kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность,как фактор развития личности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов- один из немногих методов выводящих педагогический процесс из стен школы в жизнь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность,как фактор развития личности учащихся»

Проектная деятельность, как фактор развития личности учащихся.

Кожемякина О. С.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица.

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. В ГОС сказано: «Цель образования – не сумма ЗУНов, а характеристики сформированности познавательных и личностных способностей».

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI, века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Он возник в США во второй половине 19 в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Основные положения его теории:

• истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

• усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;

• ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условия успешности обучения согласно теории Д. Дьюи:

• проблематизация учебного материала;

• познавательная активность ребенка;

• связь обучения с жизненным опытом ребенка;

• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике.

Этот метод использовался и в России в 20-х годах прошлого столетия (в педагогической практике С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др.).

«Цель и смысл образования – развитие личности учащегося» (ГОС). Т. о., метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе.

Проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения.

При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

Выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются источники информации по каждому направлению.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач

Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы.

Демонстрируют умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы.

Результаты представляются в виде творческих работ.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д.

Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы.

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Темы работ учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием.

Наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Тема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения работы целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий и работы дома с участием родителей.

Я работаю учителем начальных классов школе. В школе некоторые учителя с опаской относятся к данному методу, поскольку дети ещё совсем маленькие, и рассчитывать на их самостоятельность конечно не приходится. Но, не смотря на все эти опасения, мы решились в 1 классе использовать данный метод. Тему для проекта выбрали самую на наш взгляд простую и доступную «Моя семья». Конечно, были сомнения, что вместо самостоятельных работ, мы получим работы, выполненные родителями, но… к нашему удивлению дети творчески подошли к этой работе и мы получили замечательные, интересны проекты. Кто-то оформил фотоальбом, кто-то нарисовал генеалогические дерево, кто-то написал рассказ о своей семье. Работы получились разнообразными и интересными. Презентация работ выглядела как праздник, дети с нескрываемой гордостью показывали то, что у них получилось, а затем рассказывали о своей семье. Поскольку это у нас был первый опыт, мы немножко отступили от плана и после анализа результатов обсудили ещё раз то, как дети выполняли работу, многим хотелось поделиться своим опытом. Проект был индивидуальным.

В следующий раз мы решились взять более сложную тему и … сразу поучаствовать в конкурсе. Хотя в данном конкурсе, как мы узнали позже, участвуют в основном учащиеся лицеев и гимназий, но, поскольку это тоже был наш первый опыт, мы смело взялись за работу. Тема нашего проекта была в сфере интересов детей. «Игрушка». Детям было предложено, что они с восторгом приняли, подготовить проект о народной игрушке. Работа продолжалась дольше…

Как мы готовились.

  1. Выбрали тему.

  2. Подобрали материал из интернета.

  3. Посетили библиотеку, нашли книги по данной теме, прочитали их.

  4. Узнали, кто в нашем городе интересуется тряпичными куклами, связались с ними и получили полезную информацию.

  5. Позвонили в музей и договорились об интересующей нас экскурсии.

  6. Подготовили и посмотрели презентацию по теме.

  7. После уроков в классе мастерили кукол.

  8. Написали рефераты.

  9. Подготовились и защитили свои рефераты в классе.

  10. Целенаправленно подготовились к защите реферата на городской конкурс.

  11. В итоге, девочка, выступавшая на конкурсе с презентацией проекта, заняла призовое место.

  • Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим.

  • Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

  • Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.

Заключение.

  • Результаты показывают, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.

  • Работа над проектами даёт детям возможность развития личности, обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные жизненные ситуации.

  • Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательного активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная деятельность,как фактор развития личности учащихся

Автор: Кожемякина Ольга Сергеевна

Дата: 05.11.2018

Номер свидетельства: 483563


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства