kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания школьников в образовательный процесс направлено на решение следующих задач.

1.Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостностное представление об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников.

2. Систематизация информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

«КАДЕТСКИЙ КОРПУС ЮНЫХ СПАСАТЕЛЕЙ»


Рассмотрена на

заседании рабочей группы по

стажёрской площадке

Протокол №1

от «22 » января 201 3 г.








«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ 10 ККЮС

____________О.Н.Смирнова

«_____»____2013 г.





Программа мониторинга

уровня сформированности

духовно-нравственного развития и воспитания

младших школьников

в условиях внедрения ФГОС нового поколения








Составили:

учитель начальной школы

Н.Г.Глушкова
















Паспорт программы

Наименование

Программы

Программа мониторинга уровня сформированности

духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения


Правовая основа

Программы

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Конституция РФ

  • Устав МБОУ «СОШ № 10» ККЮС

  • Положение о портфолио обучающихся

  • Положение о портфолио классного руководителя

  • Положение о вне учебных достижениях обучающихся

  • Положение о внеурочной деятельности

Разработчики Программы

учитель начальных классов Глушкова Н.Г

Исполнители Программы

Педагоги, работающие по введению ФГОС НОО МБОУ «СОШ № 10» ККЮС


Цель Программы

Создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания в процессе образовательной деятельности.

Формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника

Задачи Программы

Внедрение мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания школьников в образовательный процесс направлено на решение следующих задач:

  • выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;

  • систематизация информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;

  • обеспечение регулярного и наглядного представления информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;

  • информационное обеспечение анализа и прогнозирования динамики уровня сформированности духовно-нравственного развития школьников.

Сроки реализации Программы

2011 - с последующими корректировками, связанными с введением ФГОС ООО


Перечень программных мероприятий

Данный перечень программных мероприятий составлены в соответствии с методическим комплектом « Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» «Книга моих размышлений» по классам (под редакцией А.А.Логинова, А.Я.Данилюк) Системная работа по исследованию духовно-нравственного развития младших школьников представлена следующими блоками:

  • Блок 1. Исследование социального развития младших школьников.

  • Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников.

  • Блок 3.Исследование отношения младших школьников к учению и труду.

  • Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде.

  • Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания


1.Совершенствование планирования мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

2.Повышение уровня сформированности базовых национальных ценностей.

3.Выявление разнообразных факторов риска и возможность оперативногопланирования корректирующих мероприятий и совершенствования воспитательногопроцесса.

4.Раннее выявление групп риска и формирование системы профилактики.

5.Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию младших школьников.

6.Мониторинг реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Способы диагностики результатов по реализации Программы


- наблюдение

- анкетирование, позволяющее анализировать ценностную сферу личности;

- авторские тестовые инструменты с учётом возраста;

- самооценка детей.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль  за ходом проведения мониторинговых исследований осуществляет администрация школы.

 Администрация:

-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы мониторинга, вносит предложения по его коррекции;

-осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы мониторинга;

-ежегодно информирует родителей о результатах мониторинга (через родительские собрания).

Педагог-психолог:

-осуществляет организационное и методическое обеспечение реализации Программы мониторинга;

- ведет сбор информации с последующей фиксацией результатов;

Учитель начальных классов:

- осуществляет организационное обеспечение реализации Программы мониторинга;

-ведет и обрабатывает полученные результаты исследования;





























Пояснительная записка

Представленная Программа мониторинга разработана на основе принципов духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях ФГОС, должностных инструкций: учителя начальной школы, педагога-психолога, учителя-логопеда.

Программа мониторинга рассчитана на исследование, целью которого является отслеживание динамики уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Периодичность проведения обследования два раза в год (начало и по окончанию учебного года) для всех обучающихся начальной школы.

1 этап. Контрольный этап исследования (начало учебного года, 1 четверть - начало 2 четверти);

2 этап. Интерпретационный этап исследования (конец учебного года.)


Объект исследования - уровень сформированности духовно-нравственного развития младших школьников;


Предмет исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития школьников.


Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, опросных листов и тестов, применение которых позволяет получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Внедрение мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания школьников в образовательный процесс направлено на решение следующих задач:

  • выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;

  • систематизация информации об уровнесформированности духовно-нравственногоразвития школьников;

  • обеспечение регулярного и наглядного представления информации об уровнесформированности духовно-нравственного развития школьников;

  • информационное обеспечение анализа и прогнозирования динамики уровнясформированности духовно-нравственного развития школьников.


Ожидаемые результаты внедрения программы

мониторинга уровня

сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:

1.Совершенствование планирования мероприятий, направленных наформирование духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

2.Повышение качества результатов образования на ступени начального образования.

3.Выявление разнообразных факторов риска и возможность оперативногопланирования корректирующих мероприятий и совершенствования воспитательногопроцесса.

4.Раннее выявление групп риска и формирование системы профилактики.

5.Обеспечение условий для практической реализации индивидуальногоподхода к обучению и воспитанию младших школьников.

6.Мониторинг реализации концепции духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России.

Процедура мониторинга

Мониторинг проводится педагогом-психологом и классным руководителем (после специального обучения) дважды в год – в октябре, мае. Педагог-психолог проводит диагностику по блокам. Классный руководитель выполняет диагностику нравственного уровня развития и воспитания младших школьников. Далее все измерения заносятся в сводную таблицу. Анализ результатов, представленных в сводной таблице, позволяет провести экспертизу ивыявитьэффективность деятельности по формированию духовно-нравственной сферы младшихшкольников.

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:

  • уровень сформированностиличностной культуры через диагностику личностной сферы учеников, диагностику проводит педагог-психолог;

  • уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственныхпредставлений младших школьников;

  • уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейныхценностей и представлений учеников;

  • уровень нравственного развития и воспитания младших школьников.


Тесты и методики, используемые для выявления показателей духовно-нравственногоразвития и воспитания младших школьников, имеют три уровня выраженности:

- высокий и средний уровень знаний норм ( + ) ( подразумеваются положительные и правильные ответы, количество правильных ответов);

- низкий уровень знаний норм ( - ) ( подразумеваются отрицательные и неправильные ответы.)

А также некоторые вопросы исследования подразумевают процентное соотношение:

От 100%- 80% высокий уровень знаний норм (+);

От 80%- 50% средний уровень знаний норм (+);

От 50%- 20% низкий уровень знаний норм (-).


Бланки ответов формируются по заданиям, требующие определенной формы расположения ответов учащихся.

Далее по результатам диагностики педагога-психолога и классного руководителя составляется сводная таблица, которая позволяет сделать анализ эффективности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников в ОУ.




Сводные таблицы исследования учащихся по классам

(по методике А.А. Логиновой, А. Я. Данилюк, Т.А.Поповой,)


Программа исследования учащихся 1 класса

Блоки исследования

Параметры исследования

Контрольный этап исследования

Интерпретационный этап исследования

Блок 1. Исследование социального развития младших школьников

Знание основных символов

госу­дарства

«Государственные

символы»

«Знание государствен­ной символики»

Блок 2. Исследование нравствен­ной сферы младших школьников

Знание моральных норм

и нрав­ственных качеств личности

«Нравственные каче­ства»

«Наши поступки»

Сформированность

нравственных привычек

«Как поступить?»

«Нравственные привычки»

Блок 3. Исследование отношения младших школьников к учению и труду

Сформированность внутренней

по­зиции младшего школьника

«Я и школа»

«Я — школьник»

Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде

Знание правил поведения на при­роде

и бережного отношения

к окружающей среде

«Я и природа»

«Забота о природе»

Блок 5. Исследование эстетическо­го развития младших школьников

Сформированность

эстетических интересов

«Мне нравится»

«Я хотел бы...»










Программа исследования учащихся во 2 классе


Блоки исследования

Параметры исследования

Контрольный этап исследования

Интерпретационный этап исследования

Блок 1. Исследование социального развития младших школьников

Знание основных понятий, симво­лов государства

«Символы нашей Ро­дины»

«Что я знаю о государ­ственных символах?»

Сформированность представлений о поведении в коллективе

«Дела класса, жизнь в школе»

«Мои обязанности и дела в коллективе»

Блок 2. Исследование нравствен­ной сферы младших школьников

Эмоциональное отношение к нрав­ственным и безнравственным поступкам

«Чувства и поступки»

«Чувства и поступки»

Альтруистическая направленность учащихся

«Я и другие»

«Что я могу? Что я хочу?»

Блок 3. Исследование отношения младших школьников к учению и труду

Участие школьников в домашнем труде

«Домашние дела»

«Мои домашние обязан­ности»

Эмоциональное отношение школь­ников к обучению (общий интерес к учению)

«Интерес к учению»

«Интерес к учению»

Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде

Знание правил поведения на при­роде и бережного отношения к окружающей среде

«Окружающий мир»

«Я и окружающая среда»

Ценностное отношение к природе

«Красота природы»

«Береги красоту природы»

Блок 5. Исследование эстетическо­го развития младших школьников

Знание этических норм поведения

«Правила поведения»

«Правила этикета»

Включённость ребёнка в культур­ную среду

«Мои увлечения»

«Моё свободное время»









Программа исследования учащихся в 3 классе

Блоки исследования

Параметры исследования

Контрольный этап исследования

Интерпретационный этап исследования

Блок 1.Исследование социального развития младших школьников

Знание основных понятий, симво­лов государства

«Символы нашей Ро­дины»

«О символах моей страны»

Сформированность представлений о поведении в коллективе

«Я и мой класс»

«Наш класс»

Блок 2.Исследование нравствен­ной сферы младших школьников

Знание результатов своих нрав­ственных и безнравственных поступков

«Чувства окружающих людей»

«Мои поступки и чувства родителей»

Сформированность представлений о правах и достоинстве человека

«Мои права и достоинства»

«Знаю ли я свои права?»

Блок 3.Исследование отношения младших школьников к учению и труду

Произвольность регуляции учеб­ной деятельности

«Мои учебные обязанности»

«Ответственный ли я ученик?»

Отношение к труду и интеллекту­альные чувства младших школьников

«Труд в жизни человека»

«Труд в моей жизни»

Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде

Знание правил поведения на при­роде и бережного отношения к окружающей среде

«Правила поведения на природе»

«Защищаю ли я природу?»

Ценностное отношение к природе

«Природа- источник красоты»

«Природа и искусство»

Блок 5. Исследование эстетическо­го развития младших школьников

Сформированность первичных представлений об эстетическом познании мира

«Мир, в котором я живу»

«Познание мира»

Сформированность первичных представлений о творческой деятельности

«Творчество»

«Творчество в нашей жизни»






Программа исследования учащихся в 4 классе


Блоки исследования

Параметры исследования

Контрольный этап исследования

Интерпретационный этап исследования

Блок 1. Исследование социального развития младших школьников

Знание основных понятий, симво­лов государства

«Государственные символы Российской Федерации»

«Моё знание символов государства»

Сформированность представлений о поведении в коллективе

«Мой класс»

«Как я участвую в жизни класса»

Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников

Мотивы нравственного поведения

3 «Почему я так посту­паю?»

«Ради чего я смогу от­казаться от своего лю­бимого занятия?»

Сформированность нравственной самооценки

«Что я знаю о себе?»

«Мой портрет»

Блок 3. Исследование отношения младших школьников к учению и труду

Мотивы учебной деятельности

«Нравится ли мне учиться?»

«Моё отношение к уче­нию»

Навыки самостоятельной органи­зации своей трудовой деятельности

«Моё свободное вре­мя»

«Самостоятельность и ответственность»

Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде

Знание правил поведения на при­роде и бережного отношения к окружающей среде

«Человек и природа»

«Защита природы»

Ценностное отношение к природе

«Мои питомцы»

«Домашний питомец»

Блок 5. Исследование эстетическо­го развития младших школьников

Сформированность первичных представлений о красоте

«Красота в жизни»

«Что такое красота?»

Сформированность первичных представлений о культурном человеке

«Я культурный чело­век?»

«О культуре»



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Глушкова Наталья Геннадьевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства