Просмотр содержимого документа
«Применение системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников»
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ЩКОЛЬНИКОВ
Афанасова В.И.,
учитель МОУ «Красненская сош»
«Великая цель образования - это не знания, а действия!»
Герберт Спенсер
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, предполагает организацию учебного сотрудничества в межличностном взаимодействии (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа)[1].
Задача школы – не дать объемные знания, а научить учиться.
Как говорил Адольф Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
В структуре урока системно-деятельностный подход является основным элементом учебного процесса, который отрабатывается и совершенствуется день ото дня. Структура учебной деятельности включает: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. То есть, чтобы ученик включился в деятельность в рамках урока, он должен осознать планируемые достижения, способ достижения и получаемый результат.
В своей педагогической практике, используя системно-деятельностный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей.Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.
Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно-деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.
Рассмотрим, как можно организовать деятельность обучающихся на уроке русского языка при изучении темы «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных» [2].
На этапе мотивации к учебной деятельности я настраиваю детей на работу, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.
Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На «отлично» напишу.
- Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других? (Шипящие согласные звуки.)
- Все ли шипящие согласные звуки встретились в этом стихотворении? (Нет)
На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти и речи.
1. Определение назначения ь.
- Прочитайте пословицы.
Ученье - луч света, а неученье - тьма.
Хорошую речь хорошо и слушать.
- Объясните смысл пословиц. Что общего в этих пословицах?
(Об учебе. В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком).
- А что это за буква «мягкий знак»?
- Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).
- Зачем же она тогда нужна в русском языке?
- Сейчас мы повторим, для чего нужен мягкий знак, что мы знаем о его работе и, наверное, узнаем о нем что-то новое.
- Давайте определим роль мягкого знака в словах:
ученье, неученье(разделяет согласный и гласный)
тьма, слушать(смягчает согласный)
Обобщение: мягкий знак может выполнять в словах две работы:
- указывать на мягкость предыдущего согласного;
- разделять согласный и гласный.
2. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
- В какую группу вы запишите слово речь? Почему?
- Для чего в нем пишется мягкий знак?
Наблюдение над словом.
- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).
- Если я закрою мягкий знак, слово произнесется так же, как и с мягким знаком?
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).
- Значит, в первую группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
- Это какая-то новая работа мягкого знака.
Вывод: мягкий знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.
3. Постановка проблемы учащимися.
- Какая возникла проблема?
(Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на мягкий шипящий в единственном числе пишется ь).
- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч)
- Что заметили? (В одних словах после шипящего пишется мягкий знак, а в других нет)
- Что мы должны выяснить?
- Определите тему урока.
На этапе объяснения нового материала предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подводится итог.
1. Открытие детьми нового знания. Работа в группах.
- Каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Мы должны провести небольшое исследование. Девочки и мальчики будут выполнять разные задания, опираясь на данный алгоритм.
Задание для девочек:
1. Выберите из ряда слов только имена существительные женского рода.
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую индивидуально-дифференцированный подход в подборе заданий, чтобы закрепить ситуацию успеха у каждого ученика. Далее ребята самостоятельно выполняют задания, работая с алгоритмом и выполняя проверку по шаблону или взаимопроверку.
Дифференцированная работа.
1. Запиши слова, изменяя по образцу. Образец: ключи – ключ.
3) Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой.
4) Способность говорить, говорение.
Слабым обучающимся выдается памятка-алгоритм.
Памятка
1.Слышу шипящий на конце слов: Ж, Ш, Щ, Ч?
Нет Да
2. Это существительное в начальной форме?
Нет Да
3.Определяю род имени существительного.
М.род Ж.род
(он) (она)
не пишу Ь пишу Ь
Следующий этап - включение в систему знаний и повторение. Здесь мои дети тренируют навыки использования изученного материала совместно с раннее изученным материалом и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках, отрабатывают полученные новые знания и умения.
3. Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. (Печь)
4. Маленькое, сдобное, Колесо съедобное. Я один тебя не съем, Разделю ребятам всем. (Калач)
5. Сидит дитя на дороге, сидит и говорит:
- У меня есть отец и мать, а я им не сын. (Дочь)
2.Творческая работа.
Составить устно небольшой текст, используя слова-отгадки:
мышь, дочь, калач, печь, ночь.
При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание, его значимость и практическое применение в жизни.
Рефлексия урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы, поделиться с трудностями, которые возникли на уроке, услышать объяснение своих товарищей, ведь именно оно, как правило, будет самым доступным.
Использование системно-деятельностного подхода в практике помогает развивать такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.
Системно-деятельностный подход и его развивающая функция дает возможность раскрыть индивидуальные возможности личности школьника.
В своей работе я стараюсь в первую очередь обращать внимание на личные качества ученика, его наклонности и способности к тому или иному предмету. Я приветствую собственное мнение детей, неординарность мышления. Пусть не всегда верное, ошибочное, но именно оно является основой для дальнейшего развития, поиска правильного ответа. Ведь не секрет, что в наше время, когда у ребенка появляется возможность легкого получения любой информации, тяжело настроить его на работу по поиску решения трудных задач.
За время работы я наглядно смогла убедиться в том, что главное в ребенке это умение раскрыть все его таланты, дать возможность укрепить веру в свои силы.
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика, 2009. №4. – 22 с.
2. Иванов С.В. Русский язык 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2014. – 192 с.