kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о применении системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на примере урока русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников»

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ЩКОЛЬНИКОВ


Афанасова В.И.,

учитель МОУ «Красненская сош»


«Великая цель образования - это не знания, а действия!»

Герберт Спенсер

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, предполагает организацию учебного сотрудничества в межличностном взаимодействии (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа) [1].

Задача школы – не дать объемные знания, а научить учиться.

Как говорил Адольф Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

В структуре урока системно-деятельностный подход является основным элементом учебного процесса, который отрабатывается и совершенствуется день ото дня. Структура учебной деятельности включает: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. То есть, чтобы ученик включился в деятельность в рамках урока, он должен осознать планируемые достижения, способ достижения и получаемый результат.

В своей педагогической практике, используя системно-деятельностный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно-деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.

Рассмотрим, как можно организовать деятельность обучающихся на уроке русского языка при изучении темы «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных» [2].

На этапе мотивации к учебной деятельности я настраиваю детей на работу, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.

Тетрадь наклонно положу.
Ру
чку правильно держу.
За посадкою сле
жу.
С
чистотою я дружу, 
На «отли
чно» напишу.

- Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других? (Шипящие согласные звуки.)

- Все ли шипящие согласные звуки встретились в этом стихотворении? (Нет)

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти и речи.

1. Определение назначения ь.

- Прочитайте пословицы.

Ученье - луч света, а неученье - тьма.

Хорошую речь хорошо и слушать. 

- Объясните смысл пословиц. Что общего в этих пословицах?

(Об учебе. В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком).

- А что это за буква «мягкий знак»?

- Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).

- Зачем же она тогда нужна в русском языке?

- Сейчас мы повторим, для чего нужен мягкий знак, что мы знаем о его работе и, наверное, узнаем о нем что-то новое.

- Давайте определим роль мягкого знака в словах: 

ученье, неученье (разделяет согласный и гласный)

тьма, слушать (смягчает согласный)

Обобщение: мягкий знак может выполнять в словах две работы:

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- разделять согласный и гласный.

2. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

- В какую группу вы запишите слово речь? Почему?

- Для чего в нем пишется мягкий знак?

Наблюдение над словом.

- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

- Если я закрою мягкий знак, слово произнесется так же, как и с мягким знаком?

- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).

- Значит, в первую группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

- Это какая-то новая работа мягкого знака.

Вывод: мягкий знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.

3. Постановка проблемы учащимися.

- Какая возникла проблема?

(Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на мягкий шипящий в единственном числе пишется ь).

- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч)

- Что заметили? (В одних словах после шипящего пишется мягкий знак, а в других нет)

- Что мы должны выяснить?

- Определите тему урока.

На этапе объяснения нового материала предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подводится итог.

1. Открытие детьми нового знания. Работа в группах.

- Каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Мы должны провести небольшое исследование. Девочки и мальчики будут выполнять разные задания, опираясь на данный алгоритм.

Задание для девочек:

1. Выберите из ряда слов только имена существительные женского рода.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имен существительных женского рода.

Задание для мальчиков:

1. Выберите из ряда слов только имена существительные мужского рода.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имен существительных мужского рода.

Каждая группа выполняет задание. Делаем вывод.

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в единственном числе.

В существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется. Это орфограмма.

- Какова же работа мягкого знака в этих словах? (Грамматическая, он указывает на род).

Есть ь после шипящего - ж. р.

Нет ь после шипящего - м. р.

На этапе первичного закрепления ребята выполняют упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух и созданием алгоритмов действия.

1) Составление алгоритма действий при написании существительных с орфограммой «ь после шипящих».

1. Определить число и род имени существительного с шипящим на конце.

2. Если имя существительное женского рода единственного числа, то пишу ь, если имя существительное мужского рода единственного числа, то не пишу ь.

2) Выполнение задания с комментированием.

Запиши слова в два столбика. Объясни особенности написания слов каждого столбика.

Врач…, мелоч…, багаж…, помощ…, брош.., чертеж…, ноч…, калач…, сторож…, лож…, чиж…, вещ… .

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую индивидуально-дифференцированный подход в подборе заданий, чтобы закрепить ситуацию успеха у каждого ученика. Далее ребята самостоятельно выполняют задания, работая с алгоритмом и выполняя проверку по шаблону или взаимопроверку.

Дифференцированная работа.

1. Запиши слова, изменяя по образцу. Образец: ключи – ключ.

Ландыши, вещи, малыши, мыши, камыши, куличи, дочери.

2. Запиши слова по их значению.

1) Украшение, которое прикалывают на одежду.

2) Неправда, намеренное искажение истины.

3) Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой.

4) Способность говорить, говорение.

Слабым обучающимся выдается памятка-алгоритм.

Памятка

1.Слышу шипящий на конце слов: Ж, Ш, Щ, Ч?


Нет Да


2. Это существительное в начальной форме?


Нет Да


3.Определяю род имени существительного.


М.род Ж.род

(он) (она)

не пишу Ь пишу Ь


Следующий этап - включение в систему знаний и повторение. Здесь мои дети тренируют навыки использования изученного материала совместно с раннее изученным материалом и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках, отрабатывают полученные новые знания и умения.

1. Отгадать загадки, записать отгадки, обозначить орфограмму.

Отгадавший комментирует написание.

1. Гляжу я в окошко –

Ходит черная кошка,

Всех усыпляет,

Тишину приглашает. (Ночь)


2. Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь)


3. Стоит изба из кирпича, 
То холодна, то горяча. (Печь)


4. Маленькое, сдобное, 
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем, 
Разделю ребятам всем. (Калач)


5. Сидит дитя на дороге, сидит и говорит:

- У меня есть отец и мать, а я им не сын. (Дочь)

2.Творческая работа.

Составить устно небольшой текст, используя слова-отгадки:

мышь, дочь, калач, печь, ночь.

При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание, его значимость и практическое применение в жизни.

Рефлексия урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы, поделиться с трудностями, которые возникли на уроке, услышать объяснение своих товарищей, ведь именно оно, как правило, будет самым доступным.

Использование системно-деятельностного подхода в практике помогает развивать такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Системно-деятельностный подход и его развивающая функция дает возможность раскрыть индивидуальные возможности личности школьника.

В своей работе я стараюсь в первую очередь обращать внимание на личные качества ученика, его наклонности и способности к тому или иному предмету. Я приветствую собственное мнение детей, неординарность мышления. Пусть не всегда верное, ошибочное, но именно оно является основой для дальнейшего развития, поиска правильного ответа. Ведь не секрет, что в наше время, когда у ребенка появляется возможность легкого получения любой информации, тяжело настроить его на работу по поиску решения трудных задач.

За время работы я наглядно смогла убедиться в том, что главное в ребенке это умение раскрыть все его таланты, дать возможность укрепить веру в свои силы.


Список использованной литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика, 2009. №4. – 22 с.

2. Иванов С.В. Русский язык 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2014. – 192 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников

Автор: Афанасова Валентина Ивановна

Дата: 30.10.2017

Номер свидетельства: 435538


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства