В докладе раскрываются проблемы изучения бурятского языка в условиях ФГОС. Что должны знать, уметь учащиеся начальных классов, какими навыками должны обладать по окончании той или иной темы.Учитель учит ребят работать в парах, группах.Предлагает творческие задания. Ребята самостоятельно добывают знания из источников дополнительной литературы, коллективно обсуждают их. Развиваются коммуникативные отношения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы изучения бурятского языка в рамках ФГОС.»
Обучение бурятскому языку в начальной школе в условиях перехода на новый ФГОС и проблемы.
Бурятский язык – один из относительно новых предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного общества. Наряду с русским языком, литературным чтением, литературой, иностранным языком он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и формированию основ филологического образования школьников.
Школьный предмет “Бурятский язык”, наравне с предметами “Русский язык”, “Литература” “Иностранный язык” представляет огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия, расширяет лингвистический кругозор учащихся. Общение на бурятском языке - это межкультурное взаимодействие. Специфика изучения бурятского языка отличается именно коммуникативной, диалоговой направленностью, в процессе межнациональной коммуникации формируется уважение и внимание к другим.
Изучение бурятского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умения общаться на бурятском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство младших школьников бурятским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами бурятского языка.
Деятельностный характер предмета «бурятский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать бурятскую речевую деятельность в другие виды деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметн ые общеучебные предметы и навыки.
Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Бурятский язык» направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений о бурятском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания между людьми, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарными лингвистическими представлениями, необходимыми для овладения устной и письменной речью на бурятском языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования бурятского языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- развитие познавательных способностей, овладение умениями координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением, и т.д.), умением работы в паре, в группе.
Личностными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: общее представление о мире как многоязычном и поликультурном обществе; осознание языка, в том числе бурятского, как средства общения между людьми; знакомство с миром бурятской культуры через средств бурятского языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской бурятской художественной литературы традиции).
Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:
- развитие умений взаимодействия с окружающими, выполняя различные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младших школьников;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению бурятского языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.).
Предметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах бурятского языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
В коммуникативной сфере
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорении:
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения
(Этикетный диалог представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула и реплики-реакции.
Например:
Здравствуйте, Эрдэм Баирович!(пароль)
Рад вас видеть (реплика-реакция).
По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп:
- диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление);
- побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения, команды, приказ, требования);
Этикетный диалог необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.
Например:
Танда часы бии гү?
Үгы (намда часы үгы).
Бии (Намда часы бии).
Танда часы бии гү?
Арбанһаа хорин минута үнгэрөө.
Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.
Диалог-расспрос (запрашивать и сообщать информацию, вопрос-ответ) и
Диалог-побуждение к действию
- обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
- дать совет и принять/не принять его;
- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;
- сделать предложение и выразить согласие/несогласие с ним;
- уметь на элементарном уровне рассказать о себе, семье, друге, описывать предмет, картинку; кратко охарактеризовать персонаж.
Аудировании:
-понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале;
Чтении:
- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
- читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
Письменной речи:
- владеть техникой письма;
- списывать небольшие тексты, простые диктанты.
- писать с опорой на образец поздравления с праздником и короткое личное письмо.
- знать утвердительные (баталһан), отрицательные (буруушааһан), восклицательные(шангадхаһан), невосклицательные (шангадхаагүй) предложенияе, и уметь их использовать в разных речевых ситуациях;
- соблюдать логические ударения (удхын сохилто) и его роль в речи;
- соблюдение интонации основных типов предложений;
- применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;
- распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная осведомленность:
- знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на бурятском языке, небольших произведений детского фольклора ( стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения.
В познавательной сфере:
- умения сравнивать языковые явления русского и бурятского языков на уровне отдельных звуков букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
- совершенствование приемов работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках русского языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.)
- умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах;
В ценностно-ориентированной сфере:
- представление об изучаемом языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям бурятского народа через произведения детского фольклора, через экскурсии и т.д.
В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской бурятской литературы.
В трудовой сфере:
- умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.
Как известно, родной язык является основой развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Необходимость развития и социализации личности учащегося как субъекта этноса и как гражданина является на сегодняшний день актуальной проблемой.
В системе образования идет интенсивный процесс обновления преподавания бурятского языка в национальной школе: разрабатывается новая программа по бурятскому языку в национальной школе, издаются школьные учебники, учебно-методические комплекты
Кластер проблем преподавания бурятского языка
Проблема
Решение 1
Решение 2
Решение 3
низкий уровень мотивации к изучению родного языка
Заинтересовать через сми, интересные уроки. подключить интернет, научить пользоваться компьютерами
Обучать на доступном уровне. Применять интерактивную доску,компьютеры
Организация и проведение познавательных викторин,конкурсов на бурятском языке. Развитие фольклорного кружка.
нет языковой среды учащихся с родителями, с бабушками и дедушками, с сверстниками.
заинтересовать родителей в изучении детей родного языка
Работа с родителями
Создать предметно- развивающую среду по обучению детеи бурятскому языку
Отсутствие УМК
Создание авторских программ
Приобретение УМК
создание новых учебников по бурятскому языку основанных на современных научных подходах и разработак ,или создавать цифровые ресурсы и выложить на сайт учителей бурятского языка.
мало творчески работающих учителей
создание иниц.группы творчески работающих учителей
издание опыта работы передовых и творческих учителей
отсутствие компьютерных классов бурятского языка, цифровых образовательных ресурсов на родном языке
создание компьютерного класса для обучения по электронному учебнику
внедрение электронных учебников
не проводятся олимпиады по бурятскому языку в нач.школе
обеспечение организационной и методической помощи в подготовке и проведении школьных, районных, областных олимпиад школьников по бурятскому языку
отсутствие нормативной базы по изучению родного языка
разработка и внедрение регионального образовательного стандарта на всех ступенях обучения и единого учебного плана по дисциплине ""Бурятский язык""
Нехватка кадров т.е учителей бурятского языка,не сохраняется и не развивается бурятский язык в народе
Чтобы решить проблему касаемую именно этой проблемы нам необходимо побольше открыть филиалов,курсы для учителей бурятского языка и проводить различные районые конкурсы касаемые культуры народа бурятского языка
надо чтоб велись фольклорные кружки,и кокурсы тесно связаные с культурой народа бурятского языка.
низкий уровень привлечения общественности
Найти спонсоров,заинтересовать их также в продвижении нашего языка
Дефицит свободного доступа в сети интернет, итрактивной доски
Самоактивизация , спонсорская помощь
Отсутствие методических пособий и рекомендаций для учителя
Издательствам расширить обьем продаж по региону
Самим проявить инициативу и преобрести методическую литературу
нет материально технической базы
содействие муниципальных органов управления на местном уровне и районном
изучение бурятскогоязыка на разговорном уровне
введение УМК "Эрдэни"
изучение бурятского языка в детском саду
отсутствие итоговой аттестации учащихся
проводить экзамен за курс нач.и осн.школы \по бурятскому языку