kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы и методы контрольно-оценочной деятельности младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные приёмы и методы помогут спланировать работу учителя по  контрольно-оценочной деятельности учащихся с 1 по4 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы и методы контрольно-оценочной деятельности младших школьников.»

Приёмы и методы контрольно-оценочной деятельности младших школьников.

Автор : Жеварина Светлана Александровна.

МБОУ «Школа №75»



«В отметках мало педагогики и больше власти,

получается так, что мы, учителя,

полностью забираем власть в свои руки,

чтобы нам было легче управлять детьми…»

Ш. Амонашвили





Класс

Приём

Комментарий

1 класс (безотметочный)

1 этапподготовительный

Цель: -подготовить детей к оцениванию;

– заложить основу критериев и средств оценки;

– начать формирование здоровой оценки.


«Волшебные линеечки»

(авторы: Г.А. Цукерман , Т.В. Дембо и

С.Я. Рубинштейн)

На полях тетрадей дети чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.





«Смайлики»

С их использованием отрабатываются умения оценки по критериям (правильно, аккуратно, соответствует теме).



«Светофор или радуга»

Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

жёлтый - я умею сам,

зелёный - я умею, но не уверен,

красный - нужна помощь.



Карточки сомнений”


КРИТЕРИИ:

+ “Я понял все

- “ Не совсем усвоил, сомневаюсь”

? “Не понял”



«Мобильный класс»

Оценивание выполнения задания при помощи компьютера, это так называемая независимая оценка, где ученик испытывает наивысшее удовлетворение от выставляемой ему оценки, и не держит обиды ни на кого.



Взаимодиктант



Один диктует, другой записывает предложение, затем меняются ролями (материалом служили отдельные предложения и тексты не более 4 предложений). На завершающем этапе проводится взаимопроверка и взаимооценка с помощью «линеечек»



Игра «Научи меня»


В форме игры учащимся предлагается поработать «учителем». Паре учеников дается определенное задание. Исполнявший роль «учителя», должен рассказать «ученику» последовательность действий, которые необходимо сделать; «ученик» выполняет эти действия, «учитель» контролирует правильность выполнения. Если «учитель» ошибается , «ученик» исправляет его действия, объясняет, что заметил «ловушку». На уроке обязательно проводится смена ролей.



«Оцени себя сам»

( из опыта работы)

При изучении букв, в конце урока предлагается детям простым карандашом обвести самую правильную букву.

Когда ребята привыкли, через месяц, в ноябре я вводится цветная оценка. Сначала внизу страницы рисует учитель два круга. Оценив свою работу, дети закрашивали один круг, другой закрашивает при проверке учитель.

Предварительно договориться с ребятами, что первый круг это самооценка ученика, второй-оценка учителя. Позднее ученики сами рисуют внизу страницы круги. Значение цвета обговорить заранее. Например, жёлтый – это всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный– получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

С начала декабря учитель просит детей рисовать только один круг, разделив его напополам. Где первая половина круга оценка ученика, вторая-оценка учителя



«Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?».



Дети, оценив свою работу, поднимают сигнальную карточку. Необходимо обращать внимание детей на то, что если не всё получилось , что этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.



Игра «Учитель»

( из опыта работы)

На доске учитель записывает 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Ученикам говорит учитель, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил (сколько-то) ошибок (на начальном этапе озвучивается количество допущенных ошибок, позже даётся задание найти их самим). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.



«Сравнение с эталоном»


Предлагается ученикам решить выражение или задачу, после решения, проверить по образцу.




«Кто сможет?»

(из опыта работы)

Задание:

Составить схему слова на доске или экране.

- «Кто сможет это сделать?»

Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку с сигнальной карточкой. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает:

-«Ты справился с заданием?»

Ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.




Проговаривание




(из опыта работы)

Учитель сказал слово, ученик проговорил его по слогам – написал - прочитал то, что написано.


2 класс.

II этап -оценочный


Три шага введения:

1 шаг. Оценивание уже проверенной учителем работы.

2 шаг. Ученик оценивает работу сразу же после её выполнения до проверки учителем.

3 шаг. Прогнозирование своего результата



Работа с алгоритмами по орфографическим правилам





В результате работы с орфографическим правилом появлялся алгоритм действий, записанный с помощью опорных слов, схем, знаков.



«Проверь себя»

при выполнении письменных работ по русскому языку


В конце урока русского языка отводится 3-5 минут для проведения самопроверки выполненной работы. Самостоятельное исправление ошибок поощряется словесными высказываниями или условным знаком (если ученик аккуратно исправлял все ошибки, в тетради выставляется «звездочка»).



«Оценочный поезд»

Задание:

- Вставить пропущенные буквы.

По какому критерию будем оценивать работу? (правильность)

Критерии:

  • отсутствие ошибок - высокий уровень;

  • Средний уровень 1-4 ошибки;

  • Низкий уровень - более 4 ошибок.

- Сравните свои ответы с образцом . Сейчас мы с вами образуем оценочный поезд.

(- Ученикам раздаются шапочки с фразами: «Нет ошибок», «Допустил 1-2 ошибки», «Допустил более 2 ошибок».)

-И так встаем там, где вы считаете - сколько вы допустили или не допустили ошибки. Вот у нас и образуется состав - поезд.

Далее выясняем почему были допущены те или иные ошибки и что нужно сделать чтобы потом их не допускать.




Работа с листами самоконтроля




После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт лист самоконтроля (с правильными ответами) и проверяет себя самостоятельно.



«Проверь себя!» (работа со словарными словами)

(из опыта работы)

Детям раздаются карточки со словарными словами по столбикам. Слова могут повторяться. Даётся 2 минуты для того, чтобы вставили пропущенные буквы. Дети вставляют пропущенные буквы. По истечении времени учитель диктует ответы, а дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильно вставленных букв – в баллах. Эти баллы записывают в уголочек карточки.

Так работа ведётся на протяжении нескольких уроков.

Во-первых, ребёнок отрабатывает скорость, во-вторых, контролирует изменения, в-третьих, автоматически заучивает словарные слова.



Взаимоконтроль

(взаимооценка)



Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом детям всегда даётся право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.

Критерии:

- знание программного материала

- аккуратность

-внимание

-умение слушать и слышать

- высказывать свое мнение.


Такая оценка позволяет ребенку увидеть свои успехи, носит информативный характер; способствует формированию позитивной самооценки.



"Цветные поля". 

Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю. Этот прием удобен и детям, и учителю

  • КРАСНЫЕ ПОЛЯ - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

  • ЗЕЛЁНЫЕ ПОЛЯ - «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»,

  • СИНИЕ ПОЛЯ - «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».

  • ЖЕЛТЫЕ ПОЛЯ - «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».



«Прогностическая оценка»

Сейчас вам раздадут карточки со словами и карандаши двух цветов - зелёного и синего.

Задание: - На карточке написаны слова. Нужно поставить ударение, соответствующее орфоэпическим нормам русского языка.

- Перед выполнением задания спрогнозируйте, насколько успешно вы справитесь.

На листочках шкала, нужно указать уровень предполагаемой успешности выполнения задания.

- Критерии:

  • ударения поставлены верно во всех словах - наивысший уровень,

  • ошибки в 1-2 словах - высокий уровень,

  • 3-5 ошибок - средний,

  • более 5 ошибок - низкий.

Выполните прогностическую самооценку зелёным карандашом.

- Расставьте ударение.

- Сравните свои варианты с орфоэпическими нормами русского языка. На доске - верные ответы.

- Отметьте на шкале реальный уровень успешности выполнения этого задания синим цветом.

- У кого совпала прогностическая самооценка с реальной?

- У кого выше? Ниже?



«Задания-ловушки»


Готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия


«Составление заданий с ловушками»

Определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.



Письмо с «дырками» с взаимопроверкой

Готовые «ловушки» на освоения способа действия.

На листочках подписывают фамилию того, кто выполнял работу и того, кто проверял. Дети вставляют пропущенные буквы, меняются листочками и проверяют.


«Сопоставление своих действий и результата с образцом»


Умение вычленять операциональный состав действия.


«Составление задачи, подобной данной»


Направлен на вычленение существенного в представленной задаче.


Классификация задач по способу их решения


Выделение общего способа действия.


Составление задачи по чертежу


Умение переходить от графического языка к словесному описанию.


Обнаружение причин ошибок и способы их устранения


Умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации.


Составление проверочных заданий


Работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий


«Разноцветные поправки»


Умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени


«Умные вопросы»


Умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю:

«Я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю»

3-4 класс

III этап -переход на бальную систему оценивания.

1 шаг. Знакомство с балльной системой оценивания.

2 шаг. Оценивание в баллах всех письменных работ.

3 шаг. Перевод балльной оценки в отметку. Оценивание по нормативной шкале.

4 шаг.

Итоговая аттестация в конце каждого года обучения. (Выставка личных достижений ученика.)


метод «Листы самооценки» 

Метод обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включается в процесс урока, но и может использоваться во время выполнения домашнего задания. В этом случае у родителей есть возможность увидеть уровень усвоения ребёнком темы и вопросы, которые вызывают у него затруднения. Лист самооценки может заполняться как по результатам конкретного урока, так и в конце изучения раздела.





Портфолио

(папки

«Мои достижения»)

В течение 1-4 класса дети собирают свои папки Достижений, которые дают возможность себя оценить.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приёмы и методы контрольно-оценочной деятельности младших школьников.

Автор: Жеварина Светлана Александровна

Дата: 12.12.2025

Номер свидетельства: 678941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства