kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеаудиторной занятости младших школьников по научно – познавательному направлению «Хочу всё знать!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование способностей, обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию.

 В соответствии с учебным планом школы на деятельность  по научно – познавательному направлению в 1 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю.

Соответственно программа рассчитана на 33 часа внеаудиторной занятости.

Данная рабочая программа адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана на один  учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеаудиторной занятости младших школьников по научно – познавательному направлению «Хочу всё знать!» »

54





Санькова А.В.

Программа

внеаудиторной занятости

младших школьников

по научно – познавательному направлению

«Хочу всё знать!»











Белокуриха

2014



Автор – составитель: А.В. Санькова





Программа внеаудиторной занятости младших школьников по научно – познавательному направлению «Хочу всё знать!»: Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

/ авт.-сост. А.В.Санькова. -2012.-51 с.


























Оглавление

  1. Пояснительная записка……………………………………3

  2. Актуальность выбора. Цель, задачи программы……...5

  3. Основные разделы программы…………………………..9

  4. Мониторинг деятельности учащихся …………………..10

  5. Планируемые результаты………………………………..11

  6. Особенности организации учебного процесса…………12

  7. План………………………………………………………….21

  8. Литература…………………………………………………..50

  9. Приложение…………………………………………………28













Пояснительная записка.

Место программы внеаудиторной занятости младших школьников по научно – познавательному направлению в плане школы.

Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование способностей, обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию.

В соответствии с учебным планом школы на деятельность по научно – познавательному направлению в 1 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю.

Соответственно программа рассчитана на 33 часа внеаудиторной занятости.

Данная рабочая программа адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год.

Актуальность выбора определена

следующими факторами:

на основе диагностики у учащихся 1-х классов слабо развиты память, внимание, наблюдательность, воображение.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе комплекса развивающих занятий.

Работа в рамках данной программы даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения полученных знаний,





самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. В основе программы стоит современный стандарт школьного образования, где представление об образовании как институте социализации личности, вытекает из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л. С. Выготского, где системно-деятельностный подход – идеальная форма, задающая норматив социально-желаемых характеристик личности.

Многие психологи при решении таких вопросов, как поиск ребёнком информации, её хранение, интерпретация и оценка, опираются на информационный подход. В отличие от Пиаже и его последователей у сторонников информационного подхода нет единой теории, в русле которой ведутся экспериментальные работы. В центре внимания таких исследований находятся процессы восприятия, памяти, а также умозаключения, способы оценки полученной информации и усвоения правил и норм. Но рассматривая развитие ребёнка, нельзя обойти вниманием процессы созревания нервной системы и постоянной перестройки системы знаний и умений. Детский ум находится в постоянном движении вперёд: освоив какую – то часть действительности, он переключается на другую, ещё не освоенную. Поэтому когнитивная сфера зависит от многих процессов, каждый из которых связан с определённым способом получения знаний. На занятиях мы делаем упор на практические действия детей для развития основных когнитивных процессов:

  • Восприятие

  • Память

  • Умозаключение

  • Оценка

  • Применение правил.



Всё это направлено на развитие всех универсальных учебных действий:

  • мышление

  • исследовательские навыки

  • коммуникативность

  • практические навыки

  • социальные навыки.

Таким образом, задачами предлагаемой программы является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.











Основные разделы программы.

Предлагаемая программа по научно – познавательному направлению состоит из трех относительно самостоя­тельных подпрограмм:

■ самостоятельная практика;

■ тренинг исследовательских способностей;

■ мониторинг деятельности учащихся.

Самостоятельная практика.

Основное содержание работы на занятиях- проведение учащимися мини - исследований с последующей защитой результатов исследований.







Тренинг исследовательских способностей.

В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специ­альными знаниями, умениями и навыками поиска.

Мониторинг деятельности учащихся.

Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом обучения. Peбёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан.

Ему необходимо овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и делать выводы. На одном занятии проводится исследовательская работа, на следующем – его защита.



Планируемые результаты.

Результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений:

■ видеть проблемы, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы;

■ ставить вопросы;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ приобретать знани я и умения в процессе планирования и выполнения работы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. На них у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству познания и развития. Данная программа состоит из экспериментальных и исследовательских заданий, направленных на поиск путей решений или доказательств гипотезы.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решений заданий определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такие важные качества, как поиск путей решений, осознание собственных действий, умение аргументировано доказывать свою точку зрения, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении экспериментов или заданий любой трудности.

Ребенок на этих заняти­ях не получает оценок. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание найти ответ на вопрос, не боясь ошибиться.

Младший школьник любит резать, лепить, клеить, рисовать, поэтому все задания построены таким образом, что дети много работают практически. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Задания отобраны с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 7-8 лет, часть взята с образовательных сайтов интернета, часть из педагогической литературы.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов:

  • внимания;

  • памяти;

  • воображения;

  • мышления.

Развитие внимания способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного, находить рациональный способ решения.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. В процессе работы школьники должны пользоваться своей памятью, которая помогает осмысливать и применять имеющийся опыт для выполнения заданий. Все процессы познания делятся на две подгруппы – произвольные (преднамеренные) и непроизвольные (непреднамеренные). Человек непроизвольно запоминает не всё подрят, а то, что тесно связано с его личностью и деятельностью. А произвольное запоминание , это уже сложная целенаправленная мнемическая деятельность со своими мотивами, средствами, объектами и результатами. На занятиях упор делается как на произвольное, так и непроизвольное запоминание. Если есть заинтересованность, то у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых. На занятиях с детьми развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания на конструирование или моделирования ситуаций и изделий. При этом развиваются все виды воображения, которые необходимы для исследовательской и экспериментальной деятельности.











Приоритетным направлением является развитие мышления, как процесса обобщённого и опосредованного отражения окружающего мира. Поэтому все задания позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства экспериментально. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся конструировать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи в процессе работы, учатся прогнозировать и планировать свои действия.

В истории когнитивной психологии Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса:

1. Подготовка - формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2. Инкубация - отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3. Просветление - интуитивное проникновение в суть задачи.

4. Проверка - испытание и (или) реализация решения.

Поэтому работа на занятиях строится по следующей схеме:

Подумать

Что я об этом знаю?

Что я могу сказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Где и как можно «добыть» знания?

Просмотреть книги и издания периодической печати, Интернет по теме.

Запомни (запиши) нужную информацию, которую узнал из книг, газет, журналов.

Спросить у других людей.

Запомни (запиши) нужную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запомни (запиши) нужное, интересное, что узнал из фильмов.

Использовать компьютер.

Запиши сам или попроси помощи у взрослых то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запомни (запиши) интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент (опыт).

Подготовить сообщение по результатам работы.

Мониторинг деятельности учащихся

Выступление с результатами своей работы.







Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

– поведение учащихся на занятиях: активность, заинтересованность школьников;

– косвенным показателем может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение успеваемости.











План (33 часа)

занятий

Тема занятия

Задачи занятия

Развиваемые способности

1

Наука в жизни людей

Познакомить детей с многообразием наук; дать общее представление о науке, понятиях «ученый», «гипотеза», «исследование»,«эксперимент». Анкетирование. (Приложение 1) Упражнение в решении логических заданий.


Тренировка слуховой памяти. Развитие логического мышления.

2



Я учёным стать хочу.

Учить детей слушать и слышать в сказанном главное, вести наблюдения, работать с детскими энциклопедиями и научно - познавательной литературой, выступать с короткими сообщениями.



Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления

3

4


Искусство ораторского мастерства.

Сформировать умение излагать свои мысли, осмысливая материал, представленный в различных источниках, отстаивать свою точку зрения, пользоваться выражениями «я согласен (не согласен) с мнением..., потому что...», «я думаю...» и т.д. Упражнение в решении логических заданий.

Развитие мышления. Развитие речи.

5

6


Почему нужно протирать листья комнатных растений?

Выяснить значение дыхания в жизни растительного организма;  изучить историю развития учения о дыхании. Рассмотреть строение листа под микроскопом. Решение логических задач.

Развитие мышления, внимания. Совершенствование воображения. Развитие аналитических способностей

7

8


Можно ли сделать вулкан? (Приложение 2)

Узнать, почему происходит извержение вулкана с помощью опыта. Исследовать камни вулканического происхождения. Выяснить, какие бывают вулканы, какую приносят пользу, а какой бывает вред.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

9

10


Как изготовить бумагу?

Познакомить с процессом изготовления бумаги. Выяснить откуда берётся сырьё, изучив состав. Провести опыт по изготовлению бумаги. Решение логических задач.

Совершенствование мыслительных операций. Привитие бережного отношения к окружающей среде.

11

12

Что нам может рассказать спичка.

Формирование у детей чувство повышенной опасности огня. Закрепление правил пожарной безопасности, усвоить понятия «спички детям не игрушка», «с огнем не играй, пожар не затевай». Логические заданий по перекладыванию спичек.

Развитие логического мышления, интуиции. Совершенствование мыслительных операций.

13

14


Чистый ли снег?

Выяснить, почему взрослые категорически запрещают детям есть снег. Изучить теоретический материал о том, что такое снег, почему снег белый;

провести наблюдения и измерения,

взяв снеговые пробы, провести опыты и выявить основные свойства снега.

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей


15

16


Почему птицы летают, а человек – нет.

Найти ответ на вопрос,  который волновал человека с давних пор: «Почему птицы летают?» Познакомиться с особенностями строения птиц в связи с приспособленностью к полету. Решение логических задач.

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие аналитических способностей

17

18


Откуда приходит радуга и куда она уходит?

Рассмотреть условия возникновения радуги. Познакомить с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Решение логических задач.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления. Развитие аналитических способностей


19

20


Что такое электричество? (Приложение 3)

Познакомить детей с видами электричества (статическое, электрический ток). Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Решение логических задач.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

21

22


Что такое ржавчина?

Сформировать понятие о коррозии металлов. Рассмотреть способы защиты металлов от коррозии. Выяснить влияние коррозии на здоровье человека. Рассмотреть экологические проблемы, связанные с коррозией металлов. Рисуем по образцу.

Совершенствование воображения. Развитие внимания, воображения.

23

24


«Дайте мне точку опоры — и я сдвину Землю!»

Расширить представления о важнейших категориях научного познания.

Провести наблюдения и эксперименты с использованием приборов и оборудования. Помочь учащимся понять, что экспериментальные факты и их истолкование являются

основой для выдвижения гипотез, построения моделей процессов и объектов природы. Решение логических задач.





Развитие логического мышления, воображения. Совершенствование мыслительных операций

25

26


Почему в космос летать лучше на ракете?

Выяснить назначение различных летательных аппаратов и причины использования именно данных моделей. Рассмотреть строение летательных аппаратов. Изготовление летательного аппарата для доставки грузов в труднодоступные места. Решение логических задач.

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Развитие аналитических способностей

27

28

Почему металлические корабли не тонут, а ножи вилки и гвозди тонут?

Спланировать и провести наблюдения, находить в явлениях закономерные связи, делать обобщения по результатам наблюдений, пользоваться

измерительными приборами. Представить результаты эксперимента в виде схем.

Решение логических задач.

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие аналитических способностей Тренировка внимания


29

30

Почему зверобой зверобой, а утконос утконос?

Нахождение объяснений названий растений, животных и объектов неживой природы.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

31

32


Изготовление воздушного змея.

Учить изготавливать воздушного змея.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

33

Экскурсия в парк

Решение логических задач.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.




















Приложение 1.

Анкета

1. Какие науки ты изучаешь? (Подчеркни ту, которая тебе нравится больше.)__________________________________

2. Кто такой ученый?_______________________________

3. Каких ученых ты знаешь (по книгам, по фильмам, по рассказам)? _______________________________________

4. Какими качествами должен обладать ученый? Подчеркни и продолжи. Быть пожилым, любознательным, красивым, терпеливым, порядочным, честным, храбрым, умным, наблюдательным, добрым.)__________________________________________

5. Назови имена ученых, которые жили (живут) в твоем городе. ___________________________________________

6. Хочешь ли ты быть ученым, исследователем? Почему? _________________________________________________

7. Какое открытие ты хотел бы сделать? _________________________________________________













Приложение 2.

Занятия 7-8.

Тема: Можно ли сделать вулкан?

Цель: Познакомить с вулканами, выяснить причину извержения.

Задачи: 1. Узнать, почему происходит извержение вулкана с помощью опыта. 2. Исследовать камни вулканического происхождения. 3. Выяснить, какие бывают вулканы, пользу и вред. 4. Упражнение в решении логических задач.

Оборудование: книги, газеты, журналы, видео материалы, фотографии, иллюстрации о вулканах, солёное тесто, краска, стеклянная баночка на 250 гр, рис, сода, уксус, миска с водой, камни и кусочек пемзы.









Ход занятия:

  1. Организационный момент



  1. Постановка проблемного вопроса:

- Что такое вулкан?

- Подумайте, почему происходит извержение вулкана?

- Можно ли самим сделать вулкан?

- Где мы можем об этом узнать?



3. Просмотр книг и журналов по теме исследования.- - Всю информацию, которую вы найдёте запишите или запомните.

4. Легенда про древнего бога Вулкана (в Древнем Риме) или Гефеста (в Древней Греции):


В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест — огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.


или

Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.


5. Просмотр фото и видео материалов. (Можно использовать презентацию Огнедышащие горы http://depositfiles.com/files/19ciup3u2 )

- Обратите внимания, что на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма, и пока магма живет в своем домике, вулкан считается спящим, а это та же самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан.

- Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (на конус, пирамиду).

- А на что похожа верхняя часть? (на большую яму, воронку и называется кратер)

6. Чтение стихотворения про вулканы:
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.

8. Изготовление вулкана. (Сделать можно из пластилина, но он при извержении растекается и выглядит неэстетично. По этой же самой причине, не стоит делать из бумаги. Извергается красиво, но потом выглядит плохо. Поэтому лучше сделать вулкан из соленого теста.):

- Для изготовления вулкана понадобится: соленое тесто, стеклянная баночка на 250 гр, рис и краски.

- Сначала баночку обклеиваем соленым тестом, украшаем рисом (вулкан выглядит интересней.)

- Затем запечём в духовке. (Так как нужно запечь сразу большой кусок соленого теста, то лучше запекать не при постепенном подъеме температуры, а поставить в духовку, нагретую до 170 градусов)



9.Проведение опыта №1.

- Вот этот вулкан из солёного теста мы запекли. Теперь его нужно раскрасить красками. (Лучше раскрашивать гуашью или любыми другими стойкими красками.)

- Вулкан готов к запуску.

Чтобы не портить стол и пол, стоит застелить все пищевым или строительным стретчем, и запастись рулоном бумажных полотенец.

- Итак, давайте запустим наш вулкан. (Педагог засыпает в баночку пару столовых ложек соды. В стакане смешивает уксус с чайной ложкой красной плакатной краски (для натуральности). И вливает уксус в соду. Достаточно влить четверть стакана уксуса, чтобы закипела бурнопротекающая реакция с вытекание красной пены. Вот он, вулкан в действии.)

10. Выступления детей с информацией о том, что узнали о вулканах.



11. Рассказ педагога.

- Разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно» . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

- Давайте найдём на карте, где расположены вулканы у нас в стране и в мире, каким цветом они обозначены.











12. Рассматривание фотографий, просмотр видео материалов и презентаций.

- Посмотрите фотографии разных вулканов и почитайте интересные факты про них:

  • 10 самых опасных вулканов планеты-http://www.geo-afe.ru/Reviews/Articles/review350.php

  • Все о вулканах - http://vulkany.com/interesnie_fakti.html

  • Интересные факты о вулканах-http://katya.gorod.tomsk.ru/index-1163550018.php

  • Прогулка по вулканам Южной и Северной Америки - http://www.geo-cafe.ru/Reviews/Articles/review154.php



13. Опыт №2

- Понять, почему вообще происходит извержение вулкана можно с помощью ещё одного опыта:
надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев. То же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.


14. Опыт №3. Исследование камней вулканического происхождения:
Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.
- Рассмотрите внимательно камни и пемзу.

- Сравните их друг с другом. (в пемзе очень много дырочек)

- Как вы думаете, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень).

- Опустите кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему?

Открытие: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.



15. Подведение итогов.

- Расскажите, что вы знаете о вулканах.

























Приложение 3.

Занятия 19-20

Тема: " Что такое электричество? "

(По материалам Внеклассного мероприятия по теме: "Волшебное электричество" во 2 классе Исавниной Евгении Владимировны)

Цели:

- познакомить детей с видами электричества (статическое, электрический ток), способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.


Оборудование: электронный конструктор «Знаток»
опыт № 1: воздушные шарики





опыт № 2:
- бумажное полотенце
- 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев
- воздушный шарик
- шерстяной свитер



опыт № 3:

- бумажное полотенце
- 1 чайная ложка (5 мл) соли
- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
- ложка
- воздушный шарик
- шерстяной свитер

опыт № 4:

- водопроводный кран и раковина
- воздушный шарик
- шерстяной свитер

Ход мероприятия

- Сегодня мы познакомимся с волшебником? Кого называют волшебником? Можно ли сказать что электричество это волшебник? Почему? Какое волшебство может совершить электричество?

-А кто знает, каким бывает электричество?

-Электричество бывает двух видов. Одно называется статическим, а второй вид электричества называется электрический ток. Он умеет бегать по проводам. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.

По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет.


-Сейчас мы убедимся в волшебстве электрического тока. Поможет нам в этом электронный конструктор при помощи которого, если правильно соединить детали, мы сможем услышать разные звуки, сделать электронные игрушки, автоматические осветители, музыкальные звонки.

С помощью учителя дети, согласно схеме, соединяют детали конструктора.

Этот вид электричества используется для освещения, обогрева наших домов и приводит в движение машины.

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.


-Какие электроприборы вам известны?

Давайте разгадаем кроссворд.

1. Только я, только я

Я на кухне главная.

Без меня, как ни трудитесь,

Без обеда насидитесь. (электроплита)

2. Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, не чихает. (пылесос)

3. На столе, в колпаке,

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок-

Развеселый огонек. ( лампа)

4. Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок,

Никого он не бъет,

Быстро крем вам собьет. (миксер)

5. Два соседа колеса

Собирают голоса,

Друг от друга тянут сами

Поясочек с голосами. (магнитофон)

6. Не радио, а говорит,

Не театр, а показывает. (телевизор)

ЭЛЕКТРОПЛИТА

ПЫЛЕСОС

ЛАМПА

МИКСЕР

МАГНИТОФОН

ТЕЛЕВИЗОР

-Какое ключевое слово получилось? (опасно) Какую опасность представляют электроприборы? Чего ни в коем случае нельзя делать?

  • Не вытягивайте из розетки вилку, потянув за шнур.

  • Не включайте больше одной вилки в розетку: это может привести к короткому замыканию.

  • Пользуясь удлинителем. После окончания работы сначала выдерните его из розетки. А затем сворачивайте в кольцо.

  • Посмотрите и предупредите родителей, чтобы провода приборов не оказались защемленными мебелью.

  • Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

  • Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.

  • Помните, электричество не терпит соседства с водой.

- А может пожар от электричества случиться?

- И как от этого предохраниться?

- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Называется оно статическим. Оно живет само по себе. Иногда слышно, как потрескивает, когда снимаешь синтетическую



одежду. Если статическое электричество поймать, то  с ним можно очень интересно поиграть. Сегодня мы научимся ловить электричество.

Это электричество не опасное,

Само по себе живет.

Если сумеешь его поймать,

То сможешь с ним интересно играть.


Работа в группах

Опыты.

Опыт №1

На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Учитель предлагает  повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).

- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
-Давайте шарики превратим в волшебные. Кто знает, что надо сделать? Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными.



Объяснение:

Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество,  и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
У:А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).
Вывод:  в волосах тоже живет электричество.

Опыт № 2 Танцующие хлопья

- Все вы, конечно, знаете, как рисовые хлопья могут трещать, хрустеть и шуршать. А теперь я покажу вам, как они умеют прыгать и танцевать.

Нам понадобятся:

- бумажное полотенце
- 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев
- воздушный шарик
- шерстяной свитер

Подготовка:

1. Расстелите на столе бумажное полотенце.

2. Высыпьте на полотенце хлопья.

Начинаем научное волшебство!

3. Надуйте шарик и завяжите его.

4. Потрите шарик о шерстяной свитер.



5. Поднесите шарик к хлопьям и посмотрите, что произойдет.


Результат:

Хлопья будут подпрыгивать и притягиваться к шарику.

Объяснение:

В этом эксперименте вам помогает статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов, в данном случае шарика и свитера. Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд положительный, а у электронов - отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть объекты, - например, волосы или шерсть, - которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик о шерстяную вещь, часть электронов перейдет от шерсти на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд.
Когда ты приближаешь отрицательно заряженный шарик к хлопьям, электроны в них начинают отталкиваться от него и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик притягивает их к себе. Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.





Опыт № 3

- Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Нам понадобятся:

- бумажное полотенце
- 1 чайная ложка (5 мл) соли
- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
- ложка
- воздушный шарик
- шерстяной свитер


Подготовка:

1. Расстелите на столе бумажное полотенце.

2. Насыпьте на него соль и перец.

Начинаем научное волшебство!

1. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.

2.Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.

3. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.



4. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?

Результат:

Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение:

Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Опыт № 4 (проводит учитель)

В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества учили хлопья танцевать и отделяли перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество действует на обыкновенную воду.



Нам понадобятся:

- водопроводный кран и раковина
- воздушный шарик
- шерстяной свитер

Подготовка:

Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к водопроводу.

Начинаем научное волшебство!

У: Сейчас вы увидите, как мое волшебство будет управлять водой.

1. Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой.

2. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер.

3. Поднесите шарик к струйке воды.

Результат:

Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.



Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.


-Молодцы! Сегодня вы научились волшебству при помощи статического электричества.


- А вы знаете, что во время грозы статическое электричество может проскакивать между облаком и земной поверхностью. Возникает сильная вспышка света, называемая молнией, от которой может вспыхнуть все то, во что она ударит. Молния всегда выбирает самый короткий путь к земле. В грозу опасно прятаться под деревом.

-Некоторые виды рыб используют статическое электричество. Электрические рыбы известны человечеству с древнейших времен. Еще Аристотель рассказывал своим ученикам, что электрический скат, обитающий в Средиземном море, "заставляет цепенеть животных, которых он хочет поймать, побеждая их силой удара, живущего в его теле". У этой рыбы голова переходит в широкие волнообразно двигающиеся плавники, несущие «электростанцию». Мгновенный разряд достигает 300 вольт.






В Амазонке живут угри длиною в три метра, имеют три электрических органа - два для навигации и обнаруженья добычи, а третий, самый большой, - надежное и безотказное оружие. Электрический разряд угря с напряжением в 550 вольт поражает добычу, состоящую обычно из рыб и лягушек, но может убить человека и даже лошадь, окажись они в зоне электрического удара. (Специальными опытами установлено было: электрический разряд амазонского угря зажигает двести неоновых ламп.)


Странное млекопитающее, живущее в водах Австралии, утконос, тоже замечен в чувствительности к электричеству. В эксперименте он безошибочно находил одновольтовую батарейку, зарытую в грунт водоема. Тщательное обследование обнаружило у экзотического австралийца рецепторы по всей поверхности клюва, чувствительные к электричеству. Значит, кто-то в австралийской воде это электричество генерирует, и утконос его ловит.

Итог :

1. Что нового вы сегодня узнали?

2. Какое бывает электричество?

3. Можно ли назвать электричество волшебником? Почему?

4. Какие волшебства мы сегодня совершали?





Литература:

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.

  • Коломинский, Я.Л. Человек: психология / - Москва «Просвещение» 1986

  • Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе / - Москва «Просвещение»

  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – Москва «Просвещение» 1997.

  • Развитие личности ребёнка: Пер.с англ./Обл.ред.А.М.Фонарева.-М.: Прогресс, 1987

  • Кокаева И.Ю. Научно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках природоведения // Начальная школа. Плюс до и после. 2003. №7. с.3



Банк информационных ресурсов для проведения занятий:

  1. Занятия с первоклассниками «Логика».

http://adalin.mospsy.ru/sklad.shtml

  1. Сборники познавательных опытов и экспериментов.

http://afizika.ru/;

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=592804

http://nachalka.com/games_1

http://isavnina.ucoz.ru/publ/osnovy_bezopasnosti_zhiznedejatelnosti/ehlektrichestvo/urok_po_teme_quot_volshebnoe_ehlektrichestvo_quot_2_klass/28-1-0-44

http://www.razumniki.ru/zmey.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Санькова Альбина Витальевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100102

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства