневой крупой, не выходя за контуры рисунка.
Шаблон рисунка гриба на картоне, гречневая крупа, бумага зеленого цвета для травы, клей, кисти для клея, салфетки.
13.
«Мишка – косолапый»
- продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (греча);
- продолжать учить брать небольшую щипотку гречи и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения;
- продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем.
Картон с изображением контура медведя, гречневая крупа, клей, кисти для клея, салфетки.
14.
«Рыбка золотая»
-формировать у детей положительное отношение к живым существам (рыбкам);
- формировать умение располагать и наклеивать предметы в определённой последовательности;
- развивать у детей аккуратность при работе с клеем;
- закреплять геометрические фигуры.
Иллюстрации рыб, шаблон рыбок, небольшие кружки из цветной бумаги, клей, салфетки, кисточки для клея.
15.
«Котята»
- формировать у детей умение создавать объёмную аппликацию с применением нетрадиционной техники (используя вату);
- продолжать формировать умение наносить клей на всю поверхность детали;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы, сопереживание, любовь к домашним животным.
Клей ПВА, кисточка для клея, вата, клеенка, готовые рисунки котёнка на
картоне размером 1/2 альбомного листа по количеству детей, образец.
16.
«Весёлая неваляшка»
- учить детей создавать изображение предмета из частей круглой формы, посредством последовательного уменьшения формы, располагать изображение в центре листа;
- закрепить умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы, прижимать детали салфеткой;
- развивать ориентировку на листе бумаги.
Игрушка-неваляшка, листы белой бумаги, заготовки для аппликации, салфетки, кисточки, клеенки, цветные карандаши, клей.
Ноябрь
17.
«Облака»
- формировать практические навыки аппликации (правильно держать кисточку, наносить клей на основу, использовать салфетку для приклеивания);
- формировать умение пользоваться овсяными хлопьями как изобразительным материалом;
- развивать творчество и фантазию, образное мышление;
- учить аккуратно, выполнять работу.
Картон голубого цвета с изображёнными контурами облаков, овсяные хлопья, клей, кисти для клея, салфетки.
18.
«Первый снег»
- знакомство детей с аппликацией из ваты;
- учить детей отрывать маленькие кусочки, немного скатывать их и приклеивать на лист бумаги;
Тёмный лист картона, вата, клей, кисти для клея, салфетки.
19.
«Снеговик»
- продолжать учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания;
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации
- подвести к практическому освоению понятия «часть и целое».
Основа из синего картона, готовые формы (круги из ватных дисков различных по диаметру),
«морковка», глазки, клей, кисти для клея, салфетки.
20.
«Снежинки»
- формировать практические навыки аппликативного изображения снежинок, используя кусочки ваты
- развивать творчество и фантазию, образное мышление;
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации;
- закрепить знания о явлениях природы.
Картон с изображением облаков, клей, кисти для клея, салфетки.
21.
«Ёлочки»
- закрепить представление детей о празднике Новый год;
- формировать умение выполнять аппликациюиз готовых деталей;
- воспитывать самостоятельность.
листы белой бумаги, шаблон ёлки -вырезанный из цветной бумаги, круги и квадраты-вырезанной из цветной бумаги.
22.
«Снегири на веточке»
- сформировать представления детей о жизни снегиря, их внешнем виде, месте обитания, особенностях поведения, питания.
-учить детей создавать образ снегиря с помощью приклеивания геометрических фигур из бумаги.
Шаблон из цветной бумаги: туловище, крылышки, хвост и голова (из черной цв. бумаги, грудка и клюв (из красной цв. бумаги, глаза, альбомный лист тонированный в голубой цвет с нарисованной на нём веточкой, клеенки, кисточки, клей, салфетки.
23.
«Подарок для мамочки»
- учить наклеивать изображение аккуратно; закрепить навыки намазывания клеем и приклеивания;
-развивать у детей интерес к традициям, способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье;
-воспитывать уважительное, доброе отношение к маме.
-продолжать формировать практические навыки аппликации (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания);
- формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами;
- развивать творчество и фантазию, образное мышление;
-формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Форма вафельного стаканчика, вырезанная из картона, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 10см*10см белого, желтого, зеленого цвета, клей, кисти для клея, салфетки.
25.
«Здравствуй, Дедушка Мороз!»
- продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты;
- учить заполнять ватой определённую поверхность изображения (борода);
- создавать эмоционально благоприятный фон.
Изображение Деда Мороза, вата, клей, кисти для клея, салфетки.
26.
«Ёлочка - красавица»
- познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки;
- учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики;
- продолжать вызывать интерес к данной деятельности.
Изображение ёлочки, фантики, фольга, клей, кисти для клея, салфетки.
27.
«Берёза под снегом»
- продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи нетрадиционных материалов (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания);
- закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогащать представление детей о времени года зима.
Рисунок березы на картоне, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 4см*4см белого цвета, манная крупа, клей, кисти для клея, салфетки.
Январь
28.
«Мишка, мишка лежебока»
- продолжать знакомить детей с дикими животными, с их повадками;
-учить выполнять объёмное изображение с помощью ваты; упражнять в аккуратном наклеивании;
-развивать умения работы детей с клеем и ватой, мелкую моторику, внимание, связную речь;
-воспитывать аккуратность в работе.
Игрушка медвежонок, картон, клей-карандаш, вата, клеенки для столов.
29.
«Дружок»
-продолжать знакомить детей с приёмом аппликации при помощи круп;
-развивать мышление, мелкую моторику рук;
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение
- воспитывать аккуратность во время работы.
Шаблон рисунка (щенка) на картоне, манная крупа, глазки, клей, кисти для клея, салфетки.
30.
«Матрешка»
-закрепить знания детей о русской народной игрушке матрешке, ее свойствах и элементах декора;
-учить украшать плоскостную заготовку матрешки кругами разного цвета.
Шаблон матрёшки, клей, кисти, узоры
31.
«Деревянный домик в лесу»
- продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон;
- продолжать учить промазывать изображение клеем и аккуратно приклеивать прямые макароны в виде брёвнышек;
-создавать эмоционально положительную атмосферу для детей.
Изображение домика, прямые макароны, клей, кисти для клея, салфетки.
32.
«Раз барашек, два барашек»
- познакомить детей с аппликацией из макарон;
- учить промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами;
-учить аккуратно, пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались.
Изображение барашка, макароны, клей, кисти для клея, салфетки.
Февраль
33.
«У жирафа пятна пятнышки везде»
- закреплять умение последовательно работать с поролоном, учить выкладывать кусочки поролона на контур;
- развивать цветовое восприятие
-воспитывать гуманное отношение к животным.
Силуэт жирафа, поролон коричневого цвета, глазки, клей, кисти для клея, салфетки.
34.
«Варежки»
-учить детей составлять композицию на готовой форме;
-упражнять в аккуратном пользовании клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону, наклеиваем на обратную сторону наклеиваемого предмета, применять салфетки для аккуратного наклеивания;
-развивать творчество детей; развивать эстетическое восприятие окружающей среды.
Игрушка заяц, бумажные рукавички из цветного картона (по 2 каждого цвета, чтоб были пары) и круги большие жёлтого цвета для каждого ребёнка, и 5 кругов красного цвета маленьких для каждого ребёнка (цвет кругов подобрать так чтобы их было видно на цветном картоне), клеёнки, салфетки, клей и кисточки для клея.
35.
«Рыбки в аквариуме»
- продолжать учить способам аппликации из частей (кругов и полукругов) делать рыбку, наклеивать готовые формы в определенной последовательности, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания);
- развивать творчество и фантазию, образное мышление;
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации;
- подвести к практическому освоению понятия «часть и целое».
Картон голубого или синего цвета, готовые формы (круг и полукруг из ватных дисков ), глазки, клей, кисти для клея, салфетки.
36.
