Цель программы: создание условий для приобретения ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру.
Достижение этой цели возможно в процессе решения следующих задач:
- способствовать формированию у детей позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; чувства сопричастности к истории и судьбе своей Родины; активной гражданской позиции и гуманного отношения к окружающему миру;
- поддерживать создание собственной среды ребенка в соответствии с этическими, эстетическими, нравственными и культурными критериями, условий для воспитания чуткости и способности видеть прекрасное;
- пробудить стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
- развить потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и способность к становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, их творческих возможностей.
Путь к достижению ценностных ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия определенных ценностей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка». Духовно-нравственное направление. 1 – 4 классы. Автор: Г.П.Сычева. МО Нижегородской области ГОУ ДПО НИРО»
Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ Нижний Новгород, НИРО, 2011
Программу составила:
Л.М.Хоряхова,
учитель начальных классов
1.Пояснительная записка
За основу рабочей программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка» (духовно-нравственное направление развития личности) взята программа Г.П. Сычевой Программа опубликована в сборнике программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников» г. Нижний Новгород – 2011. Рабочая программа в 2013-2014 учебном году реализуется через внеурочную деятельность во 2 классе.
Сохранить детство здоровым, полноценным, радостным, направить познавательную активность ребенка в нужное русло призвано воспитание, понимаемое, с одной стороны, как процесс целенаправленного поступательного развития личности, основанный на эффективном взаимодействии всех учеников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель), с другой – как искусство чуткого прикосновения к ребенку, бережного проникновения в его внутреннее «Я». Это искусство помогает, стимулирует его саморазвитие, самоизменение, самовоспитание, самосовершенствование.
Роль педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанником многообразие жизненных путей и сформировать готовность ребенка к осознанному выбору, за который в дальнейшем он будет нести ответственность.
Проведение отдельных воспитательных мероприятий для решения этих важнейших задач не дает нужного результата – необходимо создание целостной системы воспитательной работы, способной обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывающей интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
Многолетние поиски, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка».
Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самоизменения, самовоспитания, самосовершенствования.
Цель программы: создание условий для приобретения ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру.
Достижение этой цели возможно в процессе решения следующих задач:
- способствовать формированию у детей позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; чувства сопричастности к истории и судьбе своей Родины; активной гражданской позиции и гуманного отношения к окружающему миру;
- поддерживать создание собственной среды ребенка в соответствии с этическими, эстетическими, нравственными и культурными критериями, условий для воспитания чуткости и способности видеть прекрасное;
- пробудить стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
- развить потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и способность к становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, их творческих возможностей.
Путь к достижению ценностных ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия определенных ценностей.
Теоретическую основу программы составляют идеи и работы, рассматривающие вопросы нравственного воспитания (В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского и др.). В.А. Сухомлинский первым обратился к процессам духовной жизни ребенка, к необходимости и ценности сопереживания, сочувствия ей, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей.
Принципы и подходы программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка»:
- деятельностный подход;
- сотрудничество участников образовательного процесса ученик – учитель – родители;
- единство требований семьи и школы;
- гуманизация;
- демократизация;
- индивидуализация образовательного процесса;
- духовно-нравственный подход к отбору содержания программы.
Цвета радужных лучей солнышка символизируют основные направления работы по программе:
- красный – «Отечество»;
- оранжевый – «Человек»;
- желтый – «Мир человека»;
- зеленый – «Труд»;
- голубой – «Земля и мир»;
- синий – «Культура»;
- фиолетовый – «Знания».
Разумеется, ребенок не может развиваться вне общества, в котором он живет. А живет он в стране с определенной структурой власти (управления). Поэтому самоуправление класса представляется как уменьшенная модель системы управления нашей страны: жизнь маленькой страны Радужного солнышка отражает жизнь нашей любимой России.
Принципы организации совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей в реализации воспитательной системы класса:
- гуманистический стиль общения и взаимодействия;
- уважительное отношение семьи и классного руководителя к детям и друг другу;
- постоянное совершенствование психолого-педагогического уровня общения.
Педагогические технологии реализации программы внеурочной деятельности и создания воспитательной системы класса:
- педагогика сотрудничества;
- технология коллективных творческих дел (КТД) И.П. Иванова;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология проектного обучения;
- технология деловой игры;
- информационно-компьютерные технологии (ИКТ) и др.
Этапы духовно-нравственного становления
и развития младшего школьника
1-й этап
«В нашей радужной стране хорошо тебе и мне!»
Изучение потребностей и интересов родителей, учащихся.
Изучение личности каждого ребенка, становление дружеских контактов с детьми, родителями, определение направлений совместной деятельности, вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности.
Использование различных диагностических методик для изучения относительно устойчивых и неустойчивых свойств личности.
Формирование органов самоуправления класса, распределение поручений.
2-й этап
«Я и мои друзья»
Гармонизация межличностных отношений детей, формирование классного коллектива.
Формирование органов самоуправления, развитие инициативы учащихся. Вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности. Развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника.
Расширение возможности самоутверждения и самовыражения учащихся.
Повышение значимости общественного мнения.
3-й этап
«Я + другие Я!»
Изучение возможностей дальнейшего продвижения учащихся на пути собственного развития, коррекция их поведения и взаимоотношений в различных ситуациях.
Усиление внимания коллектива к личности и личности к коллективу. Зарождение коллективных традиций. Развитие инициативы органов самоуправления.
4-й этап
«Хорошо, когда вместе!»
Выработка правил, определяющих отношение учащихся друг к другу и к окружающим.
Ведение дневников личностного роста. Нацеленность учащихся и коллектива на постоянный рост. Усиление требовательности себе, способность к самоконтролю, саморазвитию, самовоспитанию. Рост социальных потребностей коллектива.
2.Содержание программы
Отечество. «Моя родина – Россия!»
Цель: развитие социально активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.
Задачи:
- развивать чувство гордости за свою Родину, за свой родной край, ответственность за сохранение и развитие традиций Нижегородского края;
- развивать интерес к истории своей семьи, ее традициям как малой частице своей Родины;
- развивать гуманное отношение к окружающему миру, гуманистическое мировоззрение.
Формы работы:
- тематические классные часы, беседы, диспуты, экскурсии в природу, в краеведческий музей, музей боевой славы школы, по городам Нижегородской области;
- встречи с интересными людьми, земляками;
- конкурсы, выставки, проекты, викторины по краеведению, экологии, правам человека;
- совместные праздники с бабушками, дедушками, мамами и папами.
Человек. «Я – Человек»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого предназначения, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- развивать у учащихся нравственную культуру;
- создавать условия для освоения этических знаний и нравственного опыта прошлого, его связи с будущим и своей роли в нем;
- тематические классные часы, беседы, диспуты, по нравственной тематике;
- изучение нравственного наследия мира и своей страны;
- занятия в клубе «Азбука нравственности»;
- знакомство с историями из жизни замечательных людей, оставивших след в истории своей страны.
Культура. «Все сумею, все смогу»
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к различным видам деятельности.
Задачи:
- создавать условия для равного проявления учащимися своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
- использовать активные и нестандартные формы внеурочной деятельности учащихся, отвечающие их интересам и возможностям;
- развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться успехам других и сопереживать в случае их неудач.
Формы работы:
- празднование памятных дат жизни класса;
- посещение музеев, театров, выставок;
- празднование памятных дат календаря;
- литературные балы, конкурсы талантов и т.д.;
- клубы и «досуговые центры» по интересам.
Труд. «Путь к профессии»
Цель: оказание учащимся эффективной психолого-педагогической поддержки и создание условий для будущего профессионального самоопределения и самоутверждения.
Задачи:
- формировать «информационное поле» будущего профессионального самоопределения;
- формировать культуру труда и уважение к людям разных профессий, мотивы саморазвития и личностного роста;
- развивать умения целеполагания и самостоятельного планирования своей трудовой деятельности.
Формы работы:
- диспуты, беседы, час вопросов и ответов «В мире профессий»;
- фотовыставки «По страницам семейного альбома», «Профессии наших родителей» и т.д.
Мир человека. «В мире людей»
Цель: формирование у учащихся социального опыта общения.
Задачи:
- познакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
- развивать культуру общения в системе «учителя – ребенок», «ребенок - ребенок», «ребенок – родители», «родители – учителя»;
- создавать комфортные условия для общения всех детей в классе;
- учить приемам преодоления проблем в общении;
- развивать у учащихся культуру сохранения и укрепления собственного здоровья;
- познакомить учащихся с опытом и традициями поколений по сохранению физического и психического здоровья.
- тренинг общения детей и родителей, лаборатория нерешенных проблем;
- презентация себя, своих друзей, своей семьи и т.д.;
- праздники, конкурсы, сюжетно-ролевые игры.
Земля и мир. «Мир в нас – мир вокруг нас»
Цель: реализация активного взаимодействия участников воспитательного процесса, обеспечивающего создание условий для многогранного развития личности ребенка, его самореализации, самовоспитания, саморазвития.
Задачи:
- создание единого коллектива «родители – дети – учитель»;
- формирование активной позиции родителей;
- оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;
- помощь в овладении учащимися суммой знаний, умений навыков, способствующих раскрытию их личностного потенциала.
В данном направлении реализуются подпрограмма работы с родителями «Дом, который построим МЫ!» и подпрограмма работы семейного клуба «Созвездие «СЕМЬЯ».
Мир знания. «В мире мудрости и ума»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:
- определить круг реальных познавательных возможностей каждого ребенка и зону его ближайшего развития;
- создавать условия для продвижения ребенка в интеллектуальном развитии;
- формировать интеллектуальную культуру детей, расширять их кругозор и развивать любознательность.
Формы работы:
- конкурсы, направленные на выявление уровня читательских умений, интернет-конкурсах (2-3-й класс);
Направление деятельности по формированию духовно-нравственной личности - шифр:
Отечество. «Моя Родина – Россия!»
Человек. «Я - Личность»
Культура. «Все сумею, все смогу»
Мир знания. «В мире мудрости и ума»
Труд «Путь в профессии». Мир человека. «В мире людей»
Земля и мир. «Мир в нас – мир вокруг нас»
Здоровье. «Мир спорта и здоровья»
№
п/п
Формы деятельности
Направление деятельности по формированию духовно-нравственной личности*
Количество часов
Дата проведения
1 четверть
1
Викторина «Символы России: герб, флаг, гимн»
1
1
2-3
Краеведческая экспедиция «Обходские просторы»
1
2
4-5
Кл. час «Права и обязанности школьника»
2
2
6
Конкурсная программа «Праздник первой оценки»
4
1
7-8
Подвижные игры на воздухе
7
2
9
Утренник «Учитель, перед именем твоим…»
3
1
10-11
Конкурс рисунков «Профессии наших родителей»
5
2
12-13
Фотовыставка «Моя семья»
6
2
14
Беседа «Режиму дня мы друзья!»
7
1
15-16
Подготовка к празднику, посвященного Дню матери
3
2
17-18
Подвижные игры на свежем воздухе
7
2
2 четверть
19
«Мама – самое главное слово!..»
3
1
20-21
Шоу «Минута славы»
3
2
22-23-24-25
Подготовка и совместная встреча с родителями «День рождения класса»
6
4
26-27-28
Подготовка и рейд «Чистая книга»
4
3
29
Беседа «О лени и лентяях»
2
1
30-31
Подвижные игры в спортзале
7
2
32-33-34
Встречи со старожилами поселка Обход
1
3
3 четверть
35-36-37-38
Подготовка и совместная встреча с родителями «Игры наших мам и пап»
6
4
39-40-41
Игра-беседа «Все профессии важны»
5
3
42-43
Лыжная прогулка «Сказки зимнего леса»
7
2
44-45-46
Подготовка и праздник, посвященный Дню защитника Отечества
3
3
47-48-
49
Подготовка и праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта
3
3
50-51
Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»
4
2
52-53
Час общения «Что такое хорошо и что такое плохо?»
2
2
54-55-
Игры и забавы на свежем воздухе
7
2
4 четверть
56-57-58
Фольклорные посиделки в русской горнице
1
3
59-60-61
Игра -беседа «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»
2
3
62-63
КТД: уборка территории вокруг школы
5
2
64-65-66
Акция «Сделаем мир прекраснее»
6
3
67
Встреча со старейшими жителями поселка «Великий ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
1
1
68-69
Рейд «Лучший портфель»
4
2
70-71
Игры на свежем воздухе
7
2
Примечание: Тематика бесед, КТД, акций, конкурсов и других форм организации деятельности может определяться участниками образовательного процесса.
Алгоритм изучения результативности процесса воспитания учащихся:
- определение целей и задач изучения;
- выбор критериев и показателей для определения результативности воспитательного процесса;
- выбор методик изучения;
- подготовка диагностического инструментария;
- исследование испытуемых;
- обработка и интерпретация полученных результатов исследования.
4.Ожидаемые результаты реализации программы
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка», рассчитанной на реализацию в течение четырех лет, направлена на то, чтобы у младшего школьника сформировались личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с портретом выпускника начальных классов, определенным во ФГОС НОО.
Определение результативности реализации программы духовно-нравственного становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.
Результаты первого уровня – усвоение младшими школьниками социальных знаний и базовых нравственных ценностей:
- обучающиеся имеют представление о духовно-нравственных ценностях;
- получают представление о Родине, обществе, семье как ячейке общества;
- проявляют интерес к познанию истории и традиций своей Родины – России, малой родины, семьи;
- имеют представление о различных социальных ролях человека в обществе;
- знают особенности проявлений важнейших нравственных качеств человека (патриотизм, трудолюбие, честность, совестливость, справедливость, доброта, уважение к людям, ответственность и др.);
- имеют представления о правилах культуры поведения.
Результаты второго уровня – приобретение опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества в процессе контролируемой деятельности:
- младшие школьники обладают позитивным отношением к нравственным ценностям, объективно оценивают свои поступки и поступки других людей;
- приобретают ценностное отношение к социальной реальности под руководством и контролем взрослых в семье, школе, социуме, природе;
- руководствуются в своем поведении нравственно-ценностными нормами;
- осознают себя значимой частичкой своей семьи;
- осваивают (проигрывают) разные социальные и семейные роли;
- приобретают навыки культуры поведения в общественных местах и опыт общения с различными людьми;
- участвуют в творческой, учебной, внеурочной деятельности.
Результаты третьего уровня – самостоятельное творческое применение базовых ценностей, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в межличностных отношениях с людьми разного возраста, гуманном отношении ко всему живому, в патриотическом восприятии малой и большой Родины, в объективной оценке поступков других людей и своих собственных и т.д.
Критериями эффективности духовно-нравственного воспитания могут служить следующие качества:
- любовь к Родине;
- любовь и уважение к своим близким;
- готовность прийти на помощь нуждающимся в ней;
- способность жить и поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями;
- умение справедливо оценивать себя и свои поступки;
- стремление жить в мире с собой и окружающими;
- бережное отношение к окружающему миру;
- стремление к открытию в себе собственного «Я»;
- творческий и ответственный подход ко всем поручениям и делам;
- умение видеть и формулировать проблемы, самостоятельно организовать себя и других на созидательную, творческую или исследовательскую деятельность.
5.Литература
Амонашвили Ш.А. «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры» / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006.
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива / Л.Ю. Гордин. – М.: Просвещение, 1984.