Приёмы и методы обучения технике скорочтения младших школьников
Приёмы и методы обучения технике скорочтения младших школьников
Скорочтение- это способность быстро воспринимать, обрабатывать и запоминать текстовую информацию. При обучении скорочтению используют особые методики и способы чтения.На умении правильно и быстро читать, споособности понимать текст базируется упеваемость школьника по всем предметам. Именно поэтому в младших классах особое внимание стоить уделить технике чтения обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы и методы обучения технике скорочтения младших школьников»
Приёмы и методы обучения технике скорочтения
младших школьников
Скорочтение- это способность быстро воспринимать, обрабатывать и запоминать текстовую информацию. При обучении скорочтению используют особые методики и способы чтения.На умении правильно и быстро читать, споособности понимать текст базируется упеваемость школьника по всем предметам. Именно поэтому в младших классах особое внимание стоить уделить технике чтения обучающихся.Как научить читать ребёнка не только быстро, но и осмысленно? Как сделать книгу лучшим другом? Как привить любовь учеников к чтению? Это лишь часть вопросов, которые интересуют педагогов.
Отечественные и зарубежные исследования показали, что современные дети не только стали хуже читать и понимать прочитанное, но и обладают меньшим вниманием. На этот факт оказало влияние использование детьми различных гаджетов, пребывание в компьютерных играх, современные игрушки ярких цветов, с которыми дети нередко приходят в школу. В процессе обучения ребёнок должен быть сконцентрирован только на получении информации, перечисленное же мешает этому, отвлекая внимание. При высокой отвлекаемости ребёнок не усваивает материал в нужном объёме, не способен решить поставленные перед ним задачи.
Начальная школа - это период, в котором ещё уделяют внимание технике чтения, а скорость прочтения текста измеряют и контролируют. На этом этапе важно научиться читать правильно и устранить имеющиеся проблемы. Совсем недавно скорочтение было ориентировано на взрослых, но уже на протяжении нескольких лет приёмам скорочтения обучают даже младших школьников.
Самыми частыми ошибками при чтении у детей являются: запинание, перестановка букв и слогов в словах, недочитывание окончаний, игнорирование знаков препинания. Все перечисленные проблемы влияют на пониманиие текста, скорость восприятия и отношение ребёнка к чтению. Сдача нормативов при плохом чтении является настоящим стрессом и формирует представление у ребёнка о том, что читать сложно, неинтересно и мучительно.
Скорочтение помогает избежать или устранить перечисленные проблемы, увеличить скорость чтения, избавиться от «тормозящих» моментов. Когда не возникает проблем со чтением, тогда и приобщение к нему проходит быстрее, и ребёнку удаётся получить удовольствие от самого процесса.
При обучении скорочтению особое внимание уделяется качеству понимания и запоминания текстов. Зачастую дети не могут пересказать прочитанное, не различают важную информацию и второстепенную, путаются в последовательности действий при пересказе,используют только те слова, которые употреблялись в тесте, не понимают разницы между подробным пересказом и кратким. Скорочтение оказывает влияние на внимание, память, воображение, мышление. Детей знакомят с алгоритмами работы с прочитанным, благодаря чему чтение ребёнка становится осознанным, структурированным и направленным на извлечение необходимой информации.
Неумение ребёнка работать с текстом негативно сказывается на процессе обучения в целом. В своей практике педагоги могут использовать ежеурочные пятиминутные занятия чтением. Для этого на парты детей стоит только положить интесные книги, соответствующие возрасту. Это может быть как художественная литература, так и статьи по определённым предметам. Порой даже уроки музыки, труда, рисования, на которых дети не привыкли читать, можно разнообразить таким образом, подобрав какую-то интересную информацию по изучаемой теме. Благодаря внедрению этой работы кругозор ребёнка расширится, техника чтения улучшится, а уроки станут интереснее и продуктивнее.
Существует несколько техник обучения чтению учеников младших классов. При хоровом чтении ребята вместе с педагогом громко и выразительно читают отрывок из текста. Такая техника позволяет научить ребёнка осмысленному и интанационно верному прочтению. При жужжащем чтении дети читают текст в течение 2-3 минут вполголоса. Щадящее чтение предполагает короткое по времени чтение предложения или небольшого абзаца.
Для детей, обучающихся в начальной школе, большое значение имеет наглядность. Работа с картинками, презентациями, раздаточным материалом делают занятия более интересными, а чтение более лёгким. Визуальный материал помогает ребёнку быстрее понять содержание текста и усвоить его лексику.
Педагоги и нейропсихологи выделяют несколько основных проблем, из-за которых качество чтения страдает, среди них:
- неправильное движение глаз при чтении;
-регрегрессия(прочитывание одного и того же слова или сочетания слов несколько раз);
-узкое поле зрения;
-неустойчивое внимание;
- маленький словарный запас;
-отсутствие стратегии чтения.
Все эти проблемы возможно решить, внедрив в работу на уроках упражнения для обучения скорочтению.Ознакомимся с некоторыми видами упражнений более подробно.
Таблица Шульте - однин из самых известных инструментов для тренировки периферийного зрения. Данная таблица состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке. Задача ребёнка сфокусировать взгляд в центре таблицы и боковым зрением находить цифры в правильной последовательности. В процессе тренировки движения глаз будут уменьшаться, что повлияет впоследствии и на технику чтения. Работу с данной таблицей рекомендуется проводить на уроках математики, таким образом педагог одновременно закрепит пройденный материал и поработает над качеством чтения учеников.
Рисование двумя руками - метод, который рекомендуют нейропсихологи. Одновременное движение рук активирует сразу два полушария головного мозга. В ходе выполнения этого упражнения создаются новые нейронные связи, что благоприятно влияет на процессы анализа и синтеза. Умственная активность и работоспособность ребёнка повышается, информация усваивается быстрее, а навыки осваиваются проще. Подобное упражнение можно выполнять на уроках ИЗО в качестве разминки или же посвятить целые уроки подобной творческой и одновременно полезной работе.
Психологи широко применяют упражнение «Алфавит», при выполнении которого ребёнок одновремнно произносит буквы, данные в специальной таблице, а руками или ногами выполняет действие, написанное под буквами. Так как это упражнение является довольно динамичным, возможно включить его в физкультминутку на уроке.
Для развития мышления педагоги часто используют различные задания на логику, анаграммы, где детям необходимо прочитать набор букв и разгадать зашифрованное слово. Подобное упражнение наряду с упражнением «Большие и малые буквы», где в специальной таблице нужно найти загаданные языковые знаки, хорошо помогают бороться с дисграфией и дислексией.
Чтение для подготовки к пересказу- это особый формат чтения. Пересказ - это тот вид деятельности, с которым дети во время учёбы встречаются довольно часто. Обычно, чтобы пересказать текст ребёнок прочитывает его три-пять раз, что является ошибкой. Таким образом дети не усваивают полученную информацию и забывают прочитанное очень быстро. Одним из эффективных способов при подготовке к пересказу является работа по методу «Рыба», при котором ребёнок прочитывает параграф и выделяет разделы. На схеме рыбы, которую предоставляет учащемуся заранее учитель, он заполняет крупные рёбра соответтствующими разделами, подписывая их одним-двумя словами. Каждый раздел дополняет важными фактами, вписывая их в подразделы. Затем дети пересказывают параграф, пользуясь нарисованной схемой. Этот способ лишь кажется сложным. Овладев же им, ученики готовят пересказ более быстро и качественно.
Струп-тест - ещё одно из интересных упражнений, которое можно включить в занятия по скорочтению. Струп-тест- последовательность слов, обозначающих цвета. Каждое слово написано определённым цветом, который не соответствует значению слова. Например, слово «жёлтый» написано красным цветом. Рёбёнку необходимо внимательно читать про себя слова, но при этом называть не само слово, а цвет, которым оно написано. Такое задание без подготовки тяжело выполнить даже взрослому человеку. Оно направлено на развитие внимания и скорость реакции, которые важны при чтении.
При регрессии стоит ввести в привычку чтение с пальцем. Подобное упражнение необходимо для того, чтобы избежать возвратных движений, которые оказывают влияние на скорость чтения. Палец при таком чтении должен двигаться непрерывно, не останавливаясь.
Обучение скорочтению будет эффективным в том случае, если ребёнок будет сохранять высокий темп тренировки, пытаясь превзойти свой предыдущий результат. Если занятие направлено только на развитие техники чтения, оно не должно длиться больше 35 минут. Педагогу необходимо постоянно повышать нагрузку ученика. Каждое упражнение должно быть небольшим испытанием для ребёнка, но испытанием таким, какое он сможет преодолеть. Очень важно, чтобы учитель умел замотивировать, донести до учеников важность чтения.
Таким образом, достичь быстрого и осмысленного чтения возможно. Для этого стоит лишь сделать упражнения по скорочтению неотъемлемой частью любого урока. Представленные нами упражнения и игры повышают внимание детей, развивают их мыслительные способности, тренируют память, повышают самооценку. Овладение навыками быстрого чтения позволяет детям успешно социализироваться и обучаться. Прививая любовь к чтению, педагог таким образом готовит ребёнка к успешной взрослой жизни.
Список литературы
Абдулова Г. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше / Г. Абдулова; худ. С. Бордюг и Н. Трепенок [и др.] – М.: АСТ, 2017. – 117 с.
Авдеева А.В. Формирование читательской компетенции младших школьников / А.В. Авдеева, М.В. Молькова. // Молодой ученый. – 2015. – №22.1 (102.1). – С. 44–46. Publishing house "Sreda" 7 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
3. Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей 6–9 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное? / Ш. Ахмадуллин. – М.: Филипок и К, 2020. – 186 с.