муниципальный этап научной конференции молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Первые шаги в науку
Исследовательский проект:
НЕОБЫЧНЫЕ СВОЙСТВА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ
Автор:
Тернопольченко Арина Александровна,
Россия, ХМАО, г.Нефтеюганск
МБОУ «СОШ№7», 4 а класс
Руководитель:
Габдинова Зимфера Файзрахмановна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№7»
Нефтеюганск - 2022
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.2
Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.3-5
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.6
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.7
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Введение.
На одном из уроков по окружающему миру наша учительница дала нам на дом творческую работу: выполнить реферат о комнатных растениях. Я даже не ожидала, что казалось бы, на первый взгляд такая простая тема меня так увлечёт.
У большинства из нас дома есть хотя бы один цветок в горшочке, а может и даже целая «оранжерея». Я стала обращать внимание на комнатные растения и заметила, что они есть буквально всюду: в поликлинике, в магазинах, в библиотеке, в музее, в школе. Существуют специализированные магазины по продаже комнатных растений, а на книжных полках магазинов предоставлен огромный выбор разной литературы о комнатных растениях. Конечно же из курса уроков по окружающему миру я знаю, что растения необходимы для жизни человека: они очищают воздух, выделяют кислород. Кроме того, комнатные растения привлекают к себе внимание своей красотой, тем, самым украшая наши помещения, но своими глазами я видела и вовсе не привлекательные растения, к тому же, мама говорила мне, что есть комнатные растения, которые небезопасны. Тогда я задала себе вопрос: так для чего же все таки людям комнатные растения?
Я поставила перед собой цель: выяснить, чем таким особенным или полезным обладают комнатные растения, что они так необходимы в повседневной жизни человека.
Для достижения своей цели я определила 3 задачи:
Изучить историю появления комнатных растений.
Узнать какими свойствами обладают комнатные растения.
Предоставить одноклассникам изученный материал в форме реферата на одном из уроков окружающего мира.
Предположим, что удастся обнаружить ранее мне не известные свойства комнатных растений, тогда я смогу поделиться своими открытиями с окружающими людьми и использовать эти знания в своей жизни.
Считаю, что для решения поставленных задач мне необходимо будет
посмотреть специальные книги о комнатных растениях;
спросить у других людей, что они знают о комнатных растениях;
обратиться за помощью к компьютеру;
провести анкетирование среди одноклассников.
Основная часть.
У меня возникла необходимость составить план своего исследования, которого я должен был придерживаться для достижения поставленной цели:
Сходить в библиотеку за необходимой литературой.
Составить вопросник и провести опрос среди людей.
Составить вопросы и провести анкетирование среди своих одноклассников.
С помощью взрослых найти необходимую информацию в сети Интернет.
Проанализировать все полученные результаты и сделать вывод.
Оформить реферат и проект.
Первым делом, я сходила в библиотеку и взяла необходимую литературу о комнатных растениях. Из нее я узнала, что насчитывается более 3200 видов комнатных растений и большинство этих растений происходит из тропических и субтропических областей земного шара. Около 19% принадлежит флоре тропической Южной Америки, 17,5% - флоре Южной Африки, 13,8% - флоре Центральной Америки и Мексики. 13,5% - флоре тропической Азии. А вот в большой энциклопедии Кирилла и Мефодия я прочитала историю введения комнатных растений в культуру. Оказывается, первые комнатные растения, как драцена, пеларгония, страстоцвет появились в домах жителей Европы в 17 веке, а более современные виды, как бегония, фуксия, аспидистра в 19 веке. Тогда же в комнатах стали выращивать первые садовые (в том числе и гибридные) формы растений. В России же в конце 17 века комнатные растения выращивали в оранжереях поместья Архангельское под Москвой. Лишь спустя полвека эти растения перешли из оранжерей в комнаты. Таким образом, комнатные растения в домах россиян стали появляться в 18-19 веке. Интерес к тем или иным комнатным растениям менялся и часто определялся модой. Увлечение пальмами и бегониями приходится на вторую половину 19 века, кактусами – на середину, а орхидеями – на конец 20 века.
Потом я провела опрос среди соседей, знакомых, родственников и работников школы для того, чтобы узнать мнение окружающих людей о комнатных растениях. Из 10 опрошенных людей на вопрос «Есть ли в вашем доме комнатные растения?», все ответили «да». На вопрос «Для чего вы разводите комнатные растения?» 4 - ответили «для красоты», 3 - ответили – «для уюта», 3 – ответили «для здоровья». На вопрос «Какими свойствами обладают комнатные растения?» - все ответили «лечебными», Потом составила анкету для своих одноклассников. Анкета включила в себя 7 вопросов (Приложение 1). В анкетировании участвовало – 20 моих одноклассников. На вопрос «В вашем доме есть комнатные растения?» ответили «да» - 18 учащихся, ответили «нет» - 2. На вопрос «Зачем человеку комнатные растения?» - «для красоты» ответили – 8 учащихся, «для очищения воздуха» ответили - 7, для того, чтобы ухаживать за ними ответили – 2, не знаю – ответили 3. На вопрос «Кто занимается комнатными растениями в вашем доме?», ответили «мама» - 11, «папа» - 2, «сестра» - 3, «бабушка» - 2, «я» - 3учащихся. На вопрос «Какими свойствами обладают комнатные растения?» - «лечебными» ответили - 12, « не знаю» - 8учащихся. На вопрос «Перечислите названия комнатных растений, которые растут в вашем доме.» 12 учащихся в основном знают названия тех растений, которые растут у них дома. Это кактусы, алоэ, фиалки, фикусы, герань роза, традесканция, но 8 учащихся класса не знают названия комнатных растений, которые растут у них дома. На вопрос «Какие комнатные растения вы хотели бы видеть в нашей школе?» «лечебные» ответили – 5 учащихся, «лиственно-декоративные» - 4, «вкусно-пахнущие» - 2, «красиво - цветущие» - 6, «вьющиеся» - 3; на вопрос «В чём нуждаются комнатные растения?» «в уходе и поливке» ответили – 12 учащихся, «в разрыхлении и подкормке почвы» - 5, « в светлом и тёплом помещении» - 3 (Приложение 2).
По результатам анкетирования я сделала следующие выводы: мои одноклассники и я в том числе знаем о том, что комнатные растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород и применяются в лечебных целях.
Но в интернете и на страницах газет и журналов про растения я наткнулась на нечто новое интересное о свойствах комнатных растений, о которых я до этого не слышала и не знала. Значит, я была права, и моя гипотеза подтвердилась, так как мне удалось обнаружить ранее мне неизвестные свойства комнатных растений. Мне захотелось поделиться со своими одноклассниками интересной информацией и я выполнила реферат (Приложение 3). Оказывается, комнатные растения вносят в наше жилище не только красоту и уют, но и нечто большее: практически все комнатные растения обладают теми или иными удивительными свойствами. Одни растения могут защитить жильё, другие – очистить, третьи – оздоровить, четвёртые поглощают яды. Например, возьмём уже хорошо знакомые нам комнатные растения: «алоэ» - снимает наэлектризованность в доме и защищает от несчастных случаев, приносит долгую жизнь и благополучие обитателям дома, прекрасно подходит для спальни, не любит гостей, поэтому не стоит ставить в гостиную. «Герань» - способна изгонять из дома злых духов и прочую нечисть, способна открывать дыхание чувственности, окрылять, вносить элемент мечтательности и поднимать человека над суетой жизни. Славится как цветок – собеседник, она всегда выслушает и даст совет (во время беседы с геранью ответ на поставленный вопрос приходит как-то вдруг, сам по себе), лучше поставить этот цветок в кухне или гостиной. «Бегония» - позволяет забыть о будничных проблемах и помогает возникновению новых желаний, хорошо подходит для больниц, домов престарелых, а также людям, которым не хватает энергии «хорошего настроения». «Кактусы» - превосходно защищают от негативной энергии, которая приходит извне, предотвращают проникновение в дом всяких грабителей, нейтрализуют радиационное излучение от телевизора и компьютера, рекомендуется ставить на окна или напротив входной двери. «Фиалки» - находятся под влиянием планеты Венеры и вызывают вибрацию духовности и покоя, отлично дают чувство уверенности в себе и ощущение защиты в момент жизненных невзгод. « Сансевиерия» - уничтожает скуку и сонливость, которые иногда так мешают при подготовке домашнего задания. Ставится на рабочий стол. «Фикус Бенджамина» - хорошо увлажняет воздух, подходит пассивным людям, так как уничтожает скуку и сонливость, но не годится для маленьких детей и домашним животным, может вредить напряжённой умственной работе, поэтому нельзя ставить в спальню и детскую, хорошо размещать в офисе возле принтера и ксерокса. «Плющ» - обладает живительным действием, настраивает позитивно и будит любопытство, способен уничтожать энергетику негативных слов, не давая им надолго «повиснуть» в воздухе, ставить подальше от маленьких детей и людей, страдающих кожными заболеваниями. «Монстера» - распространяет покой и гармонию, защищает сон от влияния непогоды, идеальна для спальни; «драцена» - возбуждает, даёт жизненные силы, излучает гармонию, заботится о приятном климате в помещении и положительной энергии, можно держать в любой комнате. «Диффенбахия»- активизирует мозг, хорошо подходит для людей, занятых умственным трудом, и тех, кто проводит свою жизнь за письменным столом. «Папоротник» - способен погасить негативную энергию, исходящую от острых углов мебели. Если у вас стресс, ваш надёжный помощник – гиппеаструм. Не поддаваться нервозности помогает алоэ, хлорофитум, папоротник адиантум и гибискус. Если депрессия и апатия – нужно завести жасмин, толстянку, миниатюрную розу. Если нужны новые идеи, пусть рядом будут гибискус, декоративный ананас, орхидея «венерин башмачок». Если в доме разлад и надо настроить всех на мирный лад, помогут в этом узумбарские фиалки, драцена, монстера, лавр, маранта.
Выводы.
Таким образом, действительно комнатные растения не только красивы, не только приятно пахнут, не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород, но и уменьшают наэлектризованность в доме, поглощают яды, защищают от шума и негативных воздействий, снимают усталость, поднимают настроение, способны отгонять бедность, отчаяние и печаль. Вместе с тем комнатные растения могут обладать нежелательными свойствами: одни могут вызвать аллергические реакции. Другие в большей или меньшей степени токсичны. Такие растения должны использоваться ограниченно, их выращивание противопоказано в детских учреждениях и в семьях, где есть дети и лица, чувствительные к аллергенам
Список используемой литературы.
1. Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007 год.
2. Материалы из сети Интернет.
3.Статьи из полезной газеты для садоводов и огородников «Дачка». № 1 и 3, 2006 год.
4. Автор Н.Н.Капранова. «Комнатные растения в интерьере». Москва. 1989 год.
5. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва. Изд. АСТ. 2000 год.
7. Автор Н.М.Волчек. «Современная энциклопедия для девочек». Минск. Изд. Современный литератор. 1999год.