«Грузовая машина»
- формировать умение наклеивать макет машины;
- закреплять знание детей о геометрических фигурах;
- закрепить знания детей о частях автомобиля;
- упражнять в аккуратном наклеивании
Медведь, клеенки, салфетки, подставки, разносы с частями автомобиля из цветной бумаги.
37.
«Синичка»
- формировать интерес к аппликации,
любознательность, аккуратность; бережное отношение к природе и птицам;
- воспитывать бережное отношение к птицам;
- сформировать представление детей о
внешнем виде, повадках синицы, месте обитания и особенностях поведения.
Шаблон синицы из цветной бумаги: туловище, голова, хвост, крылья, ноги и клюв, глаза. Лист белой и голубой ксероксной бумаги, клей, кисточка, салфетка, клеёнка.
38.
«Котофеич»
-продолжать знакомить детей с нетрадиционными приёмами аппликации;
-развивать мышление, мелкую моторику рук;
-развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение;
- учить аккуратно, выполнять работу.
Шаблон рисунка (котенка) на картоне, мелко нарезанные шерстяные нитки белого цвета, глазки (бусины пуговицы), атласная лента для бантика, клей, кисти для клея, салфетки.
39.
«Белочка»
- продолжать закреплять знания детей о геометрических формах;
- привлечь изображать белочку в технике аппликации: составлять из готовых геометрических фигур образ белочки;
- развивать мелкую моторику рук, чувство формы, величины и композиции.
½ альбомного листа, заготовки туловище с лапками, голова, хвост; клей, салфетка, поднос, черный карандаш, образец аппликации «Белка».
40.
«Кораблики»
- учить детей предварительно выкладывать (в определённой последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета и наклеивать их;
- формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеёнке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой;
- формировать навыки аккуратной работы.
Листы картона альбомного листа голубого цвета для открытки; шаблоны – волны, лодка, парус; клей, кисточки, подставки для кисточек, салфетки, клеёнки.
41.
«Танк – подарок папе»
- обобщить знания детей о приближающемся празднике День Отечества; о людях военной профессии;
- учить детей аккуратно обращаться с кисточкой, клеем, правильно наклеивать элементы танка на бумагу по образцу и показу воспитателя.
- учить детей клеить из бумаги детали для самолета аккуратно намазывать клеем пользуясь салфеткой; воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
Цветная бумага (голубого, желтого и красного цветов, тонированная (голубая) бумага, кисточки, клей, салфетки.
44.
«Красивая чашка в горошек»
- украшать чашку кругами, располагая по всей чашке, закрепить цвета красный и белый;
- развивать у детей чувство цвета, желание украсить форму узором;
- уметь аккуратно наклеивать на готовую форму круги; - развивать аккуратность.
Шаблон красного цвета чашки, лист подложка, небольшие круги-горошины белого цвета (5-6 штук), Можно чашку сделать белой, горошины любого цвета (основные цвета), клейстер в розетке, кисти щетинные в стакане, тканевая салфетка 7х7 см. клеенка
45.
«Яркие бусы»
- формировать практические навыки аппликации (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать её на основу, правильно держать кисточку, пользоваться салфеткой);
- учить составлять линейную композицию в виде бус, элементы которых чередуются по цвету;
Картон с нарисованной ниточкой для бус, разноцветные квадраты 4*4 см, нарезанные из салфеток, клей, кисти для клея, салфетки.
46.
«Мамочке любимой»
- закреплять умение пользоваться клеем и кисточкой аккуратно наклеивать детали и убирать лишний клей салфеткой, составлять композицию; - закреплять знание основных цветов спектра; - воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке; желание доставлять радость близкому, родному человеку; учим выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление).
Бумажные кружки разных цветов и оттенков(диаметр 2-3 см) , палочка- стебелек и полоски- листочки зеленого цвета, бумага размером ½ альбомного листа любого мягкого тона, кисти для клея, клей, салфетки.
47.
«Мамочке любимой» (продолжение)
- закреплять умение пользоваться клеем и кисточкой аккуратно наклеивать детали и убирать лишний клей салфеткой, составлять композицию; - закреплять знание основных цветов спектра; - воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке; желание доставлять радость близкому, родному человеку; учим выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление).
