Программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 2—4 классов образовательных учреждений для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость).
Программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 2—4 классов образовательных учреждений для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость).
В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Это связано с тем, что Базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы. В пояснительной записке к Федеральному Базисному учебному плану говорится: «Учебный предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 2—4 классов образовательных учреждений для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость).»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 2—4 классов образовательных учреждений.
Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Это связано с тем, что Базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы. В пояснительной записке к Федеральному Базисному учебному плану говорится: «Учебный предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».
Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания базового курса «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» по отдельным темам. Это возможно сделать в рамках предлагаемой нами программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1—4 классов.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.
Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.
Таким образом, предлагаемая нами программа явится звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет наша программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», дополняющая темы основного образовательного компонента «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».
Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия: • работа с дидактическим материалом (в игровой форме); • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Основные формы работы на уроке:
Игра (дидактические, сюжетно – ролевые) – основной метод изучения предмета и проведение практических работ;
Беседа – один из методов изучения предмета.
Программа построена с учетом ограниченных возможностей учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Цели программы:
Научить избегать опасностей и быть к ним максимально готовым. Учить быть предусмотрительными и осторожными всегда – по дороге в школу и просто находясь дома;
Воспитывать умение предвидеть опасность и ее избегать, умение находить выход из создавшегося положения. Выучить правила безопасности и научить применять их в жизни;
Формировать умение принимать правильные решения в возникших ситуациях. Развивать внимание и силу воли;
Задачи программы:
Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
Прививать основополагающие знания и умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них:
формирование активной социальной позиции;
формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета».
Осуществлять психологическую подготовку к успешной деятельности в современной технологической среде.
Реализация программы позволит: • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни; • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
На изучение материала программы предусмотрен 1 ч в неделю в каждом классе. Занятия проводит учитель начальных классов. Преподаватель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестра или врач), а также родителей учащихся (представителей МВД и МЧС России — спасателей, пожарных и др.).
2 класс – 34 часа.
Раздел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях – 8 часов.
Мир, в котором мы живем.
Огонь в доме.
Что делать при пожаре в квартире?
Если горит у соседей.
Уроки городской безопасности.
Злоумышленник на улице.
Если ты потерялся в городе.
Как вести себя в случае террористического акта.
Раздел II. Правила дорожной безопасности – 8 часов.
Как рождаются опасные ситуации на дороге.
Кодекс выживания городского пешехода.
Учись читать дорожные знаки.
Как пешеходы и водители поделили дорогу.
О чем говорят дорожные знаки.
Как правильно переходить улицу.
Мы – пассажиры.
Мы и транспорт.
Раздел III. Как сохранить свое здоровье – 12 часов.
Почему надо умываться?
Зачем нам нужна кожа?
Как беречь глаза?
Как сохранить хороший слух?
Почему надо чистить зубы?
Что и как мы едим?
Чем важен сон?
Почему случаются травмы?
Можно ли уберечься от травм?
Чем и как можно отравиться?
Если из раны течет кровь?
Что влияет на здоровье?
Учись быть здоровым.
Раздел IV. Безопасность в быту – 6 часов.
Что делать при запахе газа?
Осторожно, электричество!
Как подружиться с электричеством.
Как могут стать опасными обычные домашние вещи.
Если кто–то звонит в дверь.
Умение преодолевать страх.
Во 2 классе учащиеся должны уметь:
применять правила безопасности в чрезвычайных ситуациях;
применять правила дорожного движения;
защитить себя от травм;
вести себя на улице, в подъезде, в лифте и дома.
Должны знать:
правила безопасности в чрезвычайных ситуациях;
правила дорожного движения;
виды домашних животных;
правила личной гигиены;
правила пользования газом и электроприборами;
правила поведения на улице.
3 класс – 34 часа.
Раздел I. Как сохранить свое здоровье – 13 часов.
Личная гигиена: ее значение для здоровья и жизни человека.
Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носовой платок, зубная щетка, расческа, мочалка, полотенце, трусики, носки.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни человека.
Пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека.
Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами. Практическое занятие.
Грибы съедобные и несъедобные. Первая помощь при отравлении грибами.
Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес.
Раздел III.Защита человека в чрезвычайных ситуациях – 6 часов.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).
Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!»
Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!» 1
Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей».
Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей». Ж/д транспорт «Мы пассажиры».
Экскурсия по городу. Практическое закрепление знаний безопасного поведения. Ж/д переезд.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
правила безопасного поведения в лесу, в поле;
возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
ядовитые растения, гр
грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, угли, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки; какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
должны уметь:
правильно перейти водоем по льду;
правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания «кроль на груди»;
ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;
правильно вести себя при встрече с опасными живот¬ными и насекомыми, защищаться от них;
распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
оказать первую помощь при царапине, ссадине, поре¬зе, при небольшом ожоге или обморожении;
действовать по сигналу «Внимание всем!».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/ под ред. А.Т.Смирнова.— М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл./Л. П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Л.П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.— М.: -Просвещение, 2005.
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя/И. К. Топоров.— М.: Просвещение, 2000.
Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»//Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание.— М., 1998—2002
Основы безопасности жизнедеятельности А. В. Гостюшин. Учебник для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. Допущено министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Рекомендовано МЧС России, МВД Российской Федерации, ГИБДД МВД Российской Федерации, УГПС ГУВД г. Москвы. 4 издание, М., Просвещение, 2003 г.
Организация занятий в школе. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, Б. И. Мишин. Библиотека учителя. Основы безопасности жизнедеятельности. Дрофа, М., 2002 г.
Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 кл., Вишневская Е.Л., Волошинов В.Б., Глаголева А.М., Кабачков В.А., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. - Просвещение, 1994.