Презентация на тему: «Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили»
Презентация на тему: «Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили»
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили»»
«Школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу»
В.А. Сухомлинский
Содержание
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1 Биография Ш.А. Амонашвили.
2.2. Что такое гуманная педагогика?
2.3. Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А.
3. Практические результаты.
3.1. Педагогические приемы Амонашвили Ш. А., используемые в образовательном процессе.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Гуманно-личностная технология
Амонашвили Ш. А.
Дари себя детям!
Из «Заповедей» Амонашвили Ш. А.
Амонашвили Шалва Александрович - известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».
Что такое гуманная педагогика?
«Эта педагогикапринимает ребенкатаким, какой он есть, соглашается с его природой. Онавидит в ребенке его безграничность, осознает его космичность иведет, готовит его к служению человечествуна протяжении всей жизни. Онаутверждает личность в ребенкепутем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяютучительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряетпедагогическое творчествои призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».
Амонашвили Ш. А.
Основные идеи гуманно-личностной педагогики
1. Воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
2. Идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
3. Образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе .
Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили
По уровню применения:
общепедагогическая
По философской основе:
гуманистическая + религиозная
По основному фактору развития:
социогенная + биогенная
По концепции усвоения:
ассоциативно-рефлекторная
По ориентации на личностные структуры:
эмоционально-нравственная
обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориен-тированная
По характеру содержания:
По типу управления:
система малых групп
По организационным формам:
традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации
По подходу к ребёнку:
гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу:
объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества
.
По категории обучаемых:
массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям
Целевые ориентации
Способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств
Облагораживание души и сердца ребенка
Идеал воспитания - самовоспитание
Развитие и становление познавательных сил ребенка
Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений
Основные принципы технологии
Любить ребёнка
Очеловечивать среду, в которой живет ребёнок
Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке .
Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Учитель должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
Прожит в ребенке своё детство
Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.
Основные концептуальные положения технологии
Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.
Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность .
Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.
Особенности содержания технологии
Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей.
Урок-творчество
Урок-труд
Урок-радость
Урок-игра
Урок-дружба
Урок-встреча
Урок-солнце
Урок-жизнь
Важнейшие умения и способности и соответствующие им уроки
Шахматы
Познавательное чтение
Постижение прекрасного
Духовная жизнь
Письменно-речевая деятельность
Уроки о природе
Планирование деятельности
Осмысление высоких духовных материй и ценностей
Лингвистическое чутье
Смелость и выносливость
Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.
Уроки родного языка
Общение
Математическое воображение
Постижение красоты всего окружающего
Иноязычная речь
Музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.
Осмысление высоких математических понятий
Бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.
Особенности методики
Гуманизм
Индивидуальный подход
Резервы семейной педагоги
Учебная деятельность
Мастерство общения
Оценивание деятельности детей
Использование отметок очень ограничено , ибо отметки - это «костыли хромой педагогики».
Качественное оценивание
Характеристика
Пакет результатов
Самооценка
Обучение самоанализу
Основные установки учителя гуманного педагогического процесса
Опоры в ребёнке
Руководящие принципы учителя
Стремление к развитию;
стремление к взрослению;
стремление к свободе
Принцип очеловечивания среды вокруг ребенка;
принцип уважения личности ребенка;
принцип терпения в становлении ребенка
Личностные качества учителя
Заповеди учителя
Доброта, откровенность и искренность, преданность
Верить в безграничность ребенка;
верить в свои педагогические способности;
верить в силу гуманного подхода к ребенку
Законы учителя
Любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку
Основные правила учителя
1. Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
2.Общайтесь с ребенком как со взрослым,от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
3.Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
4.Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
5.Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними .
6.Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом.
7. Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намекана то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
8.Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей , участвуйте в них.
Педагогические приемы Амонашвили Ш. А., используемые в образовательном процессе
Методы и приёмы стимулирования инициатив детей
1.Приёмы поддержки и помощи детям (жестикулирование, хоровые ответы, разрешение подсказки, одобрительные прикосновения к детям).
2.Приём «Секреты», раскрытия которых нужно ещё подождать.
3.Индивидуальная предварительная работа с детьми заведомо неуспешными.
4.Каждый урок начинать с «таинства общения», с «медитации» учителя и учеников, восхвалять солнце, день, природу.
5.Приём «Нашептывание ответов на ухо».
6. Приём «Опустите головы!». Цель: развить у учеников мышление без опоры на наглядность.
8. «Слова - подарки», слова, которые призывают к чему-то хорошему, доброму, нравственному, человечному, духовному, умному, мудрому.
7.Прием преднамеренной ошибки, когда учитель даёт ученикам возможность сделать ему замечание, помочь учителю, посочувствовать и пожалеть.
Методы и приёмы стимулирования самостоятельного (творческого) проявления инициативы
1.«Уроки - инсценировки». Самые хорошие «постановки» рекомендуются «зрителями» для показа на «гастролях», то есть в других классах.
2.«Соавторство учебника», когда дети могут вносит поправки своей рукой в учебнике или вкладывать свои правила, задания, стихи, рассказы для учащихся следующих классов.
4.Микропреподавание (учитель даёт возможность детям самостоятельно провести часть урока - «Кому сегодня быть учителем»).
5. Перенос содержания урока во все внеурочные формы работы с детьми, в том числе и на домашнее обсуждение с родителями.
7. Методы опережающего обучения.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно – ориентированной развивающейся модели массовой начальной школы и призван обеспечить среди прочих основных целей выполнение такой цели как ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.Этой цели как нельзя лучше соответствует философская система Ш.А. Амонашвили «Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа жизни».
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1988.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.
4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1988.
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.
7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996
8. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.
9. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. - №15 - 23.
10.Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.
11.Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. - №7.