kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно-исследовательская работа "Простой карандаш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках Дня науки школы, совместно с ребенком работали над изучением материалов о простом карандаше. В классе провели социологический опрос. У детей возник большой интерес к обычному предмету, который очень заинтересовал всю аудиторию одноклассников: история создания, известные ученые, поделки и эксперементы, даже борьба со вредной привычкой грызть карандаш. Этот предмет проходит рядом с человеком через эпохи, социализируясь со временем. Он необходим не только на земле, но и в космосе и под водой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа "Простой карандаш"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза А. Н. Сабурова» Завьяловского района УР



VII школьная конференция исследовательских работ учащихся

«Исследователи XXI века»



Кафедра: начальные классы

Секция: исследовательские работы



Исследовательская работа

«Простой карандаш»







Выполнила: Поторочина Дарья,

ученица 3Г класса

Научный руководитель:

Мокусова Лариса Ивановна







c.Первомайский, 2022

Содержание



Введение…………………………………………..…………………3-4

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. История создания карандаша…………………………...5-6

1.2. Как делали карандаш……………………………………....7

1.3.Виды простых карандашей……………………………..….8

Вывод по главе 1 ..…………………………………..…………………9

Глава 2. Практическая часть

2.1. Материалы и методы исследования ……..………….10

2.2. Результаты исследования . ………………………..11-14

Вывод по главе 2 ……………………………………………………..15

Заключение… ………………………………………………………16

Рекомендации ..………………………………………………………17

Список используемой литературы …………………………………18

Приложение .……………………………………………………....19-22




















Введение

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

(Карандаш)

         

      Казалось бы, чего только не придумано для письма или рисунка! Гусиные и металлические перья, чернила и тушь, шариковая ручка, фломастер. Но все равно и в рюкзачке первоклассницы, у художника и чертежника, бухгалтера и плотника, и на столе председателя правления банка всегда найдется несколько простых карандашей. Поистине универсальная вещь – пишет всегда и везде: и в перевернутом виде, и на морозе, и под водой, и в космосе. Карандаш в рекламе не нуждается. Статистика утверждает, что человеку в год нужно не менее 10 штук простых карандашей.    

Интересно, что:

- одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной в 56 км или написать более 40 тыс. слов;

- 30 марта - день изобретения карандаша с резинкой;

- самый большой в мире карандаш длиной 12 метров,  весом - 24 центнера;

- самый маленький карандаш в мире чуть меньше двух сантиметров;

- более 14 миллиардов карандашей производятся в мире каждый год - из этого количества можно обогнуть нашу планету 62 раза.

- подсчитано, что одна буква, написанная карандашом, весит 0,00033 г. Сколько же будет весить ваше имя, написанное карандашом?

- из одного большого дерева можно сделать приблизительно 300 000 карандашей.

Проблема: недостаточная осведомленность о простых предметах, которыми мы пользуемся ежедневно в школе.

Актуальность: оказывается, что простой карандаш полезен не только в использовании его для черчения и рисования, он может помочь и нашему здоровью, сделать нашу школьную жизнь интереснее, потому что в школе он вместе с нами каждый день в пенале.

Цель: узнать, какая осведомленность моих одноклассников о простом карандаше 

Мне было интересно узнать, какие карандаши предпочитают мои одноклассники, как их используют, знают ли,  из чего сделаны карандаши. С этой целью было проведено анкетирование среди учащихся 3 г класса нашей школы. Ученики отвечали на ряд вопросов, касающихся использования ими простых карандашей. Нас удивило, что не все учащиеся знают, из чего сделан карандаш. Исходя из недостаточной осведомленности учащихся в этом вопросе, я решила выполнить данную работу.

Исходя из цели, мы поставили следующие задачи.

    Задачи:  

изучить специальную литературу - выяснить историю появления карандаша;

узнать, из чего состоят карандаши;

для чего на карандаши ставят буквенные обозначения и что они обозначают;

провести практическую работу (анкетирование учащихся)

сравнить полученные результаты;

выявить наиболее популярный карандаш среди  учащихся.

Объект исследования:  простой карандаш.

Предмет исследования: способы проверки использования простого карандаша в жизни

Практическая значимость:

 данный материал можно использовать на уроке окружающего мира по теме  «Полезные ископаемые», изобразительного искусства по теме «История создания карандаша», классном часе «О бережном использовании леса», «Вредные привычки», на уроках технологии «Бабочка из стружек», «Карандашница», на уроке математики, во время физкультминуток для глаз, пальчиковой гимнастики и др.

Методы исследования:

Работа с литературой

Эксперимент

Социологический опрос

Статистические данные

Обобщение

Гипотеза исследования: Чем больше знаний об обычных предметах (о простом карандаше), тем правильнее использование его в школьной жизни с пользой для себя.

Новизна: приобретение личного опыта в исследовании













Глава 1. Теоретическая часть

1.1 История создания карандаша.

Первый пишущий инструмент, который нам доверили взрослые, это карандаш. Он прост и уж совсем не загадочен. В самом деле?

А сколько, например, ему лет? И не занимал ли вас когда-нибудь вопрос: а как же в него запихивают грифель? И что было, когда карандаша не было? С этого, пожалуй, и начнем.

Слово «карандаш» тюркского происхождения  («кара» – черный, «даш» - камень). 
Какими же были предки нашего карандаша? 

         Началом истории возникновения карандаша стоит считать головешку от костра, которой наши далекие предки чертили наскальные рисунки. Именно этот инструмент для письма стал прообразом карандаша.

Когда человек каменного века впервые поднял остывший уголек у костра, горевшего в его пещере, и провел им черную черту на стене – вот тогда и родился предок нашего карандаша.

Графитные карандаши, которыми мы пользуемся и сейчас, известны с XVI века. Английские пастухи нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овецИз-за цвета, похожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для

рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма. При этом графит очень быстро расходовался.

Появление современного карандаша.

В 1795 году французский химик Николя Жак Контэ предложил помещать графитовые стержни в деревянные оболочки. Такой карандаш оказался более удобным и экономичным в использовании.

Вначале графит заправлялся в металлическую трубочку, часто золотую и карандаш, кроме своей основной функции - письма на бумаге, нёс и некоторую статусную нагрузку, как предмет роскоши.

Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного. Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая указана на карандаше и обозначается буквами. Карандаши разделяются на мягкие и твердые. Твердые - употребляются для черчения. На них написано: Т, 2Т, 3Т и так далее. Буква «Т» говорит о том, что карандаш твердый, а цифры 2, 3 – о степени твердости. Так карандаш 2Т тверже, чем просто Т, а 3Т тверже, чем 2Т. Для рисования нужны мягкие карандаши. На них написаны буква «М». Рядом с буквой «М» тоже стоят цифры: 2М, 3М, 5М. Чем больше цифра, тем мягче карандаш.
Качественный простой карандаш должен обладать следующими свойствами:
карандаш должен быть ударопрочным; он не должен ломаться при затачивании; грифель не должен царапать бумагу; след, оставленный карандашом, должен быть четким, легко стираться ластиком.








































1.2 Как делали карандаш.

 Сначала изготавливали карандаши вручную. Разбавленную водой смесь графита, глины, жира, сажи и клея заливали в отверстие в деревянной палочке и специальным образом выпаривали. Один карандаш изготавливали около пяти дней, и стоил он очень дорого. Такие карандаши могли позволить себе лишь богатые люди. 

           В России же, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс - дневная норма выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире - «гросс» единица измерения количества именно карандашей. 

         В настоящее время простые карандаши изготавливают на заводах и фабриках. Для производства одного карандаша требуется свыше 80 технологических операций: надо изготовить грифели, дощечки, соединить их вместе и обработать. Самая главная часть карандаша – это его стержень. Для его изготовления используют сухой порошок графита, который смешивают с глиной и водой.

            Для деревянной оболочки карандаша используют древесину тополя, ольхи, липы, дуба. Сначала из древесины выпиливают дощечки величиной с ладонь. Дают им время для высыхания, а затем пропитывают специальным составом, промазывают дощечки клеем. Потом делают в них шесть пазов, в которые укладывают грифель. Сверху кладут такие же дощечки и прижимают их друг к другу. После высыхания клея дощечки разрезают на шесть заготовок, которые шлифуют. Затем четырежды покрывают краской, дважды лаком. И наконец, карандаш получает «паспорт» — его маркируют.

















1.3 Виды простых карандашей


          Карандаш постоянно совершенствовался. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным, а есть трех- и восьмигранные. Изготовляют даже плоские карандаши. Есть карандаши – «стиралки»— с ластиком на конце, есть карандаши-подсказки — с таблицей умножения и алфавитом. Есть «веселые» карандаши — к ним прикреплен бубенчик, который весело позванивает. Бывают карандаши с кисточкой — нарисовал и тут же раскрасил. Выпускают даже карандаши ароматические — рисуешь розу и, вдруг, чувствуешь ее тонкий аромат. А для тех, кто грызет,  не переставая кончик карандаша, придумали карандаши витаминизированные.

           Люди продолжали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был  изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.

      Надежные карандаши выручат вас тогда, когда ручка может закапризничать и отказаться работать. Их берут с собой аквалангисты, чтобы делать зарисовки под водой. На них не оказывает губительного влияния даже невесомость и мороз! Так что в космосе и на полярных станциях без них никак не обойтись.

          С первыми полётами в космос, американские учёные потратили миллионы долларов на изобретение ручки, которая способна писать в невесомости. А в нашей стране нашли простой выход – космонавты писали карандашом.

В настоящее время выпускаются карандаши трех основных групп:
1. Черно-графитные (простые)
2. Копировальные (химические)

3. Цветные
По целевому назначению различают карандаши:

-школьные - канцелярские - чертежные - рисовальные
По «форме» (различие по корпусу карандаша):
- деревянные,

- цанговые (карандаш с корпусом из различного материала с металлическим зажимом из пяти лепестков на конце, который приводится в действие при помощи кнопки в верхней части корпуса карандаша, и съемным грифелем),

- механические (отличаются тем, что у карандашей с автоматической подачей стержня цанга скрыта внутри корпуса и не видна).








Выводы по главе 1.

Изучив литературу о появлении простого карандаша, его устройстве, предназначении, я узнала много интересного и полезного для себя. Поняла, что человек не собирается его чем-то заменить и забыть, просто со временем меняется дизайн карандаша, а это не маловажно для сохранения деревьев. Предполагаю, что жизнь у простого карандаша ещё будет долгой.





































Глава 2. Практическая часть.

2.1. Материалы и методы исследования.

В школе во время перемен бывает достаточно времени, чтобы успеть отдохнуть, пообщаться с одноклассниками. Часто между собой мы придумываем свои развлечения. Очень бывает приятно, когда чьё-то предложение развлечься быстро принимают многие ребята, воодушивившись чьей-то идеей. Мне очень нравятся демонстрировать свои творческие способности и быть в центре внимания, быть генератором различных идей.

Для этого я придумала с родителями план:

- провести социологический опрос среди одноклассников;

- провести ряд опытов и экспериментов;

- подготовить презентацию;

- презентовать собранный и обработанный материал о простом карандаше в классе

Социологический опрос.

Были подготовлены вопросы для моих одноклассников, и я провела опрос. В опросе участвовало 20 человек.

Вопросы я приготовила следующие:

1. Знаешь ли, из чего сделан карандаш?

2. На что обращаешь внимание при покупке карандаша?

3. Какой вид карандаша используешь: простой или механический?

4.Почему пользуешься этим карандашом?

5. Есть ли на карандаше резинка?

6.Грызёшь ли ты карандаш?




















2.2. Результаты исследования

1. Знаешь ли, из чего сделан карандаш?





В результате получилось, что из 20 человек только 7 человек знают из чего сделан карандаш, при покупке больше обращают внимание на форму и качество рисования, но при этом никогда не обращали внимание на его маркировку, только 1 человек пользуется механическим карандашом, но никогда не интересовался его устройством, 5 человек всегда выбирают карандаш с резинкой, 3 человека признались в том, что грызут карандаш

Собранная информация помогла мне подготовить



На рисунке слева направо, образцы: поле; детская площадка; остановка



2. На что обращаешь внимание при покупке карандаша?



Выводы по главе 2.

Снег чистый там, где меньше его топчут и загрязняют всякими посыпками. На детской площадке всегда бывает много ребят, может быть, я увидела в микроскоп частичку ниточки, например, но снег не стоит пробовать на вкус. У магазина и остановки снег самый грязный, наверно потому, что там ездит много машин, автобусов и ходит много людей.





3. Какой вид карандаша используешь: простой или механический?

















Заключение.



4.Почему пользуешься этим карандашом?























5. Есть ли на карандаше резинка?























6.Грызёшь ли ты карандаш?





















Для того, чтобы мои одноклассники перестали грызть карандаш, были предложены упражнения для пальчиковой гимнастики, которые мы стали использовать на уроках, каждый раз вспоминая правила о вредной привычке, с которой все одноклассники решили расстаться. (Приложение №1)

Многие ребята узнали, что из самих карандашей и отходов при очинке карандашей (стружки) можно сделать удивительные поделки на подарок близким и родным, используя технику аппликации и конструирования. (Приложение №2)

Арифметические вычисления «массы» своего имени при письме простым карандашом нам помогли сделать родители.

Конечно же, чтобы удивить своих одноклассников, я провела ещё и два опыта-фокуса с полиэтиленовым пакетом, водой и хорошо заточенными карандашами.

Опыт №1: наполнив полиэтиленовый пакет водой, осторожно насквозь проткнула простыми карандашами.

Результат: вода не вытекает! (Приложение №3)

Опыт №2: опустила карандаш в стакан с водой.

Результат: часть карандаша, погруженная в воду, стала казаться толще, и карандаш оказался «сломанным»! (Приложение №4)

Это всё физические свойства веществ, с которыми нам предстоит познакомиться в старших классах.























Выводы по главе 2.

В результате исследовательской работы выяснилось, что из 20 человек только 7 человек знают из чего сделан карандаш, при покупке больше обращают внимание на форму и качество рисования, но при этом никогда не обращали внимание на его маркировку, только 1 человек пользуется механическим карандашом, но никогда не интересовался его устройством, 5 человек всегда выбирают карандаш с резинкой, 3 человека признались в том, что грызут карандаш, не понимая, почему они это делают, не знают хорошо это или плохо.

Моя гипотеза о недостаточной осведомленности моих одноклассников о простом карандаше подтвердилась. Стало ясно: чем больше исследований об обычных предметах (о простом карандаше) мы будем проводить, тем правильнее возможно использование его в школьной жизни с пользой для себя и своего здоровья.





























Заключение


Наша работа подошла к концу. Я узнала много нового и интересного об истории простого карандаша. Ведь его появление можно считать со времён наскальных рисунков наших предков. Благодаря книгам и Интернету я узнала, почему карандаш имеет такое название, как происходит его трансформация с течением времени, но не меняется его назначение и использование в современном мире. Порой самое простое нас удивляет и радует, просто надо это увидеть и изучить.




































Рекомендации


Результаты моих исследований могут использовать на уроках изобразительного искусства, технологии, во время физкультминуток на уроке и игр на переменах учителя и учащиеся. Они будут им полезны.








































Список литературы


  1. История мировой культуры. Справочник школьника. – М., 1996 г., 608 с.

  2. Филонов М. Возьмите в руки карандаш.// Книжное обозрение. – 1998. – 23 июня. – с.4

  3. Я познаю мир. История вещей. – М., «Издательство АСТ», 1998 г. –

512 с.

  1. Я познаю мир. Культура – М., «Издательство АСТ», 1995 г. – 479 с.

Интернет - ресурсы

http://www.chitaikin.ru/grafit.htm

http://pilotman007.ru/bl-frp5_frixion_point

http://po4emu.ru/drugoe/history/index/raznoe/stat_raznoe/174.htm

http://evolutsia.com/content/view/4/3

http://www.erasersworld.com/vid.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/Spacе































Приложение №1

Приложение №2



Приложение №3



Приложение №4





































23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектно-исследовательская работа "Простой карандаш"

Автор: Мокусова Лариса Ивановна

Дата: 07.03.2022

Номер свидетельства: 601770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства