kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к статье "Фонематическое недоразвитие речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)"»

ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ  (ФФНР) ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МАНОУ СОШ № 3 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ Р.М. ХАБИБУЛЛИНА  ТЕМИРХАНОВА М.Б

ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР)

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МАНОУ СОШ № 3

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ Р.М. ХАБИБУЛЛИНА

ТЕМИРХАНОВА М.Б

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ФФНР)?

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ФФНР)?

"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха", - говорит логопед. "Но мой ребенок слышит хорошо", - в недоумении отвечает родитель.

Дети с ФФНР – это дети с нормальным физическим слухом и интеллектом , у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух - тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФФНР У ДЕТЕЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ ФФНР У ДЕТЕЙ

  • Легкая
  • Средняя
  • тяжёлая
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ФФНР У ДЕТЕЙ

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ФФНР У ДЕТЕЙ

  • искажение некоторых звуков;
  • замена сложных для артикуляции звуков на простые («р» на «л» и т.п.);
  • нечеткое, размытое произношение определенных фонем, вплоть до слияния их в один неразборчивый звук;
  • отсутствие разницы между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками.
КОРРЕКЦИЯ ФФНР

КОРРЕКЦИЯ ФФНР

I ЭТАП - УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ     Игра «Что звучало?»   На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Вы просите ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).  Игра «Угадай, что я делаю?»   Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, Вы выполняете с ними определённые действия: режете бумагу, сминаете бумагу рукой, переливаете воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого Вами действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала Вы производите действие, потом — ребёнок и т.д.

I ЭТАП - УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Вы просите ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, Вы выполняете с ними определённые действия: режете бумагу, сминаете бумагу рукой, переливаете воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого Вами действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала Вы производите действие, потом — ребёнок и т.д.

II ЭТАП - РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОВ, ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ, СЛОВ, ФРАЗ  Игра «Узнай по голосу»  В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.  Игра «Эхо»   Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.  Игра «Скажи, как я»  Вы произносите один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просите ребёнка повторить за ним.

II ЭТАП - РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОВ, ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ, СЛОВ, ФРАЗ

Игра «Узнай по голосу»

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

Игра «Эхо»

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

Игра «Скажи, как я»

Вы произносите один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просите ребёнка повторить за ним.

III ЭТАП - РАЗЛИЧЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ СЛОВ     Игра «Светофорчик»  У ребёнка – красный и зелёный кружки. Вы показываете ребёнку картинку, и просите его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам . Далее Вы громко, медленно произносите слово – название картинки.     Игра «Исправь ошибку»  Вы предлагаете ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла По дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

III ЭТАП - РАЗЛИЧЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ СЛОВ

Игра «Светофорчик»

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Вы показываете ребёнку картинку, и просите его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам . Далее Вы громко, медленно произносите слово – название картинки.

Игра «Исправь ошибку»

Вы предлагаете ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла По дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

IV ЭТАП - РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ     Игра «Повторюшки»  Вы предлагаете ребёнку повторить за Вами слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та ; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.; с общим гласным и разными согласными : та-ка-па, ма-на-ва и т.д.; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.; с парными твёрдыми – мягкими : па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.     Игра «Сигнальщик»  Вы просите ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда он услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па , фа-ва-фа-фа и т.д.

IV ЭТАП - РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ

Игра «Повторюшки»

Вы предлагаете ребёнку повторить за Вами слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та ; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.; с общим гласным и разными согласными : та-ка-па, ма-на-ва и т.д.; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.; с парными твёрдыми – мягкими : па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

Игра «Сигнальщик»

Вы просите ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда он услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па , фа-ва-фа-фа и т.д.

V ЭТАП - РАЗЛИЧЕНИЕ ФОНЕМ   НА ЭТОМ ЭТАПЕ НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ, ЧТО СЛОВА СОСТОЯТ ИЗ ЗВУКОВ И С НИМИ МОЖНО ПОИГРАТЬ    Игра «Поймай звук»  Вы несколько раз произносите звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносите звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).     Игра «Отгадай, кто это?»  Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

V ЭТАП - РАЗЛИЧЕНИЕ ФОНЕМ НА ЭТОМ ЭТАПЕ НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ, ЧТО СЛОВА СОСТОЯТ ИЗ ЗВУКОВ И С НИМИ МОЖНО ПОИГРАТЬ

Игра «Поймай звук»

Вы несколько раз произносите звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносите звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).

Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Презентация "Фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)"

Автор: Темирханова Марина Бейдулаховна

Дата: 28.03.2025

Номер свидетельства: 667659


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства