kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к проектной исследовательской работе "Тире или дефис"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой работе представлен результат исследовательской работы ученика 4 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проектной исследовательской работе "Тире или дефис"»

Проект « Тире или дефис» Подготовил Журавлев Максим  ученик 4 «а» класса  МБОУ «Зубово-Полянская  гимназия» Руководитель проекта Чекмарева А.Ю .

Проект « Тире или дефис»

Подготовил Журавлев Максим

ученик 4 «а» класса

МБОУ «Зубово-Полянская

гимназия»

Руководитель проекта Чекмарева А.Ю .

Цель работы: * на основе изученной литературы  сделать вывод о том, что без знаков препинания невозможно понимание речи людей. Задачи: * изучить литературу по истории происхождения знаков препинания тире и дефис. * обобщить собранные материалы и сделать выводы о пользе знаков препинания тире и дефис в нашей речи. * рассказать о необходимости изучения правил использования знаков препинания

Цель работы:

* на основе изученной литературы

сделать вывод о том, что без знаков препинания невозможно понимание речи людей.

Задачи:

* изучить литературу по истории происхождения знаков препинания тире и дефис.

* обобщить собранные материалы и сделать выводы о пользе знаков препинания тире и дефис в нашей речи.

* рассказать о необходимости изучения правил использования знаков препинания

Знаки препинания Всем нам надо знать. Это точка, запятая, Знак вопроса, восклицанья, Две кавычки, как сестрички, Да и точка с запятой. Но, а мне тире с дефисом Не дают покой.

Знаки препинания

Всем нам надо знать.

Это точка, запятая,

Знак вопроса, восклицанья,

Две кавычки, как сестрички,

Да и точка с запятой.

Но, а мне тире с дефисом

Не дают покой.

Тире и дефис — внешне очень похожие знаки, которые напоминают небольшую горизонтальную черту, но существенно отличаются по употреблению. Очень часто в интернете и даже в печатных изданиях авторы и редакторы не обращают внимания на правильное употребление тире и дефисов. Из-за этого текст становится некрасиво оформленным. Отличие тире от дефиса легко запомнить и применять. Это сделает текст благозвучным и, что самое главное — более грамотным.

Тире и дефис — внешне очень похожие знаки, которые напоминают небольшую горизонтальную черту, но существенно отличаются по употреблению. Очень часто в интернете и даже в печатных изданиях авторы и редакторы не обращают внимания на правильное употребление тире и дефисов. Из-за этого текст становится некрасиво оформленным. Отличие тире от дефиса легко запомнить и применять. Это сделает текст благозвучным и, что самое главное — более грамотным.

Тире —  это черточка такая Не волнистая, прямая. Как мосточек она ляжет Смысл предложения подскажет.

Тире это черточка такая

Не волнистая, прямая.

Как мосточек она ляжет

Смысл предложения подскажет.

Как появилось тире. Тире (от фр. слова tirer — растягивать) является достаточно распространенным знаком препинания. Первые упоминания о тире датируются XII веком, когда Бонкомпаньо да Синья, итальянский писатель, выступил с новым предложением о пунктуации. Автор определил его функцию лишь как знака завершения предложения. Некоторые исследователи считают, что именно этот знак является родоначальником современного тире.

Как появилось тире.

Тире (от фр. слова tirer — растягивать) является достаточно распространенным знаком препинания. Первые упоминания о тире датируются XII веком, когда Бонкомпаньо да Синья, итальянский писатель, выступил с новым предложением о пунктуации. Автор определил его функцию лишь как знака завершения предложения. Некоторые исследователи считают, что именно этот знак является родоначальником современного тире.

В России употребление тире стали настоятельно вводить в XVIII веке Г. Р. Державин и Н. М. Карамзин. Некоторым это новшество не понравилось, его принимали с враждебностью, так как не видели в нем большой необходимости. Его называли по-разному: черная полоса, знак пересечения, линейка, черта. Шаг за шагом, отвоевывая свои позиции, знак уверенно внедрялся в русскую письменную речь. Н.М. Карамзин Г.Р. Державин

В России употребление тире стали настоятельно вводить в XVIII веке Г. Р. Державин и Н. М. Карамзин. Некоторым это новшество не понравилось, его принимали с враждебностью, так как не видели в нем большой необходимости. Его называли по-разному: черная полоса, знак пересечения, линейка, черта. Шаг за шагом, отвоевывая свои позиции, знак уверенно внедрялся в русскую письменную речь.

Н.М. Карамзин

Г.Р. Державин

Когда  ставится Тире? .

Когда

ставится

Тире?

.

Случаи употребления Примеры Между прямой речью и словами автора «Ну, заяц! Ну, погоди!» — закричал волк. Перед обобщающим словом после однородных членов предложения Мечты, надежды, красота – все поглотит неумолимое течение времени. Перед приложением, стоящим в конце предложения, если можно вставить конструкцию «а именно» без искажения смысла В разговоре от меня ожидали только одного — честности; Перед словами «вот», «это», «это значит» в предложениях, где сказуемое — существительное в именительном падеже Чтение — вот лучшее учение. При отсутствии глагола-связки Искусство — отражение жизни. При пропуске слов Теркин —дальше, автор —  вслед

Случаи употребления

Примеры

Между прямой речью и словами автора

«Ну, заяц! Ну, погоди!» — закричал волк.

Перед обобщающим словом после однородных членов предложения

Мечты, надежды, красота – все поглотит неумолимое течение времени.

Перед приложением, стоящим в конце предложения, если можно вставить конструкцию «а именно» без искажения смысла

В разговоре от меня ожидали только одного — честности;

Перед словами «вот», «это», «это значит» в предложениях, где сказуемое — существительное в именительном падеже

Чтение — вот лучшее учение.

При отсутствии глагола-связки

Искусство — отражение жизни.

При пропуске слов

Теркин —дальше, автор —

вслед

Существует такое понятие – авторская пунктуация. Авторская пунктуация – это особенности пунктуационного оформления художественного текста, характерные для того или иного автора. Авторская пунктуация используется для выражения эмоционального настроя самого автора, создания особой ритмики произведения. Постановка знаков препинания в этом случае не всегда подчиняется правилам их употребления и, как правило, имеет интонационную основу.

Существует такое понятие – авторская пунктуация.

Авторская пунктуация – это особенности пунктуационного оформления художественного текста, характерные для того или иного автора. Авторская пунктуация используется для выражения эмоционального настроя самого автора, создания особой ритмики произведения. Постановка знаков препинания в этом случае не всегда подчиняется правилам их употребления и, как правило, имеет интонационную основу.

Истинным любителем знака тире считается Марина Цветаева .

Истинным любителем знака тире считается Марина Цветаева .

" Четвёртый год..." (отрывок)

М. Цветаева

Мама, куда — лёд идёт?

Вперёд, лебедёнок.

Мимо дворцов, церквей, ворот —

Вперёд, лебедёнок!

Синий Взор — озабочен.

Ты меня любишь, Марина?

Очень.

Навсегда?

Да.

Скоро — закат,

Скоро — назад:

Тебе — в детскую, мне —

Письма читать дерзкие,

Кусать рот.

А лёд

Всё

Идёт

24 марта 1916

Знак тире очень тонко способен выразить чувство автора, без лишних слов донести его мысли до адресата. .

Знак тире очень тонко способен выразить чувство автора, без лишних слов донести его мысли до адресата.

.

Дефис — это черточка иная, И длина у ней другая. Между слов она стоит  И о многом говорит.

Дефис — это черточка иная,

И длина у ней другая.

Между слов она стоит

И о многом говорит.

История  возникновения дефиса.

История

возникновения

дефиса.

Возникновение орфографического знака «дефис» относят к периоду, когда написание слов стали разделять пробелом. В букварях и различных учебных пособиях XVIII века его именовали «знаком единительства». А столетие спустя появились первые уточнения по употреблению знака в тексте, предложенные академиком Я. Гротом. Некоторые его рекомендации (правила) используются и по сей день.

Возникновение орфографического знака «дефис» относят к периоду, когда написание слов стали разделять пробелом. В букварях и различных учебных пособиях XVIII века его именовали «знаком единительства». А столетие спустя появились первые уточнения по употреблению знака в тексте, предложенные академиком

Я. Гротом. Некоторые его рекомендации (правила) используются и по сей день.

Термин «дефис» появился в русском языке в середине 19 века. Это слово пришло в русский язык из немецкого («divis»). «Divis» образовалось от латинского слова «division» (разделение).  На протяжении долгого времени «дефис» можно было встретить лишь в специальной литературе, применяемой в области типографии. И только в 20 веке (30-е гг.) это слово стали использовать как синоним к «черточке». Постепенно все чаще стали употреблять «дефис», выступающий в роли соединительной черточки.

Термин «дефис» появился в русском языке в середине 19 века. Это слово пришло в русский язык из немецкого («divis»). «Divis» образовалось от латинского слова «division» (разделение).  На протяжении долгого времени «дефис» можно было встретить лишь в специальной литературе, применяемой в области типографии. И только в 20 веке (30-е гг.) это слово стали использовать как синоним к «черточке». Постепенно все чаще стали употреблять «дефис», выступающий в роли соединительной черточки.

Дефис в русской письменности

Дефис в русской письменности

Случаи употребления Примеры при образовании сложных слов Бизнес-ланч  при образовании наречий повтором одинаковых элементов при образовании сложных прилагательных давным-давно физико-математический лицей при неопределенных местоимениях кто-то, кто-нибудь при присоединении приставок по-русски при присоединении некоторых частиц к слову давай-ка при сокращении слов кол-во  при переносе слова на другую строку

Случаи употребления

Примеры

при образовании сложных слов

Бизнес-ланч

при образовании наречий повтором одинаковых элементов

при образовании сложных прилагательных

давным-давно

физико-математический лицей

при неопределенных местоимениях

кто-то, кто-нибудь

при присоединении приставок

по-русски

при присоединении некоторых частиц к слову

давай-ка

при сокращении слов

кол-во

при переносе слова на другую строку

Проведя эту исследовательскую работу, я пришёл вот к такому выводу. Когда встает вопрос о постановке дефиса или тире, нужно смотреть, где требуются эти знаки: в пределах слова или в пределах предложения. Если в пределах слова, то задача – соединить части сложного слова. Если в пределах предложения, то задача- разделить части предложения.

Проведя эту исследовательскую работу, я пришёл вот к такому выводу. Когда встает вопрос о постановке дефиса или тире, нужно смотреть, где требуются эти знаки: в пределах слова или в пределах предложения. Если в пределах слова, то задача – соединить части сложного слова. Если в пределах предложения, то задача- разделить части предложения.

Знаки препинания дают возможность

Знаки препинания

дают возможность

Используемые источники: * Материал из Википедии * Н.Г.Гольцова Русский язык 10-11 классы *   https ://www.syl.ru/article/375333/defis-ili-tire-raznitsa-mejdu-etimi-znakami * https ://multiurok.ru/index.php/blog/istoriia-vozniknovieniia-diefisa-v-russkom-iazykie.html *http://www.textologia.ru/ *Стихи собственного сочинения

Используемые источники:

* Материал из Википедии

* Н.Г.Гольцова Русский язык 10-11 классы

*   https ://www.syl.ru/article/375333/defis-ili-tire-raznitsa-mejdu-etimi-znakami

* https ://multiurok.ru/index.php/blog/istoriia-vozniknovieniia-diefisa-v-russkom-iazykie.html

*http://www.textologia.ru/

*Стихи собственного сочинения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Презентация к проектной исследовательской работе "Тире или дефис"

Автор: Чекмарёва Анна Юрьевна

Дата: 22.05.2019

Номер свидетельства: 511873


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства