Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. История фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном сохранении изображений окружающих нас явлений и предметов, один из самых ярких и бурных этапов развития современной информационной технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект НПК Загадочный мир фотографий»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 45 г.Тюмени
Загадочный мир фотографий
Автор:
Березина Виктория,
МАОУ Средняя общеобразовательная
школа № 45 города Тюмени
3И класс
Научный руководитель:
Новикова Оксана Викторовна,
учитель географии
МАОУ Средняя общеобразовательная
школа № 45 города Тюмени
г. Тюмень
2020
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. История развития и виды фотографий. 1.1 Как начиналась фотография?....................................................................................5
1.2 Путь к искусству……………………………………………………………………8
1.3 Развитие фотографии как общественная потребность…………………………...9
1.4 Виды фотографий………………………………………………………………….11
ГЛАВА 2. Современное искусство фотографировать и как стать отменным фотографом. 2.1 Фотография – это современное искусство……………………………………….12
2.2 Многогранная деятельность фотографа………………………………………….13
2.3 Что нужно знать, как научиться сделать красивые фотографии?........................15
ГЛАВА3. Социологическое исследование и опрос среди обучающихся………18
Заключение……………………………………………………………………….........20
Список используемой литературы…………………………………………………….21
Введение.
Сколько у Вас фотоаппаратов? Один – в мобильном телефоне, один – в планшетнике, старая «мыльница», еще где-то на полке «зеркалка» …А сколько в Вашем альбоме снимков, которыми восхищаются, и которыми Вы гордитесь? Не исключено, что примерно столько же.
Стремление человека запечатлеть лучшие моменты своей жизни нашло отражение в том, что для многих фотография стала любимым занятием. Занятие фотографией – одно из самых востребованных и увлекательных на сегодняшний день. Связано это с тем, что фотография – наиболее доступный вид творчества каждому. Но далеко не самый простой! Высокий уровень современной техники предъявляет новые требования к тем, кто фиксирует жанровые сцены, пейзажи, портреты, производственные моменты. Именно поэтому так бросается в глаза разница между профессиональной съемкой и просто кадрами с фотоаппарата.
В наше время идут нескончаемые споры о том, можно ли отнести фотографию к искусству, или же скорее она является лишь средством его достижения, всё равно как, к примеру, холст и краски? С помощью них можно создать настоящие произведения искусства, и с такой, же долей вероятности можно «построить» бизнес. Ведь в современном мире фотограф это не только творческая личность, но и фотожурналист, дизайнер; его произведения выступают как самостоятельный вид – фотореклама. Без качественной фотосъёмки не обходится ни одно торжественное мероприятие. Фотография востребована! И все, кто любит фотографию, любуется шедеврами профессионалов, сам создаёт качественные, неповторимые работы, не устают повторять: фотография – это искусство! Искусство – это, в моем понимании, процесс или выражение внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов, где отражается идеи, чувства или эмоции.
В данной работе «взгляд сфокусирован» в большей степени на историческую литературуМорозова С. «Искусство видеть», М., 1963; его же, «Фотография среди искусств», [М., 1971]; последовательное и наиболее полное изложение материала по данной теме было найдено в учебно-методическом пособии Л.П.Дыко «Основы композиции в фотографии». В работе над методической частью была использована работа Антона Карпина «Золотое сечение в фотографии», где раскрывается развитие фотографии и достижение ее как искусство.
Предмет исследования: фотография.
Объект исследования: фотографирование.
Цель исследования: узнать является ли фотография современным видом искусства или только техническим средством передачи информации и фактов?
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
3. Сравнить фотографию с живописью в плане художественной ценности;
4. Проанализировать влияние фотографии на искусство и на развитие современной культуры, науки и техники;
5. Презентовать материал по изучению истории развития фотографии и принципе ее действия в деятельности;
6. Подготовить творческие работы.
ГЛАВА 1. История развития и виды фотографий.
1.1 Как начиналась фотография?
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. История фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном сохранении изображений окружающих нас явлений и предметов, один из самых ярких и бурных этапов развития современной информационной технологии. Только оглядываясь на прошлое фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое оно оказало на развитие современной культуры, науки и техники. Создается ощущение, что сейчас нет искусства более распространенного, чем фотография. Широкое распространение этого вида творчества связано с абсолютной доступностью фототехники – пособий по ее освоению, а главное, не ослабевающего к ней интереса и, последнее время, широкого коммерческого спроса. Я же хочу, не вдаваясь в производственные подробности развития технологии рассказать немного о зарождении фотографии и о сферах ее применения в 19 веке. Датой изобретения фотографии и возникновения самого слова принято считать 1839 год. Так как именно тогда Луи-Жак-Манде Дагер представил широкой публике свой способ получения изображения – дагеротипию (прил.№1). Технология Дагера основывалась на трех новациях: использовании светочувствительности йодистого серебра, проявляющей способности паров ртути и свойствах раствора поваренной соли закреплять возникающее таким образом изображение. Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Талбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге) (прил.№2). Однако первая фотография была сделана ранее – в 1822 году французом Джозефом Нисефором Ньепсом, и назвалась она «Вид из окна» (прил.№3).
Фотография явилась прямым порождением 19-ого века – века промышленной революции и принципиальных социальных изменений Рукотворное изображение уже не было в состоянии удовлетворить все потребности динамично развивающегося общества. По всему западному миру активно растет многообразное производство; оно стимулирует развитие архитектуры, науки, приводит к интенсивному росту городов.
. На заре своего появления и до конца 19 века фотография не рассматривается как искусство, а существует скорее как вспомогательное средство. Например, документирование и фиксация городского пространства в помощь художникам, чтобы они, срисовывая, могли оттачивать свое мастерство. Примером такого применения фотографии могут служить работы французского фотографа Эжена Атже. Он фотографировал Париж – здания, улицы, людей, – в его работах отчётливо видится поэтическое начало, любовь к городу и особый взгляд фланёра – человека, заинтригованного драмами городской жизни (прил. №4).
Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки. Андрей Деньер (создавший первым альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры), Павел Ольхин (способствовавший появлению в 1887 году журнала «Фотографический вестник»), Евгений Буринский (разработавший уникальный метод выявления угасших текстов). Среди них был и Император Николай II. Царь был увлечен фотографией и кинофильмами. Это увлечение он привил и другим членам своей семьи. С детства дети Романовых учились фотографировать, сам Николай также делал много семейных снимков, а также фотографий на другую тематику. Одной из любимых тем для фотографии у Николая была природа. Фотографией Николай занимался во время поездок на отдых, во время прогулок, охоты и семейных праздников. Просмотр кинофильмов также был главным увлечением царской семьи (прил.№5). Говоря о технических достижениях в области фотографии в России до 1917 года, можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы.
Постепенно возникает понимание фотографии как вида творчества. Надо сказать, что изначальное неприятие фотографии как искусства связано с тем, что фотоизображение фиксирует много того, что художественное творчество оставляло позади: рутину, неправильность, простоту. И еще, одна из центральных проблем любого вида искусства - проблема его языка. Анализируя историю изобразительного языка фотографии, выделяют несколько периодов его развития: вначале фотографы предпочитали снимать монументальное, недвижимое (горы, дома). Для портретов же моделям приходилось надолго застывать. Этот первый период начался в 1839 г. и продолжался как основной немногим более десятилетия.
1.2 Путь к искусству.
Новый этап развития художественной фотографии связан с международным движением, получившим название пикториализм. Фотография пыталась сблизиться с графикой и живописью эпохи таких направлений, как импрессионизм, живопись, символизм, югендстиль, арт-нуво и др. Недостаток данной технологии (отсутствие богатства тональностей) компенсировался нанесением краски при печати (прил.№6). Одной из причин возникновения пикториализма, безусловно, является стремление фотографов к превращению собственной практики в форму художественного самовыражения, по своему статусу и творческим возможностям ни в чем не уступающую изобразительному искусству. Попытку преодоления противоречий пикториализма предприняли художники, которые дисгармонии и репрезентации противопоставляли богатство тональностей, внутреннюю музыкальность, что органично присуще самой реальности, а не навязано ей искусственно. Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение.
1.3 Развитие фотографии как общественная потребность.
1.Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло репортажности (Прил.№7).
2. Фотография освободила живопись от утилитарной функции - изобразительной фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задач живописи. Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного.
3.Специфику фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Нацелив внимание на фотопроизведение, можно выделить ряд значимых характеристик, раскрывающих особенности фотографии - это изобразительный образ документального значения. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Фотография включает в себя и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи. Разумеется, нельзя от каждого служебного информационного снимка требовать высокого искусства, но и нельзя в каждом высокохудожественном произведении видеть только видеоинформацию и фотодокумент.
Документализм, подлинность, реальность - это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру. Документализм - качество, впервые проникшее в художественную культуру с появлением фотографии (прил. №8)
4.Цвет - один из важнейших компонентов современного фотоискусства (прил.№9). Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фотообраз внешне более достоверным. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии:
*Первое из них - снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замышлено.
*Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства - живописи, театра и более поздних смежных технических - кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии.
*Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового.
1.4Виды фотографий.
Чёрно-белая фотография — исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта. Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии(метод цветоделения). Для получения цветного снимка по этому использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение. Несмотря на многочисленные недостатки (быстрое выцветание красок, хрупкость пластин, зернистость изображения), метод быстро завоевал популярность и до 1935 г. в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок. Альтернативы этой технологии появились только в 1930-х годах: Agfacolor в 1932 году, Kodachrome в 1935, Polaroid в 1963.
Цифровая фотография - относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году, когда компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей, записывающей снимки на диск. Этот аппарат не был цифровым в современном понимании (на диск записывался аналоговый сигнал), однако позволял отказаться от фотоплёнки. Первая полноценная цифровая камера - DCS 100 - была выпущена в 1990 году компанией Kodak. В настоящее время цифровая фотография повсеместно вытесняет плёночную в большинстве отраслей.
Фотошоп — это технический прогресс, дизайнерская полезная программа, один из главных изобретений в современной фотографии. При помощи фотошопа можно сделать многое. Если фотография плохая, то при помощи фотошопа ее, конечно, можно исправить.
ГЛАВА 2. Современное искусство фотографировать и как стать отменным фотографом.
2.1 Фотография – это современное искусство
Фотография как направление искусства очень многогранна. Практически любой современный человек сделает снимки в разных жанрах. Например, семейный кадр или фото с друзьями, фотографии красивых мест во время отдыха, прогулки или путешествия. Это все разные жанры. Но не все так просто, как правило, даже среди профессионалов нет фотографов универсалов, которые создают одинаково качественные и выразительные работы во всех жанрах сразу. Это обусловлено спецификой жанров и определенными сложностями, присущими тому или другому жанру фотографии.
Основные жанры фотографии: портрет, натюрморт, пейзаж, архитектура, репортаж, жанровая фотография, интерьер и репродукция.
Портретная съемка. Этот жанр родился моментально с появлением фотографии. В портрете фотографы стали повторять образы классической живописи: классический студийный портрет, репортаж, групповой, и, как бы это странно не звучало, жанровый портрет.
Натюрморт. Долгое время натюрморт считался второстепенным жанром фотографии. И чаше ему была отведена прикладная, обучающая роль. Но сейчас было бы ошибочно считать, что в этом жанре можно только оттачивать практические навыки. Натюрморт уже долгое время играет роль самостоятельного жанра, и эмоциональная сила не уступает портретам и пейзажам.
Пейзаж. Это классический жанр. Он развивался от съемок красивого ландшафта до съемок состояния природы. Через пейзажные снимки фотографы стали передавать состояние человека и его души.
Архитектура. У съемки архитектуры есть сходство со съемкой пейзажа, но есть и свои отличительные особенности. От выбора точки съемки зависит не только передача пространства, но и форма и пропорции объекта. Наиболее удачно город выглядит с верхней точки. Как будто архитектура создана для птиц, а не для людей.
Репортажная фотография. По определению репортер должен точно зафиксировать то или иное событие. Но по факту именно в этом жанре наиболее ярко проявляется характер автора и его отношения к происходящему. К примеру, снимая демонстрацию протеста, фотограф может показать в благоприятном свете любую из сторон. Власть - «плохая», демонстранты - «хорошие», а ведь можно показать, что насилие - это плохо, и снять только демонстрантов. В репортаже отношение фотографа очень важно, часто ему нужно обладать немалой беспристрастностью и объективным взглядом.
Жанровая фотография - очень близка к репортажу, кадры этой категории показывают жизнь такой, какая она есть. Влюбленная пара, играющие дети, нищий, просящий подаяния, и прочие сценки – это жанровая фотография. Такие снимки, способные вызвать сочувствие, радость, пользуются большой популярностью.
Интерьер. Будучи уже созданным, интерьер несет определенную эстетическую нагрузку. Главной задачей фотографа является запечатлеть интерьер без искажений, хотя можно воспользоваться необычными ракурсами. Из небольшого элемента складывается впечатление об окружающем его пространстве, и детали интерьера интересны сами по себе.
Репродукция. Это не художественное направление фотографии, но в Европейской ассоциации профессиональных фотографов репродукцию выделяют как отдельный жанр. В современном мире есть множество сканеров любых размеров и разрешений, тем не менее, репродукции продолжают снимать фотографы. Часто это связанно с невозможностью использования сканеров или другой копировальной техники. К тому же фотографическая репродукция, пожалуй, самый безопасный метод копирования для объекта, особенно если он имеет высокую ценность.
2.2 Многогранная деятельность фотографа.
В фотографии очень наглядно и присутствие, и отсутствие художественного стиля - моментальность и монументальность. В лице фотографа должен быть объединён и синтезирован человек техники и эстетики, человек, любящий точность, чёткость, и человек, подхватываемый порывом вдохновения, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность и гармонию. Фотохудожник должен обладать множеством качеств:
1.Фотохудожник в рекламе. Значение фоторекламы очень велико. Особенно, когда необходимо запечатлеть мгновение и отразить его на электронном и бумажном носителе. Основная задача хорошего фотографа - непосредственное влияние на эмоции и решения зрителя.
2.Фотохудожник в дизайне. Сфера для дизайнера является сплавом задач: соблюдение технического задания плюс создание в его рамках творческого произведения, которое при благоприятном стечении обстоятельств может претендовать на звание произведения искусства
2.3 Что нужно знать, как научиться сделать красивые фотографии?
1.Золотое сечение в фотографии.
Золотое сечение- воистину первое, о чем следует знать начинающему фотографу! Оно же иногда называется - правилом третей. Итак, что же такое - золотое сечение? Если выражаться максимально просто - то вы рисуете 2 воображаемые линии (горизонтальных и вертикальных) на равных расстояниях друг от друга и фактически делите изображение этими линиями на три части, отсюда и название - "правило третей". Это правило основано на теории о том, что глаза естественным образом обращают внимание на участки - находящиеся на пересечении таких линий и на самих линиях. Как правило, в фотографии - все главные линии находящиеся в кадре - должны находиться именно у этих воображаемых линий - делящих кадр на трети... Хорошим примером этого являются пейзажные фотографии. У большинства хороших пейзажей - линия горизонта расположена как раз на уровне верхней или нижней линии золотого сечения. Особенно часто важно это в портретной фотографии. Впрочем, как и в других жанрах.
2.Линейная перспектива в фотографии и не только...
Что такое перспектива - и как она поможет сделать фотографии более красивыми и выразительными. Разделяют три вида перспективы - линейную, тональную и обратную. Перспектива призвана - усилить выразительность фотографии, придать фотографии глубину, а иногда - чтобы сфокусировать внимание зрителя на какой либо части фотоснимка, на каком либо объекте в кадре.
Начнем с линейной перспективы. Использовать ее - проще всего, и результат часто превосходит ожидания. Итак, чем примечательна эта фотография? Должно быть, Вы уже сотню раз видели подобные фотографии!? Классика жанра: сходящиеся к горизонту рельсы. Они же - линии. По законам восприятия - такое положение линий - придает плоскому изображению - ощущение глубины... Такой же эффект будет от линий разметки шоссе - уходящего в даль, или берега реки, или линии набережной, таких примеров - можно привести очень и очень много...
Еще один прием использования линий в фотографии - возможность с помощью сходящихся линий - направить внимание зрителя - к смысловому центру фотографии! Линейная перспектива также избавляет фотографию от излишней "плоскости" (прил.№11).
3.Ритм в композиции
Откуда в обыкновенном плоском изображении - появляется ритм? Как и для чего он применяется в изображении? Ритм "оживляет" любое изображение, придает особую выразительность, особый шарм, заставляет глаза зрителя – путешествовать по изображению – совершенно особым путем, что создает - особое впечатление! Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом.
По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:
Размер и масштаб в композиции
Манипуляции масштабом, воспринимаемым размером объекта изображения - раскрывают перед фотографом широкие творческие возможности. Такие манипуляции - всегда вызывают у зрителя - определенные эмоции. И хотя фотография - с самого ее зарождения считалась реалистическим искусством, люди даже ожидают, что будут немного обмануты, и фотоаппарат - с самых ранних дней использовался, для того чтобы приуменьшить или преувеличить размер какого либо объекта на фотографии.
Что Вы можете сказать - о размерах изображенных предметов? Возможно - Вы считаете, что видите землянику? А теперь положим рядом с "клубничкой" - спичку... И тут оказывается - что каждая клубничка - размером всего-то со спичечную головку! (Прил.№12).
Существует и обратный вид иллюзий, связанных с масштабом, который часто используют туристы - бывающие у Пизанской башни. Дело в том, что если наш мозг не поймет, что люди на фотографии стоят гораздо ближе к объективу, чем стоит, например, Пизанская башня, то будет не верно ориентироваться на размеры людей, и будет казаться, что объект, находящийся за людьми - гораздо меньше, чем есть на самом деле! (Прил.№12).
ГЛАВА3. Социологическое исследование и опрос среди обучающихся.
Социологическое исследование среди уч-ся 3а, 3и, 3в классов.
№п/п
Вопросы
Да
Нет
1.
Увлекаетесь ли вы фотографией?
32
18
2.
Почему вы увлекаетесь фотографией?
а) нравится, развивает, интересно;
б) оставляю на память;
в) будущая профессия
17
13
2
-
3.
Что вы выбираете объектом для фотографий
а) пейзаж
б) людей
в) животных,
48
19
31
4.
Как часто вы фотографируете?
а) каждый день;
б) несколько раз в неделю;
в) несколько раз в месяц;
г) очень редко
13
18
3
13
5
Вы считаете, что фотография – это…
а) является современным видом искусства.
б) технические средства передачи
информации и фактов
31
16
Заключение
В заключении хочу сказать что исследовав историю фотографии, проанализировав классификацию и проведя опрос среди постоянных пользователей, обнаружил что в любой фотографии присутствует эмоция автора. От авторского интеллекта, чувств зависит выбор темы, техническая сторона фотографии. Я практически проследил свою гипотезу и пришёл к выводу, что фотография загадочна тем, что она несёт в себе субъективную реальность, как дорогую для памяти самого фотографа, его современников, так и их потомков. Фотография – это свидетель времени, точка авторского удивления и, конечно же ,.. искусство! Я со всей серьёзностью и тщательностью подходил к раскрытию темы. Прилагаю свой опыт фотоискусства (Приложение №13). В результате моего исследования, я подтвердил свою гипотезу, о том, что фотография является видом современного искусства и техническим средством передачи информации и фактов.
Список используемой литературы
1.Антон Карпин. Золотое сечение в фотографии. Фотография для начинающих .М., 2012г Издательство: СамИздат. 2.Л.П.Дыко «Основы композиции в фотографии». М., 1988гИздательство: Высшая школа 3.Морозова С. Искусство видеть, М., 1963; Фотография среди искусств, [М., 1971]; 3. https://fotogora.ru/kak-fotografirovat-cherez-okno/ (электронный источник информации)
4. https://phototour.pro/library/az/ (электронный источник информации)
5. https://knife.media/how-to-shoot/ (электронный источник информации)
6. http://www.artem-kashkanov.ru/article106.html (электронный источник информации)
7. https://top-mob.com/kak-nauchitsya-fotografirovat/ (электронный источник информации)