kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочного мероприятия "Каникулярная школа адаптации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из-за того, что отсутствуют единые правила подготовки, в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, но  при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. У 70 % первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость разработать общие рекомендации по образованию детей старшего дошкольного возраста. Основная задача разрабатываемых рекомендаций создать условие для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочного мероприятия "Каникулярная школа адаптации"»

Дегтярева Туйара Ивановна,

Герасимова Татьяна Владимировна -

учителя начальных классов

МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»

Усть-Алданского района

Республики Саха (Якутия)


Программа внеурочного мероприятия

«Каникулярная школа адаптации»



В настоящее время детское дошкольное учреждение самостоятельно выбирает программу для обучения детей старшего дошкольного возраста.

Министерство образования и науки Российской Федерации за вариативность форм и методик обучения. Однако из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, но при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. У 70 % первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость разработать общие рекомендации по образованию детей старшего дошкольного возраста. Основная задача разрабатываемых рекомендаций создать условие для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.


Пояснительная записка


Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В тот же время для детей вообще, а особенно для малышей 6-7 лет эта нагрузка является наиболее утомительной.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоится в школе по-настоящему.


Целью данной программы является подготовка ребенка к учебной деятельности в школе.

Основные задачи:

  1. Создание максимальных условий, обеспечивающих умственное, физическое и эстетическое развитие детей.

  2. Предметное обучение детей с учетом их индивидуальных, интеллектуальных и психофизических особенностей.

  3. Обеспечение преемственности в деятельности воспитателя ДОУ и учителя начальных классов.

  4. Создание соответствующих условий для адаптации в переходный период подготовки к учебной деятельности.

  5. Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности.

Актуализация:

  1. Четкое выстраивание преемственных линий в содержании образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, оптимальное решение этой проблемы.

  2. Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в «Каникулярной школе адаптации».

  3. Рассматривание в системе образования знаний, умений, навыков в качестве средств, а не целей развития ребенка.

  4. Ведение плановой и творческой работы работников ДОУ и учителя с родителями.

Эта программа дает возможность ближе познакомиться с будущими первоклассниками, составить первоначальное представление об уровне их подготовки, спрогнозировать основные этапы коррекционной работы на первую четверть учебного года.


Программа создается для решения важных вопросов:

  • безболезненное вхождение и комфортная адаптация в социум школы

  • смещение акцента мотивации от игровой и внешней к школьной

  • психологическое исследование и диагностика речевой деятельности

  • определение уровня подготовленности детей к школе

  • медицинское обследование детей узкими специалистами

  • сотрудничество в работе воспитателя, учителя и родителей.


Организация подобной работы отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни детей - будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе, поиску новых технологий для вовлечения детей этого возраста в педагогический процесс, способствует созданию условий для стирания граней между домашними детьми (неорганизованные) и детьми, посещавшими ДОУ.

«Каникулярная школа» защищает интересы детей семилетнего возраста, входит в план учебно-воспитательной работы школы, являясь начальной ступенькой будущей школьной жизни детей. Программа данного объединения детей рассчитана действовать во время школьных каникул. По пять дней, итого 20 дней (по три занятия) и 10 дней во время предшкольного обучения. Материалом для встреч служат игровые, познавательные, коррекционно-развивающие занятия, прогулки, экскурсии, подвижные игры и игры на внимательность, спортивные досуги, смотр и участие на инсценировках, проведение « родительских часов».

Основные направления работы:

  • формирование общих представлений детей об окружающем мире, развитие познавательных процессов,

  • развитие психических процессов;

  • развитие общей и ручной моторики;

  • коррекционно-развивающее направление, диагностика неречевых процессов, обследование устной речи.


Содержание работы:

  • Сбор информации о семьях будущих первоклассников.

  • Собеседование с детьми, с родителями, с целью определения уровня подготовленности детей к школе, так и родителей.

  • Выявление трудностей в вопросах обучения и воспитания.

  • Информационный блок: анкетирование родителей, диагностика.

  • Создание творческих микрогрупп.

  • Проведение практических коррекционно-развивающих и познавательных занятий

  • Подготовка наглядного, дидактического материала для педагогического процесса, оформление уголков для родителей. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

  • Приглашение родителей для участия на мероприятиях, развлечениях, праздниках.

Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость к внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности.

Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Развитие социально-психологической готовности:

      • Сформирование положительной установки на школу, учителя, учебу

      • Сфера общения со взрослыми: понимание условности вопросов учителя, его позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения

      • Взаимодействие со сверстниками: умение слушать товарища и следить за его работой, координировать свое действие, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои интересы и желания

      • Сфера собственного самосознания: завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное, некритичное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя


Интеллектуальная готовность

  • Развитие наглядно-образного мышления и отдельные операции понятийного

  • Сформирование знаково-символической функции

  • Умение принять некую задачу как учебную, выделить ее и превратить в самостоятельную цель деятельности

  • Умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы


Личностная готовность


  • Развитие мотивационной сферы

  • приобщение к взрослой жизни

  • общение с другими детьми

  • ознакомление с атрибутами школьной жизни


Эмоционально-волевая готовность

  • Способность поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его.

  • Проявление определенных усилий в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий.

  • Самостоятельно и последовательно контролировать себя.


Этапы работы:

  1. «Здравствуй, мир!» Область естественных наук, экологии, здоровья. Создаются широкие возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений, многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на земле.

Цель: формирование общих представлений детей об окружающем мире, развитие познавательных интересов.

Задачи:

  • Продолжить знакомство детей с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

  • Формировать линию произвольного поведения.

  • Овладевать средствами и эталонами познавательной деятельности.

  • Учиться видеть мир со своей позиции и позиции других.

  • Формировать мотивационную готовность к школе.

Формы работы: прогулки, экскурсии, досуг, спортивные и игровые упражнения, проведение опытов, наблюдений.


  1. Развитие общей и ручной моторики.

Цель: С помощью графических диктантов помочь ребенку овладевать первыми умениями и навыками письма, которые необходимы в школе, развивать межполушарные связи.

Формы работы: занятия, физ. минутки, логоритмические паузы.

Содержание этапа: геометрический диктант - нужно, чтобы у детей были единые линейки с геометрическими фигурами, диктанты по раскраскам - у всех детей листы с одинаковыми картинками для раскрашивания, соответствующие теме занятия, дню недели (педагог говорит, что и в каком количестве и каким цветом раскрасить, дети выполняют задание), рисуночный диктант - учитель рассказывает историю, одновременно схематично рисует на доске то, о чем рассказывает, диктант по клеточкам - в каком направлении и по скольким клеточкам провести линию.


  1. Основы математических представлений

Цель: Формирование математических представлений, знакомство с предметом математики.

Задачи:

  • Развитие интуитивного и логического мышления, элементарных мыслительных операций.

  • Знакомство с геометрическими фигурами

  • Решение головоломок

  • Умение ориентироваться в пространстве и времени

  • Свойство предметов (цвет, форма, размер)

  • Сравнение групп предметов

  • Счет предметов

  • Подготовка к решению задач


  1. Основы речевой и языковой культуры.

Цель: Обеспечение возможностями для обогащения словарного запаса и культурой речи.

Задачи:

  • Обогащение словарного запаса.

  • Умение следовать диалогической речи.

  • Высказывать свои суждения, строить умозаключения, участвовать в обсуждении возникающей проблемы.

  • Формировать правильное звуко- и словопроизношение.

  • Приобщение детей любви к чтению, умение прослушать художественное произведение.

  • Закладывание языковой и речевой культуры.

  • Работа над дикцией и артикуляцией.


  1. Развлекательная деятельность.

Цель: Приобщение ребенка к творчеству, к массовым играм.

Задачи:

  • Создать микроклимат взаимопонимания, чувство товарищества ,

  • Формирование умений следовать за правилами коллективной игры,

  • Умение слушать, создавать образы

  • Вовлекать в сюжетно-ролевые игры

  • Контролировать эмоциональное состояние.

Содержание: подвижные игры с правилами, следовать правилам и требованиям игр, постановка инсценировок, ситуаций, игры, требующие особого внимания, создание здорового чувства соперничества, умение помогать и поддерживать друг друга, адекватная реакция на поражение и победу, помощь в контроле за эмоциональным состоянием.



















Использованная литература:



  1. НПЖурнал «Управление современной школой» (для администрации школы) №3.

  2. Августовский педсовет «Обеспечение преемственности дошкольного, начального и общего среднего образования».

  3. «Саха оскуолатыгар уерэтии» семинар-субэ мунньах матырыйаала.

  4. (1991 сыл, март 14-15)

  5. Учебная программа для общеобразовательных школ.

  6. Приложение журнала «Первое сентября» за 2006 год.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочного мероприятия "Каникулярная школа адаптации"

Автор: Дегтярева Туйара Ивановна, Герасимова Татьяна Владимировна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367127


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства