«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах»
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах»
Работа над проектами дает хорошие результаты: учебный материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний, таким образом, повышается мотивация учащихся к учению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах»»
Миннеханова Нурсина Хазиахметовна,
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах»
В современной России актуальна проблема развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Учителя должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, мы убедились, что особое
внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учеников, на активное использование в процессе обучения метода проектов. Для организации проектной деятельности учащихся начальных классов обладают все учебные предметы.
Проектные работы могут быть индивидуальными, самостоятельно выполненными или с непосредственным участием родителей, и групповыми. Различаются проекты и по временным затратам: от одного урока до полугода и более. Работа над проектами дает хорошие результаты:учебный материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний.1 – 2 класс – это простые, в 3 – 4 классах учащиеся выполняют более сложные проекты. Это могут быть творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью.В 4 классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, ведется работа над умением делать осознанные и развернутые рассуждения, обобщение и выводы.
Проекты могут быть выполнены как в бумажном виде, так и сиспользованием компьютерных технологий. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.
Сложным в начальных классах является формулирование проблемы. Обучающиеся начальных классов могут подтвердить свое понимание проблемы, сформулированной учителем, и объяснить причины, по которым они приступают к решению проблемы.
Под проблемой понимается противоречие между идеальной и реальной ситуацией. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.
В работе с первоклассниками чаще используем экспресс-исследования.
Данная форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной тематике.
В дальнейшем дети делятся своими наблюдениями с одноклассниками и оформляют свою работу в виде рисунка и краткой аннотации к нему.
Во 2 классе знакомим детей с теоретическими экспресс-исследованиями. Они технически сложней, однако, в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать ко всем основным предметным дисциплинам.
Задача ребенка - собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством.
Оперативно собранные материалы исследований обобщаются, и авторы делают краткие сообщения.
В 3–ем и 4-ом классах обучаем детей работать с долговременными исследованиями.
Приведем несколько примеров проектов, которые мы выполняли вместе с ребятами.
С целью знакомства учащихся друг с другом в первый день в школе выполняем Проект «Бейджик»
Проект «Я умею» – дети рассказывают о том, что они уже умеют придя в школу. Цель: повышение самооценки и учебной мотивации.
Проекты «Открытка ко Дню Победы», «Открытка к 8 Марта», « Волшебное дерево».
Проекты с элементами поисково – исследовательской деятельности.
Проект «Моя малая родина» . Дети рассказывают о своей малой родине (проводят небольшое исследование с помощью родителей о том месте, где они родились, росли)
Проект «Моя семья» .
«Моя семья» не может не подтолкнуть к созданию проекта «Генеологическое древо семьи». Дети с помощью родителей проводят небольшое исследование в области биографии, совместно создают проект. Объект исследования – учащиеся и их семьи. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как повышение самооценки ребёнка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков.
Проект «Богатства, отданные людям». Изучить факты биографии известных личностей, передать свои знания о людях, наделенных богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим.
Проект «Имена прилагательные в сказке А.С.Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке».
Проект « Рассказ о слове».
Проект « Наши рифмы».
Проект « Фразеологизмы». Дети провели исследования с целью определения, употребляют ли в речи жители нашего села устойчивые сочетания слов, если да, то какие. Установили, что люди в жизни ни так- то мало употребляют фразеологизмы.
Проект « Ах, эти мультики!»
Проект « Занимательные задачи»
Проект «Волшебная сказка». На уроках литературного чтения мы читали волшебные сказки, определяли признаки волшебной сказки, затем пробовали сочинять свои волшебные сказки.
С целью познакомить детей с многообразием профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека и воспитать уважительное отношение к людям разных профессий мы создали «Азбуку профессий». В завершении проекта ребята написали сочинения «Кем я хочу стать».
В ходе проекта «В гости к Осени» учащиеся совершенствуют общеучебные умения и навыки: работают со справочной литературой, наблюдают природные явления, знакомятся с художниками, поэтами, пишут сочинения, проводят экскурсии, изготовляют поделки из природного материала, тем самым расширяют кругозор и формируют коммуникативные навыки. В заключении проекта был проведен праздник «Прощание с Осенью».
Проект «Будь природе другом!». Это серия экологических проектов, в процессе которых учащиеся учатся выяснять, как деятельность человека влияет на окружающую среду. Это экскурсии к родникам и уборка на их территориях, сочинения о том, как можно помочь животным зимой, рассказ о своих добрых делах по отношению к природе.
Проект « Птичья столовая».
Проект «Дадим вторую жизнь бумаге!». Дети проводили свои исследования в области появления бумаги. Из вторичного сырья получили новую бумагу.
Проект « Родники, вы мои родники!». Дети познакомились с родниками своего села и историями, связанными с ними.
Проект « Арык – источник жизни нашего села». Исследовали и провели опыты с целью определения качества воды из этого родника.
Проект « Осторожно! Клещи!»
Проект « Музей под открытым небом»
Проект «Колобок». Виды деятельности проекта: 1 класс - знакомство со сказкой на уроках ОГ, на уроках технологии - лепка героев. Постановка спектакля «Приключения Колобка»
Проект « Культурный дневник школьника»
Наши ученики принимают участие на конкурсах проектно-исследовательских работ разных уровней и занимают первые и призовые места.
В нашей школе проводятся региональные, республиканские, международные конференции, семинары, конкурсы. Учащиеся успешно выполняют и защищают проектно-исследовательские работы. Учителя выступают с докладами и показывают мастер-классы перед известными учеными, учителями республики и зарубежными студентами-аспирантами.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с различными источниками информации. Они стали проявлять инициативу, учатся мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация.
Учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы: 1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
5. Повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.
Работа над проектами дает хорошие результаты:учебный материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний, т.о. повышается мотивация учащихся к учению.
Мы будем продолжать начатую работу, искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Литература:
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки. Администрация Самарской области. Самара, 2003.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под редакцией Е.С. Полат. – М.: Academia, 2000.