Программа мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения
Программа мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения
Внедрение мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания школьников в образовательный процесс направлено на решение следующих задач.
1.Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостностное представление об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников.
2. Систематизация информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
«КАДЕТСКИЙ КОРПУС ЮНЫХ СПАСАТЕЛЕЙ»
Рассмотрена на
заседании рабочей группы по
стажёрской площадке
Протокол №1
от «22 » января 201 3 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ 10 ККЮС
____________О.Н.Смирнова
«_____»____2013 г.
Программа мониторинга
уровня сформированности
духовно-нравственного развития и воспитания
младших школьников
в условиях внедрения ФГОС нового поколения
Составили:
учитель начальной школы
Н.Г.Глушкова
Паспорт программы
Наименование
Программы
Программа мониторинга уровня сформированности
духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения
Правовая основа
Программы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания в процессе образовательной деятельности.
Формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника
Задачи Программы
Внедрение мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания школьников в образовательный процесс направлено на решение следующих задач:
выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;
систематизация информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;
обеспечение регулярного и наглядного представления информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;
информационное обеспечение анализа и прогнозирования динамики уровня сформированности духовно-нравственного развития школьников.
Сроки реализации Программы
2011 - с последующими корректировками, связанными с введением ФГОС ООО
Перечень программных мероприятий
Данный перечень программных мероприятий составлены в соответствии с методическим комплектом « Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» «Книга моих размышлений» по классам (под редакцией А.А.Логинова, А.Я.Данилюк) Системная работа по исследованию духовно-нравственного развития младших школьников представлена следующими блоками:
Блок 1. Исследование социального развития младших школьников.
Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников.
Блок 3.Исследование отношения младших школьников к учению и труду.
Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде.
Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
1.Совершенствование планирования мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
2.Повышение уровня сформированности базовых национальных ценностей.
3.Выявление разнообразных факторов риска и возможность оперативногопланирования корректирующих мероприятий и совершенствования воспитательногопроцесса.
4.Раннее выявление групп риска и формирование системы профилактики.
5.Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию младших школьников.
6.Мониторинг реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Способы диагностики результатов по реализации Программы
- авторские тестовые инструменты с учётом возраста;
- самооценка детей.
Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за ходом проведения мониторинговых исследований осуществляет администрация школы.
Администрация:
-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы мониторинга, вносит предложения по его коррекции;
-осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы мониторинга;
-ежегодно информирует родителей о результатах мониторинга (через родительские собрания).
Педагог-психолог:
-осуществляет организационное и методическое обеспечение реализации Программы мониторинга;
- ведет сбор информации с последующей фиксацией результатов;
Учитель начальных классов:
- осуществляет организационное обеспечение реализации Программы мониторинга;
-ведет и обрабатывает полученные результаты исследования;
Пояснительная записка
Представленная Программа мониторинга разработана на основе принципов духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях ФГОС, должностных инструкций: учителя начальной школы, педагога-психолога, учителя-логопеда.
Программа мониторинга рассчитана на исследование, целью которого является отслеживание динамики уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Периодичность проведения обследования два раза в год (начало и по окончанию учебного года) для всех обучающихся начальной школы.
1 этап. Контрольный этап исследования (начало учебного года, 1 четверть - начало 2 четверти);
2 этап. Интерпретационный этап исследования (конец учебного года.)
Объект исследования - уровень сформированности духовно-нравственного развития младших школьников;
Предмет исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития школьников.
Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, опросных листов и тестов, применение которых позволяет получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Внедрение мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания школьников в образовательный процесс направлено на решение следующих задач:
выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;
систематизация информации об уровнесформированности духовно-нравственногоразвития школьников;
обеспечение регулярного и наглядного представления информации об уровнесформированности духовно-нравственного развития школьников;
информационное обеспечение анализа и прогнозирования динамики уровнясформированности духовно-нравственного развития школьников.
Ожидаемые результаты внедрения программы
мониторинга уровня
сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:
1.Совершенствование планирования мероприятий, направленных наформирование духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
2.Повышение качества результатов образования на ступени начального образования.
3.Выявление разнообразных факторов риска и возможность оперативногопланирования корректирующих мероприятий и совершенствования воспитательногопроцесса.
4.Раннее выявление групп риска и формирование системы профилактики.
5.Обеспечение условий для практической реализации индивидуальногоподхода к обучению и воспитанию младших школьников.
6.Мониторинг реализации концепции духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России.
Процедура мониторинга
Мониторинг проводится педагогом-психологом и классным руководителем (после специального обучения) дважды в год – в октябре, мае. Педагог-психолог проводит диагностику по блокам. Классный руководитель выполняет диагностику нравственного уровня развития и воспитания младших школьников. Далее все измерения заносятся в сводную таблицу. Анализ результатов, представленных в сводной таблице, позволяет провести экспертизу ивыявитьэффективность деятельности по формированию духовно-нравственной сферы младшихшкольников.
Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:
уровень сформированностиличностной культуры через диагностику личностной сферы учеников, диагностику проводит педагог-психолог;
уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственныхпредставлений младших школьников;
уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейныхценностей и представлений учеников;
уровень нравственного развития и воспитания младших школьников.
Тесты и методики, используемые для выявления показателей духовно-нравственногоразвития и воспитания младших школьников, имеют три уровня выраженности:
- высокий и средний уровень знаний норм ( + ) ( подразумеваются положительные и правильные ответы, количество правильных ответов);
- низкий уровень знаний норм ( - ) ( подразумеваются отрицательные и неправильные ответы.)
А также некоторые вопросы исследования подразумевают процентное соотношение:
От 100%- 80% высокий уровень знаний норм (+);
От 80%- 50% средний уровень знаний норм (+);
От 50%- 20% низкий уровень знаний норм (-).
Бланки ответов формируются по заданиям, требующие определенной формы расположения ответов учащихся.
Далее по результатам диагностики педагога-психолога и классного руководителя составляется сводная таблица, которая позволяет сделать анализ эффективности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников в ОУ.
Сводные таблицы исследования учащихся по классам
(по методике А.А. Логиновой, А. Я. Данилюк, Т.А.Поповой,)
Программа исследования учащихся 1 класса
Блоки исследования
Параметры исследования
Контрольный этап исследования
Интерпретационный этап исследования
Блок 1. Исследование социального развития младших школьников
Знание основных символов
государства
«Государственные
символы»
«Знание государственной символики»
Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников
Знание моральных норм
и нравственных качеств личности
«Нравственные качества»
«Наши поступки»
Сформированность
нравственных привычек
«Как поступить?»
«Нравственные привычки»
Блок 3. Исследование отношения младших школьников к учению и труду
Сформированность внутренней
позиции младшего школьника
«Я и школа»
«Я — школьник»
Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде
Знание правил поведения на природе
и бережного отношения
к окружающей среде
«Я и природа»
«Забота о природе»
Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников
Сформированность
эстетических интересов
«Мне нравится»
«Я хотел бы...»
Программа исследования учащихся во 2 классе
Блоки исследования
Параметры исследования
Контрольный этап исследования
Интерпретационный этап исследования
Блок 1. Исследование социального развития младших школьников
Знание основных понятий, символов государства
«Символы нашей Родины»
«Что я знаю о государственных символах?»
Сформированность представлений о поведении в коллективе
«Дела класса, жизнь в школе»
«Мои обязанности и дела в коллективе»
Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников
Эмоциональное отношение к нравственным и безнравственным поступкам
«Чувства и поступки»
«Чувства и поступки»
Альтруистическая направленность учащихся
«Я и другие»
«Что я могу? Что я хочу?»
Блок 3. Исследование отношения младших школьников к учению и труду
Участие школьников в домашнем труде
«Домашние дела»
«Мои домашние обязанности»
Эмоциональное отношение школьников к обучению (общий интерес к учению)
«Интерес к учению»
«Интерес к учению»
Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде
Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде
«Окружающий мир»
«Я и окружающая среда»
Ценностное отношение к природе
«Красота природы»
«Береги красоту природы»
Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников
Знание этических норм поведения
«Правила поведения»
«Правила этикета»
Включённость ребёнка в культурную среду
«Мои увлечения»
«Моё свободное время»
Программа исследования учащихся в 3 классе
Блоки исследования
Параметры исследования
Контрольный этап исследования
Интерпретационный этап исследования
Блок 1.Исследование социального развития младших школьников
Знание основных понятий, символов государства
«Символы нашей Родины»
«О символах моей страны»
Сформированность представлений о поведении в коллективе
«Я и мой класс»
«Наш класс»
Блок 2.Исследование нравственной сферы младших школьников
Знание результатов своих нравственных и безнравственных поступков
«Чувства окружающих людей»
«Мои поступки и чувства родителей»
Сформированность представлений о правах и достоинстве человека
«Мои права и достоинства»
«Знаю ли я свои права?»
Блок 3.Исследование отношения младших школьников к учению и труду
Произвольность регуляции учебной деятельности
«Мои учебные обязанности»
«Ответственный ли я ученик?»
Отношение к труду и интеллектуальные чувства младших школьников
«Труд в жизни человека»
«Труд в моей жизни»
Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде
Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде
«Правила поведения на природе»
«Защищаю ли я природу?»
Ценностное отношение к природе
«Природа- источник красоты»
«Природа и искусство»
Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников
Сформированность первичных представлений об эстетическом познании мира
«Мир, в котором я живу»
«Познание мира»
Сформированность первичных представлений о творческой деятельности
«Творчество»
«Творчество в нашей жизни»
Программа исследования учащихся в 4 классе
Блоки исследования
Параметры исследования
Контрольный этап исследования
Интерпретационный этап исследования
Блок 1. Исследование социального развития младших школьников
Знание основных понятий, символов государства
«Государственные символы Российской Федерации»
«Моё знание символов государства»
Сформированность представлений о поведении в коллективе
«Мой класс»
«Как я участвую в жизни класса»
Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников
Мотивы нравственного поведения
3 «Почему я так поступаю?»
«Ради чего я смогу отказаться от своего любимого занятия?»
Сформированность нравственной самооценки
«Что я знаю о себе?»
«Мой портрет»
Блок 3. Исследование отношения младших школьников к учению и труду
Мотивы учебной деятельности
«Нравится ли мне учиться?»
«Моё отношение к учению»
Навыки самостоятельной организации своей трудовой деятельности
«Моё свободное время»
«Самостоятельность и ответственность»
Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде
Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде
«Человек и природа»
«Защита природы»
Ценностное отношение к природе
«Мои питомцы»
«Домашний питомец»
Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников
Сформированность первичных представлений о красоте
«Красота в жизни»
«Что такое красота?»
Сформированность первичных представлений о культурном человеке