Бумажные кружки разных цветов и оттенков(диаметр 2-3 см) , палочка- стебелек и полоски- листочки зеленого цвета, бумага размером ½ альбомного листа любого мягкого тона, кисти для клея, клей, салфетки.
Март
48.
«Букет для мамы и бабушки»
- учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета);
- развивать чувство формы и композиции;
- воспитывать чувство заботы о маме и бабушке
Бумажные кружки разных цветов и оттенков(диаметр 2-3 см) , палочка- стебелек и полоски- листочки зеленого цвета, бумага размером ½ альбомного листа любого мягкого тона, кисти для клея, клей, салфетки.
49.
«Веточка мимозы»
- продолжать учить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания;
- формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами;
- воспитывать желание изготовить к празднику подарок для мамы
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Шаблон рисунка мимозы на картоне, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 4см*4см желтого цвета, клей, кисти для клея, салфетки.
50.
«Веточка вербы»
- продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты;
- продолжать учить скатывать вату, салфетку в шарик и приклеивать в определённое место;
- обращать внимание на аккуратность при работе с клеем.
Силуэт веточки, вата, клей, кисти для клея, салфетки.
51.
«Весёлый светофор»
- познакомить детей со светофором, объяснить для чего он нужен;
- учить наклеивать круги на прямоугольник, чередуя их последовательность (красный, желтый, зеленый);
- объяснить, что обозначает каждый свет светофора;
- упражнять в применении правильных приемов наклеивания.
Нарезанные круги красного, желтого, зеленого цвета, макет светофора, лист бумаги прямоугольной формы, руль для игры, маски воробушек.
52.
«Солнышко лучистое»
- продолжать учить детей изображать «солнышко», состоящее из нескольких частей (круг и прямые линии);
- познакомить детей с новым способом – скатывание комочков;
-совершенствовать умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы на клеенке, пользоваться салфеткой;
Зайка, листы белой бумаги, диск с музыкальным сопровождением, розетки, кисточки, салфетки, клеёнки, (по количеству детей).
53.
«Лоскутное одеяло»
- вызывать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ;
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации;
- подвести к практическому освоению понятия «часть и целое».
Картон, фантики, клей, кисти для клея, салфетки.
54.
«Корзина с пасхальными яйцами»
- рассказать, почему празднуется этот праздник, почему именно в этот праздник красятся яйца;
- развивать мелкую моторику пальцев, воображение.
- развивать речь и мышление;
- учить детей располагать предметы в сюжетной аппликации;
- развивать умение пользоваться кистью, набирать на ворс кисти клей.
Гофрированная цветная бумага, клей-карандаш, заготовки из картона, влажные салфетки, клеенки.
55.
«Улитка»
- учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации;
- доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров;
- развивать мелкую моторику пальцев.
Половина альбомного листа, детали из цветной бумаги: 3 круга разного размера и овал, фломастеры, клей, кисточка для клея, тряпочка, клеёнка подкладка.
56.
«Утята»
- учить детей правильно размещать и наклеивать готовые формы (изображения утят) на картон, аккуратно пользоваться клеем;
- формировать представление о домашней птице;
- активизировать речь детей (утка, утята, пушистые, желтые, плавать, речка).
Плотный картон синего цвета с изображением в центре мамы - утки; по 3 фигурки утят для каждого ребенка; клей ПВА, кисточки, салфетки.
57.
«Вот какие у нас кораблики»
- активизировать и разнообразить технику работы с бумагой: учить разрывать бумагу (салфетку) и сминать ее (комком и жгутиком), наклеивать изображение соответственно замыслу;
- познакомить детей с отрывком стихотворения «Кораблик» Светланы Сирены (Котляр);
Листы цветной бумаги голубого цвета, салфетки белого и синего цвета, вырезанные из цветной бумаги кораблик, парус, солнце (по количеству детей), клей, кисточки, салфетки из ткани.
58.
«Ваза с цветами»
- ознакомление детей с одним из видов аппликации с использованием круп;
- развитие творческого восприятия мира, воображения, мелкой моторики;
- воспитание эстетического вкуса.
Белый картон, пластилин синий, коричневый, клей ПВА, скорлупа от фисташек, крупы кукуруза, гречка, чечевица.
59.
«Пожарная лестница»
- продолжать формировать у детей умение наклеивать готовые формы, намазывать бумагу клеем с обратной стороны, лицевой стороной к верху прижимая их тряпочкой;
- закреплять умение размещать длинные полоски покроям и по середине;
- развивать у детей логическое мышление, конструктивное умение;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность на рабочем месте.
Клей, кисточки, бумага нарезанная красного цвета с разными полосками длинными и короткими, листочки бумаги формата А4,игрушка пожарная машина.
- учить передавать характерные особенности данного насекомого в аппликации;
- развивать речь через описание насекомого; развивать чувство формы и цвета; развивать пальчиковую моторику (пятнышки на спинке); развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
- воспитывать бережное отношение к живым существам.
Зеленый картон, черные круги большие (брюшко), черные круги маленькие (голова) Красные круги, черные и белые конфетти для точек и глазок, клей, черные фломастеры, игрушка, изображающая божью коровку, крупная иллюстрация.
62.
«Домик для собачки Жучки»
- воспитывать аккуратность при пользовании клеем;
- закреплять названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник;
- учить наклеивать один предмет на другой в определённой последовательности;
- прививать чувство удовольствия от проделанной и доведённой до конца работы.
- воспитывать аккуратно при выполнении работы.
Детали для выполнения аппликации, кисти, подставки для кистей, клей, дощечка, ватман зелёного цвета (луг).
64.
«Цып, цып, цыплята».
- продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (пшена);
- учить брать маленькую щепотку пшена и аккуратно засыпать им определённую поверхность изображения;
- продолжать учить правильно, держать кисточку, набирать клей и промазывать поверхность изображения;
- продолжать вызывать интерес к данной деятельности.
Лист бумаги (половинка А4) с изображением цыплёнка, пшено, клей, кисти для клея, салфетки.
65.
«Бабочки на полянке».
- продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон и геометрических фигур;
- учить украшать крылья бабочки с помощью макарон и различных фигур;
- обращать внимание на контрастные цвета при украшении изображения.
Шаблон бабочки, различные геометрические фигуры, макароны, клей, кисти для клея,
салфетки.
66.
«Солнышко лучистое».
- формировать практические навыки работы с поролоном (намазывать клеем кусочки поролона и наклеивать их по контуру);
- развивать цветовое восприятие;
- замечать изменения в неживой природе.
Контур солнышка, поролон желтого цвета, клей, кисти для клея,
салфетки.
67.
«Весёлый светофор».
- продолжать учить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания;
- развивать чувство формы, цвета;
- продолжать учить составлять изображение из частей;
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение
- воспитывать аккуратность во время работы.
Шаблон рисунка светофора на картоне, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 4см*4см красного, желтого и зеленого цвета, клей, кисти для клея,
салфетки.
68.
«Гусеница».
- учить детей составлять изображение предмета из одинаковых форм (кругов);
- продолжать учить детей пользоваться аппликационными материалами, аккуратно наклеивая детали изображения. - развивать чувство формы, цвета;
- продолжать учить составлять изображение из частей;
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение
- воспитывать аккуратность во время работы.
Основа для аппликации – картон, готовые формы (круги разного цвета, диаметром 3-4 см), клей, кисти для клея, салфетки.
Май
69.
«Ромашки».
- продолжить знакомить детей с приемом в аппликации при помощи различных круп, поролона;
- развивать тактильное восприятие;
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение;
- воспитывать аккуратность во время работы.
Шаблоны рисунка ромашки на картоне, манная крупа, поролон жёлтого цвета, клей, кисти для клея, салфетки.
70.
«Одуванчики».
- расширять представления детей о времени года – весне, её признаках, о первых весенних цветах;
- развивать восприятие окружающего мира, познавательные и творческие способности детей;
- создание выразительных образов луговых цветов - жёлтых и белых одуванчиков;
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение;
- воспитывать аккуратность во время работы.
Шаблон рисунка (одуванчика) на картоне, мелко нарезанные шерстяные нитки белого и желтого цвета, бумага зеленого цвета, клей, кисти для клея, салфетки.
71.
«Деревья в зеленой листве».
- закреплять практические навыки аппликации (правильно держать кисточку, равномерно распределять шерстяные нитки, наносить клей на основу, использовать тряпочку для приклеивания);
- учить детей создавать красивый образ весеннего дерева;
- продолжать формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами и сочетать их;
- воспитывать аккуратность во время работы;
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Форма дерева, вырезанная из картона, шерстяные нитки зеленого и коричневого цвета, клей, кисти для клея, салфетки.
72.
«Радуга - дуга».
-закрепить навыки обрывной аппликации;
-учить заполнять кусочками бумаги, салфетки определённую область изображения;
Картон формата А-4 с изображённым силуэтом радуги, цветные салфетки, клей, кисти для клея, салфетки.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Возраст детей
Количество в неделю/минуты
Количество в месяц/минуты
Количество в год/минуты
3-4 лет
1/15 минут
/15 час/
4/60 минут
/1 час/
36/540 минут
/9 часов/
4.1. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Дни недели
Руководитель
Время
Вторник
Гиззатуллина Л.И.
16.00 – 16.30
Четверг
4.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Нетрад. техники аппликации.
Сент.
Окт.
Нояб.
Дек.
Янв.
Февр.
Март
Апр.
Май
Формирование практических навыков аппликации (намазывание клеем, наклеивание фигуры в заданном месте).
1
-
-
-
-
-
-
-
-
Аппликация из ватных дисков
1
-
-
1
-
1
-
1
-
Аппликация из поролона
1
-
-
-
-
1
-
1
-
Обрывная аппликация
1
1
-
-
-
-
-
-
1
Аппликация из нитей
-
1
1
-
-
-
-
-
1
Аппликация из скомканной бумаги
-
1
1
2
-
-
1
1
-
Аппликация из круп
-
1
2
-
2
-
1
-
-
Аппликация из ваты
-
-
-
1
2
-
1
-
-
Аппликация из макаронных изделий
-
-
-
-
-
2
-
1
-
Аппликация из фантиков
-
-
-
-
-
-
1
-
-
Смешанная аппликация
-
-
-
-
-
-
-
-
2
Итого занятий
8
8
8
8
8
8
8
8
8
72 занятия, 36 недель
4.4. ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечень программ
И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
Перечень технологий
1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.
2. Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с.
Перечень пособий
1.Богатеева 3. А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1988.— 224 с.
2.Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ - М.: Просвещение, 1987.- 128 с.
3. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду для детей 3-5 лет.
4. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателя дет.сада - М ' Просвещение, 1995
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Изд. Цветной мир, 2012.
8. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. –Ярославль: Академия развития, 2001
Программа опирается на реализацию концептуальных принципов:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности - предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.
Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребёнка создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы. Учитываются возрастных и индивидуальных особенностей особенности каждого ребёнка и группы в целом.
Научности - заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
Формы и методы занятий
Занятия, предусмотренные данной программой, имеют разные формы организации:
- коллективная;
- подгрупповая;
- комбинированная;
- игровая;
- творческая.
При организации работы с детьми применяются различные методы и приёмы:
- Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
- Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.
- Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.
- В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
- При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
- При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследованияформы– обведение пальцем контура фигуры.
Примерная структура занятий
1 этап – организационная часть (3 минуты).
Включает организационный момент:
-Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
-Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
2 этап – основная часть (10 минут).
-Организация детского внимания;
-Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение;
-Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом).
-Проводится гимнастика для глаз или физминутка.
3этап – заключительная часть (2 минуты).
-Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
-Переключение детей на другой вид деятельности.
4.7. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально – техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
- Наглядные пособия, игры, муляжи, репродукции картин, литературный и музыкальный ряд.
-Произведения народных мастеров.
-Столы и стулья для занятий;
-Мультимедийное оборудование;
-Технические средства обучения (магнитофон, музыкальный центр и т.д.);
- Дидактические и настольно – печатные игры по художественно - эстетическому развитию детей;
-Игровые упражнения.
- Традиционные и нетрадиционные средства аппликации (ватные палочки, ватные диски, макаронные изделия, салфетки, карандашный клей, клей ПВА, кисти для клея, коктельные трубочки, цветные журналы, бумага разной фактуры и цвета и т.д.)
- курсы повышения квалификации педагогов ДОУ по вопросам художественно-эстетического развития детей в изобразительном творчестве с использованием нетрадиционных техник аппликации;
- внутри МАДОУ организовать консультационный пункт для педагогов и детско – родительский клуб по вопросам художественно - эстетического развития детей в изобразительной творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник аппликации в условиях детского сада.
5.МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«МАЛЕНЬКИЕ УМЕЛЬЦЫ»
Индивидуальная карточка учёта проявления творческих способностей в аппликации
Дата начала наблюдения________________________________________________
Баллы:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла –проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).
Мониторинг результатов освоения программы «Маленькие умельцы» направлен на определение особенностей освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста.
1.Беседа.
Цель: выявить представления детей младшего дошкольного возраста об использовании нетрадиционных материалов в аппликации.
Материал: на столе лежат различные материалы: салфетки, бумага, вата, крупа, картон, фасоль, макароны, поднос, клеенка, половинка формата А4, поднос.
Инструкция: педагог работает индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается назвать те предметы, которые ему знакомы. Затем ребенок должен ответить на вопросы:
- Что из различных материалов тебе нравится больше всего? Почему?
- Можно ли использовать фасоль, крупу, макароны, вату для создания аппликации?
- Попробуешь поиграть с этим материалом и наклеить его на картон?
2. «Угадай-ка»
Цель: выявить представления детей младшего дошкольного возраста о нетрадиционных материалах, использующихся в аппликации.
Материал: образцы барашков
Инструкция: ребенку предлагается подойти к столу, на котором лежат картинки, перевернутые сюжетом вниз. Педагог говорит: «Давай с тобой поиграем в одну игру. Видишь, у меня лежат картинки. Но они необычные, а с секретом. Я буду показывать тебе по одной картинке. Ты будешь внимательно смотреть на них, а потом ты будешь называть мне то, что там изображено. А еще ты мне скажешь, из чего это сделано, из какого материала. Если все правильно назовешь, значит, ты выиграл». Педагог предлагает ребенку серию картинок «Барашек», выполненную из разных материалов.
Затем педагог предлагает ребенку ответить на вопрос: «Какой барашек тебе больше понравился? Почему? Как ты думаешь, из какого материала он сделан? Ты хотел бы поиграть с ним и сделать для него угощение?»
3. Наблюдение
Цель: выявить особенности интереса к нетрадиционным изобразительным материалам у детей младшего дошкольного возраста.
Материал:в среду помещается разнообразный материал
Инструкция: педагог в течение недели наблюдает за проявлениями интереса к различным нетрадиционным техникам и фиксирует результаты наблюдения.
Анализ мониторинга результатов освоения программы «Маленькие умельцы» осуществляется по следующим критериям:
Принятие задачи.
Реализация задачи.
Самостоятельность и интерес к деятельности.
Практические действия и комментарии.
Заинтересованность.
Характер обращения к предметам, материалам в самостоятельной и совместной деятельности.
Наличие технических умений.
Эмоциональные проявления.
Стремление к законченности в работе
ЛИТЕРАТУРА.
1.Богатеева 3. А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1988.— 224 с.
2.Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ - М.: Просвещение, 1987.- 128 с.
3. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду для детей 3-5 лет.
4. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателя дет.сада - М ' Просвещение, 1995
5.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.
6. Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с.
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
8. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
9. И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Изд. Цветной мир, 2012.
11. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2001