kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа по окружающему миру«Бабочка Аполлон Аммосова –красавица крайнего севера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бабочки - наиболее многочисленный отряд насекомых т(около 140.000 видов). Бабочки издавна привлекали внимание людей. Цель работы: изучение особенностей строения и жизнедеятельности бабочек в условиях Крайнего севера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по окружающему миру«Бабочка Аполлон Аммосова –красавица крайнего севера»»

ХVII РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Шаг в будущее»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №7"























Тема: «Бабочка Аполлон Аммосова –красавица крайнего севера»





Автор:

Хлебников Егор

ученик 4 А класса МБОУ «СОШ № 7»



Руководители:

Анохина Юлия Леонидовна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 7»

Хлебникова Анастасия Васильевна

педагог-психолог МБОУ «СОШ № 7»




г. Мирный

2021



Оглавление

Стр.

Введение


Изучение условий жизни бабочек Аполлона в дикой природе


Бабочка Аполлон Аммосова


Практическая часть


Заключение


Список использованных источников


Приложение




























Введение

Бабочки — один из самых крупных отрядов насекомых, включающий около 140 тысяч видов. Бабочки издавна привлекали внимание человека. Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающими с цветка на цветок? Древние недаром называли их летающими цветами - до того они красивы! Бабочки - рекордсмены природы. По разнообразию окраски они вне конкуренции.

Цель моей работы - изучение особенностей строения и жизнедеятельности бабочки Аполлон Амоссова в условиях Крайнего севера

Задачи:

  • Собрать интересный материал о бабочках, узнать кто такие бабочки, изучить их жизнь;

  • Из энциклопедий, научных журналов, интернета узнать про изучаемый вид бабочек, его место обитания, строение, жизненный цикл;

  • Понять, почему бабочка Аполлон Аммосова является уникальным представителем природы Якутии;

  • Изучить возможность выведения бабочки в домашних условиях.

Объект исследования: бабочка Аполлон Аммосова.

Предмет исследования: бабочка Аполлон Аммосова, места обитания, строение, жизненный цикл

Гипотеза: я предполагаю, что вырастить бабочек у себя дома возможно при соблюдении определенных условий

Методы исследования:

  1. Изучение литературы;

  2. Анализ;

  3. Эксперимент;

  4. Фотографирование;

  5. Обобщение.

Изучение условий жизни бабочек Аполлона в дикой природе.

Бабочка относится к классу насекомые, типу членистоногие, отряду чешуекрылые (лат. Lepidóptera). Русское название «бабочка» произошло от старославянского слова «babъka», обозначавшего понятие «старуха» или «бабка». В верованиях древних славян считалось, что это души умерших, поэтому люди относились к ним почтительно.

Аполлон – бабочка, получившая свое название в честь Бога красоты и света Аполлона.

Вид бабочек Аполлона насчитывает около шестисот подвидов и представляет огромный интерес у современных натуралистов.

Цвет крыльев взрослой бабочки варьируется от белого до светло-кремового. А после выступления из кокона цвет крыльев аполлона желтоватый. На верхних крыльях располагаются несколько темных (черных) пятен. На нижних крыльях расположены несколько красных округлых пятен с темным контуром, а также нижние крылья имеют закругленную форму. Тело бабочки полностью покрыто небольшим волосками. Ноги достаточно короткие, также покрыты небольшими волосками и имеют кремовый окрас. Глаза достаточно крупные, занимающие большую часть боковой поверхности головы. Усики имеют форму булавы.

Гусеница бабочки аполлона достаточно крупная. Имеет черный окрас с яркими красно-оранжевыми пятнами по всему телу. Также по всему телу располагаются волоски, которые защищают ее от хищников.з удивительных представителей своего семейства.

Встретить эту удивительной красоты бабочку можно с начала июня по конец август. Основной ареал обитания аполлона – гористая местность (зачастую на известняковых почвах) ряда Европейских стран (Скандинавия, Финляндия, Испания), Альпийские луга, центральная Россия, южная часть Урала, Якутия, а также Монголия.

Питание бабочек

Аполлон дневная бабочка, основной пик активности приходиться на полдень. Взрослая бабочка, как и полагается бабочкам, питается нектаром цветов. Основной рацион состоит из нектара цветков рода бодяк, клевера, душицы, крестовника обыкновенного и василька. В поисках пропитания бабочка может пролетать за день расстояние до пяти километров.

Как и большинства бабочек, питание происходит посредством спиралевидного хоботка.

Гусеница этой бабочки питается листьями и крайне прожорлива. Сразу после вылупления гусеница начинает питаться. Съев все листья на растении, перемещается на следующее.

Размножение и продолжительность жизни бабочек Аполлон

Перед окукливанием гусеница сильно начинает беспокоиться, быстро передвигается, ища укрытие, иногда ее застают на пешеходных и проезжих дорогах. Найдя подходящее место, начинает вязать кокон, сначала сплетая несколько паутинок для основы капсулы, а потом продолжает более основательное плетение, пока не получится плотный, крепкий домик, для следующей стадии развития особи.

Куколки покрыты хитиновым покровом, через который вскоре после заматывания паутиной, начинают проступать очертания бабочки, очень четко выделяется хоботок, видны очертания будущих крыльев и глаз. Подвижны только кольца задней части куколки.



Метаморфозы жизненных циклов:

Стадия яйца – самка откладывает до 1000 яиц, группами по 10-15 штук, в нескольких местах, приклеивая их к листу выделениями из кончика брюшка. Оболочка яиц плотная, слизь твердеет, образуется твердая защита, наподобие хитинового покрова.

Стадия гусеницы – из яйца вылезает червь, сразу начиная грызть лист, на котором родился. У него вместо рта грызущий аппарат и две слюнные железы, жидкость, выделяемая этими железами, на воздухе застывает, образуя паутинку. По окончании цикла гусеницы, она выделяет паутину, начиная обматываться ею для превращения в куколку.

Стадия куколки – обычно замирает, для спячки в зимний период. Она приклеена к дереву или листку, реже завернута в листок. Первое время белая по цвету паутины, потом твердеет и покрывается белым налетом. Визуально сверху начинает просматриваться абрис будущей бабочки. Внутри незаметный глазу идет гистолиз – процесс растворения тела гусеницы. После чего начинается гистогенез – формирование органов будущей бабочки, ее скелета, органов чувств, крыльев и пищеварительной системы. Оба процесса идут параллельно.

Имаго – взрослый парусник выходит наружу, она мягкая, крылышки сложены и помяты. Буквально в течение часа двух, крылья расправляются, становясь крепкими, она умывается, расправляет усики и хоботок. Теперь она способна летать и размножаться, в июле-августе начинается брачный период!







Бабочка Аполлон Аммосова

В условиях крайнего Севера, где самое короткое лето и самая длинная зима, обитает уникальная бабочка – Аполлон Аммосова.

Летом 1984 года аспиранткой Людмилой Поповой в Восточной Якутии найден самый мелкий вид Аполлона – длина его переднего крыла всего 20мм. Он назван аполлоном Аммосова в память о якутском энтомологе Юрии Николаевиче Аммосове.

Уникальность Аполлона Аммосова в том, что в большинстве своем аполлоны – крупные светлые бабочки с черными и красными пятнами на крыльях, а Аполлон Аммосова – один из самых мелких среди аполлонов, летает сравнительно рано, в конце мая-начале июня. Это время распутицы в Якутии, что «скрывало» и охраняло бабочек.

Размножение. Самки откладывают яйца поодиночке в основание только одного растения – хохлатки Городкова, один раз в два года. В дальнейшем только это растение будет служить кормом гусеницам. Затем наступает стадия, когда гусеница превращается в куколку. Через некоторое время оболочка куколки разрывается и через образовавшиеся щели на волю выбирается уже взрослая бабочка.

Внешний вид. Длина переднего крыла 16-25 мм. Крылья самцов белого цвета. На передних крыльях имеются три узких черных пятна. На задних крыльях, кроме черного поля, имеются по два мелких черных пятна, лишенных красного центра.

Самки отличаются покровом белых чешуек, из-за чего крылья кажутся сероватыми, а также сильно расширенным и размытым темным рисунком. На задних крыльях имеются 2-4 черных пятна, в которых могут также присутствовать группы буро-красных чешуек.

Распространение. На хребте Сунтар-Хаята (верховья р. Восточная Хандыга).

Принятые и необходимые меры охраны. В 1989 году якутские туристы впервые увидели самца малого аполлона.

До этого в коллекциях самца нигде не было, а описал эту бабочку голландский ученый по двум самочкам, пойманным для коллекции летом 1917 года! И вот, чуть ли не через сто лет отыскалась недостающая мужская половина редкого вида. Именно это и послужило тому, что на эту бабочку открыли настоящую охоту, поэтому в 1990 г. постановлением Совета Министров ЯАССР виду придан статус особо охраняемого уникального представителя фауны Якутии.

Практическая часть

Бабочки – это украшение природы, но люди при виде бабочки почему-то сразу пытаются ее поймать. Такой ловец не успевает даже рассмотреть то, что ловил. Я подумал, что вместо того, чтобы ловить бабочек, гораздо интереснее было бы их размножать. Во дворе моего дома были кусты крапивы, на листьях которых были гусеницы. Я сорвал ветку крапивы с гусеницами, принес домой и поместил в банку, также в банку была помещена деревянная ветка, чтобы в дальнейшем куколка могла расположится на ней. Банка была закрыта специальной сетчатой крышкой, чтобы не был ограничен свободный доступ воздуха. На третий день моего эксперимента я увидел, что одна из гусениц прикрепилась к стенке банки и началась окукливаться, к концу четвертых суток в банке, вместо трех гусениц были три куколки, на шестые-седьмые сутки куколки бабочек стали совсем темные, все это время куколки как будто пульсировали, жизнь внутри не останавливалась ни на секунду. На восьмой день куколки стали совсем светлые, казалось, что они высохли и стали невесомые, поэтому их трепет стал еще заметнее. На девятый день, с утра появилась первая бабочка, окрас ее крыльев был почти черным, рисунка практически не было, крылья были похожи на смятый кусочек бумаги, бабочка сидела на палочке неподвижно, но часа через два крылышки расправились, стал виден красивый и яркий рисунок. Тоже самое произошло и с двумя другими бабочками, все они были выпущены в окно.

Заключение

Таким образом, гипотеза моего исследования подтвердилась. При соблюдении определенных условий из гусеницы можно вывести бабочку в домашних условиях.

Результаты моего исследования могут быть интересны как взрослым (в вопросах организации бизнеса), так и детям (в познавательных целях). Эти знания мне помогут на уроках окружающего мира, а также при подготовке докладов по энтомологии (наука, изучающая насекомых).

Исследуя бабочку Аполлон Аммосова и при выведении бабочки в домашних условиях, я сделал для себя очень важные выводы:

  • Бабочки – удивительные насекомые, которые восхищают нас своей красотой;

  • Изучение бабочек позволяет узнать много интересного и познавательного;

  • Бабочки, как и вся природа нуждаются в нашей охране и защите;

  • Природа нашей республики до сих пор является загадкой для многих ученых.









Список использованных источников

  1. «Саха сирин уунээйитэ, кыыла-суолэ», В.Н. Винокуров, изд. «Бичик».

  2. «Материалы Красной книги Якутии в школьной практике», В.Н.Винокуров, А.В.Винокурова, Якутск, 1994г.

  3. «Насекомые Якутии. Бабочки», Е.Л.Каймук, Н.Н.Винокуров, А.П.Бурнашова, изд. «Бичик» 2005г.

  4. материалы с официального сайта Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия ) www.nature.ykt.ru

  5. Бабочки и мотыльки / Перевод с английского Васильева Б.Д.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011г. - 64с .

  6. Дунаева Ю.А. Бабочки-СПб. «БКК» 2009г.- 96с

  7. Жизнь животных. Том 3. Под редакцией, М.: «Просвещение», 1984.- с. 308-309.

  8. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 7 класс, М.: "Просвещение", 2017г.- 256 с.

  9. Пономарёв И.Н. Биология 7 класс «Животные», М.: «Вентана-Граф», 2006г.-133 с.

  10. Сайт "Википедия" http//www/Wikipedia.jrg

  11. Сайт "Зоодруг" http//www/zoodrug.ru/topic1939.html

  12. Сайт "Про животных: интернет-журнал Энимал Ридер" https://animalreader.ru/morfo-bolshie-i-neveroyatno-krasivyie-babochki.html










Приложение






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анохина Юлия Леонидовна

Дата: 14.02.2022

Номер свидетельства: 600193


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства