Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Данная программа может быть использована заместителями директора по воспитательной работе, заместителями директора по УВР, учителями начальных классов. Это комплексная программа, направленная на создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие обучающихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования »
Утверждаю
директор школы №9 г. Аши
______________________________
«______»________________2012 г.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Разработала:
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………....3
Раздел 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………………..…………………6
Раздел 2. Ценностные установки духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся ………………………………………………………………………8
Раздел 3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………………………………..…. 9
Раздел 4.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………….....................................12
Раздел 5.Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся……………………………………………………………………… 22
Раздел 6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………..25
Приложение…………………………………………………………………..29
Пояснительная записка
Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем современного общества. Общий системный кризис в России способствовал глубокому духовно-нравственному кризису общества, который привёл к дефициту социального оптимизма, любви, милосердия.
В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вектор образовательной политики направлен на духовно-нравственное воспитание. Только одухотворённое образование может заложить основы национальных ценностей, дать веру в жизнь, глубоко осмысленное отношение к ней, определить траекторию человеческой жизни, предохранить душу человека от зла, открыть к совести, чувству долга и сострадания.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования (далее - Программа) – это комплексная программа, направленная на создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляющих образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания МКОУ СОШ № 9 разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Конституции РФ;
Конвенции о правах ребенка;
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Примерной основной программы образовательного учреждения;
Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 г. Аши
Программа духовно-нравственного развития направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни –, Библиотеки, ДЮЦ, ДК «ОАО АМЗ», РДК, СЮТ.
Реализация Программы обеспечивает организацию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность, а также через систему внеклассной работы с обучающимися, а именно:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Принцип полисубъектности воспитания. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основными направлениями реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Ведущая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования является частью основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ №9 г.Аши, которая разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихсяна ступени начального общего образования
Целью программы является воспитание, социально-педагогическаяподдержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, культурного, компетентного гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Реализация поставленной цели предусматривает выполнение следующих задач
Личностная культура:
Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности;
Развитие творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально- ориентированной внеклассной деятельности;
Формирование основ нравственных представлений;
Воспитание любви к чтению, развитию любознательности, любви к природе, стремление к здоровому образу жизни;
Формирование основ морали; укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
Принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
Формирование художественно-эстетических способностей;
Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
Формирование жизненно важных трудовых навыков;
Осознание обучающимися ценности человеческой жизни.
Социальная культура:
Создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире;
Осознание учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;
Воспитание ценностного отношения к русскому и другим языкам, культуре;
Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа доброжелательности, сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу;
Становление Гуманистических и демократических ориентаций;
Сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа в развитии российской и мировой культуре;
Воспитание уважения к личности независимо от национальной принадлежности, умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, миротворение и религиозные традиции.
Семейная культура:
Формирование отношения в семье как основе российского общества;
Формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим и старшим;
Формирование представлений о семейных ценностях, о роли семьи и уважения к ним;
Знакомство младших школьников с культурно-историческим и этническими традициями российской семьи.
Портрет выпускника начальной школы МКОУ СОШ № 9
Обобщенный результата образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете её выпускника:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах различных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
признающий культурные ценности и традиции своего народа, уважающий культурные традиции других народов.
Ценностные установки духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к Родине, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продлении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических направлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4.Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физического и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Направление 6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Приоритетным направлением программы ОУ является направление «Воспитание нравственных чувств и этического сознания».
Мы полагаем, чтобы совершать моральные поступки, вести себя нравственно, человек должен знать моральные нормы человеческих взаимоотношений, правила поведения. Только при наличии этических знаний возможен осознанный поступок и его нравственная оценка, в какой степени он соответствует или же противоречит принятым в обществе нормам морали. Поэтому знание младшими школьниками моральных норм и вытекающих из них нравственных требований и правил, является одним из необходимых условий формирования нравственных качеств их личности. При характеристике значения нравственных знаний очень важно установить, насколько младшие школьники способны осознать социальную и личностную значимость этих знаний, использовать их для анализа конкретных нравственных поступков и оценки, последних в соответствии с существующими в обществе моральными нормами и принципами поведения. Наличие такой способности у младших школьников является необходимым психологическим условием превращения этических знаний в нравственные взгляды. Нравственные взгляды представляют собой оценочные суждения личности, которые формируются на основе осознания младшими школьниками социальной и личностной значимости моральных требований, правил и норм и выражают их отношение к ним, а также к своим поступкам и поведению других людей.
Показателями этического сознания выступают знания о духовной сущности и целостности личности человека, роли самовоспитания и саморазвития духовного мира, умение обращаться к самопознанию и самооцениванию своего духовного состояния на уровне избранного личностью духовного идеала с присущими ему этическими ценностями.
Воспитание нравственных чувств, означает то, как младший школьник относится к своим поступкам. Какие чувства при этом испытывает, определяет способность младшего школьника реализовать свое волеизъявление и приобретенные им теоретические знания об этических ценностях в социальной практике, что позволяет ему рефлексировать свое внутреннее состояние и внешний поступок-действие и идентифицировать себя с эмоционально-волевой стороны, как личность.
В духовно-нравственной жизни младших школьников особую роль играют эмоциональные запечатления. Это - эмоциональность постдействия, когда действие сохраняется и запечатлевается в эмоциональной памяти человека и проявляет себя как самостоятельная категория жизнедеятельности. Эмоциональные запечатления формируют отношение ребёнка к событиям, людям, предметам, задают поведение, руководят его поступками. Они обуславливают настроение, тон, интонацию речи учащегося. Именно на этапе осознания младшими школьниками усвоенных нравственных знаний и обогащения их соответствующими переживаниями происходит становление нравственной саморегуляции личности.
Поэтому неразрывное, органическое единство этических знаний, нравственных эмоций и чувств может выступать одним из существенных внутренних побуждений (мотивов) нравственного поведения младших школьников. Воспитание нравственных чувств личности младшего школьника способствует формированию волевых качеств, свойств, умений, навыков для решения практических задач в ситуации нравственного выбора.
Таким образом, принципиально важным в направлении «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» являются критерий нравственного знания и критерий морального переживания.
Критерий нравственного знания – что младший школьник знает? Признаки: знание и понимание базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и отношений. Представление об ответственности за свои действия и поступки.
Критерий морального переживания – что он при этом чувствует? Признаки: способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства; при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
в личном примере ученикам.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Для решения поставленных задач духовно- нравственное воспитание в школе проводится по следующим направлениям:
Направление 1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
«Я - гражданин России»
Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, Отечества - России.
Задачи:
- создание условия для гражданского становления детей, формирования активной жизненной позиции;
- формирование гуманистического мировоззрения у учащихся, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- приобщение детей к духовно- нравственным ценностям своего народа;
- воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, региона.
Ценности: любовь к Отечеству, Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству, самопожертвование во имя других людей, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, Закон и правопорядок, Конституция государства, правовое государство, гражданское общество.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Изучение российской символики и законов
Единый классный час «Моя Родина - Россия» - 1- 4 классы.
Классные часы «Государственные символы России, Челябинской области», «Город, в котором я живу», «Край, в котором я живу», «Аша – ты сердца моего частица», «История и традиция моей школы»
Школа правовых знаний
Классный час «Я- ученик. Мои права и обязанности»
Беседы: «Жить - Родине служить», «Ваши права, дети»
«Мы и закон» (разбор конкретных ситуаций),
«Что такое право?»
Формирование школьного самоуправления. Тематические классные часы, посвящённые Дню защитников Отечества.
Про великих и знаменитых
«Русские богатыри»
«Известные люди Аши»
«Мои предки в труде и в бою»
Единый классный час «И помнит мир спасённый…». Конкурс рисунков «День Победы». Встречи с ветеранами войны и тыла. Литературно – музыкальные композиции к 9 мая.
Праздники и традиции школы
«Новый год», «23 февраля», «8 марта - женский день», «Реалина»
Месячник военно-патриотической работы
Конкурсы
Конкурс рисунков «День Победы». Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!»
Читательские конференции
Литературная гостиная (выставка книг ашинских поэтов и писателей)
Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто не забыто…»
Мой язык- язык добра и света
Прощание с Азбукой
Конкурс чтецов
Конкурс чтецов
Декада русского языка и литературы, общественных дисциплин
Социальные проекты
«Подари книгу библиотеке»
Родительские собрания
«С чего начинается Родина?», «Растим свободного гражданина» и т. п.
Направление 2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания
«Я и общество»
Цель:формирование нравственных чувств и этического сознания
Задачи:
- формировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях, правилах этики, культуре речи;
- воспитывать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- учить правилам поведения в школе, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- формировать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
Ценности: Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, семье; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.
1-й класс
2-й класс
3-й класс
4-й класс
Дискуссионный клуб
«Как правильно отдыхать?»
«Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности учащегося)
«Идеальный друг»
«Все легче, если вместе»
«Хорошо это или плохо» (анализ книги А. «Три ветки мимозы»)
«Не останься в стороне» (анализ книги А.Гайдара «Тимур и его команда»)
Изучение истории школы, ее традиций
«Это теперь моя школа!» (знакомство с историей школы)
Беседа «Что я знаю о своей школе?»
Конкурс рисунков «Моя школа»
Конкурс сочинений о школе.
«Чем школьник отличается от дошкольника?»
«Зачем я хожу в школу?»
«Что в школе хорошо, а что мне не нравится?»
«Хорошо ли мне в школе, школе от меня?»
Родительское собрание
«А дети – это яркие кометы»
«Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?»
Школа Мальвины «Хорошие манеры»
Твой внешний вид.
К тебе гости.
Культура речи.
Прислушайся. Как ты разговариваешь?
Праздник «Будьте добры»
Выставка рисунков, поделок
«Всякое дело вдвоем веселей»
«Доброе братство лучше богатства»
Я работаю над собой
Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?»
Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым».
Вежливый ли ты?
Тайны хорошей памяти.
Тест-бюро «Познай себя».
Организация коммуникативных тренингов и игр «Школа общения»
Праздники и традиции школы
Сбор пословиц о мамах.
«Когда маме грустно».
Будем заботиться о младших.
Составление родословной.
Выставка газет «Вместе с мамой, вместе с папой».
Выставка газет «Моя семья – моя радость».
Путешествие в Страну имен.
Праздник «Как вас звать – величать?»
Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
«Труд»
Ценности: Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
1-й класс
2-й класс
3-й класс
4-й класс
Дискуссионный клуб
«Что я должен делать в классе?»
«Если ты не выучил урок или проспал?»
«Кем я буду, когда вырасту?»
Почему так говорят «Делано наспех – сделано насмех»?
Конкурсы, выставки
«Самый чистый кабинет»
«Самый зеленый класс»
Конкурс поделок из природного материала «Лесные диковинки»
«Это дело наших рук» - изготовление подарков для родных и друзей
«Умелые руки не знают скуки». Выставка поделок, выполненных учащимися для традиционного праздника «Реалина».
Участие в районной выставке по техническому творчеству.
Участие в районной выставке «Души и рук прекрасные порывы»
Олимпиада по техническому творчеству
Экскурсия в ДЮЦ на выставку детского творчества
Экскурсия в выставочный зал.
Трудовой десант
Генеральная уборка в классе. Генеральная уборка территории.
Акция «Книжкина больница»
Родительское собрание
«Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!»
«Помоги исчезающим видам растений и животных нашей области»,
«Помоги братьям нашим меньшим»,
«Лес - наше богатство»
Экскурсии
Экскурсия в Музей природы
Экскурсия по родному городу.
Конкурсы
Выставка рисунков «Береги лес», «Родная Аша».
Конкурс поделок из природного материала «Дары природы», «Осенняя фантазия»
Конкурс «Лучшая кормушка для птиц»
Природа и я
Правила поведения на природе.
Экскурсии на природу.
Наблюдение за состоянием природы, насекомыми, почвой, положением солнца, неба, комнатными растениями
Праздники и традиции школы
Праздник «Золотая осень»
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
«Я в мире прекрасного»
Цель: формирование эстетического вкуса у детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты.
Задачи:
- приобщать учащихся к культурному, духовному, национальному наследию;
- формировать художественный вкус учащихся, их эстетическую позицию;
- создать условия для развития творческой одарённости детей.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Классные часы
«Планета- наш общий дом»,
«Природная кладовая нашей Родины»,
«Уникальная природа нашей Челябинской области»,
«Помоги исчезающим видам растений и животных нашей области»,
«Помоги братьям нашим меньшим»,
«Лес - наше богатство»
Экскурсии
Экскурсия в Музей природы
Экскурсия по родному городу.
Экскурсия в выставочный зал.
Конкурсы
Конкурс рисунков «Береги лес», «Родная Аша».
Конкурс поделок из природного материала «Дары природы», «Осенняя фантазия»
Конкурс «Лучшая кормушка для птиц»
Природа и я
Правила поведения на природе.
Беседа «Человек и природа»
Дни здоровья (общешкольные выходы на природу)
Наблюдение за состоянием природы, насекомыми, почвой, положением солнца, неба, комнатными растениями
Операции
Вырастим дерево «Аллея дружбы»
Праздники «Золотая осень»
Содержание
Формы воспитательной деятельности
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России.
При изучении учебных дисциплин, встречи с представителями творческих профессий, экскурсии, походы в музеи, на выставки, просмотр учебных фильмов.
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.
Посещение краеведческого музея, конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок.
Привитие первоначальных навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края
Экскурсии, прогулки, изучение художественной литературы, просмотр фрагментов фильмов о природе.
Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей.
Беседы, просмотр художественных фильмов, телевизионных передач, экскурсии
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
Творческие работы, ярмарки.
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
Повешение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год.
Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций.
Расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведение совместных школьных акций.
Основные формы взаимодействия школы и семьи по направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
родительское собрание «Правовой всеобуч»;
родительское собрание «Права ребёнка в семье»;
конкурс презентаций «Моя родословная»;
родительские конференции;
собрания диспуты;
родительские лектории;
семейные гостиные;
встречи за круглым столом;
вечера вопросов и ответов;
тренинги для родителей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
родительское собрание «О единстве требований семьи и школы»;
родительское собрание «Каким растёт Ваш ребенок?»
родительское собрание «Семейные традиции»;
тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в школе, семье;
индивидуальные консультации с родителями по вопросам семейного воспитания;
праздничный концерт для женщин.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, учению, жизни.
родительское собрание «Особенности организации учебного труда школьника и роль родителей в этом процессе»;
родительское собрание «Организация учебной деятельности первоклассника»;
праздник «Как хорошо уметь учиться»;
праздничный концерт ко Дню матери.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
родительское собрание «Режим дня в жизни школьника»;
родительское собрание «Возрастные особенности младших школьников»;
консультация для родителей «Основные пути сохранения здоровья школьников»;
весёлые старты «Мама, папа, я – спортивная семья».
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
озеленение кабинетов;
совместные генеральные уборки.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
родительское собрание «Знакомство с новым курсом «Основы религиозной культуры и светской этики»;
совместные праздники;
участие в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, экскурсионно-краеведческой деятельности.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самый действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающихся.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителем) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительские собрания, родительские конференции, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание диспут, родительские лектории, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, тренинг для родителей и другие.
Школа активно взаимодействует с социальными партнерами: ДК «ОАО АМЗ», библиотеками, РДК, СЮТ, музеями, музыкальной школой, художественной школой, спортивными клубами, выставочном залом.
Взаимодействие с городскими службами и организациями.
Совместная деятельность с ГИБДД, КДН (комиссия по делам несовершеннолетних).
Встречи с инспекторами ГИБДД по вопросам профилактики ДТП с участием детей; беседы с работниками комиссии по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности,
эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственными усилиями самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).
Третий уровень результатов – получение школьников опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
Уровни результатов
1-й уровень
2-ой уровень
3-ий уровень
1 класс
Приобретение школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
2-3 класс
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.
4класс
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Материалы для мониторингового исследования взяты из книги авторов Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341. Методы оценивания результатов когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития в Приложении.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Приложение
Методы оценивания результатов когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития
Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
Методика «Сюжетные картинки»(предназначена для детей 1–2 классов) (по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях»(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать»(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Втораяситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» (Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.