Приёмы работы на уроках чтения, позволяющие добиваться более высоких результатов формирования читательских умений у учащихся
Приёмы работы на уроках чтения, позволяющие добиваться более высоких результатов формирования читательских умений у учащихся
Чтение-основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В начальных классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развития личности младшего школьника. В.А Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы на уроках чтения, позволяющие добиваться более высоких результатов формирования читательских умений у учащихся»
Приёмы работы на уроках чтения, позволяющие добиваться более высоких результатов формирования читательских умений у учащихся
Чтение-основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В начальных классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развития личности младшего школьника. В.А Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.
Уроки чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки.
В ходе проведения игры или специально организованных упражнений можно прививать учащимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.
Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им необходимо дать определённые ориентиры, составить «памятки», «правила».
(Приложение №1).
Приёмы подготовки учащихся к восприятию художественного текста.
1. Активное слушание рассказа учителя с последующим ответом на вопросы, заданные перед началом чтения.
- Внимание! Послушайте рассказ о писателе, запомните даты его жизни, где он жил, учился и работал.
а) Вопросы записаны на доске.
б) Записать ответы по ходу рассказа в тетрадь.
2. Подготовка рассказа о писателе.
- Используя энциклопедии, Интернет, вступления к книгам, составьте краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
а) Подготовьтесь рассказать в начале следующего урока.
б) Запишите свой рассказ и красиво оформите его.
3. Рассматривание иллюстраций к тексту перед чтением, предугадывание содержания.
Работа коллективная или парная.
4. Активное участие в беседе по теме, которая будет раскрыта в тексте.
5. Прослушивание музыки перед чтением произведений о природе, исторических текстов, стихотворений с цель. Эмоционального настроя. Обсуждение чувств, эмоций и представлений, которые рождает музыка или поэзия.
6. Работа над заданиями цифрового диктанта (в вербальном формате или в виде рисунков с ошибками).
Пример: 1 класс. «Сказки К. Чуковского».
- Я приведу вам несколько утверждений. Если они верные, ставьте 1, если неверные,
ставьте 0.
Чуковского зовут Корней Павлович. (Иванович-0).
Тараканище, Мойдодыр, Приключения Незнайки-это сказки К. И. Чуковского.
(Незнайка-Н Носова -0)
К.И. Чуковский писал загадки в стихах. (1).
У К.И. Чуковского есть книга детских высказываний «От двух до десяти».
(От «2 до 5» -0).
Блюдца, ножи, самовар, стол,- это посуда, убежавшая от Федоры в сказке «Федорино горе». (Стол-мебель.-0).
Когда от Федоры ушла вся посуда, в доме остались только её коты. (Тараканы. -0)
а) Работа коллективная (фронтальная).
б) Работа парная, групповая.
7. Разгадывание загадок о героях произведения.
-Угадайте, кто сегодня будет героем сказки?
В подполье, в каморке живёт она в норке.
Серая малышка. Кто же это? (Мышка.)
- Правильно! Сегодня мы будем читать «Сказку о глупом мышонке» С. Я. Маршака.
8. Расшифровка имени писателя или названия произведения, темы.
а) Способом перестановки букв.
-Разгадайте имена и скажите, что их объединяет?
Бодныяр Киничти, Шалёа Почивоп, Ияль Румоцем. (Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин).
б) Способом чтения через слог.
- Расшифруй фамилии, имена и отчества русских поэтов, с творчеством которых ты будешь знакомиться на уроках чтения.
ФЁ – НОВИЧ – ДОР – ТЮТ – ИВА – ЧЕВ
АЛЕК – ТИНО – СЕЙ – ВИЧ – КОН – ТОЛ – СТАН – СТОЙ
АФА – ФА – НА – НАСЬ – СИЙ – ЕВИЧ – А –ФЕТ
в) Способом сопоставления таблиц.
Пример: 2 класс. Н. Носов «Находчивость».
- Отгадайте название рассказа, который мы будем сегодня читать.
1
8
7
6
2
12
9
11
3
10
5
4
Н
В
И
Ч
А
Ь
О
Т
Х
С
Д
О
9. Соотнесение названия произведения с фамилией автора.
- Соедините стрелками и раскрасьте одним цветом прямоугольники с фамилией автора и
названием произведения.
Н. Носов
Моя Вообразилия.
И. Пивоварова
Как Муравьишка домой спешил.
В. Бианки
Фантазёры
Б. Заходер.
Про мимозу.
С Михалков
Вкусные ботинки
Приёмы, направленные на формирование у детей техники чтения, правильности произношения.
1. Чтение трудных слов по слогам хором.
- Научись читать трудные слова из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Сначала читай по слогам, а потом плавно, целым словом: курочка при-го-ва-ри-ва-ет – приговаривает, пе-ре-пу-га-лась – перепугалась. Петушок то-ро-пил-ся – торопился, по-да-вил-ся – подавился.
2. Чтение скороговорок, с постепенным увеличением темпа чтения.
- Эта скороговорка поможет тебе управлять своим дыханием. Глубоко вдохни после двоеточия и перечисляй Егорок, пока хватит дыхания. Попробуй досчитать до 33!
Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка……
3. Расшифруй и запиши скороговорки по правилам русского языка. Нарисуй к ним иллюстрации. Научись произносить их правильно и быстро.
Икшубзи ирт зереч икжучип ирт тятел.
Ылларок ларку ыралк у лрак.
Ответ: Летят три пичужки через три избушки. Карл у Клары украл кораллы.
4. Чтение слов с заменой некоторых букв. 2 класс. Стихи Д. Хармса.
-Подчеркни слово, на которое должно падать логическое ударение, чтобы ответ соответствовал вопросу.
Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке? – Да, завтра.
Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке?- Нет, не поедет.
Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке?- Нет, папа.
Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке?- Да, ловить рыбу.
Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке?- Да, на лодке.
7. Чтение столбика слов.
- Поочерёдно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать всё большее количество раз этот столбик.
8. Звуковая разминка.
-Написать буквы и прочитать их: А-о-у-ч-и-э; а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ аоуыи с-з-ж ш-з-с жа-ча-ща жба-жбэ и т.д.
9. Игра «Фотоглаз».
- Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым. Ответить на вопрос: есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне слов, или нет.
10. Нахождение нужной строки в тексте. (Упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
11. Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.
В том числе и трёхкратное чтение одного и того же отрывка за 1, 2 или 3 минуты с фиксацией результатов чтения. Каждый раз ставится точка, как только учитель говорит «Стоп!». Дети сравнивают, на сколько больше прочли по сравнению с прошлым разом. (Считать слова каждый раз не обязательно).
Словарная работа учащихся на уроках чтения.
1. Нахождение непонятных слов по ходу чтения. Запись значения новых слов в тетрадь при объяснении учителя.
2. Нахождение толкования слов.
Индивидуально в толковых словарях.
В группах в толковых словарях.
Индивидуально из различных источников (энциклопедии, словари, Интернет)
В группах из различных источников (энциклопедии, словари, Интернет).
3. Игра «Найди соответствие».
Пример к рассказу «Золотые слова» М. Зощенко.
Слово.
Его толкование.
Факт
Тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева, торфа, угля.
Соблазн.
Нелепость, бессмыслица.
Дёготь.
Действительное событие, явление, то, что произошло в действительности.
Абсурд.
Искушение, приманка, нечто влекущее.
Формы и приёмы работы учащихся на этапе первичного восприятия текста.
1. Чтение «про себя» с последующим ответом на записанные на доске вопросы.
2. Вопросы по фактическому содержанию. (К рассказу В. Осеевой «Синие листья»):
- Как зовут героев?
- В каком классе учились девочки?
- О чём просила Лена Катю? И т. д.
3. Вопросы, ведущие к обобщениям и выводам:
- Была ли Катя настоящей подругой Лене? Докажите.
- Какими чертами характера обладала Катя?
- Кто прав в рассказе, а кто нет?
- Почему рассказ так назван?
4. «Жужжащее чтение» (с теми же заданиями, что и в №3).
5. Чтение детьми вслух «по цепочке» по 1-2 предложения или по абзацу (с теми же заданиями, что и в №3).
6. Комбинированное чтение (наиболее трудные для чтения отрывки читает учитель).
7. «Разночтение» (прослушивание стихотворения в разном исполнении и сравнение звучания).
8. Активное слушание с заданием придумать вопросы за время чтения к тексту.
9. Ответы учащихся на эмоционально-оценочные вопросы учителя.
- Понравился ли вам рассказ (стихотворение)? Почему?
- Какое чувство вызвал у вас рассказ?
- Что особенно взволновало вас в этом рассказе?
- Что особенно запомнилось?
- какие картины нарисовали себе, слушая это стихотворение (рассказ)?
10. Выбор слов-эмоций, слов-настроений с объяснением.
- какие из слов лучше выражают настроение героя стихотворения Э. Мошковской, обидевшего маму? Подчеркни их.