Представление опыта работы выполнения исследовательских работ (проектов) с помощью чек-листов
Представление опыта работы выполнения исследовательских работ (проектов) с помощью чек-листов
Методические рекомендации по организации работы младших школьников над исследовательскими проектами будут полезны педагогам, которые уделяют большое внимание исследовательской деятельности обучающихся. Материал содержит практические советы по организации работы с помощью чек-листа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Представление опыта работы выполнения исследовательских работ (проектов) с помощью чек-листов»
Приоритетные направления ФГОС НОО и ООО определяют роль современного школьного образования, основанного на интеллектуальном, творческом и нравственном развитии учащихся, где личностный рост школьника достигается как средствами каждого отдельного предмета, так и процессом образования в целом. В связи с этим на первый план выходит проблема повышения эффективности обучения. Одним из ведущих методов на сегодняшний день, способствующим реализации данной задачи, принадлежит методу проектов и поисково-исследовательской деятельности.
В своей педагогической практике я уделяю большое внимание работе над исследовательскими проектами, так, как считаю, что именно они способствуют развитию у школьников личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, а также помогают успешно осваивать программный материал.
Помощь учителя необходима ученикам на всех этапах работы над проектом, так как самостоятельно освоить данный вид работы, младшие школьники не смогут.
За годы работы мною был накоплен определенный опыт по организации исследовательских проектов с обучающимися. Для удобства я использую чек-листы, которые отражают основные этапы работы (шаги) учащихся над исследовательскими проектами.
Чек-лист «Организация работы над исследовательским проектом»
№
Этапы работы
Сроки
Отметка о выполнении
Примечание
I. Подготовка
1
Выбор темы и ее конкретизация
2
Определение проблемы
3
Постановка цели, формулирование задач
4
Выдвижение гипотезы
5
Обсуждение методов исследования
II.Планирование
6
Выстраивание путей решения проблемы
7
Определение источников информации для теоретической части
8
Определение путей и способов реализации практической части
9
Определение способов сбора и анализа информации
10
Определение способа представления результатов
III.Исследование
11
Проведение исследования (опрос, анкетирование, эксперимент, опыты и т. д.)
12
Сбор и систематизация материалов
13
Фиксация предварительных результатов работы
14
Решение промежуточных задач
15
Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе работы
IV.Оформление результатов и выводов
16
Анализ полученных данных
17
Формулирование выводов
18
Корректировка и дополнение необходимых частей работы
19
Оформление источников информации
20
Оформление работы
V.Оценка результатов и процесса работы в целом
21
Предзащита проекта (репетиция)
22
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений
23
Подготовка к публичной защите (презентации)
24
Подготовка стендового материала
25
Публичная защита проекта
26
Подведение итогов работы
27
Конструктивный анализ выполненной работы
28
Выстраивание дальнейших перспектив работы
Такие чек-листы очень удобны как для учителя, так и для учеников. С помощью чек-листа планируется работа над исследовательским проектом, отмечаются предварительные сроки выполнения каждого этапа, фиксируется отметка о выполнении (или не выполнении запланированного), и при необходимости вносятся корректировки в примечание.
Таким образом, исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.