kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по технологии "Кукла из подручного материала своими руками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: современные дети всё больше и больше играют в компьютерные игры, забывая об обыкновенной кукле, футбольном мяче, скакалке. В нашу жизнь входят компьютеры со всех сторон, дети практически с рождения начинают играть в планшеты и телефоны, не заботясь о собственном здоровье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по технологии "Кукла из подручного материала своими руками"»

МКОУ Новочановская СОШ-Усть-Тандовская ООШ













Тема: «Кукла своими руками из подручного материала»









Выполнила:

ученица 3 класса

Ильина Екатерина

руководитель:

учитель начальных классов

Андронова Виктория Леонидовна







2021 год







Содержание

Введение……………………………………………………………………………

II.Основная часть……………………………………………………………

1. История куклы

2. Куклы моих бабушек и мам.

3.Роль куклы в развитии детей.

3.1.Роль кукол в воспитании детей.

3.2.Покупка кукол.

3.3.Коррекция поведения ребёнка с помощью кукол.

3.4.Игры мальчиков с куклами.

II.Практическаячасть……………………………………………………………

1.Эксперимент.

2.Анкетирование.

3.Создание кукол своими руками.

3.1. Кукла из бытовых отходов.

4. Проведение мастер класса

III. Заключение.……………………………………………………………………...

Список использованной литературы и других источников…………………

















Введение

Кто в куклы не играл, тот радости не знал

Актуальность: современные дети всё больше и больше играют в компьютерные игры, забывая об обыкновенной кукле, футбольном мяче, скакалке. В нашу жизнь входят компьютеры со всех сторон, дети практически с рождения начинают играть в планшеты и телефоны, не заботясь о собственном здоровье.

Столкнувшись с этой проблемой, решила разработать систему таких действий, чтобы они смогли отвлечь учащихся моего класса от компьютеров и телефонов, возродив традиционную игру в куклы.

Гипотеза: я предположила, что, если рассказать моим одноклассникам о куклах, узнать, в какие куклы играли наши бабушки, завлечь современных

детей изготовлением кукол своими руками, то они меньше будут играть в компьютерные игры и проводить практически всё свободное время с гаджетами в руках.

Цель исследования: попытаться уберечь одноклассников от негативного влияния компьютеров и гаджетов игр через осознание ценности живого общения с игрушкой-куклой, через возрождение игры в куклы.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения куклы.

  2. Узнать, в какие куклы играли бабушки и мамы.

  3. Провести анкетирование учащихся моего класса.

  4. Создать куклу своими руками.

  5. Завлечь одноклассников игрой в куклы, через проведение мастер класса по изготовлению куклы из бросового материала.

Объект исследования: кукла и современные дети.

Предмет исследования: кукла.

Продукт: кукла, созданная своими руками.

Методы исследования: анализ литературы и результатов деятельности, анкетирование, беседа, эксперимент, наблюдение, обобщение.



  1. Основная часть.

1.Значение слова кукла.

Начиная свою работу, я в первую очередь задала себе вопрос: что же такое кукла? Определение слова «кукла» я нашла -

  1. в словаре Ожегова

Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека или животного, сделанная из разных материалов;

  1. в словаре Даля:

Кукла — игрушка, сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр., подобие человека, а иногда и животного.

2. История куклы

Из печатных и сетевых источников узнала, что куклы появились давно,

как только люди научились лепить из глины, вырезать из дерева и высекать

из камня. С развитием цивилизации кукла заняла определенное место в жизни людей. В каждом доме, и в древней Греции, и в античном Риме, были

свои куклы, иногда даже коллекции кукол. Они составляли часть убранства комнаты или украшали стол. Также в античных раскопках встречаются «останки кукол-марионеток», которые управлялись либо проволокой, воткнутой в голову, либо нитками. «Останки» эти легко можно было собрать

в целую куклу, потому что у ног, рук, туловища и головы были дырочки, сквозь которые нужно было только продеть веревочку или проволоку. Издавна в русских крестьянских семьях дети играли тряпичными куклами, которых делали из любого кусочка ткани с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Кукол наряжали, но лицо не рисовали, такие куклы назывались безликими. Также были и другие куклы, которые принимали участие в первых праздничных демонстрациях. Куклы придавали праздничным шествиям особый задор и карнавальную красочность.

На протяжении истории куклы имели самое большое применение в жизни людей. Люди использовали кукол в быту, в религиозных обрядах, втеатральных представлениях. Постепенно куклы стали применяться больше в театральных представлениях и как игрушки для детей.







3. Куклы моих бабушек и мамы.

Детство моих бабушек прошло в послевоенное время. Из рассказа мамы я узнала, что моя прабабушка по маминой линии, Мария Микусьевна, изготавливала для своих дочерей кукол из сена, соломы или лыка, шила их из лоскутков ткани, набивала им руки, ноги, туловищеватой или крутила их из носовых платочков.Примерно с такими куклами играла моя бабушка Нина (рис.1)

Рис.1

Примерно с такими куклами из початков кукурузы играли мои бабушки (рис 2.)

Рис.2





Побеседовав с бабушкой Людмилой, папиной мамой, я узнала, что у неё были куклы, сделанные из палочек или веток. Палочки скрещивали и скрепляли их ниткой. Голову кукле делали из глины. Поверх заготовки надевали мешковину.

У наших мам детство было более счастливое и яркое. Мама рассказала, что у неё в детстве была любимая пластмассовая кукла Алла с красивым нарядом и пышными волосами. Когда маме было три года, эта кукла была с неё ростом. Мама снимала с куклы её пластмассовые туфли, надевала их и ходила в них по дому. Маме нравилось ложиться спать в кроватку, в которой должна была лежать кукла Алла. Подрастая, мама была увлечена бумажными куклами с большим комплектом одежды. А еще у неё было много пупсиков, с которыми она могла играть часами со своими подружками. Некоторые куклы, в которые играла моя мама, сохранились. Они находятся на её родине, на чердаке дома. Конечно же, мне хочется их увидеть и взять в руки.

Примерно с такими куклами играла в детстве моя мама (рис.3).

Рис.3

Несмотря на то, что у мамы были производстенные куклы, она любила играть в куклы из початков кукурузы и делать им разные причёски. У меня тоже есть небольшой опыт плетения кос из шёлковых волокон кукурузы. Это действие очень приятное и занимательное. Посмотрите, как можно преобразить обычный початок кукурузы (рис.4.).

Рис.4

4. Роль куклы в развитии детей

3.1.Роль куклы в воспитании детей.

Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы – наше отражение. В них ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет себя с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать.

3.2.Покупка кукол.

Сегодня в магазинах представлен огромный выбор игрушек, покупая которые, мы редко задумываемся – сколько пользы они могут принести, а сколько вреда.

Для маленького ребенка у куклы:

-детская внешность;

- экологический материал, без резкого запаха, мягкий и приятный на ощупь;

- игрушка не должна иметь острых углов, слишком мелких частиц;

- волосы прочно держатся, их можно расчёсывать;

- телесные признаки пола отсутствуют;

- куклу можно переодевать без расчленения тела;

По мере взросления ребенка, старше становится и кукла:

- у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону;

- девочки имеют право играть в солдатики, а мальчики – интересоваться куклами – модницами: так дети познают различие полов и социальных ролей;

- для ребенка не важна цена куклы, кому –то ближе дешёвый голыш, чем шикарная, но нелюбимая кукла – поэтому всегда интересуйтесь у ребенка – что именно ему хотелось бы.

Надо помнить, что маленьких детей пугают большие игрушки – одного с ними роста, а тем более, выше

Родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.

3.3.Коррекция поведения ребёнка с помощью кукол.

Существует куклотерапия. С помощью неё психологи работают с детскими страхами и переживаниями. В куклотерапии применяются различные куклы.


3.4.Игры мальчиков с куклами.

Многие уверены, что кукла – это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики с удовольствием играют с куклами, что нередко шокирует пап. Ничего предосудительного и настораживающего здесь нет. Любой ребенок нуждается в усвоении и освоении человеческих отношений. Например, мальчик проигрывает с куклой различные конфликты, возникающие в его жизни. В игре «дочки – матери» мальчики участвуют в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявлять участие и заботу. Мальчики играют в куклы по – своему. Они строят дома для кукол, катают их в машинках.

К сожалению, сегодняшние куклы для мальчиков оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди – человек – паук, Бэтмен, трансформеры и т.д.

Ребенок – мальчик или девочка, прежде всего, человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребенке. Так что, не лишайте мальчиков игры с куклами – для них это необходимо.

II. Практическая часть

1.Эксперимент.

У меня имеется множество различных кукол и я с ними играю.Мне стало интересно узнать у своих одноклассников о наличии у них этих игрушек. Для этого я решила провести эксперимент: ребятам было предложено принести из дома имеющиеся у них куклы и рассказать о них. Многие откликнулись. В классе была организована выставка кукл. Вот что у нас получилось (рис.5).








Рис.5



2. Анкетирование.

Далее я провела анкетирование ребят. (Приложение 1).

Результаты анкетирования представлены в виде ……..

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что….. дети не хотят играть вкуклы, дома не ценятся куклы, сделанные своими руками. Я обратилась с просьбой к классному руководителю, чтобы родители учащихся были ознакомлены с результатами анкетирования и сделали для себя соответствующие выводы.

3. Создание кукол своими руками.

Ранее мною были созданы куклы из различных материалов. Например, из пластилина, бумаги, солёного теста, бросового материала (рис.6), соломы и лоскутков ткани (рис.7), лоскутков ткани и синтепона, шерстяных ниток (рис.8), из лыка - масленичная кукла.

Я использовала набор для шитья мягкой куклы, в котором имелись подробная инструкция, ткань, выкроенные детали, декоративные элементы, волосы и даже кеды. Вот какая кукла у меня получилась.


3.1. Кукла из бытовых отходов.

Проводя исследовательскую работу, мне пришла мысль о создании куклы из бытовых отходов. Когда отходы попадают в окружающую среду, они начинают оказывать на нее губительное воздействие.Поделки из бытовых отходов могут стать по-настоящему полезными в повседневной жизни. Их изготовление поможет детям развить творческие способности и интересно провести время. При этом не понадобится тратить деньги, ведь любые материалы наверняка уже имеются в доме.Нельзя недооценивать губительное воздействие человека на окружающую среду. В игровой манере можно с раннего возраста научить детей задумываться о проблемах экологии, заботится о сохранении природы. А занятие творчеством пойдет на пользу.

Вот такая кукла «Барышня» из бытовых отходов у меня получилась (рис.12).




Рис.12


4. Проведение мастер-класса.


О своих исследованиях я решила рассказать одноклассникам. Принесла

в класс куклы, сделанные мною, рассказала том, как появились куклы. Ещё рассказала о куклах, в которые играли бабушки и мама. Ученики моего класса с удивлением рассматривали самодельные куклы. Особенно их заинтересовала кукла, изготовленная из бросового материала. Тем самым родилась идея проведения мастер-класса по изготовлению такой куклы.


4.1. План изготовления куклы.


  1. Начинала работу с наклеивания фантиков напластиковой бутылки сверху, с блузки: сначала собираем края 2-х фантиков у горлышка бутылки, предварительно намазав клеем. Чтобы лучше прилегало, можно привязать ниткой, в конце работы нитку убрать.

  2. Для сарафана или пышной юбки склеиваемфантики (упаковочную бумагу), подобрав узор. Вырезаем ажурную кромку фантика и приклеиваем (можно приклеить ленту или тесьму). Получился красивый поясок, подчеркнувший талию куклы.

  3. Для рукавов склеиваем фантики в цилиндр, собираем низ рукава и верх и приклеиваем к плечам. Можно кукле сделать руки: в фантики завернуть ватные палочки или пушистую проволоку, снизу зафиксировать ленточкой (чтобы палочка не упала), а потом уже приклеить к плечам.

  4. Вырезаем из фантика полоски для лямок сарафана и приклеиваем их. Если делаем пышную юбку, то дополняем её фантиками.

  5. Приклеиваем теннисный шарик или пластиковую ложку к горлышку бутылки – это будет голова.

  6. Волосы делаем из шерстяных ниток: наматываем большую пасму для косы (она должна быть длиннее туловища, т.к. при плетении она уменьшается) и маленькую для челки, посередине перевязываем.

  7. Приклеиваем к голове сначала челку, затем косу.

  8. Прикрепляем глазки, фломастером рисуем рот, румянец.

  9. Ровняем волосы, заплетаем косу, завязываем бант, вырезаем из фантика полоску или приклеиваем тесьму - делаем венок, надеваем на голову, кукла готова. Если делаем «Барышню», то можно ей сделать шляпку: вырезаем круг из картона, сверху приклеиваем крышку от бутылки и декорируем. Вот такие куклы у нас могут получиться (рис.13).

  10. Чтобы кукла не упала, можно в бутылку насыпать немного какой-либо. Тогда она станет даже интереснее и будет звучать.

Рис.13

В такой же последовательности можно сделать куклу-мальчика. Например, мушкетёра (рис.14).

Рис.14

4.2. Результаты мастер-класса


Рис.15

После завершения мастер-класса я предложила Марине Валерьевне и ребятам создать в классе кукольный театр. Они поддержали мою идею.


Фея знала своё дело, и, летая в небесах,

Днём и ночью, то и дело, совершала чудеса.

Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,

Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.

И в её руках послушных обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.

А потом свои трофеи раздавала людям фея.

Потому что это средство, чтобы вечно помнить детство.

Лариса Рубальская.

III. Заключение

Игрушки были во все времена.,,,,,,,,,,,,,,,

Результатами работы стало:

1. Изучение истории возникновения куклы.

2.Узнали, в какие куклы играли бабушки и мамы.

3. Провели анкетирование учащихся класса, выявили, что дети класса не играют в куклы.

4. Создали куклу своими руками.

5.Через проведение мастер-класса показали одноклассникам удивительный мир куклы.

6. В проекте создание в классе кукольного театра.

Я смогла завлечь одноклассников игрой в куклы. Теперь

они меньше будут играть в компьютерные игры на телефонах и планшетах.

Играйте в куклы и будьте счастливы!





Список использованной литературы и других источников:

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Ожегов С.И. . Словарь русского языка

1 Грушина, Л.В. Лоскутные куколки. Москва. Издательский

дом «Карапуз». 2012г.

2 Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,

технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и

традиции, 2007.- 120 с.

3 История возникновения кукол [Электронный

ресурс] http://sozidanie-ofis.narod.ru/Kukla-2.htm

Кукурузные причёски https://ok.ru/kikikids/topic/151802683272006

Роль куклы в развитии детей.https://www.b17.ru/article/6174/

Поделки из бытовых отходов своими руками.https://gidrukodeliya.ru/podelki-iz-bytovyh-othodov

Мастер-класс. Куклы из бросового материала своими руками.https://ped-kopilka.ru/blogs/shabunova-ludmila/master-klas-kukly-iz-brosovogo-materiala.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект по технологии "Кукла из подручного материала своими руками"

Автор: Андронова Виктория Леонидовна

Дата: 10.09.2021

Номер свидетельства: 586466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства