Просмотр содержимого документа
«Приобщение к национальным традициям младших школьников на уроках осетинского литературного чтения»
Учитель осетинского языка сош №7
Бурнацева Элита Федоровна
Приобщение к национальным традициям младших школьников на уроках осетинского литературного чтения
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины [4].
Для того, чтобы получить конкретные положительные результаты в духовном развитии учащегося, следует ориентироваться на системный подход в учебной деятельности, прежде всего, это касается блока предметов гуманитарной направленности, в том числе литературного чтения.
Целесообразно начинать данную работу в начальной школе, потому, что то, как ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его отношения к действительности. Во многом, благодаря изучению родной литературы дети основательно познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своим народом, своей историей, осознавая себя его неотделимой частью. Через изучение родной литературы младшие школьники учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать.
В формировании личности младшего школьника одной из задач является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Воспитание ребенка в духе нравственности, позволяет учителю развивать его сознание и чувства, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. В этот период жизни младший школьник не имеет ещё четко выраженных нравственных представлений. Воспитание ребенка должно проходить в семье, школе и обществе [1].
Степень овладения общими представлениями о том, что такое нравственность у детей различна. Это связано, прежде всего, с общим развитием ребенка, а также с тем, что дети по-разному приобретают тот или иной жизненный опыт. В данном контексте несомненна роль уроков литературного чтения. Существует мнение: «Книга – это открытие мира». Конечно, во время чтения ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово способно воздействовать как на сознание, так и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Колоссальное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми младшего школьного возраста. «В сказках заложена глубокая народная мудрость, пронизанная нравственностью» [2]. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.
На уроках чтения учитель в качестве дополнительного материала может использовать осетинские народные сказки, которые дают большие возможности по усвоению морально – этических ценностей младшими школьниками, а также приобщают их к национальным традициям осетинского народа.
Сказка – это любимый жанр всех детей. Язык сказки доступен и понятен ребенку. В связи с этим сказка является наиболее простым материалом для развития устной связной речи детей младшего школьного возраста, а также способствует развитию воображения [5].
Работа над народными сказками в начальной школе очень сложная. Эта сложность заключается в том, что на уроках литературного чтения не всегда раскрывается, заложенный в них творческий потенциал. Это связано с тем, что изучение сказок во многих случаях сводится к выяснению характеров действующих лиц и нахождении сюжетной линии сказки, из-за чего в результате разрушается целостность художественного мира. В связи с этим учителю необходимо показать детям, из чего состоит сказка, как она строится, рассказать детям о героях, событиях, в которых участвовали персонажи сказки, это информация будет способствовать развитию творчества и фантазии ребенка. Необходимо также обратить внимание учащихся не только на фантастический сюжет произведения, но и указатьнагибкостьи тонкость смысла, чистоту и яркость красок, что есть только в осетинской народной сказке. Но дляначала учителю на уроках чтения очень важно заинтересовать учащихся и нацелить на первичное восприятие народной сказки. И тогда учащиеся будут слушать с большим вниманием и интересом. При первичном восприятии многое зависит от учителя. Учитель должен менять интонацию голоса, где это нужно, мимику, выдерживать паузу. После прочтения сказки учитель может дать задание нарисовать понравившийся эпизод, чтобы увидеть, что больше всего привлекло внимание учащихся. Специфика «чудесного мира» помогает учителю благоприятно воздействовать на нравственную и эмоциональную сферу учащегося. Следовательно, учителю очень важно иметь хорошие опорные знания методики работы над сказкой, ведь от того, как он будет работать над сказкой, на какие моменты будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими. Так, например, учащимся можно предложить выполнить следующие задания:
Инсценирование. Какие предложения в сказке можно озвучить, не используя при этом речь? Разыграй их.
Создание нового продукта. Прочитай сказку. Перескажи ее. Придумай свою сказку. Придумай начало и конец сказки к предложенным предложениям: «Бирæ фæцыдысты дард фæндагыл. Кæддæрæрбахæццæ сты стыр мæсыгмæ».
Еще одним из богатых источников, позволяющих учителю успешно формировать нравственные качества у учащихся младших классов, являются нартские сказания. Уроки, посвященные изучению нартского эпоса, становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая сказания, учатся подражать героям нартского эпоса, почитанию старших, постигают основы нравственного воспитания. Герои эпоса: Батраз, Сослан, Уархаг и др. являются воплощением нравственных свойств осетинского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая цикл эпоса о Батразе, дети составляют характеристику героя. Удивительный мир духовности осетинского народа открывается школьникам при знакомстве с еще одним героем эпоса – Ацамазом.
Много интересного о прошлом школьники узнают от старших, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Они приобщают детей к истокам народной культуры и учат их родному языку, быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Таким образом, уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному развитию учащихся.
СПИСОК литературы
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2012. №11. – С. 68-71 .
Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ. 2016. – 361с.Программа по осетинскому языку для 1-11 классов. Издательство СЕМ. Владикавказ. 2014. – 76 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение. - 2010. – 31с. Электронный ресурс: http://pohsvu.ru/post/open/472.
Цаллагова З.Б. Нравственное воспитание учащихся на уроках родной литературы. Орджоникидзе. 2012. –С.50- 54.