Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе
Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе
Сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых каждый школьник смог бы максимально реализовать себя (свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и свои творческие способности).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе»
Проблемная ситуация:
- Чем отличается учеба детей от учебы учителей?
Ученик:
- Зачем мне это надо?
Учитель:
- За что мне это?
Сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых каждый школьник смог бы максимально реализовать себя (свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и свои творческие способности). Поэтому цель обучения в начальной школе – вырастить функционально-грамотную личность, т.е. человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей как нельзя лучше отображает суть такого обучения. Одним из способов и условий достижения цели является деятельностный принцип обучения, согласно которому у детей должны быть сформированы компоненты учебной деятельности (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, самоконтроль, самооценка). Технология проблемно-диалогического обучения используется как средство развития этих компонентов, поскольку обеспечивает высокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта, творческих способностей школьников и воспитание активной личности.
В последнее время в России происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании. В связи с этим меняются требования к результатам, на достижение которых должна быть ориентирована образовательная программа образовательного учреждения. Как результат определяют формирование ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, включающих:
- обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов);
- умений работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой.
Компетентностный подход не является совершенно новым для российской школы. В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании. Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени.
Этапы урока в рамках технологии проблемно-диалогического обучения.
Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно ориентированной. В этой связи психолого-педагогическая наука активно пересматривает цели и принципы обучения, работает над обновлением его содержания, перестраивает педагогическую методику.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний[1]. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. В частности, она реализуется в Образовательной системе «Школа 2100».
Данная статья посвящена технологии проблемного диалога и содержит четыре части: в первой раскрывается понятие проблемно-диалогического обучения, во второй и третьей представлена технология постановки учебной проблемы и поиска решения, в последней обсуждаются вопросы применения данной технологии учителем.
I. ПОНЯТИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Цели и этапы учебного процесса и методика их организации.
Общеизвестно, что основными образовательными целями учебного процесса являются; знания - понимаемая и воспроизводимая научная информация; умения - применяемые на практике знания; навыки - автоматизированные действия.
Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия (например, на этапе устного счета или чистописания).
Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий - отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющегося в учебниках и дополнительных источниках набора и не представляет для учителя трудности.
Этап введения знаний организуется посредством методов - определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой!) частью подготовки к уроку Возможно, поэтому методы введения знаний (или методы обучения) являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий.