Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса»
Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса»
Используется в коррекционно-развивающей работе социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечиввает непрерывное индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ и их родителей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса»»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
начальная общеобразовательная школа №23 р.п. Чунский
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
От «__» __________2021г.
Протокол №__________
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по УВР
Качан С.С.__________
«___»___________2021г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
От «___» __________2021г.
№________
Директор
Л.Н. Лопаева____________
М.П.
Программа
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса»
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………………………………………………………………………….7
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.…....18
Список используемой литературы…………………………………………………………19
Пояснительная записка
C каждым годом в различные образовательные организации приходят все больше детей, имеющие отклонения в развитии. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия для развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Современное образование остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Система общего образования становится более доступной для детей, имеющих различные нарушения в развитии. Данная программа разработана на основе документов, регламентирующих работу с детьми ОВЗ:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599);
3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
5. Санитарных правил СП 2.4. 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28 сентября 2020г.
Цель программы: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Задачи:
1. Создать доброжелательный климат, доверительных отношений, повышать уровень познавательной активности.
2. Сформировать навыки, способствующие успешной адаптации в условиях школы и в дальнейшей социализации в обществе.
3. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.
2. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса
Для образовательного учреждения центральным звеном в сопровождении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является качество организации образовательного процесса. Именно образование ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) определяет в его жизни практически все: место в обществе, мировоззрение, характер его влияния на окружающий мир. Одна из основных целей социально-психологического помощи детей с ОВЗ - создание таких социально-психологических условий, в которых каждый ребенок с проблемами в здоровье может получить возможность всестороннего проявления личности в учебной деятельности и обрести тот уровень социальной компетентности, который позволит ему самостоятельно и свободно определять и решать свои социальные вопросы, критически оценивать себя и окружающих людей, соотносить свои интересы с возможностями общества и реалиями жизни. Социально-психологическое помощь детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении предполагает работу с ребенком, его семьей, педагогами школы при осуществлении взаимодействия с различными организациями по оказанию специализированной поддержки и помощи и осуществляется по следующим направлениям: Социально-психологическая диагностика проблем в развитии ребенка и его семьи. Коррекционно-развивающая работа. Целенаправленное, специально организованное социально-психологическое помощь детей с ОВЗ и их семей включает в себя снятие нервно-психического напряжения у детей, коррекцию самооценки, преодоление пассивности, формирование самостоятельности,
ответственности и активной социальной жизненной позиции; преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков, и как следствие, способствует процессу эффективной адаптации детей в социуме.
Программа состоит из 4-х разделов:
1. Работа с ребенком.
2. Работа с семьей.
3. Работа с педагогами.
4. Работа с внешними организациями.
Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном плане
Программа реализуется на базе МОБУ НОШ № 23 рп Чунский. Сроки реализации: программа рассчитана на 5 лет. Недельный цикл занятий предусматривает нагрузку 1 час. Форма занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная работа социального педагога.
Коррекционно-развивающий курс рассчитан на 33 ч. для 1-х классов и 34 ч. для 2-4 классов.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса
Отличительная особенность данной программы — комплексность. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень готовности родителей и ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его форма и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями. Сопровождение ребенка с ОВЗ в рамках данной программы преимущественно осуществляется педагогом-психологом и социальным педагогом с привлечением в случае необходимости педагогов и медицинских работников учреждения. Основная функция педагога-психолога заключается в составлении психологического портрета ребенка и разработке индивидуального маршрута сопровождения, подразумевающего коррекцию и развитие психических функций и личностных особенностей. Особую роль в выполнении данных задач осуществляет в своей деятельности социальный педагог, который является связующим звеном между родителями и педагогическим коллективом при оказании помощи детям с ОВЗ и их семьям. Этот специалист выявляет трудности личностного и образовательного характера, при необходимости привлекает специалистов для проведения консультаций.
Задача социального педагога - научить родителей создавать и поддерживать в семье атмосферу оптимизма. Он организует и осуществляет поддержку при активном сотрудничестве ребенка и его семьи, ориентируясь не на ограниченные возможности ребенка, а на те барьеры, которые мешают ему и его родителям (законным представителям) жить нормально в человеческом обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трёх видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-- личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Личностные:
Критерии
Показатели
Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения
Должны уметь применять полученные знания в практической жизнедеятельности, знать доступные приемы труда и правила безопасной работы и гигиены труда.
Метапредметные:
- регулятивные УУД:
Критерии
Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни
Иметь представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье, умение самостоятельно поддерживать свое здоровье.
- коммуникативные УУД:
Критерии
Показатели
Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми
Должны уметь культурно вести себя в обществе и различных жизненных ситуациях, конструктивно взаимодействовать с окружающими.
- познавательные УУД:
Критерии
Показатели
Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире
Должны уметь ориентироваться в окружающем мире, знать мир профессий.
Содержание коррекционно-развивающего курса
Работа с обучающимися проводится по модулям:
№
Наименование модуля
Задачи модуля
1
Модуль «Права и обязанности»
Формирование представлений о поведении в школе, школьном укладе жизни.
Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания
Знание Конституции РФ и Конвенции о правах ребёнка
2
Модуль «Безопасность»
Формирование ответственного и безопасного поведения на улице.
Формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска
Формирование навыков отстаивания позиции, конструктивное решение конфликтов
3
Модуль «Я и мы»
Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.
Обрести уверенность в себе, навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, успешно адаптироваться к жизни в социуме.
Формирование навыков культурного поведения, правил хорошего тона.
4
Модуль «Здоровье»
Формирование представлений о своем физическом «Я»
Формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни
Работы с родителями (законными представителями), педагогами:
Основные мероприятия программы
Исполнители
Сроки
1.Создание банка данных детей ОВЗ для разработки и реализации индивидуальных программ социальной реабилитации
Педагог-психолог,
социальный педагог
Сентябрь
2.Создание коррекционно - развивающего пространства в ОУ: специализированного учебного инвентаря
С целью подведения итогов работы по программе, контроля и своевременной коррекции реализации программы развития каждого ребенка один раз в полугодие проводится школьный психолого-педагогический консилиум. Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет администрация МОБУ НОШ № 23 в лице директора школы. Оценка эффективности реализации программы реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
1. Создать условия для успешной социально-психологической адаптации детей-инвалидов в образовательной среде.
2. Развить систему поддержки детей с ОВЗ.
3. Создать комплексный подход к решению трудностей детей - ОВЗ.
4. Углубить процесс интеграции в общество детей с ограниченными возможностями.
5. Создать для детей с ограниченными возможностями равные с другими детьми возможности участия в жизни школы, общества.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс
№
Тема занятия
Вид учебной деятельности
Количество часов
1
Модуль «Права и обязанности»
8
1
Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики.
Слушают, отвечают на вопросы, выполняют задания, высказывают свое мнение
1
2
Мои одноклассники. Наши школьные обязанности.
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
3
Школьные вещи – наши помощники.
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
4
Книги – наши друзья и помощники
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
5
Мои учителя.
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
6
Школьные традиции.
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
7
Обязанности в семье
1
8
Права на отдых
1
2
Модуль «Безопасность»
8
1
Безопасное поведение на улице
Слушают, отвечают на вопросы, показ презентации
1
2
Умелый пешеход. Островок безопасности
Слушают, отвечают на вопросы, показ презентации
1
3
Как рождаются опасные ситуации на дороге.
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
4
Мы пассажиры.
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
5
Машины и пешеходы
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение, показ презентации, закрепление правил поведения
1
6
Пожарная безопасность
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение, показ презентации, закрепление правил поведения
1
7
Безопасность в сети Интернет
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение, показ презентации
1
8
Что значит быть ответственным?
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
3
Модуль «Я и мы»
9
1
Азбука эмоций.
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
2
Правила жизни.
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
3
Ежели вы вежливы…
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
4
Будь человеком.
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
5
Что такое чувства?
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
6
Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния.
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
7
Час нравственного разговора «Что такое хорошо»
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
8
Давайте говорить друг другу комплименты. Этюды для моделирования положительных черт характера.
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
1
9
Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для проведения занятий коррекционно-развивающего курса необходимо оборудованное помещение, позволяющее обучающимся выполнять задания за партами: канцелярские товары, наглядные пособи, конспекты занятий, переносные носители информации.
4. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008. – 81с.
5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2013. - 1008 с.
6. Гудкова, Т.В., Тверетина, М.А. Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ОВЗ: из опыта работы / Т.В. Гудкова, М.А. Тверетина // Сибирский учитель. - 2016. С. 37-40.
7. Козырева, Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей/ Е.А. Козырева // Журнал практического психолога. -2013. - № 4. - С. 71-75.
8. Лапп, Е.Е. Шипилова, Е.В. Образование обучающихся с ОВЗ в вопросах и ответах / Е.Е. Лапп, Е.В. Шилова. - М.: АСТ, 2011. - 198 с.
9. Леонгард, А.И., Самсонова, Е.Г., Иванова, Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / А.И. Леонгард, Е.Г. Самосонова, Л.И. Иванова // Инклюзивное образование. Выпуск 7. - М.: МГППУ, 2011. - 175 с.
10. Лурия, А.Р. Речь и мышление / А.Р. Лурия. - М.: Педагогика, 2004. - 164 с.
11. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Академия, 2014. - 324 с.
12. Осухова, Н.Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации / Н.Г. Осухова // Психологический журнал. - 2013. - № 31. - С. 2 - 17.
13. Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного общего образования: метод. пособие / Е.Л. Черкасова, А.В. Лагутина, А.С. Павлова, Ж.И. Журавлева, Е.Н. Моргачева. - М.: Перспектива, 2015. - 88 с.
14. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1- 4 классы. Тесты и практические здания. М.: Просвещение, 2010. – 160с.