kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи неслышащих обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даны методические рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи неслышащих обучающихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение нарушений в формировании письменной речи неслышащих обучающихся»

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся

Хорошо известно, что у многих обучающихся возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного генеза.

При умело организованном учебном процессе, а именно при создании у школьников стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении ими навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.

Если же вовремя не обратить на это внимание, не принять профилактических мер, то специфические ошибки письма станут стойкими и перейдут из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в дисграфию и дислексию.

Наиболее часто встречающиеся ошибки на первых этапах обучения письму, свидетельствующие о трудностях в формировании письменной речи:

- отсутствие границ предложений;

- слитное написание слов в предложении;

- пропуски гласных;

- пропуски согласных в стечениях;

- ошибки обозначения мягкости согласных на письме;

- смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;

- нечеткая дифференциация букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляторным признакам звуки.

Цель приведенных далее упражнений – помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского языка активнее развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память, костно-мышечные ощущения (кинестезии). Работа должна проводиться на материале слов и предложений – значимых смысловых единицах речи.

Приступая к работе, необходимо помнить о том, что каждый ребенок, приходящий в школу, любит и хочет работать в тетради. Надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты его радовали. Необходимо хвалить ребенка за самые маленькие достижения, ведь только положительные эмоции будут создавать дальнейшую мотивацию овладения письменной речью.

Слуховой диктант предложений

Запишите предложение цифрами.

Наступила осень. (2)

Часто идут дожди. (3)

Птицы улетают. (2)

Итак: 2, 3, 2.

Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить «зашифрованную» запись, активизировав тем самым память обучающихся.

Сосчитайте количество пробелов (пропусков) между словами.

Зима пришла. (1)

Выпал пушистый снег. (2)

Замерзли реки. (1)

Какая красивая зима. (2)

Итак: 1, 2, 1, 2.

Такие диктанты могут проводиться почти на каждом уроке. Составлять их могут и сами учащиеся. Задания способствуют развитию речевого творчества.

Списывание предложений

С трудом обучающимся дается списывание с образца. При данном виде деятельности приходится перераспределять внимание между образцом и собственным написанием в тетради, удерживать в памяти отрезки списываемого, постоянно сличать написанное и образец.

Данное упражнение можно сочетать с творческими заданиями. В этом случае появляется дополнительный мотив «усовершенствовать» написанное - возрастает интерес к заданию.

Списывание предложений без пробелов

Детииграют.

Мамаготовитобед.

Бабушкавяжет.

Папаработает.

Перед ребенком сразу встанет вопрос, как переписывать: правильно или так, как есть. Появится проблема – возникнет необходимость ее решить.

Списывание заведомо неверных по смыслу предложений

Медведь боится волка.

Папа младше сына.

Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нем одно слово

Ребята идут в школу.

(Мальчики идут в школу.

Ребята бегут в школу.

Ребята идут из школы.

Ребята идут в библиотеку.)

После выполнения задания дети читают и обсуждают получившиеся варианты.

Списывание с сокращениями, где непременным условием является сокращение каждого последующего предложения на одно слово

Вова ел вкусный суп.

Вова ел суп.

Вова ел.

Выполняя и обсуждая это задание, дети смогут понять значение различных членов предложения, ведь в итоге предложение сокращается до грамматической основы, несущей на себе основную смысловую нагрузку.

Списывание предложений с добавлениями

Ученики решают.

(Ученики решают задачу.

Ученики решат легкую задачу.)

Выполняя эти и подобные им задания, мы решаем пропедевтическую задачу распространения предложения, синтаксического разбора, предупреждаем появление аграмматизмов на письме, а также расширяем объем кратковременной памяти учащихся.

Списывание предложений с заданием закончить их

Мышка убегает от...

Яхта плывет по...

Самолет летит над...

Подобные задания исподволь готовят первоклассников к усвоению правила о раздельном написании значимого слова и предлога, подводят к падежным изменениям имен существительных, формируют обобщающую и ситуативную функции слова.

Слуховой диктант слов

Пропуск целого слова – нередкая ошибка в тетрадях учащихся. При овладении слоговым анализом слов может быть использована цифровая запись. Диктант слов разной слоговой структуры станет наиболее продуктивным, количество анализируемых слов увеличится во много раз, если учитель предложит детям цифровую запись, обозначающую: количество слогов в слове: мак (1), маки (2), маковка (3); номер ударного слога: маки (1), макушка (2).

Пропуски гласных – одна из наиболее часто встречающихся проблем. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку в словах русского языка несут на себе согласные.

Предложите детям не совсем обычный слуховой диктант – вместо целых слов записать только гласные. Методически оправданной будет следующая последовательность подобных диктантов.

· Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (соответственно записываются только начальные ударные гласные):

Игры (и), остров (о), отпуск (о), арка (а), астры (а), иглы (и), эхо (э), утка (у), улей (у).

Дети быстро и легко справляются с этим диктантом. Одновременно решаются вопросы дифференциации гласных о и а, о и у, и и э (звуки эти нередко смешиваются учащимися из-за их артикуляционного сходства).

Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:

Дом (о), нож (о), рак (а), кит (и), сон (о), сын (ы), сыр (ы), мак (а), дым (ы), бык (ы), лак (а), лось (о), конь (о), сом (о).

Диктант двусложных слов несколько труднее. Возникает возможность ошибочной записи безударной гласной. Оправданным будет "орфографическое" проговаривание. Одноврменно учим детей проверять безударные гласные.

Сахар (а-а), мука (у-а), кони (о-и), коза (о-а), грибы (и-ы), дома (о-а), сани (а-и), лиса (и-а).

Постепенно в работу включаются слова с гласными второго ряда.

Диктант трехсложных слов выполняется так же. Во втором полугодии 1-го класса и во 2-м классе такие диктанты быстры и эффективны для проверки усвоения словарных слов.

Корова (о-о-а), сорока (о-о-а), ворона (о-о-а).

Пропуски согласных в стечениях и их перестановки часто встречаются в работах учеников. В этом случае предлагается работа с цифровым рядом.

Для диктанта подбираются слова со стечением согласных. Перед учениками на столе цифровые ряды от 1 до 10. (Цифры можно просто записать в каждой тетради.)

Дается задание найти место звука (буквы) в словах и записать его цифрой в тетрадях. Например, найти в словах место р.

Бросить (2), зебра (4), подобрать (6), привезли (2), грачи (2).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предупреждение нарушений в формировании письменной речи неслышащих обучающихся

Автор: Ермакова М.М.

Дата: 15.03.2019

Номер свидетельства: 503089


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства