kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преподавание курса ОРКСЭ в МОБУ СОШ с. Дмитриевка МР Уфимский район Республики Башкортостан.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о том, как вводился новый предмет в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средняя общеобразовательная школа села Дмитриевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.  Наша школа в селе единственная, обучается 515 учащихся, из них 281 учится в начальных классах. В    школе  3 класса  комплекта   четвероклассников . Дети разных национальностей , разного вероисповедания. Проведено было родительское собрание и было выбрано 4 модуля. Сразу возник вопрос -  как организовать обучение? Ведь дети учатся в две смены! Как распределить детей на 4 группы - это второй вопрос. Да и настрой родителей был очень разным. Но никакого давления на родителей небыло! Мы справились с трудностями и очень рады, что новый предмет пришолся по душе и детям и родителям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преподавание курса ОРКСЭ в МОБУ СОШ с. Дмитриевка МР Уфимский район Республики Башкортостан. »

Преподавание курса ОРКСЭ в МОБУ СОШ с. Дмитриевка МР Уфимский район РБ.

Я работаю учителем и заместителем директора по УВР в МОБУ СОШ с. Дмитриевка. Наша школа в селе единственная. Обучается в ней 515 учащихся, из них 254 учится в начальной школе. И, когда впервые заговорили о преподавании нового предмета в 4 классе, мы провели, как и предлагалось, родительские собрания в классах. На педагогическом совете решили, что преподавать этот предмет целесообразнее учителям начальных классов. У нас 3 класса комплекта третьеклассников – 62 ученика. Каждый классный руководитель рассказал о новом предмете, познакомил с темами уроков, которые будут изучаться в каждом курсе. Рассказал о преподавателях, что будут вести каждый модуль. Было дано время для принятия решения, а через 3 дня собрали заявления от родителей. В результате родители выбрали 4 модуля.

2012 -2013 учебный год

классы

Количество обучающихся, выбравших модули

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Основы православной культуры

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры

Основы исламской культуры

0

14

3

0

0

2

9

4

7

0

0

3

0

2

10

0

0

8

Итого

9

20

20

0

0

13



В сентябре приступили к работе. Ведут у нас уроки 4 учителя начальных классов. Все учителя с высшим образованием. Прошли курсы в Башкирском институте развития образования, получили удостоверения. На курсах нам читали материал по всем 6 модулям. На каждый модуль отвели по 1 дню и 2 дня на изучение нормативных документов и структуру построения уроков. То есть мы можем вести любой модуль. Но как-то сразу мы распределили, кто какой модуль будет вести. Все учителя с опытом работы 15 и более лет, а одна учительница работает в школе 6 год, но она отличается душевной теплотой, и скромностью. Выбор педагогов для преподавания этого предмета должен быть очень тщательным. Это должен быть уравновешенный человек, любящий детей, свою работу, дипломатичный, эрудированный, без фанатизма. Да и проверять работу учителей необходимо.

Все наши учащиеся обеспечены учебниками за счет государства. Урок проводим параллельно 4 учителя. Т.е. 3 класса делятся на 4 группы. Мы, конечно, находимся в более выгодном положении в своем районе, так как у нас есть параллели. А в тех школах, где только один класс-комплект и детей мало, ведут один модуль – чаще выбирая основы светской этики. Родительские собрания проводят, объясняют ситуацию, и родители пишут заявление на выбранный школой модуль. У нас такого не было – выбор был за родителями.

Но когда начались занятия, были и переходы учащихся из одной группы в другую. Родители переписывали заявления. Дети общались друг с другом после уроков, делились впечатлениями, пересмотрели темы в учебниках товарищей и переходили в другую группу. Работать нам нравится – дети заинтересовались новым предметом, с удовольствием слушают, выполняют задания, думают, анализируют. Урок пролетает незаметно. В работе используем учебники и диски. У каждого ребенка есть рабочая тетрадь, где мы записываем тему урока и определения. Также дети выполняют в тетрадях творческие домашние задания, записывают свои впечатления, составляют вопросы, рисуют рисунки на заданную тему, подбирают материал к урокам, готовят сообщения.

Я хотела бы познакомить вас с тем, как я сама преподаю данный предмет. У меня группа из 21 ученика. Дети разных национальностей, но в основном русские. Есть татары, башкиры, удмурты. Есть дети некрещеные. У многих родители сами не являются верующими людьми, но хотят, чтобы дети знали о религии. Каждый урок я стараюсь продумывать, подбираю литературу . Много нужного мне для урока материала я беру из книг, которые у меня есть в домашней библиотеке – Закон Божий, Евангелие, Детская Библия, Полная энциклопедия православия и другие.

В классе есть мультимедийное оборудование, которое приобрели в прошлом году для начальной школы, выдали ноутбук каждому учителю 1-4 классов. Получили весной еще 4 интерактивные доски и компьютерный класс. Оборудование использую для проверки знаний, подведения итогов, демонстрации презентаций. Купила диск к учебнику. Да и на курсах дали дополнительный материал к урокам. Нравится то, что на диске дан материал для каждого урока. Часто для иллюстрации поведения и для доказательства привожу примеры из художественных произведении – рассказов Осеевой, Драгунского, Носова, т.к. в наших учебниках литературы этих произведений нет, а материал для воспитания нравственности очень подходит. Я вывожу текст на экран или распечатываю, дети читают, затем анализируют. Нравится детям и свои примеры из жизни приводить. Если есть какая-то цитата из Евангелия, стараюсь прочитать с детьми главу целиком и обсудить прочитанное.

Оценки по предмету не ставим, но используем словесную оценку, поощрения учащихся, дарим какие-то мелочи детям, которые отличились в учебе. Два раза в год дети готовят проектные работы. В конце декабря и в мае пре­зентация творческих проектов на основе изученного материала защищаются учащимися и дети отбирают самые лучшие работы своих товарищей.Проекты готовятся как индивидуальные, так и коллективные. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обоб­щить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Темы проектных работ учащихся: «История храма в нашем селе», «Храмы города Уфы», «Священные книги православных христиан», «Моя семья. Дорога к храму» и другие.

Кроме того мы с детьми посетили наш храм и мечеть. Дети с интересом слушали священнослужителей, задавали много вопросов. Особенно их заинтересовала тема, есть ли жизнь после смерти, как нужно жить, чтобы после смерти попасть в рай. Ребята с интересом слушали о раскаянии, о милосердии, о терпимости к людям другой веры.

Учащиеся и родители положительно восприняли новый предмет. Ребята дома работают с мультимедийным пособием ( некоторые приобрели диски), задают множество вопросов, осваивают проектирование. Родители с одобрением поддерживают активность детей (включая их дополнительную подготовку дома) по отношению к ОРКСЭ, однако сами не всегда активно сотрудничают со школой в этой сфере. Мне стало интересно – как учащиеся относятся к предмету ОПК. В результате проведенного опроса я выяснила, что ОПК изучать:



















Кроме того , я провела опрос учащихся на тему «Как влияет курс ОПК на духовно-нравственное становление их личности». Я предложила учащимся ответить на вопрос «Чему вы учитесь на уроках ОРКСЭ?». Подавляющее большинство учащихся в своих ответах говорят о приобретении навыков нравственного поведения:

– «учусь добру»

– «учусь быть культурным»

– «учусь уважать других»

– «учусь дружить»

– «помогать людям»

– «уважать родителей и старших»

– «стараться не совершать плохих поступков»

– «учусь любви и терпению»

Такие ответы детей говорят о том, что я правильно веду уроки, т.к. моя цель и цель курса ОПК – духовно-нравственное воспитание школьников в многонациональном обществе.

А теперь хочу остановиться на трудностях, с которыми мы столкнулись в процессе работы. Учебник Кураева мне нравится. . Но есть и недостатки у этого учебника. Это слабый иллюстративный ряд - иллюстрации маленькие нечеткие, не устраивает формат учебника, мелкий шрифт вопросов для обсуждения. Хорошо, что сейчас есть методические пособия в интернете. Я пользуюсь сайтом orkce.ru Там можно найти и нормативные документы, а также презентации к некоторым урокам. На сайте я узнала, что есть и рабочие тетради для учащихся. У нас их нет, хорошо бы еще дополнить курс хрестоматийным сопровождением и словарями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Гурьянова Наталья Александровна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140645


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства