Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Уроки доброты»
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Уроки доброты»
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников рассчитана на четыре года. Данная программа составлена в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование может быть использовано при составлении проекта плана воспитательной работы в начальных классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, — подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.
В то же время духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников являются одной из сложнейших задач воспитания и условиях современного образовательного учреждения.
В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников — основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Цель:
Создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
4. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».
5. Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести.
6. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
7. Формирование основ морали — осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
8. Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
9. Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
10. Формирование нравственного смысла учения.
11.Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
12. Осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
1. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
2. Формирование начальных умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям.
3.Формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество.
4. Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.
5. Формирование основ патриотизма и гражданской солидарности.
6.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
7.Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
8. Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
9. Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
1. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
2.Формирование отношения к семье как основе российского общества;
3. Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
4. Формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
5. Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Принципы программы:
1. Включение учащихся в активную деятельность.
2. Доступность и наглядность.
3. Связь теории с практикой.
4. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
6. Принцип диалогического общения.
Функциональное обеспечение программы
Директор
Функции: Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса, создание необходимых условий для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями; анализ состояния и совершенствование идеологической и воспитательной работы с учащимися, педагогами и родителями.
Заместитель директора по воспитательной работе
Функции: Организация мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в школе; взаимодействие с органами государственного управления по проблемам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся; анализ результатов изучения ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов обучающихся. Организация условий для реализации учащимися активной жизненной позиции, социальных устремлений, качеств гражданина, патриота, труженика; координация деятельности всех участников воспитательного процесса, родителей, учащихся, направленная на реализацию идеологии и поддержку государственной политики в условиях гимназии; разработка оптимальной модели воспитательного процесса и идеологической работы с учётом специфики учебного заведения, контингента обучающихся.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Функции: Осуществление контроля за качеством и содержанием образования и воспитания обучающихся; создание условий для обеспечения качества воспитательной и идеологической работы, для проведения профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, для организации изучения личностного и социального развития учащихся, психологического климата в группах, во взаимодействии с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания.
Классный руководитель
Функции: Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения; постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся; стимулирование планов самовоспитания и саморазвития учащихся; взаимодействие в воспитательной и идеологической работе с учащимися родителей, представителей органов государственного управления, правоохранительных, распорядительной и исполнительной власти, депутатов, авторитетных деятелей культуры, науки, искусства; формирование активной жизненной позиции, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма, участие в создании воспитывающей среды учебного заведения, обеспечение социального, профессионального, личностного становления учащихся; участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы; организация работы органов самоуправления в группе, использование потенциала информационных часов для систематического и своевременного ознакомления с общественно- политической жизнью страны.
Педагог-психолог
Функции: Осуществляет психодиагностику, психокоррекцию, психопрофилактику и психопросветительную работу, тесно взаимосвязанную с личностным, социальным и профессиональным развитием учащихся, исходя из целей и задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания гимназии.
Старшая вожатая
Функции: Организация и проведение культурно-массовой работы по поддержке государственной внутренней и внешней политики; оказание помощи пожилым людям, ветеранам, нуждающимися; анализ интересов и потребностей учащихся и их привлечение их к разработке и участию в различных воспитательных и культурно-массовых программах; применение современных форм и методов воспитательной работы, приобщение учащихся к национальным традициям, культуре; привлечение родителей к проведению совместного досуга с учащимися, установление контактов и сотрудничества с другими заинтересованными организациями по вопросам организации досуга учащихся; проведение конкурсов, выставок достижений учащихся.
Преподаватель–предметник
Функции: Анализ содержания и изучение, в рамках учебных дисциплин, вопросов духовно-нравственного воспитания, функционирования государства, государственной политики и идеологии; формулировка и реализация воспитательной цели каждого урока; элективных курсов; разработка примерной тематики рефератов, отражающих углубленное изучение учащимися проблем идеологии, деятельность по формированию мировоззрения; обучение учащихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия учащихся; пропаганда активной жизненной позиции, аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны; использование дополнительных источников информации.
Руководитель детского объединения
Функции: Организация работы кружка, секции, направленная на формирование социальной активности и духовно-нравственного воспитания учащихся; оказание помощи нуждающимися через изготовление продукции, организация выставок, оказание услуг населению; планирование мероприятий, направленных на поддержку и пропаганду культуры, национальных традиций, государственности; шефство над подростками группы риска, пропаганда здорового образа жизни; участие семей учащихся в массовых мероприятиях, организация участия молодежи в общественно – полезной деятельности.
Библиотекарь
Функции: Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда гимназии по вопросам духовно-нравственного воспитания, изучение интересов учащихся; организация постоянно действующих выставок, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества; разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; участие в организации воспитательных мероприятий; пропаганда содержания газет и других периодических изданий по проблемам общественно – полезной жизни страны.
Особенности реализации программы
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования систематизированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, достоинство человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
2.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни.
Ценности: образование, труд, уважение к людям труда, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Виды деятельности и формы проведения занятий с обучающимися
1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Вид деятельности
Форма проведения занятий
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов
Беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающей культурные и духовные традиции народов России)
Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение различению хороших и плохих поступков
Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье
Беседы о семье и роде, об обязанностях, взаимоотношениях родителей и детей, семейных ценностях и праздниках
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни:
Вид деятельности
Форма проведения занятий
Получение первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин;
Участие в экскурсиях по микрорайону, городу для ознакомления с различными видами труда, профессиями
Экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий
Знакомство с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участие в организации и проведении презентации «Труд наших родных»
Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности
Сюжетно-ролевые экономические игры, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности
Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду
Презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде
Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома
3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Вид деятельности
Форма проведения занятий
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, о нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой
Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, беседы, просмотр учебных фильмов
Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе
Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю);
Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности
Экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкармливание птиц, посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций
Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Вид деятельности
Форма проведения занятий
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами
Изучение вариативных дисциплин, экскурсионно-краеведческая деятельность, внеклассные мероприятия, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок
Освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в образовательном учреждении и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду
Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; развитие умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы
Освоение навыков видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой
Участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества
Участие в выставках семейного художественного творчества, реализация культурно-досуговых программ
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности
- кадровое обеспечение программы
- методическое обеспечение программы
- педагогические условия
- материально-техническое обеспечение.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
учебном (в рамках изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Физическая культура и т.д., а также дисциплин, изучаемых по выбору);
внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи гимназистам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы как с несомненными позитивными феноменами культуры своей страны, так и в режиме проблематизации, критического осмысления - с проблемными феноменами культуры);
институциональном (жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях щкольного сообщества как демократического правового пространства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними;
социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями школьников и местных органов власти).
Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности «Уроки доброты»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки доброты» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу
и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, - использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
- создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию;
- обогащение содержания духовно-нравственного воспитания;
- вовлечение в работу духовно-нравственного воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Воспитанники:
- дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
- они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;
- они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
- они способны к изменению самих себя.
Формы учета знаний, умений
При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговый праздник (Фестиваль Успехов и достижений), который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Диагностика:
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе;
- общие сведения.
3. Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседы.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки доброты» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». [2]
Критерии
Показатели
Измерители
Сформированность моральных норм и правил поведения
Знает основные моральные нормы и правила поведения
Диагностика нравственной воспитанности:
-диагностика нравственной самооценки;
- диагностика этики поведения;
- диагностика отношения к жизненным ценностям;
-диагностика нравственной мотивации.
Наблюдения педагогов и родителей.
Соблюдает моральные нормы и правила поведения
Методика изучения уровня воспитанности.
Наблюдения педагогов и родителей
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).
наблюдения педагогов и родителей.
Критерии успешности нравственного образования
Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.
Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.
Тематический план программы внеурочной деятельности
«Уроки доброты»
1 класс
1.Познакомить с понятиями «этика» и «этикет», с правилами вежливости и красивых манер
2. Научить приемам и правилам общения со сверстниками и взрослыми
3. Воспитывать у учащихся аккуратность, стремление быть культурным человеком в обществе.
№
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Теоретических
Практических
1. Правила поведения в гимназии
5
1
4
1.
Жил-был Я (Знакомство учащихся друг с другом, с интересами одноклассников)
+
2.
Пусть будет удачным и смелым твой школьный ответственный старт (Правила поведения на уроках)
+
3.
Когда я ем – то глух и нем (Правила поведения в столовой)
+
4.
Правила поведения на переменах
+
5.
Правила дежурных
+
2. Уроки доброты
9
5
4
6.
Что такое «Добро и зло»
+
7.
Доброе дело делай смело
+
8.
Уважай отца и мать – будет в жизни благодать
+
9.
Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем
+
10.
Тепло родного очага
+
11.
Где добрые люди – там беды не будет
+
12.
Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не нужно рецепта иного
+
13.
Когда у друзей лад, каждый этому рад
+
14.
Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом
+
3. Школьный этикет
6
3
3
15.
Этикет, или просто хорошие манеры
+
16.
Доброжелательность и равнодушие
+
17.
Вежливость. Правила вежливости
+
18.
Культура приветствия, обращения и знакомства
+
19.
Культура приветствия, обращения и знакомства
+
20.
Твой внешний вид
+
21.
Твой внешний вид
+
4. Уроки экологии
4
3
1
22.
В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно
+
23
Все мы знаем, что цветы – для добра и красоты
+
24.
Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным
+
25.
Не торопись забрать птенца – обдумай помощь до конца
+
5. Как стать трудолюбивым
9
4
5
26.
Ученье – свет, а неученье - тьма
+
Наш труд в классе
+
27.
Все мы вместе целый день, и трудиться нам не лень
+
28.
Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты.
+
29.
Каждой вещи - свое место
+
30.
Мои домашние обязанности
+
31.
Труд в почете любой! Мир профессий большой
+
32.
Профессии моих родителей
+
33
Профессии моих бабушек и дедушек
+
2 класс
1.Познакомить с заповедями и правилами этикета. Ввести понятие «афоризмы».
2. Научить приемам и правилам соблюдения этикета в окружающем пространстве.
3. Воспитывать у учащихся порядочность, толерантность.
№
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Теоретических
Практических
1. Культура общения
11
7
4
1.
Этикет (Повторение)
+
2.
Этикет и правила этикета
+
3.
О культуре общения
+
4.
Как пригласить гостей
+
5.
Как встретить гостей
+
6.
Чем развлечь гостей
+
7.
Как дарить подарки
+
8.
Как принимать подарки
+
9.
Семейные правила общения
+
10
Правила общения с незнакомыми людьми
+
11.
Учителя и ученики. Правила общения в школе
+
2. Общечеловеческие нормы нравственности
4
3
1
12.
Знакомство с заповедями
+
13.
Знакомство с заповедями
+
14.
Что такое обещание и как его сдержать
+
15
Правила поведения в общественных местах
+
3. Один за всех и все за одного
6
2
4
16.
Дружба крепкая очень нам нужна
+
17.
Мой друг
+
18.
Дружба мальчиков и девочек
+
19.
Друзья детства моих родителей
+
20.
Тема дружбы в произведениях русских писателей
+
21.
Что может дружба? Дружба сказочных героев
+
4. Повседневный этикет
3
2
1
22.
Правила сервировки стола
+
23.
Как вести себя за столом
+
24.
Как правильно есть
+
5. В мире чувств и настроений
5
3
2
25
Что такое настроение
+
26.
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам
27.
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам
+
28.
Мир мудрых мыслей. Знакомство с афоризмами
+
29.
Мир мудрых мыслей. Знакомство с афоризмами
+
6. Культура поведения
4
2
2
30.
Поведение на улице
+
31.
Правила поведения в транспорте
+
32.
Правила поведения на природе
+
33.
Правила поведения в общественных местах
+
34.
Итоговое занятие
1
+
3 класс
1.Познакомить с требованиями этикета к разговору, с правилами вежливого отказа
2.Формировать умение использовать пословицы в речи. Формировать умение различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев
3. Воспитывать у учащихся уважение к чужому мнению, чувство сострадания к чужому горю, бережное отношение к живым объектам природы
№
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Теоретических
Практических
1. Культура общения
9
3
6
1.
Этикет разговора
+
2.
Этикет разговора по телефону
+
3.
Обращение к разным людям
+
4.
Обращение к разным людям
+
5.
Что такое отказ. Как сделать отказ вежливым
+
6
Этикетные ситуации в рассказах
В. Драгунского
+
7.
Этикетные ситуации в рассказах Н.Носова
+
8.
Добро и зло в сказках
+
9.
Добро и зло в сказках
+
2. Самовоспитание
6
2
4
10.
Что такое хорошо и что такое плохо
+
11.
Мои достоинства и недостатки
+
12.
Достоинства моих друзей
+
13.
Мои хорошие и вредные привычки
+
14.
Хорошие привычки моих близких
+
15.
Афоризмы о самовоспитании
+
3. Общечеловеческие нормы нравственности
4
4
-
16.
Заповеди: как мы их исполняем
+
17.
Чувства... Что мы знаем о них?
+
18.
Всегда ли богатство - счастье
+
19.
Может ли ложь быть полезной?
+
4. Трудовая деятельность
3
1
2
20.
Правила работы с «Уголком природы»
+
21.
Правила работы с «Уголком природы»
+
22.
Построение алгоритма выполнения трудового поручения
+
Уроки добра и красоты
5
3
2
23.
Кого мы называем добрыми
+
24.
Духовная красота мальчиков и девочек
+
25.
Богатыри Земли Русской
+
26.
Чудная картина, как ты мне родна! (красота родного края)
+
27.
Люди с добрым сердцем (на материале различных художественных произведений)
+
В мире мудрых пословиц
6
6
-
28.
Маленький труд лучше большого безделья
+
29.
Заработанная копейка лучше даренного рубля
+
30.
Что сейчас убежит – завтра не догонишь
+
31.
Жадный сам себе покоя не дает
+
32.
Кто людям добра желает – тот сам его добывает
+
33.
Кто гнев усмиряет – тот сильным бывает
+
34.
Итоговое занятие
1
+
4 класс
1. Познакомить с понятием «нравственность»
2. Формировать умение воплощать свои этические знания в повседневном поведении
3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к окружающим их людям
№
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Теоретических
Практических
1. Культура общения
8
5
3
1.
Традиции общения в семье. «Домострой»
+
2.
Культура общения в современной семье
+
3.
Культура спора во время дискуссий
+
4.
В мире мудрых мыслей
+
5.
В мире мудрых мыслей
+
6.
Вежливый слушатель
+
7.
Как не прослыть неприятным человеком
+
8.
Секретные советы мальчикам и девочкам
+
2. Самовоспитание
7
5
2
9.
Семь наших Я. Научись смотреть на себя со стороны
+
10.
Узнай себя
+
11.
Обаяние и аккуратность
+
12.
Красота души важнее красоты тела
+
13.
Мой дневник настроений. Как работать над собой
+
14.
Коллектив начинается с меня
+
15.
Учись признавать свои ошибки
+
3. Общечеловеческие нормы нравственности
7
3
4
16.
Что такое нравственность
+
17.
Об источниках наших нравственных знаний
+
18.
Люди с добрым сердцем (на материале произведений изобразительного искусства)
+
19.
Что такое хорошие манеры
+
20.
Как вести себя в гостях
+
21.
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе
+
22.
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе
+
4. Искусство и нравственность
5
3
2
23.
Нравственность в мифических произведениях
+
24.
Положительные герои в былинах
+
25.
Положительные герои в былинах
+
26.
Искусство и нравственность
(экскурсия на выставку картин)
+
27.
Можешь ли ты назвать себя нравственным?
+
5. В мире мудрых пословиц
6
6
-
28.
Жить-поживать да добра наживать
+
29.
Своя земля и в кулачке родная
+
30.
Уважай отца и мать – будет в жизни благодать
+
31.
Несчастья бояться - счастья не видать
+
32.
Худой мир лучше доброй ссоры
+
33.
Не имя красит человека, а его поступки
+
34.
Итоговое занятие
1
1
+
Содержание программы внеурочной деятельности
«Уроки доброты»
1 класс (33 часа)
Раздел 1.Правила поведения в гимназии (5 ч)
Знакомство учащихся друг с другом, с интересами одноклассников, с правилами поведения на уроках, в столовой, на переменах. Разработка правил дежурства.
Раздел 2. Уроки доброты (9 ч)
Что такое «Добро и зло». Доброе дело делай смело. Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем.
Тепло родного очага. Где добрые люди – там беды не будет. Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не нужно рецепта иного. Когда у друзей лад, каждый этому рад. Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом.
Раздел3. Школьный этикет (6 ч)
Этикет, или просто хорошие манеры. Доброжелательность и равнодушие.
Вежливость. Правила вежливости. Культура приветствия, обращения и знакомства. Культура приветствия, обращения и знакомства. Твой внешний вид.
Раздел4. Уроки экологии (4 ч)
В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно. Все мы знаем, что цветы – для добра и красоты. Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным. Не торопись забрать птенца – обдумай помощь до конца;
Раздел 5. Как стать трудолюбивым (9 ч)
Ученье – свет, а неученье – тьма. Наш труд в классе. Все мы вместе целый день, и трудиться нам не лень. Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты. Каждой вещи - свое место. Мои домашние обязанности.
Труд в почете любой! Мир профессий большой. Профессии моих родителей;
Профессии моих бабушек и дедушек.
2 класс (34 часа)
Раздел 1. Культура общения (11 ч)
Этикет и правила этикета. О культуре общения. Как пригласить гостей. Как встретить гостей. Чем развлечь гостей. Как дарить подарки. Как принимать подарки. Семейные правила общения. Правила общения с незнакомыми людьми. Учителя и ученики. Правила общения в школе.
Знакомство с заповедями. Знакомство с заповедями. Что такое обещание и как его сдержать. Правила поведения в общественных местах
Раздел 3. Один за всех и все за одного (6 ч)
Дружба крепкая очень нам нужна. Мой друг. Дружба мальчиков и девочек. Друзья детства моих родителей. Тема дружбы в произведениях русских писателей. Что может дружба? Дружба сказочных героев
Раздел4. Повседневный этикет (3 ч)
Правила сервировки стола. Как вести себя за столом . Как правильно есть
Раздел5. В мире чувств и настроений (5 ч)
Что такое настроение. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. Мир мудрых мыслей. Знакомство с афоризмами
Раздел 6. Культура поведения (4 ч)
Поведение на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения на природе. Правила поведения в общественных местах +
Итоговое занятие
3 класс
Раздел1. Культура общения (9 ч)
Этикет разговора. Этикет разговора по телефону. ращение к разным людям. Обращение к разным людям. Что такое отказ. Как сделать отказ вежливым. Этикетные ситуации в рассказах В. Драгунского, Н.Носова. Добро и зло в сказках.
Раздел 2. Самовоспитание (6 ч)
Что такое хорошо и что такое плохо. Мои достоинства и недостатки. Достоинства моих друзей. Мои хорошие и вредные привычки. Хорошие привычки моих близких. Афоризмы о самовоспитании.
Заповеди: как мы их исполняем. Чувства... Что мы знаем о них?
Всегда ли богатство – счастье. Может ли ложь быть полезной.
Раздел4. Трудовая деятельность (3 ч)
Правила работы с «Уголком природы». Построение алгоритма выполнения трудового поручения
Раздел 5. Уроки добра и красоты (5 ч)
Кого мы называем добрыми. Духовная красота мальчиков и девочек.
Богатыри Земли Русской. Чудная картина, как ты мне родна! (красота родного края. Люди с добрым сердцем (на материале различных художественных произведений)
Раздел 6.В мире мудрых пословиц (6 ч)
Маленький труд лучше большого безделья. Заработанная копейка лучше даренного рубля. Что сейчас убежит – завтра не догонишь. Жадный сам себе покоя не дает. Кто людям добра желает – тот сам его добывает. Кто гнев усмиряет – тот сильным бывает.
Итоговое занятие
4 класс
Раздел 1. Культура общения (8 ч)
Традиции общения в семье. «Домострой». Культура общения в современной семье. Культура спора во время дискуссий. В мире мудрых мыслей. Вежливый слушатель. Как не прослыть неприятным человеком. Секретные советы мальчикам и девочкам.
Раздел2. Самовоспитание (7 ч)
Семь наших Я. Научись смотреть на себя со стороны. Узнай себя. Обаяние и аккуратность. Красота души важнее красоты тела. Мой дневник настроений. Как работать над собой. Коллектив начинается с меня. Учись признавать свои ошибки.
Что такое нравственность. Об источниках наших нравственных знаний
Люди с добрым сердцем (на материале произведений изобразительного искусства)+
Что такое хорошие манеры. Как вести себя в гостях. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе
Раздел 4. Искусство и нравственность (5 ч)
Нравственность в мифических произведениях. Положительные герои в былинах. Положительные герои в былинах. Искусство и нравственность
(экскурсия на выставку картин). Можешь ли ты назвать себя нравственным?
Раздел 5. В мире мудрых пословиц (6 ч)
Жить-поживать да добра наживать. Своя земля и в кулачке родная
Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. Несчастья бояться - счастья не видать. Худой мир лучше доброй ссоры. Не имя красит человека, а его поступки
Итоговое занятие.
Список литературы
1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение, 2011.142 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.,Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.
5. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
6. Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
8. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов:Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.
9. Черемисина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
10. Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990
11. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.