Программа внеурочного мероприятия "Каникулярная школа адаптации"
Программа внеурочного мероприятия "Каникулярная школа адаптации"
Из-за того, что отсутствуют единые правила подготовки, в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, но при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. У 70 % первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость разработать общие рекомендации по образованию детей старшего дошкольного возраста. Основная задача разрабатываемых рекомендаций создать условие для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочного мероприятия "Каникулярная школа адаптации"»
Дегтярева Туйара Ивановна,
Герасимова Татьяна Владимировна -
учителя начальных классов
МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»
Усть-Алданского района
Республики Саха (Якутия)
Программа внеурочного мероприятия
«Каникулярная школа адаптации»
В настоящее время детское дошкольное учреждение самостоятельно выбирает программу для обучения детей старшего дошкольного возраста.
Министерство образования и науки Российской Федерации за вариативность форм и методик обучения. Однако из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, но при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. У 70 % первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость разработать общие рекомендации по образованию детей старшего дошкольного возраста. Основная задача разрабатываемых рекомендаций создать условие для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.
Пояснительная записка
Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В тот же время для детей вообще, а особенно для малышей 6-7 лет эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоится в школе по-настоящему.
Целью данной программы является подготовка ребенка к учебной деятельности в школе.
Основные задачи:
Создание максимальных условий, обеспечивающих умственное, физическое и эстетическое развитие детей.
Предметное обучение детей с учетом их индивидуальных, интеллектуальных и психофизических особенностей.
Обеспечение преемственности в деятельности воспитателя ДОУ и учителя начальных классов.
Создание соответствующих условий для адаптации в переходный период подготовки к учебной деятельности.
Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности.
Актуализация:
Четкое выстраивание преемственных линий в содержании образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, оптимальное решение этой проблемы.
Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в «Каникулярной школе адаптации».
Рассматривание в системе образования знаний, умений, навыков в качестве средств, а не целей развития ребенка.
Ведение плановой и творческой работы работников ДОУ и учителя с родителями.
Эта программа дает возможность ближе познакомиться с будущими первоклассниками, составить первоначальное представление об уровне их подготовки, спрогнозировать основные этапы коррекционной работы на первую четверть учебного года.
Программа создается для решения важных вопросов:
безболезненное вхождение и комфортная адаптация в социум школы
смещение акцента мотивации от игровой и внешней к школьной
психологическое исследование и диагностика речевой деятельности
определение уровня подготовленности детей к школе
медицинское обследование детей узкими специалистами
сотрудничество в работе воспитателя, учителя и родителей.
Организация подобной работы отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни детей - будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе, поиску новых технологий для вовлечения детей этого возраста в педагогический процесс, способствует созданию условий для стирания граней между домашними детьми (неорганизованные) и детьми, посещавшими ДОУ.
«Каникулярная школа» защищает интересы детей семилетнего возраста, входит в план учебно-воспитательной работы школы, являясь начальной ступенькой будущей школьной жизни детей. Программа данного объединения детей рассчитана действовать во время школьных каникул. По пять дней, итого 20 дней (по три занятия) и 10 дней во время предшкольного обучения. Материалом для встреч служат игровые, познавательные, коррекционно-развивающие занятия, прогулки, экскурсии, подвижные игры и игры на внимательность, спортивные досуги, смотр и участие на инсценировках, проведение « родительских часов».
Основные направления работы:
формирование общих представлений детей об окружающем мире, развитие познавательных процессов,
Проведение практических коррекционно-развивающих и познавательных занятий
Подготовка наглядного, дидактического материала для педагогического процесса, оформление уголков для родителей.Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Приглашение родителей для участия на мероприятиях, развлечениях, праздниках.
Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость к внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности.
Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Развитие социально-психологической готовности:
Сформирование положительной установки на школу, учителя, учебу
Сфера общения со взрослыми: понимание условности вопросов учителя, его позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения
Взаимодействие со сверстниками: умение слушать товарища и следить за его работой, координировать свое действие, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои интересы и желания
Сфера собственного самосознания: завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное, некритичное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя
Интеллектуальная готовность
Развитие наглядно-образного мышления и отдельные операции понятийного
Сформирование знаково-символической функции
Умение принять некую задачу как учебную, выделить ее и превратить в самостоятельную цель деятельности
Умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы
Личностная готовность
Развитие мотивационной сферы
приобщение к взрослой жизни
общение с другими детьми
ознакомление с атрибутами школьной жизни
Эмоционально-волевая готовность
Способность поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его.
Проявление определенных усилий в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий.
Самостоятельно и последовательно контролировать себя.
Этапы работы:
«Здравствуй, мир!» Область естественных наук, экологии, здоровья. Создаются широкие возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений, многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на земле.
Цель: формирование общих представлений детей об окружающем мире, развитие познавательных интересов.
Задачи:
Продолжить знакомство детей с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
Формировать линию произвольного поведения.
Овладевать средствами и эталонами познавательной деятельности.
Учиться видеть мир со своей позиции и позиции других.
Формировать мотивационную готовность к школе.
Формы работы: прогулки, экскурсии, досуг, спортивные и игровые упражнения, проведение опытов, наблюдений.
Развитие общей и ручной моторики.
Цель: С помощью графических диктантов помочь ребенку овладевать первыми умениями и навыками письма, которые необходимы в школе, развивать межполушарные связи.
Формы работы: занятия, физ. минутки, логоритмические паузы.
Содержание этапа: геометрический диктант - нужно, чтобы у детей были единые линейки с геометрическими фигурами, диктанты по раскраскам - у всех детей листы с одинаковыми картинками для раскрашивания, соответствующие теме занятия, дню недели (педагог говорит, что и в каком количестве и каким цветом раскрасить, дети выполняют задание), рисуночный диктант - учитель рассказывает историю, одновременно схематично рисует на доске то, о чем рассказывает, диктант по клеточкам - в каком направлении и по скольким клеточкам провести линию.
Основы математических представлений
Цель: Формирование математических представлений, знакомство с предметом математики.
Задачи:
Развитие интуитивного и логического мышления, элементарных мыслительных операций.
Знакомство с геометрическими фигурами
Решение головоломок
Умение ориентироваться в пространстве и времени
Свойство предметов (цвет, форма, размер)
Сравнение групп предметов
Счет предметов
Подготовка к решению задач
Основы речевой и языковой культуры.
Цель: Обеспечение возможностями для обогащения словарного запаса и культурой речи.
Задачи:
Обогащение словарного запаса.
Умение следовать диалогической речи.
Высказывать свои суждения, строить умозаключения, участвовать в обсуждении возникающей проблемы.
Формировать правильное звуко- и словопроизношение.
Приобщение детей любви к чтению, умение прослушать художественное произведение.
Закладывание языковой и речевой культуры.
Работа над дикцией и артикуляцией.
Развлекательная деятельность.
Цель: Приобщение ребенка к творчеству, к массовым играм.
Задачи:
Создать микроклимат взаимопонимания, чувство товарищества ,
Формирование умений следовать за правилами коллективной игры,
Умение слушать, создавать образы
Вовлекать в сюжетно-ролевые игры
Контролировать эмоциональное состояние.
Содержание: подвижные игры с правилами, следовать правилам и требованиям игр, постановка инсценировок, ситуаций, игры, требующие особого внимания, создание здорового чувства соперничества, умение помогать и поддерживать друг друга, адекватная реакция на поражение и победу, помощь в контроле за эмоциональным состоянием.
Использованная литература:
НПЖурнал «Управление современной школой» (для администрации школы) №3.
Августовский педсовет «Обеспечение преемственности дошкольного, начального и общего среднего образования».