«Приемы рефлексии в организации внеурочной деятельности обучающихся с нарушением слуха».
«Приемы рефлексии в организации внеурочной деятельности обучающихся с нарушением слуха».
Одной из задач современного образования является формирование у обучающихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности, развитию личности, готовности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Приемы рефлексии в организации внеурочной деятельности обучающихся с нарушением слуха».»
«Приемы рефлексии в организации внеурочной деятельности обучающихся с нарушением слуха».
Автор: О.В. Левкина (воспитатель)
КГБОУ «Минусинская школа – интернат»,
Россия, Красноярский край, г. Минусинск.
Одной из задач современного образования является формирование у обучающихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности, развитию личности, готовности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе и учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разрабатываемых в гуманитарных науках.
Термин "рефлексия" происходит от позднелатинского "rеflехiо", что означает обращение назад, отражение. Рефлексия -размышление человека, направленное на анализ обучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить обучающихся к самоконтролю, самооценке, формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствуетразвитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Развитие личности детей имеющими нарушения слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации, с бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями усвоения социального опыта.
У обучающихся с нарушенным слухом, оценка себя и товарищей недостаточно критична, многие ученики переоценивают свои личностные качества. Таким образом, необходимо сформировать у детей с нарушением слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения. Нужно научить их видеть проявления этих качеств в поведении других людей, уметь понимать поступки окружающих. Формировать у детей имеющими нарушения слуха адекватную самооценку, с одной стороны, являющуюся основой регуляции собственного поведения, с другой – установление отношений с окружающими людьми. Для этого в школьном возрасте нужно использовать такие формы работы, в которых дети будут поставлены перед необходимостью оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с образцом, с работами других детей. Нужно предоставлять детям самостоятельность в решении тех или иных задач различной трудности как в учебной, воспитательной деятельности, так и в разнообразных жизненных ситуациях.Важное требование - формировать умения понимать причины успеха или неуспехав любой деятельности и способности разумно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Рефлексия охватывает разные стороны деятельности, выделяют ее различные виды, которые необходимо учитывать, исследуя способности к рефлексии, поскольку они могут неодинаково проявляться и иметь разную меру выраженности, в зависимости от вида рефлексии.
Основные виды рефлексии в соответствии с их функциями: рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, При взаимодействии с обучающимся педагог использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Интеллектуальная рефлексия (что понял, что не понял, какие затруднения испытывал). Даёт возможность обучающимся понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).
На мой взгляд, успешность рефлексии обучающихся, с нарушением слуха во многом зависит от того, насколько продуманно и четко организована процедура рефлексии, рефлексивные процессы проходят следующие этапы:
1. Научение умному "незнанию". Умение останавливаться и оценивать сложившуюся ситуацию: "я знаю, что этого не знаю".
2."Запуск алгоритма": "Я знаю, что я не решу эту проблему известными мне способами, тогда я должен…"
3. Инсайт: "я знаю как надо или не знаю, но думаю, что…" и реализация принятого решения.
4. Анализ цепочки мыслительных и практических операций "не знал как - узнал - сделал".
Учитывая эти этапы, педагог целенаправленно организовывает процедуру рефлексии в различных формах, в том числе как:
1. устное обсуждение,
2. письменное анкетирование,
3. рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с ребенком в течение занятия, дня, недели, месяца.
В своей работе, я выделяю ряд приемов, которые использую и считаю приемлемыми для работы с детьми, имеющими нарушения слуха.
При выборе методов и приёмов я обязательно учитываю следующие моменты:
возрастные особенности воспитанников;уровень их развития;особенности, тему и тип занятия;необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
1.«Горячий стул». Ребята по кругувысказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
у меня получилось …
мне захотелось…
2. «Комплимент». Комплимент-похвала, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и педагога за проведенное занятие. Такой вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
3. «Лестница успеха» – это метод дробления достижения цели на малые подчиненные задачи. Это наглядное, зрительное представление пошагового достижения цели.
4. «Благодарю…».В конце занятия педагог предлагает каждому ребенку выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за помощь и пояснить, в чем именно этапомощь проявилось. Педагога из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
5. «Оцени себя». Оценка выполненных заданий. Обучающиеся отвечают на вопросы о том, как работали на занятии (перечисляют моменты, где именно, проявили себя или моменты где наиболее сильно испытали трудности), что нового для себя узнали, понравилось ли им занятие, была ли достигнута цель занятия.
6. «Выбери 1 фразу для товарища»:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на занятии.
Ты мог бы поработать лучше.
7. «Поезд впечатлений». На доске располагался поезд с вагончиками, которые обозначают этапы занятия. Каждый ребенок распределят смайлик или фишку по вагончикам, отмечая этим понравившееся и непонравившееся задание. Такой приём, помогает воспитывать в детях свободу выбора.
8.«Релаксация».
- Закройте глаза и вспомните хорошие моменты нашего занятия.
- Я рада, что вы были внимательны.
- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует,что нужно работать еще лучше – похлопайтесебе. О
Большая часть вышеупомянутых приёмов рефлексии предназначена для использования в конце занятия. Но некоторые из них могут быть использованы и на других этапах занятия и направлены на создание ситуации успеха.
Не нужно останавливаться на одном из перечисленных приемов, а внедрять в свою деятельность и другие приемы, использование которых поспособствует развитию рефлексии и поможет обучающимся, сформулировать полученные результаты. В свою очередь это поможет обучающимся развивать свою речь, определять цель дальнейшей работы, корректировать свои последующие действия, развивать познавательные интересы и готовность к успешному обучению и в конечном итоге способствует развитию личности обучающегося, имеющего нарушения слуха.