kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проек "В гости к нам пришла Матрешка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальностью выполнения работы является возвращение нашего молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проек "В гости к нам пришла Матрешка"»

Проект «В гости к нам пришла Матрешка»

I.   Выбор и обоснование темы

Народные промыслы являются наиболее ярким проявлением особенностей национальной культуры, способствуют развитию творческой личности. На занятиях по изобразительному искусству мы обсуждали роль и место русских народных игрушек в культуре национального быта русского народа. В общем ряду игрушек была упомянута и матрешка, являющаяся символом прикладной национальной культуры. Нас заинтересовала и смутила информация о японском происхождении этой игрушки. И мы решили изучить историю происхождения матрешки и поработать над проектом «Родословная матрёшки».

Актуальностью выполнения работы является возвращение нашего молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.

Гипотеза

Матрешка – один из самый молодых промыслов. С раннего детства дети встречаются с этой игрушкой. Возможность не только увидеть, но и сами стать мастерами, попробовать себя в новом интересном деле – незаменимый инструмент в процессе формирования творческой личности. Мы предположили что наглядные пособия созданные ровесниками, заинтересуют других учеников младшей школы не только содержанием,  они показывают, что творческая работа интересна и доступна ученикам начальной школы, а значит, могут помочь привлечь детей к исследовательской и проектной работе

 II.   Вместе с классным руководителем мы  сформулировали цели проектной работы:

  • знакомство с русской матрешкой как примером русского национального промысла;

  •  выработка практических навыков работы с комплексной информацией;

  •  научиться представлять и защищать готовый проект;

  •  воспитывать в себе ответственность, уважительное отношение  к истории своего народа,

  • создание наглядной презентационной работы по теме проекта и книжки – раскраски «Матрёшка»

  • создать копилку материалов по теме: «В гости к нам пришла Матрёшка»

Задачи:

  • познакомиться с историей матрёшки,

  • изучить литературу по теме,

  • создать коллекцию матрёшек, изготовленных в разных техниках,

  • узнать, сочиняли ли люди стихи и песни о матрёшке

При выполнении работы использовались исследовательские методы: 

  • знакомство со специальной литературой, информацией в сети Интернет по данной теме;

  • наблюдение, сравнение и анализ росписи матрёшек;

  1. Проектная деятельность

  1. План выполнения работы:

  • Постановка проблемы, выбор направлений в работе;

  • Создание творческих групп;

  • Подбор материалов;

  • Рассказ о матрешке;

  • Изготовление поделок;

Направления работы

 Чтобы определиться с направлениями в работе, решено было обратиться к информационным источникам (печатным и интернет-ресурсам).

Мы искали  книги, статьи, выписки, фотографии, рисунки, загадки, песни по теме.  Оказалось, что весь материал можно распределить по нескольким направлениям:

  • Происхождение слова «матрешка».

  • Японский прадедушка матрешки.

  • Рождение русской матрешки.

  • Литературная страничка (загадки, песенки, стихи).

  • Мастер-класс по изготовлению и росписи матрешки.

 Каждый из участников определил для себя направление работы. Учитывались возможности, способности, накопленный материал. Таким образом, учащиеся были разбиты на мини-группы.

Каждой мини-группе было предложено дополнить уже собранный материал, проанализировать, систематизировать его и попробовать подготовить выступление от группы.

 Первая группа выступила с обзором словарей и  гипотезами происхождения слова «матрешка».Вторая группа подготовила рассказ о японском прародителе матрешки.  Третья группа провела виртуальную экскурсию, сопровождающуюся показом фотоматериалов о рождении русской матрешки. Четвертая группа подготовила литературную страничку, в которую вошли детские стихи, загадки, потешки, песенки. Пятой группой был проведен мастер-класс по изготовлению матрешки из солёного теста. Затем ученики расписали ее по своему желанию. Кроме этого были нарисованы разные виды матрёшек и сделаны аппликации матрёшек

2. История возникновения матрёшки

Как Вы думаете, сколько лет матрешке? Матрешка молода, ей всего сто лет. Биография ее началась с одного, казалось бы, незначительного случая. В Подмосковье, на берегах речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. Усадьба была продана богачу и меценату –Савве Морозову. Здесь собрались художники, музыканты, писатели и артисты. Эти люди, спасая от гибели, собирали предметы старины. И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх  от раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти очень понравились и послужили появлению нашей матрешки. Из прославленного игрушечного царства Троице –Сергиевского Посада был призван лучший мастер игрушечных дел Василий Звездочкин. С большим старанием он сделал первую игрушку, а расписал её художник Сергей Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигур. Изображала она девочку в сарафане и в платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка, и так дальше. А завершал это семейство спелёнутый младенец. Вот так и появилась миру новая игрушка.

3. Происхождение названия.

Почему оригинальную русскую деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи говорят о том, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в те годы в России. Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина». Можно было назвать и по - другому – Марфушкой, например. Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».

4. Виды росписи матрёшек.

В Сергиевом Пасаде открыли в 1891 году мастерскую по изготовлению первых матрешек. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами. И уже в 1900 году русская матрешка появилась на Всемирной выставке в Париже и была отмечена золотой медалью. Так начался вывоз матрешки за границу. Очень менялась форма матрешки. Были сделаны серии матрешек по мотивам любимых детских сказок: «Репка», «Золотая рыбка», «Конек - Горбунок», «Жар – птица» и другие. В 1911 году был изготовлен 21 вид матрешки. А изготавливали матрешек от 2 до 24 – местных, в 1913 году для выставки игрушек была изготовлена 24 –местная матрешка.

Но не только в Сергиевом Пасаде хотели делать матрешку. По видам росписи матрёшки делятся на:

  • Сергиево – Пасадских

  • Семеновских

  • Полховско – Майданских

Сергиевская (загорская) матрешка. Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г. Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

 Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский - Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” - чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской области (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему. Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты

Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». В

5. Современные авторские матрешки

В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрешки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрешки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрешек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различными ковшами и кувшинами. Художественное решение у современных художников более декоративное, чем иллюстративное. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.

По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек.

1.Первыми среди них могут быть названы матрешки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрешка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места. Популярным является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов.

2. Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Наряду с пейзажами мастера не пренебрегают и сюжетными изображениями. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России.

3. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина.

4. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Отдельные мастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех».

5. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов.

 Русская расписная матрешка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает столь пристальное внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране, так и за рубежом.

6. Изготовление матрёшки

Для изготовления матрешки выбирают липу или, реже, березу. Спиливают ранней весной деревья, привозят во двор производства. Здесь их очищают от сучков, затем бревна укладывают так, чтобы между ними проходил воздух. Так, на ветру, дерево высыхает до нужной влажности.  Бревна распиливают на чурки –заготовки. На токарном станке из чурок вырезают круглые болванки. А затем из болванок начинают вытачивать фигурки. Сначала вытачивается самая маленькая, не открывающаяся фигурка. Затем следующая, причем точится сначала нижняя часть - и так ряд за рядом. Между рядами оставляют зазор. Дальше все фигурки ошкуриваются и поступают в роспись. Вот здесь матрешка поступает к раскрасчицам или «крапильчицам» в царство красок и фантазий. Техника росписи разная. В Сергиевом Пасаде матрешки расписываются прямо по дереву гуашью, а затем покрываются лаком, а иногда роспись не лакируется. Семеновская матрешка трижды покрывается картофельным клейстером, а затем расписывается анилиновыми красками и лакируется

        

IV. Практическая деятельность

      1.    На уроках технологии и изобразительного искусства мы изготавливали различных матрёшек:

  • рисовали матрёшек трёх основных видов;

  • делали матрёшку в технике аппликации из цветной бумаги;

  • изготавливали и расписывали матрёшку из солёного теста.

     2.    Мы составили сборник стихотворений и загадок о матрёшке.

     3.    Изготовили книжку – раскраску «В гости к нам пришла матрёшка»

     4.    Изготовили буклет о видах росписи матрёшек.



V. Заключение

Работая над этим проектом, мы узнали как появились первые матрёшки, узнали о видах росписи и способах изготовления матрёшек. Теперь, мы с уверенностью можем сказать, что  русская матрёшка является душой России. В ней заключается вся красота и величественность русского народа. Именно в ней заключается красота русской женщины. Выполняя эту проектную работу, мы представляли себя мастерами и чувствовали свою причастность к возрождению культурных корней нашей Родины.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Проек "В гости к нам пришла Матрешка"

Автор: Рогозина Татьяна Николаевна

Дата: 30.10.2020

Номер свидетельства: 561832


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства