Современные дети растут в стремительно развивающемся обществе, в котором ежедневно получают огромный поток информации. Эту информацию необходимо правильно воспринимать и уметь анализировать. По новым требованиям ФГОС выпускник должен обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Обучающиеся начальных классов должны владеть следующими познавательными УУД: читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, в материалах учебников, тетрадей, литературе; осознавать задачу; выполнять аналитические, сравнительные, классификационные операции; формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщении; понимать сведения, представленные в модельном, схематичном, изобразительном видах; использовать знаковые и символичные средства при решении разнообразных задач.
В процессе формирования познавательных универсальных учебных действий, пожалуй, самое важное — научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва».
Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Этапы проблемно-диалогического урока:
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2) Выдвижение версий учащимися.
3) Актуализация имеющихся знаний.
4) Составление плана решения проблемы.
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Наиболее сложным методом в работе учителя является побуждающий диалог, который представляет собой отдельные стимулирующие реплики, вопросы, помогающие школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новым знаниям.
На своих уроках я с помощью диалога помогаю ученикам найти учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым, стараюсь вызвать у школьников интерес к новому материалу, формировать познавательную мотивацию. Посредством одного из диалогов на уроке организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом моими учениками достигается подлинное понимание материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. После проведения проблемного диалога учебный материал, как показывает практика, закрепляется быстро и легко. Школьники учатся слушать друг друга, договариваться, распределять роли. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю.
Проблемно-диалогическое обучение способствует формированию целостной непротиворечивой личности, объективно оценивающей свои возможности, желающей и не боящейся учиться новому.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
2. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009