Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах. Работа над проектом.»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Губернаторский лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю.И.Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
Тема методической разработки:
«Проектно-исследовательская деятельность
в начальной школе»
Учитель начальных классов
Сизова Т.В.
2024-2025
Актуальность использования метода проектов в начальной школе
Научно-технический процесс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению учащихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний.От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Апробация метода проекта начата мною три года назад. За данный период я познакомилась с методикой метода проекта, работами коллег по данной теме, мною создано несколько методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, основанных на проектной деятельности. С каждым годом эта работа всё больше и больше увлекала меня и моих учеников, хотя это было два разных класса.
И вот когда передо мною были первоклассники, то уже хотелось работать над проектным методом в системе. Началось обучениепроектированию (ведение в проектную деятельность). Вначале это были лишь элементы проектной деятельности, но для первоклассников это проект. ( Наблюдения за домашними животными, за делами человека , сравнение времен года – итогом наблюдений был устный рассказ или рисунок). Самыми интересными и масштабными стали проекты «Забавное животное» в рамках предметной недели по окружающему миру, в котором двое учеников нашего класса заняли призовые места на уровне параллели (Поздеев Яша и Чупрова Лиза) литературная газета «Сказочный мир» в рамках недели по литературному чтению
Во 2-м классе работа по обучению проектам продолжилась. Мы составили примерный план проектной деятельности, «банк проектов» - проекты, которые хотелось бы осуществить. Некоторые темы приходили в голову во время учебного процесса и мы вносили корректировку в свой план.
Использование метода проекта в педагогической практике показало, что мои учащиеся уже ко второму классу умеют:
устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, выражать свою мысль.
ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно работать с различными источниками;
могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по заданной теме.
Считаю, что именно метод проекта обогатит учебный процесс, позволит образованию стать свободным, открытым, обновляющимся и будет способствовать самопознанию, самоопределению и самореализации личности младшего школьника.
В данной работе излагаю свое видение использования метода проекта в учебной практике. Я предлагаю материал по организации метода проекта на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе: методика проектной деятельности в начальной школе, методические разработки уроков, варианты проектов во внеурочной деятельности.
Проект, как метод обучения
2.1. Метод учебных проектов
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности».
Метод проектов – это определенная совокупность учебно-воспитательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Можно сказать, что метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В ходе проектной деятельности учащиеся достигают цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Отсюда видно, что проектное обучение отличается от других форм деятельности:
наличием идеи, предлагающей новое решение существующей проблемы;
вещественной формой конечного результата;
необходимостью реализации проекта;
возможностью массового использования и результатами проектирования.
В центре проектной деятельности находится ученик, у которого появляется возможность реализовать себя, проявить активность, ощутить успех. Ученик имеет возможность применить собственный опыт, соединить теоретические и практические знания, умения, навыки.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-топроблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательской деятельности.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних - инициатором может являться учитель, тему проекта подсказывает учебная ситуация по предмету. Целью таких проектов является углубление и систематизация знаний учащихся по учебной теме. В других случаях - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Темы проектов должны относиться к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету.
Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
С помощью метода проектов возможно научить учащихся:
выявлять и формулировать проблемы;
проводить их анализ;
находить пути их решения;
находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации.
Метод учебного проекта характеризуется как:
- личностно ориентированный;
- деятельностный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- построенный на принципах проблемного обучения;
- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной и волевой сферах;
- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- здоровьесберегающий.
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год (сборники стихов) ; от мини-проектов для изучения предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.
Виды проектов и особенности вида
Краткая характеристика процесса и результата
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Сбор, анализ и представление информации о каком – либо объекте, явлении в виде:
- реферата
- альбома
-научного доклада
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.
Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов
социологического опроса
наблюдения
эксперимента
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.
Разработка :
-игр (спортивных и других)
-сценариев
- рисунков, выставок
- сочинений
- газет
- сборников (стихов и др.)
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи, отд.человека:
-учебное пособие
- кроссворд
- костюмы
- поделки
Ролевые
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия
Подготовка и разыгрывание:
- спектакля
- инсценировка
- фрагмент урока
Существуют и иные классификации проектов, основанные на выделение иного признака. Например, классификация
по предметно – содержательной области: монопроекты (в рамках одного ученого предмета), межпредметные, внепредметные;
по продолжительности: мини – проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4-х), длительные;
по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные;
по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.
Этапы работы над проектом
Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация.
Постановка проблемы(Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).
Выбор темы проекта по поставленной проблеме и распределение по группам (может быть самостоятельный выбор темы проекта по поставленной проблеме и выполнение работы)
Определение цели и задач проекта. (в группе или самостоятельно)
На первых порах (1-2 класс) – цели и задачи ставятся вместе с учителем.
Составление плана работы над проектом.
На первых порах (1-2 класс) – дети работают по готовому плану (например):
Где живет?
Чем питается?
Основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид;
Поведение;
Кто главные враги?
На последующих этапах (3-4 класс) - заполнение шаблона разработки проекта( маршрута исследования) выполняется самостоятельно (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы)
Разработка маршрута исследования:
входной и выходной анкеты для первичного и итогового анализа знаний по изучаемой проблеме (тест, опрос и т. д.);
контролирующих материалов;
шаблонов (для проведения опроса, описания результатов наблюдений, обработки статистических данных и пр.);
раздаточного материала (инструкции к заданиям, памятки, бланки для рефлексии);
рабочей тетради;
дневника проектной деятельности.
Сбор информации:
анализ предметной и дополнительной литературы;
опрос;
использование коммуникативных источников;
посещение музеев, выставок, библиотек
Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
Более подробную информацию об этапах работы над проектом представляет следующая таблица и подробная инструкция.
Этапы
Решаемые задачи
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Подготовка
Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.
Определение темы, целей
и содержание проекта.
Уточнение
информации,
обсуждение
задания
Объяснение цели
проекта, мотивов
деятельности.
Планирование фронтальное
Выбор проблемы.
Выбор темы, цели и задачи проекта.
Анализ проблемы, постановка цели и задач, выбор критериев оценки результатов; распределение команд ролей в командах.
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. Выработка планов действий, формулировка задач, уточнение источников информации.
Предложение варианта идеи, высказывание пожеланий, наблюдения. Помощь в постановке целей, задач.
Принятие
решения в группах
Определение цели и задач проекта.
Составление плана работы над проектом.
Сбор и уточнение информации о ходе предстоящей работы, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности.
Анализ и синтез идей, выполнение исследования.
Учащиеся выбирают наиболее оптимальные варианты решения проблемы.
Консультирование по необходимости, ненавязчивый контроль. Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя.
Выполнение 1
Сбор информации
Выполнение проекта. Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.
Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п.
Работа самостоятельно и активно над проектом и его оформлением, «добывают» недостающие знания.
Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки
Наблюдение, дает новые знания, когда возникает необходимость, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.
Выполнение 2
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата
Оформление проекта.
Анализ информации. Оформление результатов
Наблюдение, советы
Оценка
результатов
Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
Подведение итогов, составление портфолио
Оценка выполнения проекта: поставленных целей достигнутых результатов анализ причин недостаток
Обсуждение, формулирование выводов.
Наблюдение, участие в оценке достигнутого результата.
Защита проекта
И конечный этап работы над проектом – рефлексия
Раскрытие содержания и результатов проекта; работа оппонентов.
Подготовка доклада, коллективная защита проекта, участие в работе оппонентов.
Участие в представлении и оценке проекта (обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения)
I этап - подготовка
Учебно-воспитательная задача на данном этапе заключается в привлечении детей к изучению нового, именно здесь необходимо замотивировать детей на открытие.
На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком, чтобы она была понятна и вызвала интерес учащихся. Тема должна находиться в зоне ближайшего развития.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:
Загадок, ребусов, шарад, задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
Игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);
Связи материала с наглядно – образным игровым материалом;
Игр – исследований, фантастических исследований;
Ролевых игр, дающих возможность провести исследование возможностей каждой профессии: если бы я был строителем (поваром, учителем и т.п.);
Игр – путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.
II этап – планирование фронтальное
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленный на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Для чего необходима проблема в проекте?
С проблемы учитель создает условия для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности. Необходима актуальная проблема, чтобы ее решение носило практическую значимость. Из проблемы вытекает цель, задачи проектной деятельности учащихся.
Целью проекта является нахождение способа решения проблемы. Ее конкретная формулировка возникает из проблемы проекта. Задачи проекта формулируются для того, чтобы ответить на вопрос, как достичь обозначенной цели.Задачи проекта должны лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Ведь интерес и посильность во многом определяет успех проекта. Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается.
Основной критерий участия школьника в проекте – его интерес и желание. Учитель должен предоставить учащимся на выбор набор заданий. Для быстрой и эффективной работы желательно учащихся разбить на группы. Можно составлять группы переменного состава. Учащиеся могут сами разбиться на группы по желанию (по симпатиям друг к другу) или группы комплектую сама, учитывая индивидуальные способности школьников. Затем каждый в группе должен получить роль (капитан, исследователь, аналитик, экскурсовод и т.д.). В результате каждый ученик почувствует свою значимость для других, не останется в стороне. При выборе роли учитель должен помочь каждому соизмерить свои желания с возможностями. Именно работа в группе, младшие школьники учатся высказывать свое мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Для каждой группы можно подготовить инструкционную карту, в которой четко прослеживается вся последовательность проектной деятельность, иными словами алгоритм работы.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
ПРОБЛЕМА «Почему?» Актуальность
ПРОЕКТА (это важно для меня лично) проблемы –
Мотивация
ЦЕЛЬ «Зачем?» Целеполагание
ПРОЕКТА (мы делаем проект)
ЗАДАЧИ «Что?» Постановка
ПРОЕКТА (для этого мы делаем) задач
МЕТОДЫ «Как?» Выбор способов
И СПОСОБЫ (мы это можем делать) и методов,
планирование
РЕЗУЛЬТАТ «Что получилось?» Ожидаемый
(как решение проблемы) результат
III этап – принятие решения в группах
Данный этап является основным. Именно здесь дети выдвигают свои гипотезы, анализируют, синтезируют свои идеи, выполняют исследовательскую работу. Одним словом происходит «Мозговой штурм». В основе этого метода лежит высказывание самых разных идей, которые могут способствовать разрешению проблемы. Особенность «Мозгового штурма» - никаких критических высказываний. Принимаются все идеи – и здравые, обдуманные, фантастические и даже абсурдные. Учащиеся выбирают наиболее оптимальные варианты решения проблемы.
Примерный план:
1. Определение источников информации.
2. Планирование способов сбора и анализа информации.
3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Продукт:
– отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов); – фильм, макет, сборник и др.; – конференция, праздник и т.п.
4. Выработка критериев оценки результатов работы.
5. Распределение обязанностей среди членов команды
IV этап – выполнение
Учащиеся истинность своих высказываний подтверждают практической работой.
На данном этапе учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как учитель их подготовил. Если дети должны провести какое-то исследование в рамках проекта, они должны владеть методами и технологиями данного исследования (химического, биологического, физического и т.д.) Учить этому необходимо заранее, до начала работы над проектом, когда эти умения потребуются. Если учитель не владеет этими методами, ему не следует работать над таким проектом, потому что в любую минуту, когда возникнут трудности и дети натолкнутся на какие-то подводные камушки, учитель обязан прийти им на помощь.Когда учащимся не хватает знаний, умений, наступает благоприятный момент подачи нового материала. Учитель постоянно наблюдает за ходом деятельности ребят, за уровнем их самостоятельности. Пускать все на самотек нельзя.
Организация исследования включает в себя следующие этапы:
«Памятка для ученика»
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
Работа проводимая учениками на этапе выполнения зазания:
дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
приносят в класс литературу, анализируют статьи;
делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
посещают местные предприятия;
совершают учебные экскурсии по родному краю;
посещают музеи и другие учреждения культуры;
проводят экологический мониторинг;
занимаются краеведческой работой
На основе полученной информации переход к оформлению проекта:
составляют списки, отчеты;
выпускают разовые или периодические бюллетени;
выступают перед учениками своего класса или школы;
пишут рефераты;
пишут заметки в местные газеты;
фотографируют.
V этап – оценка результатов
Перед защитой проекта учащиеся подводят итоги своей деятельности.
Дается оценка выполнения проекта: достигнуты ли цели, каков результат. Оценивают работу каждого члена группы. Обычно я предлагаю учащимся оценить работу товарищей по следующим критериям:
активность;
выдвижение гипотез;
помощь товарищам;
анализ, синтез, проделанной работы.
Этап подготовки к защите исследования.
Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:
- Дать определения основным понятиям.
- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.
- Выработать суждения.
- Сделать выводы.
- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.
- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
VI этап – защита проекта.
Презентуя свой продукт, дети рассказывают о своих идеях, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевали и как – это так называемая «рефлексия деятельности».
Цель данного этапа – раскрытие содержания и результатов проекта, которые осуществляются в форме доклада и презентации.
Презентация это не только демонстрация продукта, но и рассказ о своей деятельности, о том, какие были трудности в ходе работы над проектом, какие возникали проблемы, как они обсуждались, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности т.е. получает представление что и как было сделано во время проектной деятельности.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.
Я считаю, что на этом этапе роль учителя велика, поскольку младшим школьникам бывает не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме.
Форма презентации может быть разнообразной:
Мультимедийная презентация
Концерт
Итоги исследовательской работы
Выставка рисунков и поделок
Творческий отчет
Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
Деловая игра.
Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
Научная конференция.
Отчет исследовательской экспедиции.
Пресс-конференция.
Путешествие.
Реклама.
Ролевая игра.
Соревнования.
Спектакль.
Спортивная игра.
Телепередача.
Экскурсия.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у школьников ощущение гордости за полученный результат.
Отчет должен содержать следующие разделы:
Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.
Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
Программа действий: описатьмероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
Список использованной литературы.
Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
Расширять кругозор в интересующих их областях знаний
Находить источник информации;
Извлекать информацию, относящуюся к теме;
Планировать работу над проектами;
Сотрудничать друг с другом;
Доводить начатое дело до конца
2.3. Роль учителя в проектной деятельности
В проектной деятельности коренным образом изменяется характер взаимоотношений как между школьниками, так и между учениками и учителем: школьники меньше нуждаются в помощи взрослого, чем в условиях традиционного учебного процесса. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении детей в совместную работу. Учитель становится организатором учебной деятельности школьника, помощника, координатора и советчика, передает учащемуся свои функции управления учением, тем самым обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю.
Необходимые особенности педагогической позиции учителя:
Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности).
Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.
Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации.
Функции, которые осуществляет учитель в процессе руководства работой над проектом, представлены на следующей схеме:
Координирует процесс
Поддерживает и поощряет
участников
Является источником информации
Осуществляет консультативную помощь
Обеспечивает непрерывность работы надпроектом
Подготавливает необходимое оборудование
Поведение учителя в процессе работы подчинено инициативе проектантов. Им дана полная свобода даже в понимании и трактовке проблемы проекта и формулировании задачи. Учитель оказывает помощь только тогда , когда это необходимо. На первых порах, когда дети только осваивают проектную деятельность учитель разрабатывает инструкционные карты, т.е. алгоритм, последовательность действий, а в дальнейшем не вмешивается в творческую деятельность учеником.Они сами определяют последовательность своей деятельности, работают самостоятельно.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интересное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учит:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
целеполаганию и планированию деятельности;
самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и резул-ти решения проблемы проекта);
презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме,
используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из инф-го поля;
практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
По завершению работы над каждым проектом учителю необходимо подвести итоги: какие знания, умения и навыки приобрел ученик в ходе проектной деятельности.
2.4. Роль ученика в проектной деятельности
Для того чтобы возникшие проблемы были разделены между всеми учащимися данного класса, учебная деятельность должна быть коллективной. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы в свободной дискуссии. Исчезает страх перед неправильным высказыванием, развивается творческое воображение, выполнения различных заданий. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий "фонд информации", в который каждым учеником приносится своя часть и которым пользуются все вместе. При этом они осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берет на себя учитель: целеполагание, планирование, контроль и учет работы и т.д.
Учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
3. Эффективность использования метода проектов в начальной школе
Проектное обучение представляет собой не просто освоение уже известного, а порождение новых форм реальной деятельности, которые задействуют мышление, обеспечат становление собственных средств деятельности, освоение информационного окружения, использование потенциала самой личности.
Проектная деятельность способствует развитию у школьника чувства ответственности, обязательности, серьезного отношения к учебе. Для ученика результат и знания, полученные в ходе проектной деятельности, становятся важнее отметки. Ученик получает знания самостоятельно и учится самоконтролю, самооценке, самоанализу. Отношения учитель – ученик в проектной деятельности строятся на принципиально разных ценностях и позициях в сравнении с традиционной школой.
Все выше сказанное влияет на качество знаний, умений и навыков.
Использование в своей педагогической работе метода проектов ( не только на уроке, но и во внеурочной деятельности), привело к следующим изменениям:
- у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, в т.ч. с Интернет ресурсами;
- ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;
- умеют обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.
Таким образом, анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проектная деятельность предоставляет новые возможности решения методических задач. В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но особенности каждого типа проектов.
4. Заключение
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым инновационным технологиям.
Сегодня мы все чаще говорим о толерантности, терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается тогда, когда мы даем детям возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слушать мнение других, вступать в дискуссию. Именно эти качества личности можно развить внедрения в практику метода проектов. Начинать эту работу необходимо в начальной школе.
Приложение 1
Для каждого класса определена своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.
КЛАСС.
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии целесообразен подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:
«Моё имя»
«Моя семья»
«Моё любимое животное» и т.д.
КЛАСС.
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными. Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.
Вот один из вариантов работы над проектом «Мои друзья».
Проводится беседа с учащимися, где предлагается для рассмотрения несколько проблем по различным темам, которые предлагают дети:
У меня много знакомых, но это не значит, что каждый из них мой друг.
Все люди на планете знают, что надо беречь природу, но до сих пор существуют «Красная книга» и «Чёрная книга». Значит, недостаточно это знать, надо беречь.
Мы – москвичи. Но значит ли это, что мы знаем свой город.
В этой беседе учитель должен психологически тонко нацелить детей на выбор той проблемы, которая в данный момент актуальна. Для восьмилетних детей более значима и близка проблема отношений между сверстниками. Поэтому была выбрана эта проблема.
Проблема выбрана. Теперь выбираем тему проекта.
Дети предложили назвать проект «Мои друзья». Проходит обсуждение темы проекта. Беседа о дружбе.
Дети вместе с учителем составляют план работы над проектом:
Рисунки и письма к проекту «Мои друзья».
Создание рисунка по теме «Портрет друга».
Ребята пишут мини-сочинение «Письмо другу».
Обсуждение плана действий по теме «Поход к другу на день рождения» (алгоритм похода, изготовление подарка другу, подбор стихов-поздравлений).
Проводится конкурс рисунков на тему «Мы с друзьями на прогулке».
Художественно-творческое оформление пословиц и поговорок о дружбе.
«Детская площадка, на которой я гуляю с другом».
Создание проекта по этапам плана.
Выставка проектов.
Подведение итогов.
Защита проектов. Рефлексия.
КЛАСС.
В третьем классе работа над проектом более расширена . Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
Тема «Времена года»
Цель этого проекта – посредством выбранной темы, обсуждения в группах, подбора материала, исследовательской работы, сравнительных характеристик времён года, природных явлений развивать и углублять знания детей природного характера.
Задачи проекта:
Развивать любознательность, стремление поиска интересных фактов и событий, желание воплотить свои замыслы в художественном исполнении: в рисунках, стихах, поделках, сочинениях.
Учить оценивать свой труд и труд своих товарищей, как в индивидуальной работе, так и в групповой.
При работе над темой «Весенние праздники» стремиться сохранить традиции народных обрядов и обычаев, накопленных веками и передавать их потомкам.
Работа над этим проектом строится следующим образом:
Обсуждение выбранной темы, выработка примерного плана работы по данной теме.
Рассматриваем растения, собранные в гербарий. Обсуждаем группы растений ( по месту обитания: растения леса, растения поля, растения водоёмов, растения луга, садовые растения; по виду: цветы, травы, деревья, кустарники, злаки, овощи; по составу: корень, стебель, лист, плод, семена).
Конкурс рисунков по теме: «Что я видел летом», «Летняя природа». Делаем подписи под рисунками. «Оживляем» картину «жизнь леса».
Разучиваем пословицы и поговорки о лете, о летних месяцах. Долгота дня. Измерение температуры. Природа осенью. Месяца осени. Изменение цвета растений. Осенняя погода. Придумываем героев осенней сказки. (1 час)
Выставка портретов героев осенней сказки. Создаём осенние картины, героев осенней сказки (из природного материала). Стихи об осени, осенних месяцах. Рисуем дворец королевы осени.
Изменчивая дама погода. Пословицы и поговорки об осенней погоде. Рисуем картины осени, фотографируем осенних героев. Украшаем дворец королевы Осени.
Загадки на осеннюю тему. Вывод по осенней погоде.
Зерновые растения. Хлеб – всему голова. Какие овощи и фрукты собирают осенью. Осенние грибы. Стихи, загадки об овощах, фруктах, грибах и хлебе. Оформить лист «На пиру у королевы Осени».
Животные осенью. Оформление листов «Дворец королевы Осени»
Конкурс рисунков и сочинений «Здравствуй зимушка-зима». Природа зимой. Стихи о зиме. Рисуем портреты зимних месяцев.
Зимние праздники. Обычаи празднования зимних праздников (Нового года, Рождества). Рисуем праздничную открытку. (Записываем стихотворение, пожелание, песенку.)
Конкурс рисунков и сочинений на тему «Зимние каникулы». Ответы на вопросы после зимней экскурсии. Зима в жизни растений. Рассматриваем и фотографируем почку с зимней ветки.
Животные зимой. Конкурс рисунков «Животные зимой». Рисуем и подписываем следы зверей на снегу. Готовим пирог для птиц.
Пословицы, поговорки, загадки про снег. Удивительные свойства снега. Где и как рождается снег. Снежные пушинки. Делаем из бумаги снежинки. Готовим лист «Снегопад».
Зимние виды спорта. Готовим книгу о зимних видах спорта. Подарок папам, дедушкам ко Дню защитника Отечества.
Конкурс рисунков «Весенний пейзаж». Весенние праздники. «Весенние ромашки» – поделка из бумаги, мамам в подарок. Составляем алгоритм приготовления весеннего печенья.
Весенняя погода. Пословицы, загадки, поговорки о весне. Делаем из бумаги кораблики.
Поведение итогов.
Создание портфолио проекта (папки).
Защита проекта.
Рефлексия.
Для учащихся третьих классов можно объявить конкурс проектов на свободную тему. Ребята самостоятельно (без помощи учителя) выбирают проблему, дают тему своему проекту. Но каждый ученик обсуждает с учителем свой план работы над проектом, например: «Морское дно», «На даче», «Зоопарк». Эта работа очень интересная, но трудоёмкая для учителя.
КЛАСС.
В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.
После экскурси в музей ученики задают себе вопрос «А знаем ли мы своё село?». Этот вопрос подтолкнул детей на определение темы будущего проекта: «Моё село».
Работа над проектом по следующему плану:
Выбор темы проекта. Обсуждение темы проекта. Беседа об истории нашего села.
Конкурс рисунков на темы: « Обычаи старинного села», «Достопримечательности Усть-Цильмы».
Конкурс рисунков на тему: «История моего села» и др.
Беседа о горке, религии
Путешествие в святое место.
Знакомство с родовым домом.
Подбор информации об Усть-Цильме.
Сочинение об Усть-Цильме.
Создание рисунков «Современная Усть-Цильма»
Создание композиции на тему: «Улица моего села». (объёмная аппликация)
И другие виды работ (герои ВОВ, знаменитые люди –земляки, ….)
Выставка проектов.
Подведение итогов.
Защита проектов.
Рефлексия.
Необходимо сказать о важной черте, которая объединяет работу над проектами во всех классах – это осуществление межпредметных связей. Работая над проектом, мы не можем ограничиться изучением материалов по одному предмету, знания в каждой предметной области переплетаются и дополняются знаниями из другой (или нескольких) предметных областей:
ПРОЕКТ «Мои друзья» - представлены предметные области:
- русский язык – чтение – развитие речи – изобразительное искусство –технология;
ПРОЕКТ «Времена года» - представлены предметные области:
- природоведение – изобразительное искусство – технология –
ПРОЕКТ «Туристический поход» представлены предметные области:
- русский язык – чтение – развитие речи – природоведение – физкультура – ОБЖ;
ПРОЕКТ «Народные весенние праздники на Руси» представлены предметные области:
- русский язык – чтение – развитие речи – изобразительное искусство – музыка – технология –
Один из важнейших и значимых для младших школьников этап – защита проекта. Защита проекта проходит после составления портфолио проекта. Подготовка к защите проводится под руководством учителя. Вместе с учителем дети составляют план выступления, выделяя основные моменты, которые должны быть обозначены в защите проекта.
Один из вариантов плана выступления учеников по защите проекта «На даче»:
Представление авторов проекта.
Актуальность выбранной темы.
План выполнения проекта.
Составляющие детали плана макета (из чего сделаны, как выполнялось изготовление деталей).
Источники получения дополнительных знаний.
Проведение экскурсии по макету дачного участка.
Для чего выполнялась работа. Вывод.
Надо отметить, что выступление на защите проекта должно быть не более 7 – 10 минут.
Приложение 2
Выбор темы проекта и разработка плана проекта на первых этапах (1-2 класс)
Для тренировочного проекта использовать самый простой вид – информационный.
Класс можно разделить на две группы. Каждая группа располагается за общим столом, где в центре - карточки с этапами и темами проекта. После этого объявляется, что дети будут учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами убираются.
Например, 1 группа – «Наши четвероногие питомцы - кошки».
2 группа – «Собаки – лучшие друзья людей».
2. Дальше, юным учёным объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний.
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Необходимо подвести учащихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».
Следующий вопрос:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек:
«подумать»,
«спросить у другого человека»,
«получить информацию из книг»,
«понаблюдать»,
«посмотреть по телевизору»,
«провести эксперимент»,
«обсудить в группе»,
«подведение итогов»,
«оформление результатов»,
«представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта «презентация проекта».
Сбор информации.
Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.
подумать; Например, подумав, школьники могут сделать такие заключения о местах обитания кошек и собак, их внешних особенностях, питании, роли в жизни человека. Для этого чтобы зафиксировать, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.
спросить у другого; Нацелить ребят на то, что расспрашивать о животных можно и взрослых и других детей. Но дети в силу особенностей возрастного развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к другому, нелегко воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр - проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.
получить информацию из книг; Для этого заранее подобрать дополнительную литературу по темам, которые выбрали дети. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.
наблюдения и эксперименты; Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу):
Обобщение информации.
В каждой группе в течение нескольких дней идёт сбор информации, а учитель в индивидуальном порядке работает с каждой по мере необходимости. План работы на карточках надо прикрепить на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.
Для ученика начальной школы очень сложно обобщить полученные знания. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного.
Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные результаты. Они должны понять способы деятельности, обнаружить ее смысловые особенности. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении этапа проекта). Ученикам начальной школы нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить свое настроение в ходе проекта (например, построить график погоды в классе во время проекта и др.).
Сообщение по результатам работы (презентация проекта)
Как только информация обобщена, нужно с каждой группой готовить сообщения по теме. Первые работы, обычно, короткие, поэтому их можно объединить и выпустить в каждой группе газету или книжки-малышки. Затем каждый участник группы рассказывает о том вкладе, который он внёс в процессе работы. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы
Время представления проекта целесообразно ограничить 7–9 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.
Второй этап – самостоятельные исследования (3-4 класс)
Приведу пример работы над проектом-исследованием по теме: «Какая она, русская зима?»
Подготовка к проекту
Для самостоятельных исследований и разработки проекта ученикам понадобились карточки-этапы работы, которые использовались на тренировочных занятиях. Из новых средств - «папка учёного». В эту папку каждый ребёнок собирал весь накопленный материал по выбранной теме.
Работа над проектом.
Начали мы как обычно – с выбора темы.
По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентировочный, с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного.
На уроках литературного чтения при знакомстве со стихотворениями русских поэтов о зиме была создана ситуация, во время которой возник спор о том, какая она, русская зима – радостное и чудесное время года или суровое и тяжёлое испытание для всего живого. Было предложено обсудить этот вопрос не только во время беседы в классе, но и путём поиска ответа на этот вопрос. После бесед со сверстниками и взрослыми, не придя к единому мнению, было решено провести исследование по предложенным темам: «Волшебница-зима», «Какая она, русская зима?», «Образ русской зимы». Дети определили тему исследования - «Какая она, русская зима?»
Было предложено разделиться на 3 группы, определить название групп, исходя из интересов учащихся: «Литературоведы», «Искусствоведы» и «Хранители традиций». Каждая группа должна была определить цель своего научного исследования.
Ответ на вопрос «Какая она, русская зима?» – цель этого проекта. Детям предстояло и провести наблюдения, и расспросить взрослых, и провести анализ произведений поэтов и художников, и обобщить полученные материалы, и подготовиться к защите проекта.
Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали и складывали в свои папки. На каждом листке указывали источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали выводы. Кроме того, каждая группа готовилась к защите проекта (самостоятельно, в группах, с помощью учителя, родителей): изготовили открытки и поделки, буклеты со стихотворениями собственного сочинения, организовали выставку рисунков по теме, с помощью учителя подготовили презентацию по теме проекта.
Сообщение результатов (презентация работ).
Через три недели состоялась защита проекта, где участники каждой группы представили свои работы, подвели итоги исследования, сопоставив гипотезу и выводы, представили результаты работы над проектом.
Материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.
Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучени