ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время обществу нужны люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства. Именно поэтому на старте он должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, находить несколько возможных решений одной и той же задачи или проблемы, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Методический материал по проблемно-диалогическому обучению младших школьников опубликован в сборнике научно-методических материалов «Реализация ФГОС НОО, ДО в образовательных организациях Приморско-Ахтарского района
ПРИМЕНЕНИЕ технологии проблемно-диалогического обучения как средство реализации стандартов второго поколения на уроках в начальной школе
МБОУ ООШ № 10
Котрова Н.Н.
Терещенко Г.Г.
Бутко Т.М
В настоящее время обществу нужны люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства. Именно поэтому на старте он должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, находить несколько возможных решений одной и той же задачи или проблемы, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. Переход к обучению по ФГОС НОО требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать материал в готовом виде. В связи с этим необходимо использовать в учебном процессе проблемно-диалогическое обучение, которое дает возможность обеспечить формирование общих способностей ребенка. Очень важно заложить основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию ребенка, сохраняя при этом здоровье и индивидуальные особенности.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа:
постановку проблемы,
поиск решения проблемы,
описание решения и его
реализацию.
Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание.
Приведем примеры использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 465 - 123,546 - 216,528-174. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 300 - 156.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия). Ученики: Да, решили. Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие? Ученики: Разные.
Учитель: Почему? Ученики: Мы еще не решали такие примеры. Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать? Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Верно.
Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. Математика Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока? Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
Математика Учитель: Сравните углы. (На доске изображение прямого, острого и тупого углов. Ученики легко выполняют задание.) А каким способом вы сейчас сравнивали углы? (Ответ: на глаз. Далее -шаг 1. На доске два примерно равных угла - практическое задание, сходное с предыдущим.) Теперь сравните такие углы. Ученики: Они одинаковые. (Выполняют задание, применив известный способ.) Учитель: Каким способом сравнивали? (Ответ: на глаз.) Можете ли вы утверждать, что это точный способ? (Ответ: нет.) Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны? (Ответ: нет. Далее -шаг 2. Обучающиеся осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения.) Итак, что вы хотели сделать? Ученики: Сравнить углы. Учитель: Какой способ применили? (Ответ: визуальный.) Получилось выполнить задание? Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (Побуждение к осознанию противоречия.) Учитель: Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Ученики: Сравнение углов.
Математика
Тема «На ноль делить нельзя» Устный счет оканчивается заданием: «Выполни деление устно, докажи правильность полученного результата, сделав проверку умножением» 56:8 99:33 12:0 Два первых задания не вызывают затруднений. Выполняя третье, учащиеся предлагают числа 12, 0. Проверка показывает, что ни одно число при умножении на 0 не дает в произведении 12. Возникает проблема поиска такого числа, которое бы при умножении на 0 дало в результате 12, оказывается, что такого числа нет: произведение всегда равно 0. Делается вывод о невозможности деления на 0. В этих ситуациях каждый ученик выступает в роли исследователя, каждый может выдвинуть гипотезу в решении проблемы и попытаться доказать ее верность.
2. Создание условий, позволяющих ощутить учащимися потребность (необходимость) в приобретении новых знаний.
Русский язык. 1 класс
На доске записаны слова в два столбика.
небо чайка
лето лейка
вода зайка
Учитель: Прочитайте слова.
Учитель: Поставьте ударение в словах.
Учитель: Какие слова вам непонятны? (работа со словарем)
Учитель: Посчитайте количество гласных и выделите их графически.
Учитель: Посчитайте слоги.
Учитель: А слова можно переносить?
Учитель:Давайте мы их научимся переносить (показ учителем знака переноса слов в письменной речи)
У каждого ребенка на столе узкие полосочки бумаги из тетради, на которых они должны записывать слова.
Два человека работают у доски.
Проверка результатов работы, сравнивание с доской.
Учитель: У всех слова полностью поместились на строке? Ученик: нет
- Как вы разделили слова? (каждый ученик озвучивает свой вариант)
Вывод: мы выполняли одинаковые задания, но получили разные результаты, так как не знаем, как переносить слова.
Окружающий мир 4класс. Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. (Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле. Обучающиеся испытывают удивление.) Учитель: Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?
Окружающий мир 1 класс
Учитель:Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Учитель: О чем пойдет речь сегодня на уроке?
Учитель: На какой вопрос мы должны сегодня ответить? Ученик :Как живет семья?
Учитель: Мы можем сразу дать ответ? Ученики: Не можем
Учитель: Почему? Предположения детей
Учитель: Каковы цели нашего занятия?
Учитель: Что мы узнаем сегодня на уроке?
Дети высказывают предположения, учитель подбирает наиболее точную и полную формулировку и может схематично записать её на доске фиксируется план деятельности на уроке.
Мы пришли к выводу, что использование проблемно-диалогической технологии на уроках способствуют любознательности и наблюдательности ребенка, помогают ему ориентироваться в окружающем мире.
Проблемно-диалогического обучении развивает личностные и метапредметные УУД младших школьников. Дети учатся делиться своим опытом, впечатлениями, не боятся высказывать свое мнение. Применение данной технологии помогает обучению и решению учебных задач. Обучение на основе проблемного метода при помощи проблемного диалога делает процесс открытия нового материала на уроке более доступным для учащихся с разными способностями.