Ш. Амонашвили
| Класс | Приём | Комментарий |
| 1 класс (безотметочный) 1 этап – подготовительный Цель: -подготовить детей к оцениванию; – заложить основу критериев и средств оценки; – начать формирование здоровой оценки. | «Волшебные линеечки» (авторы: Г.А. Цукерман , Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн) | На полях тетрадей дети чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. |
| | «Смайлики» | С их использованием отрабатываются умения оценки по критериям (правильно, аккуратно, соответствует теме). |
| | «Светофор или радуга» | Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: жёлтый - я умею сам, зелёный - я умею, но не уверен, красный - нужна помощь. |
| | “Карточки сомнений” | КРИТЕРИИ: + “Я понял все - “ Не совсем усвоил, сомневаюсь” ? “Не понял” |
| | «Мобильный класс» | Оценивание выполнения задания при помощи компьютера, это так называемая независимая оценка, где ученик испытывает наивысшее удовлетворение от выставляемой ему оценки, и не держит обиды ни на кого. |
| | Взаимодиктант | Один диктует, другой записывает предложение, затем меняются ролями (материалом служили отдельные предложения и тексты не более 4 предложений). На завершающем этапе проводится взаимопроверка и взаимооценка с помощью «линеечек» |
| | Игра «Научи меня» | В форме игры учащимся предлагается поработать «учителем». Паре учеников дается определенное задание. Исполнявший роль «учителя», должен рассказать «ученику» последовательность действий, которые необходимо сделать; «ученик» выполняет эти действия, «учитель» контролирует правильность выполнения. Если «учитель» ошибается , «ученик» исправляет его действия, объясняет, что заметил «ловушку». На уроке обязательно проводится смена ролей. |
| | «Оцени себя сам» | ( из опыта работы) При изучении букв, в конце урока предлагается детям простым карандашом обвести самую правильную букву. Когда ребята привыкли, через месяц, в ноябре я вводится цветная оценка. Сначала внизу страницы рисует учитель два круга. Оценив свою работу, дети закрашивали один круг, другой закрашивает при проверке учитель. Предварительно договориться с ребятами, что первый круг это самооценка ученика, второй-оценка учителя. Позднее ученики сами рисуют внизу страницы круги. Значение цвета обговорить заранее. Например, жёлтый – это всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный– получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя. С начала декабря учитель просит детей рисовать только один круг, разделив его напополам. Где первая половина круга оценка ученика, вторая-оценка учителя |
| | «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?». | Дети, оценив свою работу, поднимают сигнальную карточку. Необходимо обращать внимание детей на то, что если не всё получилось , что этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. |
| | Игра «Учитель» | ( из опыта работы) На доске учитель записывает 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Ученикам говорит учитель, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил (сколько-то) ошибок (на начальном этапе озвучивается количество допущенных ошибок, позже даётся задание найти их самим). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения. |
| | «Сравнение с эталоном» | Предлагается ученикам решить выражение или задачу, после решения, проверить по образцу. |
| | «Кто сможет?» | (из опыта работы) Задание: Составить схему слова на доске или экране. - «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку с сигнальной карточкой. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: -«Ты справился с заданием?» Ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями. |
| | Проговаривание | (из опыта работы) Учитель сказал слово, ученик проговорил его по слогам – написал - прочитал то, что написано. |
| 2 класс. II этап -оценочный Три шага введения: 1 шаг. Оценивание уже проверенной учителем работы. 2 шаг. Ученик оценивает работу сразу же после её выполнения до проверки учителем. 3 шаг. Прогнозирование своего результата | Работа с алгоритмами по орфографическим правилам | В результате работы с орфографическим правилом появлялся алгоритм действий, записанный с помощью опорных слов, схем, знаков. |
| | «Проверь себя» при выполнении письменных работ по русскому языку | В конце урока русского языка отводится 3-5 минут для проведения самопроверки выполненной работы. Самостоятельное исправление ошибок поощряется словесными высказываниями или условным знаком (если ученик аккуратно исправлял все ошибки, в тетради выставляется «звездочка»). |
| | «Оценочный поезд» | Задание: - Вставить пропущенные буквы. По какому критерию будем оценивать работу? (правильность) Критерии: отсутствие ошибок - высокий уровень; Средний уровень 1-4 ошибки; Низкий уровень - более 4 ошибок. - Сравните свои ответы с образцом . Сейчас мы с вами образуем оценочный поезд. (- Ученикам раздаются шапочки с фразами: «Нет ошибок», «Допустил 1-2 ошибки», «Допустил более 2 ошибок».) -И так встаем там, где вы считаете - сколько вы допустили или не допустили ошибки. Вот у нас и образуется состав - поезд. Далее выясняем почему были допущены те или иные ошибки и что нужно сделать чтобы потом их не допускать. |
| | Работа с листами самоконтроля | После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт лист самоконтроля (с правильными ответами) и проверяет себя самостоятельно. |
| | «Проверь себя!» (работа со словарными словами) | (из опыта работы) Детям раздаются карточки со словарными словами по столбикам. Слова могут повторяться. Даётся 2 минуты для того, чтобы вставили пропущенные буквы. Дети вставляют пропущенные буквы. По истечении времени учитель диктует ответы, а дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильно вставленных букв – в баллах. Эти баллы записывают в уголочек карточки. Так работа ведётся на протяжении нескольких уроков. Во-первых, ребёнок отрабатывает скорость, во-вторых, контролирует изменения, в-третьих, автоматически заучивает словарные слова. |
| | Взаимоконтроль (взаимооценка) | Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом детям всегда даётся право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Критерии: - знание программного материала - аккуратность -внимание -умение слушать и слышать - высказывать свое мнение. Такая оценка позволяет ребенку увидеть свои успехи, носит информативный характер; способствует формированию позитивной самооценки. |
| | "Цветные поля". | Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю. Этот прием удобен и детям, и учителю КРАСНЫЕ ПОЛЯ - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», ЗЕЛЁНЫЕ ПОЛЯ - «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить», СИНИЕ ПОЛЯ - «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю». ЖЕЛТЫЕ ПОЛЯ - «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно». |
| | «Прогностическая оценка» | Сейчас вам раздадут карточки со словами и карандаши двух цветов - зелёного и синего. Задание: - На карточке написаны слова. Нужно поставить ударение, соответствующее орфоэпическим нормам русского языка. - Перед выполнением задания спрогнозируйте, насколько успешно вы справитесь. На листочках шкала, нужно указать уровень предполагаемой успешности выполнения задания. - Критерии: ударения поставлены верно во всех словах - наивысший уровень, ошибки в 1-2 словах - высокий уровень, 3-5 ошибок - средний, более 5 ошибок - низкий. Выполните прогностическую самооценку зелёным карандашом. - Расставьте ударение. - Сравните свои варианты с орфоэпическими нормами русского языка. На доске - верные ответы. - Отметьте на шкале реальный уровень успешности выполнения этого задания синим цветом. - У кого совпала прогностическая самооценка с реальной? - У кого выше? Ниже? |
| | «Задания-ловушки» | Готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия |
| | «Составление заданий с ловушками» | Определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п. |
| | Письмо с «дырками» с взаимопроверкой | Готовые «ловушки» на освоения способа действия. На листочках подписывают фамилию того, кто выполнял работу и того, кто проверял. Дети вставляют пропущенные буквы, меняются листочками и проверяют. |
| | «Сопоставление своих действий и результата с образцом» | Умение вычленять операциональный состав действия. |
| | «Составление задачи, подобной данной» | Направлен на вычленение существенного в представленной задаче. |
| | Классификация задач по способу их решения | Выделение общего способа действия. |
| | Составление задачи по чертежу | Умение переходить от графического языка к словесному описанию. |
| | Обнаружение причин ошибок и способы их устранения | Умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации. |
| | Составление проверочных заданий | Работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий |
| | «Разноцветные поправки» | Умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени |
| | «Умные вопросы» | Умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «Я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю» |
| 3-4 класс III этап -переход на бальную систему оценивания. 1 шаг. Знакомство с балльной системой оценивания. 2 шаг. Оценивание в баллах всех письменных работ. 3 шаг. Перевод балльной оценки в отметку. Оценивание по нормативной шкале. 4 шаг. Итоговая аттестация в конце каждого года обучения. (Выставка личных достижений ученика.) | метод «Листы самооценки» | Метод обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включается в процесс урока, но и может использоваться во время выполнения домашнего задания. В этом случае у родителей есть возможность увидеть уровень усвоения ребёнком темы и вопросы, которые вызывают у него затруднения. Лист самооценки может заполняться как по результатам конкретного урока, так и в конце изучения раздела. |
| | Портфолио (папки «Мои достижения») | В течение 1-4 класса дети собирают свои папки Достижений, которые дают возможность себя оценить. |