kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Уроки доброты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников рассчитана на четыре года. Данная программа составлена в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование может быть использовано при составлении проекта плана воспитательной работы в начальных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Уроки доброты»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1» муниципального образования «г. Бугуруслан»



Программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию

младших школьников

«Уроки доброты»



Автор: Коврина Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов






г. Бугуруслан

2012 г

Пояснительная записка.

Актуальность

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, — подготовка ответственного гражданина, спо­собного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интере­сами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с форми­рованием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитатель­ный процесс и составляющее его стержневую основу.

В то же время духовно-нравственное развитие и воспитание млад­ших школьников являются одной из сложнейших задач воспитания и условиях современного образовательного учреждения.

В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проб­лема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поко­ления становится всё более актуальной.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьни­ков — основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребён­ка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальней­шем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Цель:

Создание  системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.

2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

4. Формирование способности к духовному развитию, ре­ализации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».

5. Укрепление нравственности, основанной на свободе во­ли и духовных отечественных традициях, внутренней установ­ке личности школьника поступать согласно своей совести.

6. Формирование основ нравственного самосознания лич­ности (совести) — способности младшего школьника форму­лировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

7. Формирование основ морали — осознанной необходи­мости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недо­пустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравствен­ной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

8. Формирование способности открыто выражать и отста­ивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступ­кам.

9. Формирование способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты.

10. Формирование нравственного смысла учения.

11.Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достиже­нии результата.

12. Осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз­можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

1. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

2. Формирование начальных умений организации и осу­ществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, ро­дителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям.

3.Формирование основ российской гражданской идентич­ности; пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства лич­ной ответственности за Отечество.

4. Воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре.

5. Формирование основ патриотизма и гражданской соли­дарности.

6.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания других людей и сопереживания им.

7.Становление гуманистических и демократических цен­ностных ориентации;

8. Формирование осознанного и уважительного отноше­ния к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

9. Формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

1. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

2.Формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;

3. Формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

4. Формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

5. Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Принципы программы:

1. Включение учащихся в активную деятельность.

2. Доступность и наглядность.

3. Связь теории с практикой.

4. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

6. Принцип диалогического общения.

Функциональное обеспечение программы

Директор

Функции: Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса, создание необходимых условий для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями; анализ состояния и совершенствование идеологической и воспитательной работы с учащимися, педагогами и родителями.

Заместитель директора по воспитательной работе

Функции: Организация мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в школе; взаимодействие с органами государственного управления по проблемам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся; анализ результатов изучения ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов обучающихся. Организация условий для реализации учащимися активной жизненной позиции, социальных устремлений, качеств гражданина, патриота, труженика; координация деятельности всех участников воспитательного процесса, родителей, учащихся, направленная на реализацию идеологии и поддержку государственной политики в условиях гимназии; разработка оптимальной модели воспитательного процесса и идеологической работы с учётом специфики учебного заведения, контингента обучающихся.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Функции: Осуществление контроля за качеством и содержанием образования и воспитания обучающихся; создание условий для обеспечения качества воспитательной и идеологической работы, для проведения профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, для организации изучения личностного и социального развития учащихся, психологического климата в группах, во взаимодействии с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания.

Классный руководитель

Функции: Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения; постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся; стимулирование планов самовоспитания и саморазвития учащихся; взаимодействие в воспитательной и идеологической работе с учащимися родителей, представителей органов государственного управления, правоохранительных, распорядительной и исполнительной власти, депутатов, авторитетных деятелей культуры, науки, искусства; формирование активной жизненной позиции, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма, участие в создании воспитывающей среды учебного заведения, обеспечение социального, профессионального, личностного становления учащихся; участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы; организация работы органов самоуправления в группе, использование потенциала информационных часов для систематического и своевременного ознакомления с общественно- политической жизнью страны.

Педагог-психолог

Функции: Осуществляет психодиагностику, психокоррекцию, психопрофилактику и психопросветительную работу, тесно взаимосвязанную с личностным, социальным и профессиональным развитием учащихся, исходя из целей и задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания гимназии.

Старшая вожатая

Функции: Организация и проведение культурно-массовой работы по поддержке государственной внутренней и внешней политики; оказание помощи пожилым людям, ветеранам, нуждающимися; анализ интересов и потребностей учащихся и их привлечение их к разработке и участию в различных воспитательных и культурно-массовых программах; применение современных форм и методов воспитательной работы, приобщение учащихся к национальным традициям, культуре; привлечение родителей к проведению совместного досуга с учащимися, установление контактов и сотрудничества с другими заинтересованными организациями по вопросам организации досуга учащихся; проведение конкурсов, выставок достижений учащихся.

Преподаватель–предметник

Функции: Анализ содержания и изучение, в рамках учебных дисциплин, вопросов духовно-нравственного воспитания, функционирования государства, государственной политики и идеологии; формулировка и реализация воспитательной цели каждого урока; элективных курсов; разработка примерной тематики рефератов, отражающих углубленное изучение учащимися проблем идеологии, деятельность по формированию мировоззрения; обучение учащихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия учащихся; пропаганда активной жизненной позиции, аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны; использование дополнительных источников информации.

Руководитель детского объединения

Функции: Организация работы кружка, секции, направленная на формирование социальной активности и духовно-нравственного воспитания учащихся; оказание помощи нуждающимися через изготовление продукции, организация выставок, оказание услуг населению; планирование мероприятий, направленных на поддержку и пропаганду культуры, национальных традиций, государственности; шефство над подростками группы риска, пропаганда здорового образа жизни; участие семей учащихся в массовых мероприятиях, организация участия молодежи в общественно – полезной деятельности.

Библиотекарь

Функции: Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда гимназии по вопросам духовно-нравственного воспитания, изучение интересов учащихся; организация постоянно действующих выставок, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества; разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; участие в организации воспитательных мероприятий; пропаганда содержания газет и других периодических изданий по проблемам общественно – полезной жизни страны.

Особенности реализации программы

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся на ступени начального общего образования систематизированы по направлениям, каждое из которых, бу­дучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из суще­ственных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой сис­теме базовых национальных ценностей и должно обеспечи­вать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уваже­ние родителей, достоинство человека, равноправие, от­ветственность и чувство долга, забота и помощь, мо­раль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представле­ние о вере, духовной культуре и светской этике.

2.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к об­разованию, труду, жизни.

Ценности: образование, труд, уважение к людям тру­да, творчество и созидание, стремление к познанию и ис­тине, целеустремлённость и настойчивость, бережли­вость, трудолюбие.

3. Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и вос­питания важны, дополняют друг друга и обеспечивают раз­витие личности на основе отечественных духовных, нрав­ственных и культурных традиций.

Виды деятельности и формы проведения занятий с обучающимися

1. Воспитание нравственных чувств и этического со­знания:

Вид деятельности

Форма проведения занятий

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

Беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, та­кой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающей культурные и духовные традиции народов России)

Участие в проведении уроков этики, внеурочных меро­приятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых прог­раммах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролево­го нравственного взаимодействия


Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение различению хороших и плохих поступков

Беседы, классные часы, про­смотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педа­гогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимо­отношений в коллективе класса и образовательного учрежде­ния — овладение навыками вежливого, приветливого, внима­тельного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддерж­ке, участию в коллективных играх, приобретение опыта со­вместной деятельности;



Посильное участие в делах благотворительности, мило­сердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о живот­ных, других живых существах, природе


Получение первоначальных представлений о нравствен­ных взаимоотношениях в семье

Беседы о семье и роде, об обязанностях, взаимоотношениях родителей и детей, семейных ценностях и праздниках

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (закон­ными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспи­тывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).




2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни:

Вид деятельности

Форма проведения занятий

Получение первоначальных представлений о роли зна­ний, труда и значении творчества в жизни человека и обще­ства в процессе изучения учебных дисциплин;


Участие в экскурсиях по микрорайону, городу для ознакомления с различными видами труда, профессиями

Экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий

Знакомство с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участие в организации и проведении презентации «Труд наших родных»


Получение первоначальных навыков сотрудничест­ва, ролевого взаимодействия со сверстниками, старши­ми детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности

Сюжетно-ролевые экономические игры, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий (празд­ники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, орга­низации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой дея­тельности

Приобретение опыта уважительного и творческого от­ношения к учебному труду

Презентации учеб­ных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде

Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома



3. Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

Вид деятельности

Форма проведения занятий

Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, о нормах экологи­ческой этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

Изучение инвариантных и вари­ативных учебных дисциплин, беседы, просмотр учебных фильмов

Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе

Экс­курсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю);

Получение первоначального опыта участия в природо­охранительной деятельности

Экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкармливание птиц, посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций

Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей, расширение опыта общения с природой, заботы о жи­вотных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства



4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Вид деятельности

Форма проведения занятий

Получение элементарных представлений об эстетичес­ких идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России

Изучение инвариантных и ва­риативных учебных дисциплин, встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные произ­водства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам

Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и на­родными художественными промыслами

Изучение ва­риативных дисциплин, экскурсионно-краеведческая деятельность, внеклассные мероприятия, посещение конкурсов и фестивалей исполни­телей народной музыки, художественных мастерских, театра­лизованных народных ярмарок, фестивалей народного твор­чества, тематических выставок

Освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучаю­щихся в образовательном учреждении и дома, сельском и го­родском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду

Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фраг­ментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; развитие умения понимать красоту ок­ружающего мира через художественные образы

Освоение навыков видеть прекрасное в поведении и тру­де людей, знакомство с местными мастерами прикладного ис­кусства, наблюдение за их работой

Участие в беседах «Краси­вые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, те­левизионных передачах, компьютерных играх

Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества

Участие в выставках семейного художественного творчества, реализация культурно-досуговых программ


Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

- конкретное планирование деятельности

- кадровое обеспечение программы

- методическое обеспечение программы

- педагогические условия

- материально-техническое обеспечение.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

учебном (в рамках изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Физическая культура и т.д., а также дисциплин, изучаемых по выбору);

внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогиче­ской помощи гимназистам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы как с несомненными позитив­ными феноменами культуры своей страны, так и в режиме проблематизации, критического осмысления - с проблемными феноменами культуры);

институциональном (жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях щкольного сообщества как демократического правового про­странства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая их обращать­ся к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними;

социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями школьников и местных органов власти).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки доброты»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки доброты» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу

и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны

Знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны

Знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.


В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны

Знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны

Знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Уметь:

Различать хорошие и плохие поступки.

Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

Исполнять заповеди.

Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, - использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

В результате реализации Программы ожидается:

1. В учреждении, как в образовательной системе:

- создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию;

- обогащение содержания духовно-нравственного воспитания;

- вовлечение в работу духовно-нравственного воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

- в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Воспитанники:

- дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

- они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;

- они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;

- они способны к изменению самих себя.

Формы учета знаний, умений

При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговый праздник (Фестиваль Успехов и достижений), который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Диагностика:

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

- общие сведения;

- способности;

- темперамент;

- самооценка;

- успешность в деятельности;

- уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

- социометрия;

- социально-психологический климат в классе;

- общие сведения.

3. Формы диагностики:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдение;

- беседы.

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки доброты» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». [2]



Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.


Критерии успешности нравственного образования

Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.

Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.

Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.

Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.

Тематический план программы внеурочной деятельности

«Уроки доброты»


1 класс

1.Познакомить с понятиями «этика» и «этикет», с правилами вежливости и красивых манер

2. Научить приемам и правилам общения со сверстниками и взрослыми

3. Воспитывать у учащихся аккуратность, стремление быть культурным человеком в обществе.



Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теоретических

Практических



1. Правила поведения в гимназии

5

1

4

1.

Жил-был Я (Знакомство учащихся друг с другом, с интересами одноклассников)



+

2.

Пусть будет удачным и смелым твой школьный ответственный старт (Правила поведения на уроках)



+

3.

Когда я ем – то глух и нем (Правила поведения в столовой)



+

4.

Правила поведения на переменах


+


5.

Правила дежурных



+


2. Уроки доброты

9

5

4

6.

Что такое «Добро и зло»


+


7.

Доброе дело делай смело



+

8.

Уважай отца и мать – будет в жизни благодать


+


9.

Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем


+


10.

Тепло родного очага



+

11.

Где добрые люди – там беды не будет


+


12.

Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не нужно рецепта иного



+

13.

Когда у друзей лад, каждый этому рад



+

14.

Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом


+



3. Школьный этикет

6

3

3

15.

Этикет, или просто хорошие манеры


+


16.

Доброжелательность и равнодушие


+


17.

Вежливость. Правила вежливости


+


18.

Культура приветствия, обращения и знакомства



+

19.

Культура приветствия, обращения и знакомства



+

20.

Твой внешний вид


+


21.

Твой внешний вид



+


4. Уроки экологии

4

3

1

22.

В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно


+


23

Все мы знаем, что цветы – для добра и красоты



+

24.

Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным


+


25.

Не торопись забрать птенца – обдумай помощь до конца


+



5. Как стать трудолюбивым

9

4

5

26.

Ученье – свет, а неученье - тьма


+



Наш труд в классе


+


27.

Все мы вместе целый день, и трудиться нам не лень



+

28.

Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты.



+

29.

Каждой вещи - свое место


+


30.

Мои домашние обязанности



+

31.

Труд в почете любой! Мир профессий большой


+


32.

Профессии моих родителей



+

33

Профессии моих бабушек и дедушек



+



2 класс

1.Познакомить с заповедями и правилами этикета. Ввести понятие «афоризмы».

2. Научить приемам и правилам соблюдения этикета в окружающем пространстве.

3. Воспитывать у учащихся порядочность, толерантность.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теоретических

Практических



1. Культура общения

11

7

4

1.

Этикет (Повторение)


+


2.

Этикет и правила этикета


+


3.

О культуре общения


+


4.

Как пригласить гостей



+

5.

Как встретить гостей



+

6.

Чем развлечь гостей



+

7.

Как дарить подарки


+


8.

Как принимать подарки


+


9.

Семейные правила общения


+


10

Правила общения с незнакомыми людьми


+


11.

Учителя и ученики. Правила общения в школе



+


2. Общечеловеческие нормы нравственности

4

3

1

12.

Знакомство с заповедями


+


13.

Знакомство с заповедями


+


14.

Что такое обещание и как его сдержать


+


15

Правила поведения в общественных местах



+


3. Один за всех и все за одного

6

2

4

16.

Дружба крепкая очень нам нужна


+


17.

Мой друг



+

18.

Дружба мальчиков и девочек


+


19.

Друзья детства моих родителей



+

20.

Тема дружбы в произведениях русских писателей



+

21.

Что может дружба? Дружба сказочных героев



+


4. Повседневный этикет

3

2

1

22.

Правила сервировки стола


+


23.

Как вести себя за столом


+


24.

Как правильно есть



+


5. В мире чувств и настроений

5

3

2

25

Что такое настроение


+


26.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам




27.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам



+

28.

Мир мудрых мыслей. Знакомство с афоризмами


+


29.

Мир мудрых мыслей. Знакомство с афоризмами


+








6. Культура поведения

4

2

2

30.

Поведение на улице



+

31.

Правила поведения в транспорте


+


32.

Правила поведения на природе



+

33.

Правила поведения в общественных местах


+


34.

Итоговое занятие

1


+



3 класс

1.Познакомить с требованиями этикета к разговору, с правилами вежливого отказа

2.Формировать умение использовать пословицы в речи. Формировать умение различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев

3. Воспитывать у учащихся уважение к чужому мнению, чувство сострадания к чужому горю, бережное отношение к живым объектам природы


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теоретических

Практических



1. Культура общения

9

3

6

1.

Этикет разговора


+


2.

Этикет разговора по телефону



+

3.

Обращение к разным людям


+


4.

Обращение к разным людям



+

5.

Что такое отказ. Как сделать отказ вежливым


+


6

Этикетные ситуации в рассказах

В. Драгунского



+

7.

Этикетные ситуации в рассказах Н.Носова



+

8.

Добро и зло в сказках



+

9.

Добро и зло в сказках



+


2. Самовоспитание

6

2

4

10.

Что такое хорошо и что такое плохо


+


11.

Мои достоинства и недостатки



+

12.

Достоинства моих друзей



+

13.

Мои хорошие и вредные привычки



+

14.

Хорошие привычки моих близких



+

15.

Афоризмы о самовоспитании


+








3. Общечеловеческие нормы нравственности

4

4

-

16.

Заповеди: как мы их исполняем


+


17.

Чувства... Что мы знаем о них?


+


18.

Всегда ли богатство - счастье


+


19.

Может ли ложь быть полезной?


+



4. Трудовая деятельность

3

1

2

20.

Правила работы с «Уголком природы»


+


21.

Правила работы с «Уголком природы»



+

22.

Построение алгоритма выполнения трудового поручения



+


Уроки добра и красоты

5

3

2

23.

Кого мы называем добрыми


+


24.

Духовная красота мальчиков и девочек


+


25.

Богатыри Земли Русской


+


26.

Чудная картина, как ты мне родна! (красота родного края)



+

27.

Люди с добрым сердцем (на материале различных художественных произведений)



+


В мире мудрых пословиц

6

6

-

28.

Маленький труд лучше большого безделья


+


29.

Заработанная копейка лучше даренного рубля


+


30.

Что сейчас убежит – завтра не догонишь


+


31.

Жадный сам себе покоя не дает


+


32.

Кто людям добра желает – тот сам его добывает


+


33.

Кто гнев усмиряет – тот сильным бывает


+


34.

Итоговое занятие

1


+



4 класс

1. Познакомить с понятием «нравственность»

2. Формировать умение воплощать свои этические знания в повседневном поведении

3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к окружающим их людям

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теоретических

Практических



1. Культура общения

8

5

3

1.

Традиции общения в семье. «Домострой»


+


2.

Культура общения в современной семье


+


3.

Культура спора во время дискуссий



+

4.

В мире мудрых мыслей


+


5.

В мире мудрых мыслей



+

6.

Вежливый слушатель



+

7.

Как не прослыть неприятным человеком


+


8.

Секретные советы мальчикам и девочкам


+



2. Самовоспитание

7

5

2

9.

Семь наших Я. Научись смотреть на себя со стороны


+


10.

Узнай себя



+

11.

Обаяние и аккуратность


+


12.

Красота души важнее красоты тела


+


13.

Мой дневник настроений. Как работать над собой



+

14.

Коллектив начинается с меня


+


15.

Учись признавать свои ошибки


+



3. Общечеловеческие нормы нравственности

7

3

4

16.

Что такое нравственность


+


17.

Об источниках наших нравственных знаний


+


18.

Люди с добрым сердцем (на материале произведений изобразительного искусства)



+

19.

Что такое хорошие манеры


+


20.

Как вести себя в гостях



+

21.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе



+

22.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе



+


4. Искусство и нравственность

5

3

2

23.

Нравственность в мифических произведениях


+


24.

Положительные герои в былинах


+


25.

Положительные герои в былинах


+


26.

Искусство и нравственность

(экскурсия на выставку картин)



+

27.

Можешь ли ты назвать себя нравственным?



+


5. В мире мудрых пословиц

6

6

-

28.

Жить-поживать да добра наживать


+


29.

Своя земля и в кулачке родная


+


30.

Уважай отца и мать – будет в жизни благодать


+


31.

Несчастья бояться - счастья не видать


+


32.

Худой мир лучше доброй ссоры


+


33.

Не имя красит человека, а его поступки


+


34.

Итоговое занятие

1

1

+


Содержание программы внеурочной деятельности

«Уроки доброты»


1 класс (33 часа)

Раздел 1.Правила поведения в гимназии (5 ч)

Знакомство учащихся друг с другом, с интересами одноклассников, с правилами поведения на уроках, в столовой, на переменах. Разработка правил дежурства.

Раздел 2. Уроки доброты (9 ч)

Что такое «Добро и зло». Доброе дело делай смело. Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем.

Тепло родного очага. Где добрые люди – там беды не будет. Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не нужно рецепта иного. Когда у друзей лад, каждый этому рад. Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом.

Раздел 3. Школьный этикет (6 ч)

Этикет, или просто хорошие манеры. Доброжелательность и равнодушие.

Вежливость. Правила вежливости. Культура приветствия, обращения и знакомства. Культура приветствия, обращения и знакомства. Твой внешний вид.

Раздел 4. Уроки экологии (4 ч)

В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно. Все мы знаем, что цветы – для добра и красоты. Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным. Не торопись забрать птенца – обдумай помощь до конца;

Раздел 5. Как стать трудолюбивым (9 ч)

Ученье – свет, а неученье – тьма. Наш труд в классе. Все мы вместе целый день, и трудиться нам не лень. Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты. Каждой вещи - свое место. Мои домашние обязанности.

Труд в почете любой! Мир профессий большой. Профессии моих родителей;

Профессии моих бабушек и дедушек.



2 класс (34 часа)

Раздел 1. Культура общения (11 ч)

Этикет и правила этикета. О культуре общения. Как пригласить гостей. Как встретить гостей. Чем развлечь гостей. Как дарить подарки. Как принимать подарки. Семейные правила общения. Правила общения с незнакомыми людьми. Учителя и ученики. Правила общения в школе.

Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности (4 ч)

Знакомство с заповедями. Знакомство с заповедями. Что такое обещание и как его сдержать. Правила поведения в общественных местах

Раздел 3. Один за всех и все за одного (6 ч)

Дружба крепкая очень нам нужна. Мой друг. Дружба мальчиков и девочек. Друзья детства моих родителей. Тема дружбы в произведениях русских писателей. Что может дружба? Дружба сказочных героев

Раздел 4. Повседневный этикет (3 ч)

Правила сервировки стола. Как вести себя за столом . Как правильно есть

Раздел 5. В мире чувств и настроений (5 ч)

Что такое настроение. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. Мир мудрых мыслей. Знакомство с афоризмами

Раздел 6. Культура поведения (4 ч)

Поведение на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения на природе. Правила поведения в общественных местах +

Итоговое занятие

3 класс

Раздел 1. Культура общения (9 ч)

Этикет разговора. Этикет разговора по телефону. ращение к разным людям. Обращение к разным людям. Что такое отказ. Как сделать отказ вежливым. Этикетные ситуации в рассказах В. Драгунского, Н.Носова. Добро и зло в сказках.

Раздел 2. Самовоспитание (6 ч)

Что такое хорошо и что такое плохо. Мои достоинства и недостатки. Достоинства моих друзей. Мои хорошие и вредные привычки. Хорошие привычки моих близких. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (4 ч)

Заповеди: как мы их исполняем. Чувства... Что мы знаем о них?

Всегда ли богатство – счастье. Может ли ложь быть полезной.

Раздел4. Трудовая деятельность (3 ч)

Правила работы с «Уголком природы». Построение алгоритма выполнения трудового поручения

Раздел 5. Уроки добра и красоты (5 ч)

Кого мы называем добрыми. Духовная красота мальчиков и девочек.

Богатыри Земли Русской. Чудная картина, как ты мне родна! (красота родного края. Люди с добрым сердцем (на материале различных художественных произведений)

Раздел 6. В мире мудрых пословиц (6 ч)

Маленький труд лучше большого безделья. Заработанная копейка лучше даренного рубля. Что сейчас убежит – завтра не догонишь. Жадный сам себе покоя не дает. Кто людям добра желает – тот сам его добывает. Кто гнев усмиряет – тот сильным бывает.

Итоговое занятие

4 класс

Раздел 1. Культура общения (8 ч)

Традиции общения в семье. «Домострой». Культура общения в современной семье. Культура спора во время дискуссий. В мире мудрых мыслей. Вежливый слушатель. Как не прослыть неприятным человеком. Секретные советы мальчикам и девочкам.

Раздел 2. Самовоспитание (7 ч)

Семь наших Я. Научись смотреть на себя со стороны. Узнай себя. Обаяние и аккуратность. Красота души важнее красоты тела. Мой дневник настроений. Как работать над собой. Коллектив начинается с меня. Учись признавать свои ошибки.

Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (7 ч)

Что такое нравственность. Об источниках наших нравственных знаний

Люди с добрым сердцем (на материале произведений изобразительного искусства)+

Что такое хорошие манеры. Как вести себя в гостях. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе

Раздел 4. Искусство и нравственность (5 ч)

Нравственность в мифических произведениях. Положительные герои в былинах. Положительные герои в былинах. Искусство и нравственность

(экскурсия на выставку картин). Можешь ли ты назвать себя нравственным?

Раздел 5. В мире мудрых пословиц (6 ч)

Жить-поживать да добра наживать. Своя земля и в кулачке родная

Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. Несчастья бояться - счастья не видать. Худой мир лучше доброй ссоры. Не имя красит человека, а его поступки

Итоговое занятие.


Список литературы

1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение, 2011.142 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.,Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.

5. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010

6. Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.

7. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - Легион: Ростов-на-Дону, 2012. 160 с.

8. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.

9. Черемисина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

10. Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990

11. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коврина Татьяна Анатольевна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 207089


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства