Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Волшебный клубочек"»
24
Содержание
Комплекс основных характеристик программ
Стр.
1.Пояснительная записка
1.1
Направленность программы
2
1.2
Актуальность программы
2
1.3
Новизна программы
2
1.4
Отличительные особенности программы
3
1.5
Адресат программы
3
1.6
Объем и сроки освоения программы
3
1.7
Формы организации образовательного процесса
3
1.8
Режим занятий
3
2. Цель и задачи программы
3
3. Содержание программы
3.1
Учебный план первого года обучения
4
3.2
Учебный план второго года обучения
6
3.3
Учебный план третьего года обучения
7
3.4
Содержание учебного плана первого года обучения
7
3.5
Содержания учебного плана второго года обучения
9
3.6
Содержания учебного плана третьего года обучения
10
4. Планируемые результаты
11
5. Комплекс организационно-педагогических условий
5.1 Календарный учебный график первого года обучения
12
5.2 Календарный учебный график второго года обучения
15
5.3 Календарный учебный график третьего года обучения
16
6. Условия реализации программы
17
7.Форма аттестации / контроля
18
8. Оценочные материалы
18
9. Методическое обеспечение программы
19
10.Список литературы
20
11.Приложение
21
I. Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка
1.1 Направленность программы
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.
Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015);
– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
– Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;
- Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);
– Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493).
1.2. Актуальность программы
Актуальность. В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций народа. Декоративно – прикладное
искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовно – художественного постижения мира. В связи с этим программа «Волшебный клубочек» весьма актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых прежде всего творческих, бытовых, семейных, гражданских, ориентиров, без которых невозможно органическое существование человека в окружающем мире.
1.3. Новизна программы
Новизна. Вязание - один из самых распространённых видов декоративного искусства. Это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Вязание крючком известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. С помощью вязания можно буквально одеться с головы до ног и совершенно изменить облик своего дома. Пряжа и крючок способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя изделия, делая их более модными. В нашу эпоху всеобщей «мобильности» вязание не обошло стороной новую нишу моды: огромный выбор чехольчиков для мобильных телефонов осуществит мечту самой капризной маленькой модницы. Мода на украшения, сувениры, вывязанные крючком, стремительно растёт.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов, дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной, преобразующей предметно – практической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно – прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества. В общеобразовательной школе на уроках технологии учащихся начального звена знакомят с азами декоративно – прикладного искусства, но это недостаточно, чтобы полностью удовлетворить запросы родителей и обучающихся. Поэтому для наиболее заинтересованных детей младшего возраста было создано в школе дополнительного образования творческое объединение «Волшебный клубочек», где занимаются обучающиеся начального звена, так как у детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно – образное мышление, мелкая моторика рук.
1.4. Отличительные особенности программы
Модифицированная образовательная программа «Волшебный клубочек» разработана на основе Программы общеобразовательных учебных заведений по художественному вязанию. - М.: Просвещение, 1994.
1.5. Адресат программы
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 7 - 11 лет. Вид детского объединения – кружок. Принимаются все желающие с разными умениями и навыками. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, годовая программа рассчитана на 144 часов.
1.6. Объем и сроки освоения программы
Дополнительная образовательная программа «Волшебный клубочек» рассчитана на три года обучения, 432 учебных часов.
1.7. Формы организации образовательного процесса
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (обучающимся дается самостоятельное задание с учётом возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и другим мероприятиям).
1.8. Режим занятий
Занятия проводятся:
-1 год обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа (144 часа);
-2 год обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа (144 часа);
-3 год обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа (144 часа).
Цель и задачи программы
Таким образом, цельпрограммы: приобщение учащихся к декоративно-прикладному творчеству посредством освоения техники вязания крючком.
Задачи программы:
1.Обучающие – приобретение умения вязать крючком, обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, формирование основных приемов и навыков вязания с элементами творчества, обучение чтению схем.
2. Развивающие – развитие таких качеств, как самостоятельность, усидчивость, аккуратность. Развитие творческих способностей. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного.
3.Воспитывающая – формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме.
3. Содержание программы
3.1. Учебный план первого года обучения
№
п\п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
Цели и задачи на учебный год. Знакомство детей. Техника безопасности. Игры на знакомство.
2
1
1
2
Из истории вязания: исторические сведения о том, как появилось вязание крючком. Просмотр иллюстраций, журналов, наглядных пособий, схем.
2
1
1
3
Инструменты и материалы:
- виды ниток используемых при вязании;
- подбор инструментов и материалов;
- знакомство с цветовым кругом;
- правильность организации рабочего места.
4
1
3
Итоговое занятие
2
2
Устный опрос
4
Основные приёмы и элементы вязания крючком:
- воздушная петля;
- столбик без накида;
- столбик с накидом;
- соединительный столбик;
- полустолбик с накидом;
- столбик с двумя накидами;
- три и более столбика,
провязанных вместе;
- рачий шаг;
- рельефный столбик;
- узелок;
- бугорок;
- бахрома;
- пышный столбик;
- полуколечко;
- колечко;
- листик.
Условные обозначения,
схемы вязания.
38
10
28
Итоговое занятие
2
1
1
Работа по карточкам
5
Геометрические фигуры. Изготовление сувениров, игрушек на основе геометрических фигур:
- Геометрическая фигура – круг. Вывязывание круга. Изготовление прихватки в виде круга.
- Геометрическая фигура – квадрат. Вывязывание квадрата. Изготовление прихватки в виде квадрата.
Цели и задачи на учебный год. Знакомство детей с техника безопасности. Игры.
2
1
1
Итоговое занятие
2
2
Тестирование
2
Украшения, сувениры и предметы интерьера:
- бабочка;
- фрукты;
- повязка для волос;
- брошь;
- снеговик;
- салфетка;
- грелки на чайник различной формы.
40
10
30
Итоговое занятие
2
2
Работа по карточкам
3
Изготовление игрушек по выкройке
30
2
28
Итоговое занятие
2
2
Мини – выставка
4
Изготовление изделий:
- шарф;
- шапочка;
- варежки;
- тапочки;
- носки.
54
14
40
Итоговое занятие
2
2
Мини – выставка «Мои творения»
5
Выставочная деятельность. Подготовка и участие в районных выставках.
Итого:
10
10
144
27
117
3.3. Учебный план третьего года обучения
№
п\п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
Цели и задачи на учебный год. Знакомство детей с техника безопасности. Игры
2
1
1
2
Разработка творческих проектов по изготовлению сувениров
20
4
16
Защита проектов
Итоговое занятие
2
2
Мини- выставка «Проекты»
3
Вязание объемных изделий
- Сумки
- Рюкзаки
20
4
16
Итоговое занятие
2
2
Мини – выставка
4
Вязание изделий по выбору воспитанников
30
4
26
Итоговое занятие
2
2
Мини – выставка «Мои игрушки»
5
Сувениры
28
2
26
6
Одежда для кукол по выбору воспитанников
26
2
24
Итоговое занятие
2
2
7
Выставочная деятельность. Участие в– районных выставках.
10
10
Итого:
144
17
127
3.4. Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел 1
Тема: Вводное занятие - 2часа
Теоретическая часть: введение в курс программы. Цели и задачи на учебный год. Знакомство детей. Игры на знакомство. Техника безопасности.
Практическая часть: экскурсия по творческим объединениям МОУ ДОД «ЦДО». Заполнение данных о детях, анкетирование.
Раздел 2
Тема: Из истории вязания - 2часа
Теоретическая часть: исторические сведения о том, как появилось вязание крючком.
Практическая часть: просмотр иллюстраций, журналов, наглядных пособий, схем. Обучение работе по схемам, словесные методы, практическая работа.
Раздел 3
Тема: Инструменты и материалы - 4часа
Теоретическая часть: виды ниток, используемых при вязании;
номера крючков и пряжи, подбор инструментов и материалов; знакомство с цветовым кругом; правильность организации рабочего места.
Практическая часть: зарисовки видов нитей, просмотр вариантов пряжи, зарисовка строения крючка, подбор материалов и инструментов.
Тема: Итоговое занятие – 2 час
Практическая часть: устный опрос
Раздел 4
Тема: Основные приёмы вязания крючком – 38 часов
Теоретическая часть: понятия«рабочая нить», «клубок», «моток», «цепочка из воздушных петель»; положение крючка при работе,основные приёмы вязания крючком: цепочка из воздушных петель, вязание за переднюю стенку петли, за заднюю стенку петли, за две стенки одновременно, отличительные особенности таких видов вязания; соединительный столбик; столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с одним или несколькими накидами, пышный столбик. Условные обозначения. Схемы вязания.
Практическая часть: запись условных обозначений,зарисовка схем,выполнение основных приёмов вязания крючком: цепочка из воздушных петель, соединительный столбик; столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с одним или несколькими накидами, пышный столбик.
Тема: Итоговое занятие - 2часа
Практическая часть: работа по карточкам схемам.
Раздел 5
Тема: Геометрические фигуры. Изготовление сувениров, игрушек на основе геометрических фигур - 42 часа
Теоретическая часть: квадрат,треугольник,круг, правила вывязывания геометрических фигур. Сувениры, их практическое назначение.
Практическая часть:
- вывязывание квадрата. Правило прибавления нужного количества столбиков и воздушных петель;
- изготовление треугольника. Правило вывязывания треугольника, прибавление нужного количества столбиков и воздушных петель;
- вывязывание полотна в виде круга. Правило вывязывания круга, прибавление нужного количества столбиков и воздушных петель;
- изготовление сувениров на основе геометрических фигур:
-прихватки,
-закладки для книг,
- салфетки.
Тема: Итоговое занятие – 2 часа
Практическая часть: оформление мини – выставки «Мои первые творения»
Раздел 6
Тема: Игрушки-сувениры - 40 часов
Теоретическая часть: из истории сувениров. Их практическое назначение.
Рисование на тему: «Какую бы я хотела иметь свою вязаную игрушку».
Практическая часть: изготовление сувениров: листик, розочки (маленькие), большие розочки; кружочки. Работа по схемам и журналам. Изготовление игрушек-сувениров: вязаный клоун, тигрёнок, розочки, кошелёк, «игрушка моей мечты», ёжик. Работа по книгам, журналам.
Тема: Итоговое занятие - 2часа
Практическая часть: Оформление мини – выставки «Мои первые игрушки»
Раздел 7.
Тема: Выставочная деятельность - 8 часов
Практическая часть: подготовка творческих работ и участие в районных выставках.
3.5. Содержание учебного плана второго года обучения
Раздел 1
Тема: Введение в курс программы 2 - го года обучения – 2 часов
Теоретическая часть: цели и задачи на учебный год. Техника безопасности.
Практическая часть: повторение пройденного материала. Работа с условными обозначениями и схемами вязания.
Тема: Итоговое занятие -2 часа
Практическая часть: тестирование
Раздел 2
Тема: Украшения, сувениры и предметы интерьера– 40 часов
Теоретическая часть: введение в тему, беседа о различных украшениях, сувенирах и предметах интерьера.
Практическая часть: просмотр книг, журналов. Работа со схемами, зарисовка схем. Изготовление бабочек, фруктов, повязки для волос, брошь, снеговика, салфетки, грелок на чайник различной формы. Художественное оформление.
Тема: Итоговое занятие -2 часа
Практическая часть: работа по карточкам
Раздел 3
Тема: Изготовление игрушек по выкройке – 30 часов.
Теоретическая часть: рассматривание моделей игрушек и выкроек. Подбор ниток.
Тема:Изготовление изделий. Шарф, шапочка, варежки, тапочки, носки - 54 часа
Теоретическая часть: Шарф. Из истории шарфа. Выбор узора и расчёт петель.
Шапочка – построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков. Зарисовка схемы выполнения узоров.
Варежки – чертёж, его построение. Зарисовка схемы выполнения узоров.
Тапочки – начало вязания изделия. Способы вывязывания тапочек.
Носки – два способа вязания носков. Зарисовка схем выполнения. Последовательность выполнения изделия.
Практическая часть: Шарф. Проработка узора и выполнение изделия. Вывязывание и обвязка (полустолбиками с накидом), обвязка столбиками в направлении слева – направо, т.е. закруткой. Выполнение кистей. Отпаривание шарфа, оформление.
Шапочка. Выбор узора. Вязание образца и расчет петель. Вывязывание колпачка шапочки с макушки. Прибавление петель. Выполнение шапочки и отворота. Вязание шапочки и ее оформление.
Варежки. Выполнение узора для манжет и для основной вязки. Расчет петель. Выполнение варежки. Вывязывание резинки-манжеты. Вывязывание пальца. Вывязывание мыска, делая убавление в двух местах. Оформление, вышивка, отделка кисточками.
Тапочки. Выполнение изделия с мыска. Вывязывание длины изделия. Обвязка тапочек и оформление вытянутыми петлями.
Носки. Вязание образца и расчет петель. Вязание резинки. Вывязывание носка с отверстием для пятки. Вывязывание пятки. Вывязывание и отделка изделий.
Тема: Итоговое занятие – 2 часа
Практическая часть: оформление мини – выставки «Мои творения»
Раздел 5
Тема: Выставочная деятельность - 10 часов
Практическая часть: подготовка творческих работ и участие в районных выставках.
3.6. Содержание учебного плана третьего года обучения
Раздел 1
Тема: Введение в курс программы 3-го года обучения. ТБ. Повторение ЗУН за 2-ой год обучения – 2 часов
Раздел 2
Тема: Разработка творческих проектов на различную тематику - 20 часов
Теоретическая часть: творческий проект. Этапы работы над проектом.Зарисовка схемы выполнения. Описание. Разработка этапов проекта.
Практическая часть: выполнение проектов, их оформление. Вязание различных предметов.
Тема: Итоговое занятие -2 часа
Практическая часть: оформление мини – выставки проектов.
Раздел 3
Тема: Сумки. Рюкзаки. – 20 часов
Теоретическая часть: беседа о различных вариантах сумок.
Практическая часть: работа с журналами. Выбор модели. Расчёт петель. Изготовление и оформление узора. Практическое выполнение.
Тема: Итоговое занятие -2 часа
Практическая часть: оформление мини – выставки.
Раздел 4
Тема: Вязание изделий по выбору воспитанников – 30 часов.
Теоретическая часть: рассматривание моделей игрушек и выкроек. Подбор ниток, крючков, зарисовка схем, расчет петель.
Практическая часть: Изготовление изделий.
Тема: Итоговое занятие -2 часа
Практическая часть: оформление мини – выставки «Мои игрушки».
Раздел 5
Тема: Сувениры – 28 часов.
Теоретическая часть: беседа о том, для чего нужны в быту сувениры. Из чего они могут быть изготовлены.
Практическая часть: работа со схемами вязания.Вывязывание различных сувениров: маленькая бабочка, полукруг и листик, игольница «Кактус», «Луг» к 8 марта, кружева, декоративное панно, декоративная корзинка.
Раздел 6
Тема:Одежда для куклы. Вязание одежды по выбору воспитанников – 26 часов
5.2 Календарный учебный график второго года обучения
№
п/п
Месяц
Число
Форма занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Форма контроля
1-2
беседа
2
Введение в курс программы 2-го года обучения.
анкетирование
3-4
практическая работа
беседа
2
Итоговое занятие.
беседа
беседа
практическая работа
40
Украшения, сувениры и предметы интерьера
презентация
творческих работ
5-10
беседа
практическая работа
6
Бабочка.
презентация
творческих работ
11-17
беседа
практическая работа
7
Фрукты.
презентация
творческих работ
18-25
беседа
практическая работа
7
Повязка для волос.
презентация
творческих работ
26-31
беседа
практическая работа
6
Брошь.
презентация
творческих работ
32-37
беседа
практическая работа
6
Снеговик.
презентация
творческих работ
38-42
беседа
практическая работа
5
Салфетка.
презентация
творческих работ
43-44
беседа
практическая работа
2
Грелки на чайник различной формы.
презентация
творческих работ
45-46
беседа
2
Итоговое занятие
опрос
47-77
беседа
практическая работа
30
Изготовление игрушек по выкройке.
презентация
творческих работ
78-79
беседа
практическая работа
2
Итоговое занятие
презентация
творческих работ
беседа
практическая работа
54
Изготовление изделий.
презентация
творческих работ
80-86
беседа
практическая работа
7
Шарф.
презентация
творческих работ
87-93
беседа
практическая работа
6
Шапочка.
презентация
творческих работ
94-105
беседа
практическая работа
12
Варежки.
презентация
творческих работ
106-119
беседа
практическая работа
14
Тапочки.
презентация
творческих работ
120-134
беседа
практическая работа
15
Носки.
презентация
творческих работ
135-136
беседа
практическая работа
2
Итоговое занятие
презентация
творческих работ
137-144
практическая работа
8
Выставочная деятельность.
презентация
творческих работ
5.3 Календарный учебный график третьего года обучения
№
п/п
Месяц
Число
Форма занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Форма контроля
1-2
беседа
2
Введение в курс программы 3-го года обучения. Т.Б. Повторение ЗУН за второй год обучения.
анкетирование
3-22
практическая работа
беседа
20
Разработка творческих проектов на различную тематику.
презентация проектов
23-24
беседа
2
Итоговое занятие
опрос
25-44
беседа
практическая работа
20
Сумки. Рюкзаки .
презентация
творческих работ
45-46
беседа
практическая работа
2
Итоговое занятие
презентация
творческих работ
47-76
беседа
практическая работа
30
Вязание изделий по выбору воспитанников.
презентация
творческих работ
77-78
беседа
практическая работа
2
Итоговое занятие
презентация
творческих работ
79-106
беседа
практическая работа
28
Сувениры.
презентация
творческих работ
107-132
беседа
практическая работа
26
Одежда для куклы. Вязание одежды по выбору воспитанников.
презентация
творческих работ
133-134
беседа
практическая работа
2
Итоговое занятие
презентация
творческих работ
135-144
практическая работа
10
Выставочная деятельность.
презентация
творческих работ
6.Условия реализации программы
Программа реализуется на базе МБОУ «Баймаковская СОШ»
Материально-техническое обеспечение
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
* техническое оборудование:
- компьютеры;
- сканер;
- проектор;
- принтер;
- флешки;
- дидактический материал - коллекция поделок, журналы, книги, видеофильмы.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования.
7. Формы аттестации/контроля
Виды и формы контроля ЗУН воспитанников
Входной контроль – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.
Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период: четверть, полугодие или материал по разделу.
Итоговый (проводится накануне перевода на следующую ступень обучения) – основная форма подведения итогов обучения: участие в районных, областных и Всероссийских выставках, а так же зачетная работа по заданной теме или по выбору, защита творческих проектов
Способы организации контроля:
- индивидуальный;
-фронтальный;
- групповой.
8. Оценочные материалы
Фамилия, имя ребенка_________________________________________
2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой
2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением
2.3.Творческие навыки
3.Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.Учебно-интеллектуальные умения
3.2.Учебно-коммункативные умения
3.3.Учебно-организационные умения
4.Предметные достижения учащихся
4.1.На уровне детского объединения
4.2.На уровне школы
4.3.На уровне района, города, области
4.4.На российском, международном уровне
9. Методическое обеспечение программы
Занятия по данному курсу состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
На занятиях, как правило, используются в сочетании различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. К словесным относятся: рассказ, беседа, объяснение. Наглядные – это демонстрация, показ; практические – упражнения, выполнение графических работ.
Также на занятиях проводится воспитательная работа кружковцев, воспитывается дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности.
Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. При высоком расположении светильников нужны настольные лампы с металлическими колпаками, защищающими глаза от прямых лучей света. Свет должен падать на руки с левой стороны.
Столы могут быть рассчитаны на два и более человек, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель мог подойти к каждому воспитаннику.
В помещении должен быть стол для руководителя, доска для черчения, шкаф для хранения незаконченных изделий, пряжи, методических пособий, застеклённые стенды для оформления выставки работ воспитанников, гладильная доска, утюг, весы для взвешивания пряжи.
Желательно иметь небольшой стенд, обтянутый холстом, к такому стенду легко прикреплять образцы из методического фонда, используемые в качестве наглядных пособий при объяснении руководителя, а также выполненные воспитанниками изделия с целью их просмотра и обсуждения.
В помещении для проведения занятий должно быть не только удобно, но и приятно работать. Поэтому размещению оборудования, оформлению витрин, окон занавесями, расстановке цветов надо уделить особое внимание.
Для успешного проведения занятий необходимо иметь учебно – методический материал. К нему относятся выставка изделий воспитанников, таблицы с образцами ниток, узоров вязания, показом приемов техники вязания, фотографии и рисунки моделей, чертежи, выкройки изделий, журналы и книги по вязанию, а так же наглядные пособия для занятия по цветоведению, выполненные в цвете. Образцы вязания должны быть выполнены эстетично из светлых, ярких ниток.
Методические пособия необходимо периодически обновлять и пополнять. Образцы могут выполнять воспитанники в плане общественно полезного труда. Для этого им выдаются нитки из фонда учреждения.
Рекомендуется иметь набор хорошо оформленных таблиц с образцами вязания для ознакомления с ними воспитанников.
Нитки и инструменты для выполнения работ воспитанники приобретают самостоятельно. Руководителю также необходимо иметь запасные инструменты и нитки. При необходимости они могут служить наглядным материалом на занятиях, а также использоваться воспитанниками.
Для занятий в кружке надо иметь также дополнительное оборудование: штопальные иглы, ножницы, сантиметровую ленту, а также общую тетрадь в клетку, тетрадь для рисования, линейку, краски, карандаши и др.
10. Список литературы
1.Агапова, И. Мягкие игрушки на любой вкус [Текст]: методическое пособие / И. Агапова, М. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2007. – 160 с.
2. Иванченко, В. Занятия в системе дополнительного образования детей
[Текст]: методическое пособие / В. Иванченко. – Ростов н / Д: Изд-во
«Учитель», 2007. – 370 с.
3. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1988. - С. 69 – 72.
4. Матюхина, Ю. Вязание крючком. Красивые вещи своими руками [Книга]:
/ Ю. Матюхина. – Ростов н / Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2009. –
200 с.
5. Тарасенко, С. Вязаная игрушка - 2-е издание–Мн.: [Текст]:
/ С. Тарасенко. – Полымя, 2000. – 270 с.
6. Ханашевич, Д. Подружки – рукодельницы [Книга]: / Д. Ханашевич.
– М., 1994. –360с.
7. Ковалева, О. Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик. [Книга]: / О. Ковалева. – Ростов н / Д: Владис; 2007. – 300 с.
8. Максимова, М. Быстрый крючок. [Книга]: / М. Максимова. - ЗАО «ЭКСМО». 1999. – 180 с.
9. Малашкина, Л. Рукоделие. [Текст]: / Л. Малашкина. - Санкт – Петербург «ДИАМАНТ».1996. – 220 с.
10. Кудряшова, Н. О цвете в одежде . [Книга]: / Н. Кудряшова. - Школа и производство. – 2002. – 41с.
11.Ракова, С. Вязание крючком. [Книга]: / С. Ракова. - Ярославль «Академия развития», - 2002. – 360с.
12. Рогалева, Е. Внеклассная работа по технологии. [Книга]: / Е.Рогалева. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. - 160 с.
18. Сысоева, Т. Шерстяные солнышки [Книга]: / Т. Сысоева. - Каргополь, 2005.-122с.
Приложение 1
Немного из истории вязания
Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно – прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники – бедуины.
Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благодарные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.
Веками отточённое мастерство вязание крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность.
По мнению эксперта в области вязания крючком и мировой путешественницы Анни Поттер (Annie Potter) - «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как ‘crochet lace’ во Франции и ‘chain lace’ в Англии». Она рассказывает, что в 1916 Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории. Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья. Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком. Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком. В заключении Палудан говорит, что «нет убедительных доказательств того, насколько старым является искусство вязания крючком, и откуда оно берет свое начало. Невозможно найти доказательства вязания крючком в Европе до 1800 г. Многие источники утверждают, что вязание крючком было известно еще раньше, в 1500 г. в Италии под названием “монашеская работа” (nun’s work) или “монашеские кружева” (nun’s lace), где монахини вязали церковный текстиль». В её исследовании приводятся примеры плетения кружев и что-то типа кружевной ленты, многие из которых были сохранены. Но, тем не менее “все указывает на то, что вязание крючком еще в 16 веке не было известно в Италии под каким либо именем”.
Вышивка дала рождение вязанию крючком
Исследователи говорят о том, что вязание крючком, вероятно, происходит непосредственно от Китайского рукоделия - очень древней формы вышивки известной в Турции, Индии, Персии и Северной Африке, которая достигла территории Европы в 18-м веке, и которую называли «tambouring». Эта методика состояла в том, что ткань, называемую фоновой, упруго натягивали на основу. Рабочую нить держали под тканью. Иглой с крючком пронизывали ткань и, захватывая петли рабочей нити, протягивали вверх через ткань. Пока петля находилась все еще на крючке, крючок вставляли вдоль чуть дальше и создавали другую петлю рабочей нити, которую пронизывали через первую петлю, для создания цепочки. Крючки были тонкими как швейные иглы, так что работы должны были выполняться очень тонкой нитью.
В конце 18 века, «tambouring» превратился в то, что на французском называют “вязание в воздухе”, когда от фоновой ткани отказались, и стежки делались друг на друге. Вязание крючком начало развиваться в Европе в начале 19 века, получив мощный импульс от Мадмуазель Рейго де ла Бранкардьери (Mlle.Riego de la Branchardiere), более известной своей способностью превращать старомодной иглой образцы кружев в вязанные крючком модели, которые можно было легко повторить. Она опубликовала много книг со схемами, чтобы миллионы женщин имели возможность их копировать.
Из истории возникновения филейного вязания известно лишь то, что ручное филейное плетение сеток и вышивание по ним распространены с глубокой старины. Техника плетения филейных сеток заимствована из древних видов плетения рыболовных сетей. В настоящее время филейное вязание - это своего рода имитация филейно - гипюрной вышивки, которая выполнялась на специально сплетенной сетке и была очень популярна в довоенное время нарядус традиционной вышивкой. различные узоры, от простых геометрических до сложных предметных композиций за счет контраста между плотными и прозрачными участками полотна.
Приложение 2
Инструктаж по техники безопасности и правила поведения
при работе с крючком
1.На учебном столе нет должно быть посторонних предметов. Рабочее место содержат в чистоте и порядке.
2. Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в специальных коробочках.
3. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
4. Не пользоваться ржавыми иглами и булавами они могут порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.
5. Влажно-тепловую обработку проводить в отведённом месте, утюг ставить на специальную подставку.
6. Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы шнур его не попадал под подошву утюга, не перекручивался. После работы утюг сразу же выключать из электросети. Шнур наматывать на утюг после того, как он полностью охладиться.Хранить утюг в вертикальном положении.
7. Не прикасаться к выключателю света мокрыми руками.
8. Выполнять работу внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела и разговоры.
Приложение 3
Зарядка для вязальщиц
Для тех, кому приходится много вязать рекомендуются физические упражнения с палкой, длина которой для лиц ниже 168 см. – 1м 10 см., для лиц более высоких – 1м 20 см. упражнение необходимо делать через каждые 40 - 50 минут вязания:
Из исходного положения, стоя, руки вытянуть вперёд и держать палку на ширине плеч: производятся вращательные движения руками, как вертят руль автомобиля, до скрещения рук. Дыхание свободное. Надо сделать 8 - 12 « кругов» за 1 минуту.
Исходное положение как в позиции № 1: палка закладывается за голову, при этом надо стараться спустить её как можно ниже за спиной, максимально прогибая спину. Повторять 3 - 5 раз в течении 1 минуты.
Исходное положение то же, подбрасывать и тут же ловить палку на лету: сначала двумя руками, затем каждой рукой попеременно. Всего выполняется 12 - 15 бросков в течении 0,5 – 1 минут.
Исходное положение, стоя, ноги на ширине плеч; вытянутые вверх, отведённые назад руки держат палку за концы, лицо обращено к палке; руки перемещают палку максимально вправо – влево с одновременным поворотом головы за палкой, с обращённым к ней лицом. Всего выполняется 5 – 6 пар перемещений за 0,5 – 1 минут.
Гимнастика для глаз
Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 – 7 раз.
1.Вертикальные движения глазами вверх (считать до трёх), вниз (считать до трёх).
2.Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
3Круговые движения глазами с начала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
4.Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.
Укрепление вестибулярного аппарата
Упражнение выполняется сидя.
1. Наклоны головы вперёд и назад до касания затылком спины.
2. Повороты головы вправо и влево до упора.
3. Круговые движения головой в трёх положениях: голова прямо, голова наклонена вперёд, голова запрокинута назад.
Профилактика нарушений осанки
1.Исходное положение - стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперёд. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
2.Приседание с мешочком на голове с разными исходными положениями рук (вверх, вперёд, согнуты в локтях, за головой).