Просмотр содержимого документа
«Прецедентные тексты для реализации аксиологического подхода обучения русскому языку»
Прецедентные тексты для реализации
аксиологического подхода обучения русскому языку
Обучение младших школьников использованию прецедентных текстов проще всего построить на материале пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки украшают, обогащают речь, придают речи особую остроту, силу и выразительность.
1.При чтении и обсуждении рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным» учащиеся подбирают к рассказу пословицы. Если обучающиеся затрудняются, то можно предложить им составить пословицы из двух частей (работа с интерактивной доской).
«Правда то,….
что шило в мешке - не утаишь»
«Правда прямо идет,
а с нею не разминешься»,
«Вчера солгал,
а сегодня лгуном обзывают».
В ходе анализа текста и самостоятельного составления пословиц и поговорок к нему дети учатся находить общее между названием произведения и его содержанием, понимать смысл пословицы.
2.При чтении стихотворения А.С. Пушкина «Осень» учащиеся встречаются со словом «очи»: «Унылая пора! Очей очарованье…». Не все дети знают значение этого слова, поэтому им предлагается обратиться к толковому словарю, а затем попробовать заменить в стихотворении слово «очи» на слово «глаза» и отметить, изменился ли смысл стихотворения. Затем детям предлагается объяснить фразеологические обороты: «предстать пред очи», «проглядеть все очи», «орлиные очи», «очи сокольи» и др., объясняют их смысл и определяют, какие значения приобретает слово в данных устойчивых выражениях.
3.Работа с прецедентными текстами (пословицами, фразеологизмами) занимает особое место при написании творческих работ. Например, учащимся предлагается написать сочинение по пословице «Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра».
Перед началом работы школьники уясняют смысл пословицы. Учитель обращается к ним с вопросами:
1. Что советуется в пословице?
2. Что можно сделать сегодня, не откладывая это на завтра?
3. Почему это так важно?
4. Кто обычно откладывает все дела на будущее?
5. Что из этого получается?
После этого детям предлагается придумать или вспомнить историю из своей жизни, определить главного персонажа сочинения, его поступки и их последствия, сделать вывод о том, чему учит эта история. Особое внимание уделяется тому, в какой части сочинения найдет свое отражение пословица. Если в начале или конце сочинения, она может быть приведена полностью, в основной части сочинения может быть использована ее часть. Например, «сколько можно говорить - «не откладывай на завтра».
4.При чтении текста рассказа Л. Андреева “Кусака» в 7 классе можно прослушать песню в исполнении Т. и С. Никитиных “Собака бывает кусачей”
Собака бывает кусачей, Только от жизни собачьей, Только от жизни, от жизни собачьей Собака бывает кусачей
Затем провести беседу:
1. Какое отношение эта песня имеет к нашему сегодняшнему рассказу?
2.Какое впечатление произвёл рассказ?
2.В какое время происходили события?
3.Как вы думаете, почему Л.Андреев решил рассказать читателям историю собаки? Чем заслужила собака того, чтобы о ней написали рассказ?
-Приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? Леонид Андреев написал свой рассказ в 1901 году. История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо. Что тревожило автора? Для чего он рассказал эту историю. (Рассказ о собаке? О людях?)
-У вас есть домашние животные? У меня есть кошка Матильда Ивановна. Она очень умная и милая. А ваши какие? (Рассказы детей, фото и т.д.)
-У вас замечательные четвероногие друзья, и вы их любите. А Кусака какая? (Добрая, одинокая, умная, ответственная…)
-Грустно оттого, что эта добрая собака такая несчастная и одинокая.
2.Самарская область – это исторически полиэтнический регион. Среди мультфильмов «Гора самоцветов» представлены татарские, башкирские и мордовские сказки. Если обратиться к мультфильму татарской сказки «Заяц-слуга», то какие задания для работы в аксиологическом аспекте обучения русскому языку можно предложить?
1. Фронтальная работа с классом.
Детям предлагается внимательно посмотреть мультфильм и ответить на вопросы по его содержанию.
-Что это за произведение?
-Кто автор этого произведения?
-Почему мультфильм называется «Заяц-слуга»?
-Может ли такое произойти в нашей жизни?
-Какая беда приключилась с главным героем произведения?
-Что придумал Насрл-Эддин-оджа?
-Каким был главный герой?
-Где он взял зайцев? Почему ему понадобилось именно два зайца?
-Как вы понимаете выражения: “Что же вы так замешкались?», «Уж не тронулся ли разумом мой ага»?
-Какую хитрость придумал ага?
-Зачем богачи решили купить зайца у аги?
-Почему «заяц-слуга» не выполнил просьбу богача?
-Чему учит эта сказка?
2.Исследовательская работа в парах. Обучающиеся вовремя просмотра записывали в таблицу незнакомые слова. Затем, пользуясь толковым словарём Д.Н. Ушакова, дают толкование каждому слову.
Незнакомое слово
Лексическое значение слова
ЗАМЕШКАЛИСЬ
Пробыть где-либо дольше, чем следует; задержаться
АГА
Восклицание с торжествующей интонацией.
КАВУРМА
Мясной деликатес
СИЛКИ
Петля для ловли птиц и мелких животных.
ЧУЛАН
Помещение в доме, служащее кладовой.
БЕШМЕТ
Стёганый полукафтан
НАМАЗ
Молитва из стихов Корана у мусульман.
ОГЛАН
Юноша
3. Давайте найдем в сказке слово, которое звучит на татарском языке? Что оно означает? Как вы думаете? (ПЕЯК ЯКШИ – очень хорошо!)