В последнее время в условиях развития демократических начал в школьной жизни существенно изменился характер взаимоотношений и с учеником, и с его семьей. Общеизвестны различные формы взаимодействия учителя с родителями: родительские собрания, индивидуальные, групповые беседы в школе, посещения на дому, привлечения родителей к непосредственной работе с детьми. В настоящее время эти формы не привлекают родителей, большинство родителей пассивны и не желают изменять уже сложившиеся у них стереотипы воспитания. Некоторые не понимают цели совместной деятельности семьи и школы и своей роли в ней.
Сегодня воспитание является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества, государства. Социальные изменения, произошедшие в последнее пятилетие в образовании, и ориентация на принятие школами модели профильного обучения диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями обучающего. На современном этапе встает вопрос о взаимодействии школы и семьи.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями. Эффективным это сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единой воспитательной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной человека. Л. И. Масленникова определяет воспитывающую среду как процесс, целенаправленно, позитивно влияющей на развитие личности, и рассматривает многоликость среды. С точки зрения философско-педагогической- это среда природная, географическая, социальная, коммуникативная. Вместе с тем, это и среда обитания каждого ребенка- микросреда, дом, семья, ближайшее бытовое окружение, друзья, то есть те факторы, с которыми растущий человек непосредственно соприкасается, которые оказывают влияние на формирование и развитие его личности. Для создания воспитательной среды должны решаться следующие задачи:
развитие ученического коллектива;
взаимодействие с родителями учащихся;
создание воспитывающей предметной среды, которая позв
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа клуба семейного досуга "Бригантина"»
20
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия»
Программа клуба семейного досуга
«Бригантина»
Работу выполнила
Торгаева Ирина Владимировна
Учитель 1 квалификационной
категории
Кизел, 2009 год.
Пояснительная записка
В последнее время в условиях развития демократических начал в школьной жизни существенно изменился характер взаимоотношений и с учеником, и с его семьей. Общеизвестны различные формы взаимодействия учителя с родителями: родительские собрания, индивидуальные, групповые беседы в школе, посещения на дому, привлечения родителей к непосредственной работе с детьми. В настоящее время эти формы не привлекают родителей, большинство родителей пассивны и не желают изменять уже сложившиеся у них стереотипы воспитания. Некоторые не понимают цели совместной деятельности семьи и школы и своей роли в ней.
Сегодня воспитание является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества, государства. Социальные изменения, произошедшие в последнее пятилетие в образовании, и ориентация на принятие школами модели профильного обучения диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями обучающего. На современном этапе встает вопрос о взаимодействии школы и семьи.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями. Эффективным это сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единой воспитательной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной человека. Л. И. Масленникова определяет воспитывающую среду как процесс, целенаправленно, позитивно влияющей на развитие личности, и рассматривает многоликость среды. С точки зрения философско-педагогической- это среда природная, географическая, социальная, коммуникативная. Вместе с тем, это и среда обитания каждого ребенка- микросреда, дом, семья, ближайшее бытовое окружение, друзья, то есть те факторы, с которыми растущий человек непосредственно соприкасается, которые оказывают влияние на формирование и развитие его личности. Для создания воспитательной среды должны решаться следующие задачи:
развитие ученического коллектива;
взаимодействие с родителями учащихся;
создание воспитывающей предметной среды, которая позволяет целесообразно оснастить воспитательный процесс;
Взаимоотношения семьи и школы очень важны в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к управлению своими чувствами и поведением А.С.Макаренко подчеркивал, что «для развития личности ребенка важно также богатство отношений». Только объединив усилия мы сможем достичь какого-то результата. Семья сегодня утратила свою воспитательную функцию, переложила свои обязанности на школу. Необходимо помогать родителям выстраивать отношения в семье, изучать основы семейного воспитания, организовывать жизнь семьи и ее уклад. В разработанной авторской образовательной программе «Основы семейного счастья» Е. В. Бачевой уделяется большое внимание родительскому образованию. Родительское образование- основное направление в работе педагогического коллектива с семьей школьников.
Нами была начата работа с коллективом учащихся и родителей. Среди учеников 3а класса проводилось исследование (сентябрь 2010г.) по методике «Незаконченное предложение» на тему «Свободное время». Детям предлагалось продолжить следующие предложения:
Свободное время- это…
В свободное время я люблю…
Я мечтаю, что с родителями я…
Любишь ли ты, читать книги…
Любишь ли ты, когда тебе читают родители?
В исследовании участвовало 21 человек
Были получены следующие результаты:
Свободное время- это гулять- 45%; читать- 5%; компьютерные игры- 30%; занятие по интересам - 3%; экскурсии, тур. походы- 8%.
В свободное время я люблю: гулять- 40%; компьютерные игры- 25%; ходить в гости- 10%; заниматься любимым занятием- 10%;
Я мечтаю, что с родителями я: займусь любимым делом-23%; пойду гулять- 20%; отдохну на море- 30%; почитаю книги- 20%.
Любишь ли ты, когда тебе читают родители: 40%- да; 45%- нет; 5%- иногда.
Проанализировав и сопоставив результаты анкетирования, мы пришли к выводу: что у детей высокая потребность в общении с родителями, желание участвовать вместе с ними в проведении праздников, экскурсий, походов, спортивных соревнований.
Среди родителей 2а класса проводилось исследование (сентябрь 2010г).
Тест: «Достаточно ли вы контактны с детьми?»
Цель исследования: определить степень контактности родителей в общении с детьми.
В исследовании участвовало 25 родителей.
Были получены следующие результаты:
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание? 20%- да; 51%- нет.
Говорят ли с вами дети по душам, просят совета? 16%- да; 40%- нет; 40%- редко.
Интересуются ли они вашей работой? 17% - да; 48%- нет; 20%- редко.
Есть ли у вас общие занятия и увлечения? 15%- да; 60%- нет.
Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников? 20% - да; 50% - нет; 15% - иногда.
Участвуете ли вы вместе с ними в прогулках, в туристических походах?10%- да; 17% - иногда; 65% - нет.
Обсуждают ли вы прочитанные книги? 7%-да; 15%- иногда; 75% нет.
Участвуют ли дети в подготовке к домашним праздникам? 10%- да; 10%- иногда; 80%-нет.
Проанализировав и сопоставив результаты анкетирования, мы пришли к выводу: в связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (телевидение) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т. д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Родители много времени проводят на работе и у них не остается времени на общение с детьми, на отдых на природе и прогулки в лес, посещение выставок и музеев. Они считают, что достаточно материально обеспечить детей, купить щедрые подарки, вещи. А вот свое свободное время они отдают детям неохотнее всего остального. Некоторые родители хотели бы помочь учителю, но не знают с чего и как начать. Мы готовы помочь родителям и считаем, что необходимо включать родителей в совместную воспитательную деятельность превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения.
Нами сделана попытка организовать совместный досуг родителей и учащихся в форме клуба.
В сентябре месяце 2007г. в 3а классе был создан клуб семейного досуга «Бригантина». Заседания в клубе проводятся один раз в месяц.
Цель клуба: сплочение коллектива родителей и детей.
Совет клуба: Пьянзина Ольга Александровна
Сущик Светлана Николаевна
Мирясова Елена Александровна
Тупаев Геннадий Михайлович
Тупаев Егор
Суставова Виктория
Целью программы клуба является: создание условий для совместной деятельности родителей и детей.
Цель программы конкретизируется в частных задачах:
1.привлекать родителей и детей к проектированию и проведению совместных воспитательных мероприятий.
2. развивать творческую активность и самостоятельность родителей и учащихся.
3. изыскивать дополнительные источники финансирования совместных мероприятий.
Программа основана на следующих принципах:
Принцип оптимизации развития.
В процессе мероприятий осуществляется констатация определенного психологического состояния всех участников процесса, активное влияния в происходящие события с целью оптимизации условий, необходимых для личностного развития.
2. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер.
Откровенность, доверие, гуманное отношение друг к другу; активизация интеллектуальных аналитических процессов – обсуждение событий.
3. Принцип диалогизации взаимодействия.
Равноправное и полноценное межличностное общение во время мероприятий, которое основано на взаимопонимании, уважении и полном доверии друг к другу, когда ребенок не боится рассказать о своих чувствах и мыслях.
4. Принцип добровольности.
Каждый участник решает для себя, будет ли он участвовать в том или ином мероприятии и насколько глубоко ему следует вникать в его обсуждение и участие, что позволяет ребенку получить право на признание и уважение собственной точки зрения.
5. Принцип открытости.
Возможность быть услышанным и услышать другого, выразить свое мнение, не боясь лишней критичности, что позволяет ребенку повысить свою самооценку, стать более уверенным в себе.
6. Принцип активности.
Создание установки на ценность активности как основного средства получения позитивного опыта. Активное участие в мероприятиях, играх, выполнении заданий позволяет более полно проявить себя, почувствовать свою компетентностью.
Данные принципы позволяют регулировать взаимоотношения, планировать и проектировать воспитательные мероприятия.
Реализация содержания программы раскрывается в трех блоках.
Реализация каждого блока позволяет решать определенные задачи.
1 блок
Здоровый образ жизни.
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
привитие потребности охраны окружающей среды и экономической культуры поведения.
2 блок
Развитие интеллектуальных способностей.
развитие коммуникативных качеств личности, интеллектуальной грамотности, сообразительности, быстроты реакции в принятии решения;
привитие интереса к приобретению знаний в различных областях человеческого познания, воспитание интереса к истории своей страны, народному творчеству, народной мудрости, заложенной в сказках народов мира;
развитие креативных способностей младших школьников.
3 блок
Воспитание гражданского сознания:
формирование у учащихся духовно-нравственных качеств и гражданской позиции;
воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников;
расширение кругозора и повышение правовой культуры учащихся;
воспитание у учащихся чувства ответственности за то, что происходит вокруг: в стране, в городе, в семье;
воспитание любви к труду, уважения к природе, к окружающим людям.
В программу взяты блоки, которые имеют большое значение в развитии учащихся и для проявления собственной личностной позиции:
-самостоятельность в выборе и принятии решений;
- умение отвечать за свои поступки;
-идентификация себя как носителя национальной культуры, как гражданина и патриота многонациональной страны, как человека- гражданина мира.
Реализация программы
Данная программа разработана на два года. В результате проведенной работы клуба «Бригантина», можно сделать следующие выводы: в клубе создана атмосфера доверия и благожелательности, при которой главными являются совместные интересы детей и родителей;
родители вместе с детьми составляют сценарии к мероприятиям, готовят оформление, музыкальное сопровождение, ищут спонсоров.
Больше времени родители проводят с детьми: могут проанализировать положительные и отрицательные моменты, видят успехи, приучают своим примером к чтению художественной и научно- популярной литературы,
Хорошо, то что родители осознают свою роль в становлении личности ребенка, но и признают за ним право на саморазвитие. Большинство родителей понимают цель совместной деятельности и свою роль в ней.
Ожидаемые результаты.
В результате проведенной работы взрослые могут стать гармоничными родителями:
- стремиться к самосовершенствованию;
- желать понять и познать своего ребенка;
- уважать личность ребенка;
- создать атмосферу любви и поддержки в отношениях с ребенком;
- уметь замечать в основном хорошее, не закрывая глаза на плохое;
- воспитать умение жить.
Проводимая работа будет способствовать формированию у учащихся:
1) организационной культуры;
2) лидерских качеств;
3) организаторских умений и навыков;
4) коммуникативных умений и навыков;
5) навыков самоорганизации и проектирования собственной деятельности;
6)активной жизненной позиции.
Содержание деятельности
1 блок. Здоровый образ жизни
Месяц
Название мероприятия
Что делают родители
Что делают дети
Сентябрь
Осенний классный пикник
- составляют сценарий;
- закупают продукты;
- готовят спортивный инвентарь;
- ищут спонсоров;
- делятся на команды;
- придумывают название;
- готовят спортивную форму, инвентарь.
Февраль
Спортивный конкурс: «Папа, мама и я – спортивная семья»
- составляют конкурс. задания;
- придумывают название команды;
- ищут спонсоров;
- закупают призы;
- готовят оформление;
- придумывают название команды;
- рисуют эмблемы;
- участвуют в спортивной викторине;
- готовят спортивную форму.
Май
Экологический КВН
- составляют сценарий КВН;
- ищут спонсоров;
- готовят оформление;
- делятся на команды;
- придумывают название команды;
- рисуют эмблемы;
- готовят приглашения;
- участвуют в конкурсе рисунков.
2 блок. Развитие интеллектуальных способностей
Месяц
Название мероприятия
Что делают родители
Что делают дети
Ноябрь
Интеллектуальный турнир в клубе Что? Где? Когда?
- составляют сценарий;
- делятся на команды;
- придумывают название;
- ищут
спонсоров;
- покупают призы;
- делятся на команды;
- придумывают название команды;
- рисуют эмблемы;
- выполняют домашнее задание.
Декабрь
Театрализованное представление: На пороге Новый год.
5)Любишь ли ты, когда тебе читают родители: 50%- да; 40%- нет; 5%- иногда.
Среди родителей 3а класса проводилось исследование (сентябрь 2007г).
Тест: «Достаточно ли вы контактны с детьми?»
Цель исследования: определить степень контактности родителей в общении с детьми.
В исследовании участвовало 25 родителей.
Были получены следующие результаты:
1)Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание? 50%- да; 30%- нет.
2)Говорят ли с вами дети по душам, просят совета? 50%- да; 20%- нет; 10%- редко.
3)Интересуются ли они вашей работой? 20% - да; 40%- нет; 30%- редко.
4)Есть ли у вас общие занятия и увлечения? 50%- да; 50%- нет.
5)Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников? 40% - да; 25% - нет; 25% - иногда.
6)Участвуете ли вы вместе с ними в прогулках, в туристических походах?40%- да; 20% - иногда; 40% - нет.
7)Обсуждают ли вы прочитанные книги? 30%-да; 20%- иногда; 50% нет.
8)Участвуют ли дети в подготовке к домашним праздникам? 30%- да; 20%- иногда; 50%-нет.
Проанализировав и сопоставив результаты анкетирования, мы пришли к выводу: что выбранная нами форма работы с родителями - родительский клуб способствовала объединению родителей и детей общему интересу и пониманию одной проблемы, к общему увлечению. Эта форма сплотила 89% родителей, позволила развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем проблемы подросткового возраста. В коллективе родителей клуба, появились родители, которым интересны различные системы воспитания, результаты воспитания детей в определенных направлениях. Такие родители являются активом нашего клуба. В дальнейшей работе с родителями мы планируем использовать психологические тесты:
Знаете ли вы вашего ребенка?
Какой вы родитель?
Ваш стиль воспитания.
Лики родительской любви.
Цели использования тестов:
Помочь родителям психологически грамотно взглянуть на себя и своего ребенка;
Утвердиться в правильности сложившегося тона взаимоотношений или серьезно задуматься над этим.
Итоговая диагностика.
Среди учеников 3а класса (апрель2008г.) проводилось исследование по методике «незаконченное предложение» на тему «Свободное время».
В исследовании участвовало 25 человек.
Были получены следующие результаты:
1) Свободное время – это гулять- 15%, читать- 25%, занятия по интересам – 40%, экскурсии, тур походы, праздники с родителями – 20%.
2) В свободное время я люблю: гулять – 20%, компьютерные игры – 15%, ходить в гости – 10%, занятия любимым делом с родителями- 55%.
3) Я, мечтаю что с родителями я: займусь любимым делом – 30%, пойду гулять -20 %, почитаю книги -15%, отдохну на море, в путешествии – 35%.
4) Любишь ли ты, читать книги: 25% -да, 40% - иногда, 35% нет.
5) Любишь ли ты, когда тебе читают родители : 45% - да, 30% - нет, 25% - иногда, по настроению.
Среди родителей проводилось исследование, в котором участвовало 25 родителей (апрель 2008 г.)
Тест: «Достаточно ли вы контактны с детьми?»
Цель исследования: определить степень контактности родителей в общении с детьми.
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
60% - да; 30% - нет.
Говорят ли с вами дети по душам, просят совета?
50% - да; 30% - нет; 20% - редко.
Интересуются ли они вашей работой?
20% - да; 30% - нет; 40% - редко.
Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
60% - да; 40% - нет.
Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?
30% - да; 30% - нет; 20% - иногда.
Участвуете ли вы вместе с ними в прогулках, в туристических походах?
40% - да; 30% - нет; 30% - иногда.
Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
30% - да; 50% - нет; 10% - иногда.
Участвуют ли дети в подготовке к домашним праздникам?
40% - да; 50% - нет; 10% - иногда.
Проанализировав и сопоставив результаты анкетирования, мы пришли к выводу: что выбранная нами форма работы с родителями – родительский клуб способствовала объединению родителей и детей , общему интересу и пониманию одной цели, общего увлечения. Эта форма сплотила 65% родителей, позволила формировать у родителей родительскую адекватность самооценки, желание понять и познать своего ребенка, стремление к самосовершенствованию, к созданию любви и поддержки в отношениях с ребенком. В коллективе родителей клуба, появились родители , которым интересны различные системы воспитания, результаты воспитания детей в определенных направлениях. Такие родители стали работать в активе нашего клуба «Бригантина»с начала учебного 2008 – 2009 года.
5)Любишь ли ты, когда тебе читают родители : 40%- да; 40%- нет; 5%- иногда.
Среди родителей 4а класса проводилось исследование (сентябрь 2008г).
Тест: «Какой вы родитель?»
Цель исследования: определить степень контактности родителей в общении с детьми.
В исследовании участвовало 24 родителя.
Были получены следующие результаты:
1)Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание? 30%- да; 50%- нет.
2)Говорят ли с вами дети о том, как проведен день, что было и как? 50%- да; 20%- нет; 10%- редко.
3)Интересуются ли они вашими успехами на работе? 30% - да; 50%- нет; 10%- редко.
4)Есть ли у вас общие занятия и увлечения? 40%- да; 40%- нет.
5)Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников? 40% - да; 25% - нет; 25% - иногда.
6)Участвуете ли вы вместе с ними в прогулках, в туристических походах? 3 0%- да; 20% - иногда; 40% - нет.
7)Обсуждают ли вы прочитанные книги? 30%-да; 20%- иногда; 50% нет.
8)Участвуете ли вы в подготовке домашних заданий вашим ребенком? 30%- да; 20%- иногда; 50%-нет.
Проанализировав и сопоставив результаты анкетирования, мы пришли к выводу: что выбранная нами форма работы с родителями - родительский клуб способствовала объединению родителей и детей общему интересу и пониманию одной проблемы, к общему увлечению, родители стали постоянными участниками нашего клуба. Эта форма сплотила 90% родителей, позволила им совершенствовать навыки собственной наблюдательности в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в возрастные изменения подросткового возраста. В коллективе родителей клуба, появились родители, которым интересны различные системы воспитания, результаты воспитания детей в определенных направлениях. Такие родители являются активом нашего клуба. Можно выделить семьи: Мирясовых, Пьянзиных, Суставовых ,в которых родителями совместно с детьми проектируются и самостоятельно проводятся в классе праздничные мероприятия, классные часы, викторины, организуются лыжные прогулки на Иванов Лог. В дальнейшей работе с родителями мы планируем использовать проведение семейных вечеров в библиотеках города, беседы и консультации медицинских работников по интересующим вопросам.