Просмотр содержимого документа
«Презентация "Фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)"»
ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ(ФФНР)
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МАНОУ СОШ № 3
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ Р.М. ХАБИБУЛЛИНА
ТЕМИРХАНОВА М.Б
ЧТО ТАКОЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ФФНР)?
"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха", - говорит логопед."Но мой ребенок слышит хорошо", - в недоумении отвечает родитель.
Дети с ФФНР – это дети с нормальным физическим слухом и интеллектом , у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух - тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФФНР У ДЕТЕЙ
Легкая
Средняя
тяжёлая
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ФФНР У ДЕТЕЙ
искажение некоторых звуков;
замена сложных для артикуляции звуков на простые («р» на «л» и т.п.);
нечеткое, размытое произношение определенных фонем, вплоть до слияния их в один неразборчивый звук;
отсутствие разницы между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками.
КОРРЕКЦИЯ ФФНР
I ЭТАП - УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
Игра «Что звучало?»
На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Вы просите ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
Игра «Угадай, что я делаю?»
Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, Вы выполняете с ними определённые действия: режете бумагу, сминаете бумагу рукой, переливаете воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого Вами действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала Вы производите действие, потом — ребёнок и т.д.
II ЭТАП - РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОВ, ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ, СЛОВ, ФРАЗ
Игра «Узнай по голосу»
В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
Игра «Эхо»
Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
Игра «Скажи, как я»
Вы произносите один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просите ребёнка повторить за ним.
III ЭТАП - РАЗЛИЧЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ СЛОВ
Игра «Светофорчик»
У ребёнка – красный и зелёный кружки. Вы показываете ребёнку картинку, и просите его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам . Далее Вы громко, медленно произносите слово – название картинки.
Игра «Исправь ошибку»
Вы предлагаете ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла По дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
IV ЭТАП - РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ
Игра «Повторюшки»
Вы предлагаете ребёнку повторить за Вами слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та ; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.; с общим гласным и разными согласными : та-ка-па, ма-на-ва и т.д.; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.; с парными твёрдыми – мягкими : па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.
Игра «Сигнальщик»
Вы просите ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда он услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па , фа-ва-фа-фа и т.д.
V ЭТАП - РАЗЛИЧЕНИЕ ФОНЕМНА ЭТОМ ЭТАПЕ НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ, ЧТО СЛОВА СОСТОЯТ ИЗ ЗВУКОВ И С НИМИ МОЖНО ПОИГРАТЬ
Игра «Поймай звук»
Вы несколько раз произносите звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносите звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).
Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.