kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 2—4 классов образовательных учреждений для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. 
Это связано с тем, что Базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы. В пояснительной записке к Федеральному Базисному учебному плану говорится: «Учебный предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 2—4 классов образовательных учреждений для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость).»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 2—4 классов образовательных учреждений. 

Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. 

В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. 
Это связано с тем, что Базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы. В пояснительной записке к Федеральному Базисному учебному плану говорится: «Учебный предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности». 

Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания базового курса «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» по отдельным темам. Это возможно сделать в рамках предлагаемой нами программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1—4 классов.

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета. 

Таким образом, предлагаемая нами программа явится звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 

Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. 

Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет наша программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», дополняющая темы основного образовательного компонента «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности». 

Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса. 

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. 

Программой предусмотрены обязательные практические занятия: 
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме); 
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы). 

Основные формы работы на уроке:

  1. Игра (дидактические, сюжетно – ролевые) – основной метод изучения предмета и проведение практических работ;

  2. Беседа – один из методов изучения предмета.

Программа построена с учетом ограниченных возможностей учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

 Цели программы:

  1. Научить избегать опасностей и быть к ним максимально готовым. Учить быть предусмотрительными и осторожными всегда – по дороге в школу и просто находясь дома;

  2. Воспитывать умение предвидеть опасность и ее избегать, умение находить выход из создавшегося положения. Выучить правила безопасности и научить применять их в жизни;

  3. Формировать умение принимать правильные решения в возникших ситуациях. Развивать внимание и силу воли;

Задачи программы:

  1. Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

  2. Прививать основополагающие знания и умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них:

  • формирование активной социальной позиции;

  • формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета».

  1. Осуществлять психологическую подготовку к успешной деятельности в современной технологической среде.

Реализация программы позволит: 
• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни; 
• сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; 
• выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. 

На изучение материала программы предусмотрен 1 ч в неделю в каждом классе. Занятия проводит учитель начальных классов. Преподаватель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестра или врач), а также родителей учащихся (представителей МВД и МЧС России — спасателей, пожарных и др.). 

2 класс – 34 часа.

Раздел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях – 8 часов.

  1. Мир, в котором мы живем.

  2. Огонь в доме.

  3. Что делать при пожаре в квартире?

  4. Если горит у соседей.

  5. Уроки городской безопасности.

  6. Злоумышленник на улице.

  7. Если ты потерялся в городе.

  8. Как вести себя в случае террористического акта.


Раздел II. Правила дорожной безопасности – 8 часов.

  1. Как рождаются опасные ситуации на дороге.

  2. Кодекс выживания городского пешехода.

  3. Учись читать дорожные знаки.

  4. Как пешеходы и водители поделили дорогу.

  5. О чем говорят дорожные знаки.

  6. Как правильно переходить улицу.

  7. Мы – пассажиры.

  8. Мы и транспорт.


Раздел III. Как сохранить свое здоровье – 12 часов.

  1. Почему надо умываться?

  2. Зачем нам нужна кожа?

  3. Как беречь глаза?

  4. Как сохранить хороший слух?

  5. Почему надо чистить зубы?

  6. Что и как мы едим?

  7. Чем важен сон?

  8. Почему случаются травмы?

  9. Можно ли уберечься от травм?

  10. Чем и как можно отравиться?

  11. Если из раны течет кровь?

  12. Что влияет на здоровье?

  13. Учись быть здоровым.


Раздел IV. Безопасность в быту – 6 часов.

  1. Что делать при запахе газа?

  2. Осторожно, электричество!

  3. Как подружиться с электричеством.

  4. Как могут стать опасными обычные домашние вещи.

  5. Если кто–то звонит в дверь.

  6. Умение преодолевать страх.


Во 2 классе учащиеся должны уметь:

    • применять правила безопасности в чрезвычайных ситуациях;

    • применять правила дорожного движения;

    • защитить себя от травм;

    • вести себя на улице, в подъезде, в лифте и дома.


Должны знать:

  • правила безопасности в чрезвычайных ситуациях;

  • правила дорожного движения;

  • виды домашних животных;

  • правила личной гигиены;

  • правила пользования газом и электроприборами;

  • правила поведения на улице.


3 класс – 34 часа.

Раздел I. Как сохранить свое здоровье – 13 часов.

  1. Личная гигиена: ее значение для здоровья и жизни человека.

  2. Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носовой платок, зубная щетка, расческа, мочалка, полотенце, трусики, носки.

  3. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни человека.

  4. Пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека.

  5. Значение питания в жизнедеятельности человека.

  6. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

  7. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье человека.


Раздел II. Правила дорожной безопасности – 10 часов.

  1. Виды транспортных средств.

  2. Проезд в школу – интернат (маршрут, виды транспорта).

  3. Поведение в транспорте и на улице.

  4. Правила дорожного движения.

  5. Кодекс выживания городского пешехода.

  6. Знаешь ли ты дорожные знаки, о чем они говорят?

  7. Мы и транспорт.


Раздел III. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях – 6 часов.

  1. Случай теракта – как себя вести.

  2. Если возник пожар, что делать.

  3. Уроки городской безопасности.

  4. Как говорить по телефону, если возникла опасность для жизни и здоровья человека.



Раздел IV. Безопасность в быту – 6 часов.

  1. Электроприборы, их назначение и умение ими пользоваться.

  2. Осторожно, газовый прибор!

  3. Поговорим о домашней аптечке.

  4. Дом – машина для жилья. Учись управлять этой машиной.

  5. Как справиться с инфекцией?

  6. Мы и животные в доме.


Учащиеся 3 класса должны знать:

    • последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

    • правила освещенности рабочего места;

    • правила ухода за кожей;

    • о вреде курения и алкоголя;

    • значение питания;

    • основные транспортные средства;

    • наиболее рациональный маршрут проезда до школы – интерната;

    • правила дорожного движения;

    • правила поведения в транспорте и на улице;

    • как защитить себя в чрезвычайных ситуациях;

    • как научиться быть здоровым;

    • правила пользования бытовыми приборами, представляющими опасность для жизни и здоровья человека;

    • как вести себя с животными.


Должны уметь:

  • совершать вечерний туалет в определенной последовательности;

  • выбирать прическу и причесывать волосы;

  • стричь ногти на руках и ногах;

  • содержать в чистоте вещи индивидуального пользования;

  • беречь зрение;

  • корректно отказываться от предложенных первых сигарет, глотка алкоголя, проявлять силу воли;

  • строго соблюдать правила безопасности работы режущими инструментами;

  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

  • соблюдать правила дорожного движения;

  • оказывать само- и взаимопомощь при возникновении различных аварий и катастроф;

  • пользоваться бытовыми приборами, домашней аптечкой только с помощью взрослых.

4 класс – 34 часа


Раздел I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения – 16 часов 

  1. Взаимодействие человека с окружающей средой. Влияние окружающей среды на человека. Экскурсия.

  2. Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

  3. Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Пешеходные переходы.  

  4. Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Что вокруг нас может быть опасным?  

  5. Дом - машина для жилья. Учимся управлять этой машиной.  

  6. Как вести себя со злоумышленниками. 

  7. Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи.

  8. Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, в природе)

  9. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.). Ориентирование. Правила поведения. 

  10. Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности.

  11. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры защиты от них.  

  12. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. 

  13. Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

  14. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. 

  15. Правила поведения на пляже.  

  16. Подготовительные упражнения для освоения в воде.  

Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 12 часов. 

  1. От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.  

  2. Наши органы.  

  3. Болезни, их причины и связь с образом жизни.

  4. Пути передачи инфекционных заболеваний. Меры защиты.  

  5. Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Первая помощь. Практическое занятие

  6. Первая помощь при царапине, порезе. Практическое занятие . 

  7. Первая помощь при небольшом ожоге. Практическое занятие.  

  8. Первая помощь при обморожении. Практическое занятие.  

  9. Отравления. Причины отравлений. Признаки отравления.  

  10. Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами. Практическое занятие. 

  11. Грибы съедобные и несъедобные. Первая помощь при отравлении грибами. 

  12. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес. 

Раздел III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях – 6 часов. 

  1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).  

  2. Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!»

  3. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!» 1

  4. Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей».  

  5. Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей». Ж/д транспорт «Мы пассажиры».

  6. Экскурсия по городу. Практическое закрепление знаний безопасного поведения. Ж/д переезд.

К концу 4 класса учащиеся должны знать: 

  • чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов; 

  • правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах; 

  • правила безопасного поведения в лесу, в поле; 

  • возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.; 

  • ядовитые растения, гр

  • грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; 

  • от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, угли, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес; 

  • травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки; 
    какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений; 

  • как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». 


должны уметь: 

  • правильно перейти водоем по льду; 

  • правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания «кроль на груди»; 

  • ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой; 

  • правильно вести себя при встрече с опасными живот¬ными и насекомыми, защищаться от них; 

  • распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами; 

  • оказать первую помощь при царапине, ссадине, поре¬зе, при небольшом ожоге или обморожении; 

  • действовать по сигналу «Внимание всем!». 














ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/ под ред. А.Т.Смирнова.— М.: Просвещение: Рилионт, 2003. 

  2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл./Л. П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005. 

  3. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Л.П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.— М.: -Просвещение, 2005. 

  4. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя/И. К. Топоров.— М.: Просвещение, 2000. 

  5. Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»//Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание.— М., 1998—2002

  6. Основы безопасности жизнедеятельности А. В. Гостюшин. Учебник для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. Допущено министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Рекомендовано МЧС России, МВД Российской Федерации, ГИБДД МВД Российской Федерации, УГПС ГУВД г. Москвы. 4 издание, М., Просвещение, 2003 г.

  7. Организация занятий в школе. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, Б. И. Мишин. Библиотека учителя. Основы безопасности жизнедеятельности. Дрофа, М., 2002 г.

  8. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 кл., Вишневская Е.Л., Волошинов В.Б., Глаголева А.М., Кабачков В.А., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. - Просвещение, 1994.

  9. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 кл., Вишневская Е.Л., Волошинов В.Б., Глаголева А.М., Кабачков В.А., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Воробьев В.Н. - Просвещение, 1997.

  10. Основы безопасности жизнедеятельности. Для учащихся общеобразовательных учреждений. Топоров И.К. - Просвещение, 1994.

  11. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 кл. Сюньков В.Я. - Центр инноваций в педагогике, 1998.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Рыжова Татьяна Сергеевна

Дата: 21.09.2016

Номер свидетельства: 344903


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства